Литературнык дебаты "Разум или чувства"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Смирнова Нина Григорьевна

Данный урок отрабатывает умение старшеклассников вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, в то время, как противоположная позиция имеет тоже право на существование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данное мероприятие отрабатывает умение старшеклассников вести дискуссию, умение отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

Сценарий литературных дебатов по теме «Разум или чувства»

(9-11классы)

Цель: 

-отрабатывать умение вести дискуссию, умение отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

Задачи: 

-вовлечь в диалог всех учащихся;

-концентрировать внимание участников и зрителей на содержании обсуждаемого материала;

-избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии;

-исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.

План проведения дебатов

Этап подготовительный

Распределение ролей в дебатах:

- 2ведущих

- таймкипер

- 2 команды по 5 человек

К дебатам подготовили тезисы и аргументы в защиту разума и чувств.

- эксперты(3 человека), секретарь (Приложение1)

- зрители

Основной этап

1.Выступление капитана: представление команды и тезиса

2.Дебаты (каждый спикер выступает 3 мин.)

3.Раунд вопросов

4. Итог дебатов

5. Голосование экспертов. Объявление результатов

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы собрались, чтобы опробировать новую для нас современную педагогическую технологию – технологию дебатов. Данная технология учит вести полемику, отстаивать собственные взгляды и интересы, способствует развитию коммуникативных навыков, навыков критического мышления. Дебаты предполагают чёткое распределение ролей: именно поэтому мы выбрали ведущего, определили команды участников (спикеров), пригласили в жюри («Совет справедливых») учителей, а также ваших одноклассников. Мы подобрали тему диспута, помогли вам подготовить выступления, разработали критерии их оценивания. На самом деле, это очень непросто высказываться на определённую тему, да ещё с привлечением литературного материала. Но мы видим в вас умных и думающих людей, поэтому надеемся, что у нас всё получится! Итак, слово предоставляется ведущим нашего диспута.

1ведущий:

Сегодня мы здесь собрались, чтобы провести дебаты и ответить на вопрос: что правит миром — разум или чувство? Разум и чувство влияют на поступки человека?

2ведущий:

Мы должны решить, что будет правильным: действовать по велению сердца или присушиваться к своему разуму. Но прежде чем начать наши дебаты, давайте установим правила их проведения.

(Ведущие по очереди оглашают каждое правило дебатов)

1,2ведущий:

Правило 1: каждая команда вправе заявить свой кейс понятий, аспектов, аргументов за определенное время (2-3  минуты каждому спикеру);

Правило 2: каждый участник команды может выступить один раз;

Правило 3: таймкипер следит за регламентом выступлений. За 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и экспертам, ведет учет времени при тайм-аутах;

 Правило 4: эксперты оценивают аспекты, аргументы, выступления спикеров по определенным критериям и заносят результаты в экспертные карты, (оценивается не тезис, а аргументы!);

Правило 5: диалог должен вестись строго по заявленной теме и в рамках этических норм;

Правило 6: команда поддержки (зрители) имеют право высказать свою позицию или задать вопрос по окончании выступлений всех спикеров, на вопросы может отвечать любой член команды.

1ведущий:

Итак, начинаем…

Слово предоставляется капитану 1 команды.

Выступление капитана команды «Мы за Разум»

Капитан представляет команду и заявляет, что человек должен руководствоваться в своих поступках, прежде всего, разумом. Когда мы говорим РАЗУМ, то мы имеем в виду способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Великий персидский поэт Фирдоуси ещё в 10 веке говорил, что лишь в разуме счастье, беда без него, Лишь разум — богатство, нужда без него.

Выступление капитана команды «Мы за Чувства»

Капитан представляет команду и заявляет, что чувства правят миром и доминируют над разумом.

Чувства - это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Большинство писателей, как русских, так и зарубежных утверждают, что мир человеческих чувств интересен, а мир разума – скучен. Разум - это всегда что-то расчетливое и холодное. А от слова « чувства» веет теплом. 

Вдохновенье  и Веселье   

Влюбленность, Воодушевление, Волненье,

Восторг,  Восхищение,  Гордость,   Достоинство 

Наслаждение,  Нежность    и    Радость 

Сопереживание,  Спокойствие,  Сопричастность   

Сострадание,  Сочувствие   -  Страсть!

Это лишь малый перечень чувств, которые может испытать человек! Без них

жизнь бесцветна, тускла и безрадостна, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания.

Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни» и с этим нельзя не согласиться!

Выступления спикеров разных команд (поочерёдно)

Тезисы и аргументы команды «Мы за разум» (кратко)

1спикер. Человек должен всегда думать о правильности своего решения. Подходить к принятию решения разумно. Особенно государственный человек. Когда человек руководствуется чувствами, им управляют страсти, то случается беда.

Литературный пример: «Слово о полку Игореве». Пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.

2спикер. Н.В. Гоголь писал: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями». Разумным человеком мы можем назвать Е.Онегина.

Литературный пример: А.Пушкин «Евгений Онегин».

Таким образом, разум помог Онегину поступить в этой ситуации порядочно и спасти честь девушки.

3спикер.М.М. Пришвин говорил, что«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».

Литературный пример: А.Пушкин «Евгений Онегин». В борьбе чувств и разума победил разум. Героиня не запятнала свою честь, не нанесла душевной раны мужу, хотя и глубоко любила Онегина. Она отказалась от любви, понимая, что, связав узами брака свою жизнь с человеком, она просто обязана быть ему верна.

4спикер. «Один только разум может обеспечить безмятежный покой» - это слова Сенеки. Справедливо будет отнести их к судьбе героини повести Карамзина «Бедная Лиза».

Литературный пример: Карамзин «Бедная Лиза». Автор восклицает: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок - царь чувств твоих?»

 5спикер. Л.Н. Толстой считал, что разумное и нравственное всегда совпадают. Следовательно, безрассудные поступки безнравственны.

Литературный пример: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Писатель показывает, что прекрасное чувство любви способно толкнуть человека на страшные поступки: мы видим, что Андрий обращает оружие против своих прежних товарищей, вместе с поляками сражается против казаков, среди которых его брат и отец.

Выступления спикеров разных команд (поочерёдно)

Тезисы и аргументы команды «Мы за чувства» (кратко)

1спикер. Чувства порождают лучшие качества человек, они трогают душу человека и приводят её в волнение, изменяя человека в лучшую сторону.

Литературный пример: А.Пушкин «Евгений Онегин».

2спикер. Чувство справедливости и правдолюбия приводят людей к неустанным поискам и к историческим открытиям.

Литературный пример: В.Каверин «Два капитана»

3спикер. Жизнь без чувств была бы пустой и неинтересной. С помощью чувств мы можем постичь то, что мы ещё не знаем, найти то сокровенное, что нужно нашим душе и сердцу.

Литературный пример: В.Шекспир «Ромео и Джульетта»

4спикер. Чувства любви и патриотизма спасают жизнь человека, заставляют его бороться за неё, несмотря на полное отсутствие сил.

Литературный пример: Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

 5спикер. Чувства преданности и верности спасают жизнь человека.

Литературный пример: А.Пушкин «Капитанская дочка»

Раунд вопросов

1ведущий

Итак, уважаемые зрители вы послушали выступления спикеров, думаю, что у вас появились вопросы.

2ведущий

У вас есть 3 минуты для того, чтобы определиться: какие 3 вопроса вы зададите противоположной команде.

Команды задают друг другу вопросы. На обсуждение ответа даётся 2минуты.

Итог дебатов

1ведущий

Анализируя поступки литературных героев, мы пришли к выводу, что от выбора между разумом и чувством зависят не только отношения между людьми, но и судьба человека и даже целого государства.

2ведущий

Итак, что правит миром – разум или чувства? Должен ли разум брать верх над чувствами? Или человек должен слушать свое сердце?

1ведущий

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В одних ситуациях следует прислушиваться к голосу разума, а в других ситуациях, напротив, нужно поступать в согласии с чувствами.

2ведущий

Человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.

Голосование экспертов. Объявление результатов

Приложение 1

В помощь экспертам

«Совет справедливых»

1этап. Выступления спикеров

Содержание

1. Понимание задания

- выступление демонстрирует точное понимание задания, тезис сформулирован чётко – 2б.

-присутствуют неточности в ответе, тезис сформулирован чётко – 1б.

- тезис не сформулирован - 0б.

2. Аргументация позиции

- убедительная, приводятся конкретные факты и примеры -2б.

- аргументация убедительная, но неполная – 1б.

-аргументация отсутствует -0б.

3. Логика изложения информации

-логичное изложение материала – 2б.

-нарушение логики – 1б.

-отсутствие логики-0б.

4. Культура речи, умение высказываться

-спикер грамотно владеют речью, уверенно держатся перед аудиторией, регламент соблюден – 2б.

- спикер допускает негрубые речевые ошибки, незначительно нарушает регламент, пользуется конспектом – 1б.

- спикер теряется перед аудиторией, допускает грубые речевые ошибки, не может удержать внимание аудитории – 0б.

1этап – выступления спикеров

Содержание

всего

критерии

Понимание задания

2б.-0б.

Аргументация позиции

2б.- 0б.

Логика изложения информации

2б.- 0б.

Культура речи, умение высказываться

2б.- 0б.

РАЗУМ

1

2

3

4

5

ЧУВСТВА

1

2

3

4

5

Член жюри ______________________________

2этап. Вопросы. Работа в команде

РАЗУМ

ЧУВСТВА

1.Вопрос сформулирован чётко и по теме (1б. - 0б.)

2.Вопрос сформулирован чётко и по теме (1б. - 0б.)

3.Вопрос сформулирован чётко и по теме (1б. - 0б.)

Дан убедительный ответ на 1 вопрос(1б. - 0б.)

Дан убедительный ответ на 2 вопрос(1б. - 0б.)

Дан убедительный ответ на 3 вопрос(1б. - 0б.)

Спикеры доброжелательны к собеседникам, не проявляют агрессии

(1б. - 0б.)

В обсуждении участвует большая часть спикеров (1б. - 0б.)

всего

Член жюри ______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Органы чувств"

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д...

Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"

Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...

Формирование чувства ритма как составная часть развития музыкальности учащихся

Музыкально-ритмическая способность, то есть  музыкальный  ритм,  ощущение его человеком – это  основа  музыкальности. Формирование чувства ритма у  учащегося – одна из на...

Урок обществознания "Самое утреннее из чувств"

Урок по обществознанию в 8 классе с использованием презентации....

"Что человек чувствует, о чем размышляет"

презентация к уроку по учебнику Боголюбова Л.Н.,Ивановой Л.Ф....

Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"к

конспект урока по зарубежной литературе в 8 классе " Они ушли во тьму, но не исчез их след"...

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритмаДля установления уровня развития ладового чувства: ...