Урок по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Лаврикова Елена Викторовна

Цель: показать особенности рассказа и мастерство автора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rasskazu_i.s._turgeneva_biryuk.rar891.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Глубокий интерес автора к человеку» 

 Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»

Цели :  

образовательные:  показать особенности рассказа «Бирюк» и мастерство автора – рассказчика в изображении жизни народа; рассмотреть изображение душевного состояния персонажей  рассказа

развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.
3) формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.
4) учить сжато излагать повествовательный текст
5) развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас.
6) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

воспитательные:
1) воспитание общечеловеческих ценностей
2) умение работать в группе: уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-поиск (урок-практикум).

Форма урока: групповая, фронтальная.

Оборудование: проектор, музыкальное оформление, презентация

Эпиграф

В крепостном крестьянине И.С.Тургенев показал человека,

 который так же, как и все люди имеет человеческие права.

I. Оргмомент.  

II .Беседа. Актуализация знаний . Слайд 1

Мы уже познакомились с биографией одного из самых видных писателей середины 40-х годов

19 века, коим является И. С. Тургенев, и с его рассказами, которые входят в сборник "Записки охотника". "Записки охотника были опубликованы в1852 году. Они явились непосредственным и наиболее глубоким выражением общественной и литературной борьбы 1840-х годов х1х столетия. Центром этой борьбы был вопрос о крепостничестве, т. е. вопрос о судьбе закрепощенного народа.

Напомните мне, пожалуйста, почему целых 25 рассказов и очерков объединены в одну книгу?

(Во всех рассказах присутствует один и тот же герой - Петр Петрович. Это дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время охоты. Поэтому сборник назван "Записки охотника"). Слайд 2

Рассказ "Бирюк" был написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл "Записки охотника", Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Многие герои, упоминаемые в рассказах, были знакомы автору. В имении матери Тургенева был лесник Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне.

-  Ребята! Мы продолжаем работу над рассказом Ивана Сергеевича Тургенева "Бирюк". Сейчас прозвучит музыка Свиридова на слова С. Есенина « Я странник убогий» (из сборника «Деревянная Русь». Вы внимательно послушайте ее, и потом мы поделимся впечатлениями, которые оставила эта музыка в душе каждого из нас.

(Звучит музыка Свиридова на слова С. Есенина « Я странник убогий» (из сборника «Деревянная Русь»)

- Итак, какое настроение возникло? Какую картину вы представили? (У меня возникло тревожное чувство, как будто душа болит. Гнетущее и горькое чувство.  Я представила ветхие крестьянские избы, тощую клячу  во дворе,  нищих людей, идущих по дороге.

- Перекликается ли это с вашим впечатлением о рассказе "Бирюк"?( - Рассказ оставляет в душе тяжелое чувство, как и музыка. Нищета, убогость, безысходность крестьянской жизни, переданные в рассказе, звучат и в музыке.) 

-  К какому моменту рассказа подходит эта музыка? (К началу и к концу рассказа. Эта музыка звучит как горькое раздумье автора. К описанию избы)

 III . Работа по теме урока.

1. Объявление темы и цели урока. Слайд 3

-  Музыка помогла нам настроиться на тему урока: «Глубокий интерес автора к человеку.»  Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»

Цель нашего урока - заглянуть в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения, т.е. замысла автора. 

2. Беседа о смысле заглавия рассказа

 Начнём работу над произведением, как ни странно, с разговора о животных. А конкретно - о волках. Слайд 4

- Вспомните, каким главным качеством обладает волк как герой фольклорных произведений (поговорок, пословиц, сказок)?

(Кровожадность)

- Соответствует ли действительности такое народное представление о волке?

(Да, это хищное, плотоядное животное)

- Какие ещё качества волка отмечают исследователи этих животных?

(Выносливость, чутьё, ум)

- Почему разговор о произведении мы начли с беседы о волках?

(«Бирюк» - название произведения. Герою рассказа, леснику Фоме Кузьмичу, крестьяне соседних деревень дали прозвище - Бирюк. А слово это имеет значение - волк-одиночка)

- Почему одинокому волку народ дал специальное название?

(Обычно волки охотятся стаями)

- Всякий ли волк решится на охоту в одиночку?

(Только матёрый зверь)

Словарная работа:

Но слово Бирюк имеет и другое  значение
1) нелюдимый, угрюмый человек

- Подведём итог. Какое представление о герое рассказа формирует у читателя название произведения?

(Жестокий, выносливый, нелюдимый человек, уверенный в своих силах человек, обладающий тонким чутьём.

Запишите ассоциации к слову волк.  (лес, страх, хищник, зверь, и даже — суеверие, колдовство)

Действительно, в народных сказках, преданиях волк часто оказывается оборотнем, нечистой силой.

И сам герой рассказа Фома изображён как нечто необычайное: он появляется во время грозы и будто слит с ней: “появился, словно привидение”, “вырастает как из-под земли”, “силён и ловок, как бес”, “ни на какую приманку не идёт”, “сжить со свету собирались, да нет, не даётся”, видит в темноте, хорошо ориентируется в лесу, слышит то, что другим не слышно. Большинство этих характеристик Фомы принадлежат мужикам. Почему же они его так воспринимают? Дети создают свои гипотезы: может быть, потому, что его поведение им не удаётся объяснить обычными, обыденными причинами, ведь он не такой, как все: не пользуется своим положением, чтобы нажиться, исполняет свои обязанности честно.

3. Физминутка (покачивания из стороны в сторону;  проводит ученик)

4. Работа в группах  

- Название рассказа - не единственное средство, формирующее наше представление о характере персонажа. Какие ещё средства создания характера вы знаете?

(Пейзаж, портрет, речь, интерьер)

Мы должны выяснить: «Почему хороший человек назван бирюком?» Каков он на самом деле? Что делает его бирюком?

- Цель работы в группах - выяснить, подтверждают ли перечисленные средства создания характера представление о герое, которое сложилось у нас после анализа заголовка рассказа. Добавляют ли они какие-либо черты к портрету героя?

Учитель раздает карточки и дает время для обсуждения. (Звучит музыка Георгия Свиридова )

Задания группе "Интерьер".

 (Интерьер- часть изображенного мира худ-го произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа.)

1. Художественный пересказ (описание жилища Бирюка).

2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища к пониманию характера героя).

(- Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер.  Его жизнь трагична и безотрадна)

Задание группе "Портрет Бирюка" 

( Портрет- изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.)

1. Художественный пересказ (описание внешности главного героя).

2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий ее, удостоился такого прозвища - Бирюк?

Ответы:

По тексту: Бирюк -

  • высокого роста,
  • плечист,
  • черная, курчавая борода,
  • мужественное лицо,
  • сросшиеся брови,
  • небольшие карие глаза:

(Герой рассказа действительно нелюдимый и замкнутый . Его сделала таким жизнь: положение лесника, ненависть мужиков, одиночество. Тургенев считает, что человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее не может озлобиться. Именно близость к природе, слитность с ней, природную красоту героя и подчеркивает автор.

Портрет героя помогает понять авторский замысел, идею произведения

Какова идея произведения, что автор выразил им?

(Человек, близкий к природе, любящий и понимающий ее, не может озлобиться, он способен сострадать, быть милосердным. Человек - единое целое с природой).) 

Задание группе "Пейзаж" 

Пейзаж - изображение в художественной литературе картин природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.

1. Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя?

2. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа "Бирюк"?

3.. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

( При свете молнии и звуках дождя мы видим лесника, его избу, мужика. "Темно-синее небо", "тяжелые громады туч", "длинные молнии" - это фон, на котором происходит действие рассказа. Можно считать, что пейзаж в рассказе "Бирюк" - это одно из действующих лиц.

- Появление каждого героя связано с молнией, дождем, грозой.

- Дождь в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика.)

Выводы учителя: Пейзаж выполняет разные задачи в произведении - он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему.

Гроза - образ, символ в рассказе. Это не только явление природы, Бирюк - гроза воров, гроза - психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшие в гнев.)

Подведем итоги. Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны, переплетены между собой и помогают создать образ главного героя  Слайд 5

Внешние проявления

Внутренние качества

Подневольный, мрачный, нелюдимый, хмурый, грозный (гроза всех мужиков), грубый, немногословный, сильный физически, необщительный, одинокий, покинутый, бедный.

Мужественный, совестливый, сострадательный, добросовестный, великодушный, добрый, отзывчивый, понимающий, хозяйственный, заботливый, честный.

Вывод: впечатление о Бирюке создаётся по внешнему виду. На самом же деле это хороший человек, только нелюдимый, скрытный, никому не показывает своего истинного лица. Он знает, что будет наказан хозяином за срубленное дерево, однако отпускает вора. Сам живёт в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе: понимает, что бедняк ворует не от жадности, а от безысходности, только беспросветная нужда толкает его на такое опасное дело. Наверное, сама жизнь заставляет быть и нелюдимым, грозным: он живёт одиноко в лесу в низенькой, закоптелой избушке с двумя малолетними детьми, покинутыми матерью, сбежавшей с каким-то городским мещанином. Крепостное право тоже наложило свой отпечаток на жизнь этого человека. Быть лесником – это единственный источник доходов, чтобы прокормить детей, и он боится потерять работу, вот потому так усердно служит, а, может, и нужно говорить о его добросовестности, что не позволяет служить кое-как.

I V. Итог урока.

 Прочитайте эпиграф к нашему уроку и подумайте, как он соотносится с главной мыслью рассказа ? В эпиграфе так же, как и в очерке утверждается мысль о человеческом достоинстве: никто не имеет право унижать, притеснять человека.

V. Рефлексия

Вопрос классу: чем мы занимались сегодня на уроке? Что узнали и повторили? Как вы понимаете  слова Белинского о том, что  Тургенев в «Записках охотника» «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»?(На этом уроке мы сделали анализ рассказа И.С. Тургенева "Бирюк". Мы смогли увидеть, как писатель раскрывает различные стороны характера героя через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и к людям. Рассказ не содержит прямого протеста против крепостного права, однако он интересен тем, что писатель сумел разглядеть и показать нам духовную силу русского мужика. Недаром известный критик В.Г. Белинский сказал, познакомившись с "Записками охотника", что И.С. Тургенев "зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой еще никто не заходил".

Дом. задание

1. Составить цитатный план рассказа

Примерный цитатный план рассказа «Бирюк»:

1. «Гроза надвигалась...»

2. «Невесело  войти ночью в мужицкую избу...»

3. «Редко мне  случалось видеть такого молодца...»

4. «В лесу  шалят...»

5. «Он держал  под собою вора...»

6. «Отпусти... Ей-богу, с голодухи...»

7. «Убирайся  к черту... Да смотри, в другой  раз у меня!..

2.Подготовьте художественный пересказ текста (описание портрета мужика)

Приложение

Задание группе "Пейзаж"

Пейзаж – это…._______________________

1. Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя?

2. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа "Бирюк"?

3. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

Приложение

Задание группе "Портрет Бирюка"

 Портрет- это…_______________________

1. Художественный пересказ (описание внешности главного героя).

2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий ее, удостоился такого прозвища - Бирюк?

Приложение

Задания группе "Интерьер".

 Интерьер- это…_______________________

1. Художественный пересказ (описание жилища Бирюка).

2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

3. Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы?

Резерв.

Начинаем с беседы по содержанию:

- Почему рассказ называется "Бирюк"?

- Как в действительности звали героя? (Фомой называет себя сам герой, "Фома Кузьмич"- так обращался к леснику мужик, пойманный ночью в лесу, Бирюком прозвали героя крестьяне, И.С.Тургенев делает примечание о том, что в Орловской губернии бирюком называют одинокого, угрюмого человека.)

- Как Фома стал Бирюком? Почему он суровый и нелюдимый? (Фома отлично "справляет свою должность", "мастер своего дела", "силен и ловок, как бес", в любую пору не даст утащить и "вязанки хворосту", неподкупен и никому не дает спуску. Окрестные мужики боятся его, как огня. Сам Фома говорит: "Даром господский хлеб есть не приходится". Герой живет в лесу с двумя малыми детьми, его жена с "прохожим мещанином сбежала".)

Прошу ребят нарисовать словесный портрет героя и сделать вывод об отношении автора к герою. ("Молодец", "плечист и сложен на славу", "могучие мышцы", "суровое и мужественное лицо", глаза "смело глядели" - вcё убеждает нас в том, что и рассказчик, и автор уважительно, с симпатией относятся к герою.)

Далее ребята описывают избу лесника, которая "состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок".

Спрашиваю, разделяют ли ребята чувства рассказчика, который с горечью отмечает: "Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло"?

Здесь же можно обратиться к иллюстрациям в учебнике (автор В.Я. Коровина) и выяснить, такими ли ребята представляют себе героев.

-А чем угощал своего гостя Бирюк? (На этот вопрос ребята не всегда отвечают "с ходу".) Вспоминаем вместе, что кроме хлеба у Фомы ничего нет. "Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет".

- Какая сцена в рассказе является самой острой, кульминационной? (На доске - определение кульминации).

Читаем по ролям диалог Бирюка с пойманным в лесу мужиком. Обращаем внимание на слова автора, сопровождающие реплики мужика: "заговорил …голосом глухим и разбитым", "твердил", "повторял с унылым отчаянием".

- Чем объяснить перемену в поведении мужика: поначалу "бедняк потупился", а некоторое время спустя "внезапно выпрямился", "глаза загорелись, и на лице выступила краска"? Почему меняется не только тон, но и лексика: "душегубец окаянный", "азиат, кровопийца", "зверь"? Конфликт достигает своей остроты. Озлобленность мужика вызвана отчаянием положения, в котором он оказался.

- Ожидали ли вы такой развязки?

- Почему ни жалкие и униженные просьбы мужика, ни заступничество барина не тронули Бирюка? (Здесь ученики должны еще раз вспомнить о том, каким замечательным работником зарекомендовал себя Фома).

- Почему лишь гневный взрыв отчаяния мужика достиг цели?

Бирюк не может не пожалеть мужика, понимая, что эта озлобленность и отчаяние – от нищеты и безысходности. "Пришиби - один конец; что с голоду, что так – все едино". К крайнему изумлению рассказчика, Бирюк отпускает вора.

- Какие лучшие человеческие качества русского крестьянина отразились в рассказе?

Исправно несущий свою службу ("Я тоже человек подневольный; с меня взыщут"), угрюмый и нелюдимый, Фома, оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика.

- Как проявляются взгляды автора в рассказе?

Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, "Записки охотника" сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга ("Записки охотника") послужила делу освобождения крестьян.

- Почему же такое влияние имела на умы, настроения в обществе эта книга? И какую роль, по-вашему, сыграл рассказ "Бирюк" в деле отмены крепостного права?

Пример словарика:

бирюк - волк-одиночка (обл.); одинокий, нелюдимый человек (пояснение Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»);

верста  — примерно 1060 м;

верх (здесь) — овраг;

взыскать  — заставить уплатить или подвергнуть наказанию;

дрожки  — легкий открытый рессорный экипаж;

живот (здесь) — домашнее животное, лошадь;

замашная (рубашка) — домашняя рубаха из грубого холста;

засов — дверной запор в виде задвижки;

кушак — пояс, сделанный обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура;

лозники — ивовый кустарник;

лучина  - тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель;

мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремесленников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги - ничего не видеть;

не  давать спуску — не уступать власть, держать под контролем; оглобли — две жерди, служащие для запряжки лошадей; плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле - возле;

покромка  — обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити - по кромке, по краю;

полати  - в деревенской избе: нары для спанья, устроенные под потолком;

полка (ружья) — часть кремневого замка (пускового механизма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламенения порохового заряда в стволе;

понурить  — уныло склонить плечи или голову;

ракиты  - ивы; вожжа (вожжи) - часть упряжи: ремни, веревки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью;

рогожа  - грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца; 

оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

рысистая  — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лошади, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);

справлять (здесь) — выполнять (должность);

челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...