конспект урока по литературе 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

тема урока "А. С. Пушкин Зимнее утро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_zimnee_utro.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе № 14. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.

Цель: продолжить знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными средствами литературы.

Ожидаемые результаты:

Предметные: Ученик научится аргументировать свою точку зрения. Выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово – родовой природе.

Метапредметные:

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

 Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. 
Прослушиваем выразительное чтение наизусть стихотворений «Узник».
Работа по теме урока.

Мотивационно-целевой этап.

Интерактивная доска  с репродукцией картины с изображением русской зимы.

- Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением.

Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок.

Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.С.Пушкин?

- Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?

*Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина

*Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта

*Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

-Готовы ли вы погрузится в чудесный мир лирики Пушкина?

-Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он…

Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.

«Зимнее утро» 
 Читает стихотворение учитель.      

Словарная работа.

Какие слова вам не понятны?

Нега – наслаждение (устар.)

Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)

Вечор – вчера (диал.)

Нынче – сейчас (устар.)

Озарена – освещена (устар.)

Велеть – приказать (устар.)

Запречь – запрячь, запрягать (устар.)

Предадимся – отдадимся (устар.)

  Анализ стихотворения проводим по вопросам, данным в учебнике (с. 57).

Первая строфа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» передает чувство радости, восхищения картиной искрящегося солнечными искрами снега, восхищения красотой молодой женщины.
      — Кто такая Аврора?
      — Как называли богиню утренней зари древние греки? Вспомните строки из «Одиссеи», в которых говорится о наступлении утра.
      — Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии?
      — Какой прием использует поэт в первой строке стихотворения?
      Мороз — холод, солнце — тепло, свет. Стихотворение начинается антитезой.
      — Какое еще противопоставление есть в первой строфе? 
Богиня зари — простая женщина.

Давайте попробуем составить такую табличку слов-противопоставлений (раздаточный материал.)

Как вы думаете с какой целью мы выполняем эту работу?   

оптимизм

пессимизм

Утро

Солнце

Радость

Пробуждение

нынче

Вечер

Мгла

Печаль

Сон

вчера

После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.
      — Сравните картины, нарисованные
во второй строфе и в других строфах.
      Пушкин противопоставляет «вечор» и «нынче», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Использование антитезы придает этому стихотворению особую выразительность.

Во второй строфе поэт использует антитезу для того, чтобы, вспоминая о вчерашней вьюге, подчеркнуть радость и торжество солнечного утра.
      Антитеза играет большую роль в построении стихотворения.
      
В 3-й строфе мы вспоминаем о том, что такое сравнение, и даем понятие о метафоре.
      
Сравнение: «луна, как бледное пятно...»
      Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
      — 
Найдите эпитеты в предпоследней строфе. Какое настроение они создают?
      
— Как вы понимаете слова: «Вся комната янтарным блеском / Озарена»?
      Обратим внимание на то, с какой интонацией читается эта строфа.

      — Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; не хочется двигаться с места и в то же время солнце манит на улицу?
      — Какой прием, известный вам по стихотворению «И. И. Пущину», использует поэт в первой и последней строфах?
      Этот прием — обращение: «красавица», «друг милый».
      — Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму. Передают ли эти глаголы ощущение движения, прорыва?
      — 
Если бы надо было передать последнюю строфу прозой, как бы вы «перевели» глаголы?
      «Предадимся бегу» — давай поедем, «навестим» — давай навестим.
      
Сделаем вывод, что поэт использует пожелание, побуждение к действию.

Можно проследить, как отличается это дружеское пожелание от торжественного пожелания в послании И. И. Пущину.
      — 
Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости?
      При чтении возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, свое желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой.

Пушкин пишет о движении. Он словно призывает не только красавицу, но и самого читателя к действию: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег.

Поэт открывает нам, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно.
Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания 

Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради). 

Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и  ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности.

В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

Задавание домашнего задания.
 Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро».
 Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

Для желающих:  попробовать свои силы в пейзажной лирике - сочинить свое стихотворение.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....