Конспект открытого урока по теме: "А. Н. Островский "Гроза". Образ Катерины"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Кирсанова Ирина Матвеевна

Конспект открытого урока по теме: "А. Н. Островский "Гроза". Образ Катерины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_groze.docx18.29 КБ
Файл groza_ostrovskogo2.pptx1019.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.Н. Островский. Образ Катерины. Ее душевная трагедия.

Класс: 10

Цели:

  1. Обучающие: обучение анализу драматического произведения; анализ образа Катерины; раскрытие внутреннего конфликта героини; понятие причин самоубийства героини.
  2. Развивающие: развивать монологическую речь, творческие способности об-ся, общеучебные умения и навыки; создать условия для развития у об-ся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее, умение сравнивать, доказывать и опровергать.
  3. Воспитательные: воспитывать умение осознавать ситуацию выбора, ответственность за нее на основе нравственных ценностей и идеалов.

Ход урока:

  1. Вступление.

- Сегодня мы завершаем работу над драмой А.Н. Островского «Гроза». Тема урока: «Образ Катерины. Ее душевный конфликт». (слайд 1).

- Как вы считаете, на какой вопрос мы должны попробовать ответить в конце урока, исходя из темы урока? (Почему погибла Катерина? Что послужило причиной ее смерти?) (слайд 2).

- Это проблемный вопрос. Шаг за шагом, вслед за писателем мы попытаемся ответить на этот вопрос.

- На ваш взгляд, какие вопросы мы должны затронуть, чтобы ответить на главный (сравнить жизнь в родительском доме и доме Кабанихи; с чем сталкивается Катерина в доме Кабанихи; что подталкивает к встрече с Борисом; покаяние – слабость? Был ли у Катерины иной путь?)

    II.        Работа со статьей Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (файл 4).

               - Мы говорили об этом литературном критике на прошлом уроке. Д/З было прочитать статью и выделить, на ваш взгляд, главные моменты, касающиеся характеристики Катерины.

              - Перед вами отрывок сочинения об-ся по нашей теме. К какому выводу приходит автор сочинения? Кого видит виновным в гибели Катерины (слайд 3).

  III.       Беседа по тексту.

              - Первая встреча с Катериной. Какую Катерину мы видим? (чувство собственного достоинства, столкновение с Кабанихой).

            - Какие черты характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой? (действие 2, явление 2).

            - Сравнить жизнь в родительском доме и доме Кабанихи.

          - В чем признается она Варваре? (грех – полюбила другого).

          - А Тихона Катерина любила? («Мне жалко его очень»).

          - Что советует Варвара? (обманывать, не проговориться).

          - Как Тихон подталкивает Катерину к греху – измене? (проводы Тихона – неспособность не только защитить, но и понять жену, он унижает Катерину, исполняя наказы матери. Цель Кабанихи – покорность Катерины).

         - Какие слова Тихона оскорбительны для жены, для любой женщины?

         - Почему Катерина полюбила Бориса? (с виду и по речям не похож на других, потребность любить, оскорбленные чувства, желание воли).

         - Кто и как устраивает первое свидание с Борисом?

МОНОЛОГ («КЛЮЧ») (чтение наизусть)

        - Что борется в Катерине? (Страсть и долг – ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ).

       - Как раскрывается душевное состояние Катерины после приезда Тихона? (надвигается гроза, вина перед Тихоном – норма религиозной нравственности).

      - Всенародное покаяние – слабость? Что было бы, если она не раскаялась? (скрыла грех, научилась бы обманывать и притворяться, приспособилась, примирилась с окружающим миром, но Катерина восстает против обмана, который вошел в ее жизнь).

     - Внутренний конфликт в душе разрешен?

 IV. Островский – создатель русского драматического театра (слайд 5 – знакомство с актрисами, исполняющими роль Катерины в театре).

Стрепетова – покорная жертва «темного царства», мученица.

Ермолова – протест против самодурства, ее Катерина – луч, рождал ощущение новой жизни.

 - Посмотрите и прослушайте монолог Катерины в исполнении актрисы А.К. Тарасовой.

V. Подведение итогов.

 - Вернемся к проблемному вопросу: «Почему погибла Катерина?» («темное царство» и внутренний конфликт героини).

- Что можно добавить в сочинение об-ся, рассуждая о внутреннем конфликте Катерины?

 VI. Д/З (слайд 6)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.Н. Островский «Гроза» Образ Катерины. Её душевный конфликт

Слайд 2

Почему погибла Катерина?

Слайд 3

Отрывок из сочинения «Образ Катерины» обучающейся 10 класса Центральным персонажем драмы является Катерина. Натура впечатлительная, чуткая, честная, она задыха­ется в атмосфере злости и ненависти, царящей в доме Кабанихи « Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… что в могилу! В могиле лучше …» «…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны !». В доме Кабановых она попала в «темное царство» духовной несвободы. Катерина постоянно чувствует зависимость от свекрови, которая каждую минуту готова унизить ее человеческое достоинство; терпит унижения и оскорбления, о стороны мужа она не встречает никакой поддержки. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: она словно «завяла», только и осталось, что воспоминания о той далекой прекрасной жизни, когда сердце всякий день ликовало и радовалось. Катерина мечется, как птица с обрезанными крыльями. Катерине сложно смириться с бессмысленностью своего суще­ствования. Смерть она понимает как освобождение. Истерзанная душа поддается на уговоры сердца… и Катерина свободна.

Слайд 4

Н.А. Добролюбов

Слайд 5

Исполнительницы роли Катерины Полина Антипьевна Стрепетова 1850-1903гг. Мария Николаевна Ермолова 1853-1928гг.

Слайд 6

Домашнее задание Темы сочинения: Был ли иной путь у Катерины? Город Калинов и его обитатели. Тихон и Борис ( сравнительная характеристика).

Слайд 7

Интернет-источники https:// img-fotki.yandex.ru/get/30530/200418627.184/0_17fa10_17c2287a_orig.png http:// tynnyri.ru/img-q5y5x5n4g4041456w4t4q2x5t5f5v4a4a4x5p4v2o4o4/uploads/2015/07/23/14436027.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

Открытый урок по теме: "Выразительные возможности графики (образ дерева)" с презентацией

Материал может быть использован при проведения урока в 5 классе. На уроке ребята расширяют свои представления о графике, учатся работать различными графическими материалами....

Открытый урок по теме: "Работа над художественным образом".

научить ученика играть образно, передовая замысел композитора; уметь использовать туше и различные приемы исполнения в соответ...

Открытый урок по теме: "Спорт и здоровый образ жизни" к Чемпионату мира по футболу

Данная презентация и разработка урока по теме : "Спорт и здоровый образ жизни" была  подготовлена к Чемпионату мира по футболу. Этот материал материал может быть использован учителями, ...