рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по литературе (9 класс)

Вихрова Наталья Михайловна

рабочая программа по литературе, 9 класс, ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_9_2020.docx72.8 КБ

Предварительный просмотр:

Г.ГОРНЯК ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №3»

ПРИНЯТО

Руководитель ШМО

________Шевченко Л.Н.

Протокол № ___ от

«____» _____ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

_____________Минаева Г.В.

_____________2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ МБОУ «Гимназия №3»

от ________________2019 г.

№_____

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

9  класс, основное общее образование,

на 2019-2020 учебный год

Составитель: Вихрова Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

первая категория

2019 год

Содержание:

1

Пояснительная записка

3-5

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

5-7

3

Содержание учебного предмета

7 - 13

4

Тематическое планирование

14-18

5

Учебно-методическое обеспечение реализации программы

18

6

Материально-техническое обеспечение реализации программы

18

                                                                                       

  1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа разработана на основе календарного учебного графика на 2019/2020 учебный год, учебного плана на 2019/2020учебный год, авторской  программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 5 – 9 классы, 2-е издание, переработанное; М.: Просвещение, 2014 год с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МБОУ "Гимназия №3" и отражают пути реализации содержания предмета.

1.2. Используемый учебно-методический комплект:

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и др. под редакцией Коровиной В.Я.  Программа общеобразовательных учреждений. Литература для 5-11 классов. 2014.

2. Коровина В.Я. Литература. 9 кл.: Учеб. В  2 ч. с прил.  на электронном  носителе  (фонохрестоматия). —  М.:  Просвещение,  2018.

3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические  материалы: 9 кл. — М.: Просвещение,  2010.

4. Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные  разработки: Кн.  для  учителя.  —  М.: Просвещение,  2014.

5. Беляева Н.В. Литература. 5—9 классы. Проверочные работы. — М.:  Просвещение,2010.

1.3. Срок реализации программы – 1 год.

1.4. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МБОУ «Гимназия №3» – 105 часов (из расчѐта – 3 часа в неделю).

1.5. Общая характеристика  учебного предмета      

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям, культуре и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи  учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В  рабочей  программе  учебный материал представлен  разделами:

1.  Устное  народное  творчество.

2.  Древнерусская  литература.

3.  Русская  литература  XVIII века.

4.  Русская  литература  XIX века.

5.  Русская  литература  XX века.

7.  Зарубежная  литература.

        В  каждом  разделе  программы представлены материалы  по теории  и  истории  литературы.

1.6. Основные цели и задачи

  • формирование  духовно  развитой  личности,  обладающей  гуманистическим  мировоззрением,  национальным  самосознанием  и  общероссийским  гражданским  сознанием,  чувством  патриотизма;
  • развитие  интеллектуальных  и  творческих  способностей  учащихся, необходимых  для  успешной  социализации  и  самореализации  личности;
  • постижение  учащимися  вершинных  произведений  отечественной и  мировой  литературы,  их  чтение  и  анализ,  основанный  на  понимании  образной  природы  искусства  слова,  опирающийся  на  принципы  единства  художественной  формы  и  содержания,  связи  искусства с  жизнью,  историзма;
  •   поэтапное,  последовательное  формирование  умений  читать,  комментировать,  анализировать  и  интерпретировать  художественный текст;
  • овладение  возможными  алгоритмами  постижения  смыслов,  заложенных  в  художественном  тексте  (или  любом  другом  речевом  высказывании),  и  создание  собственного  текста,  представление  своих оценок  и  суждений  по  поводу  прочитанного;
  •   овладение  важнейшими  общеучебными  умениями  и  универсальными  учебными  действиями  (формулировать  цели  деятельности, планировать  её,  осуществлять  библиографический  поиск,  находить  и обрабатывать  необходимую  информацию  из  различных  источников, включая  Интернет,  и  др.);
  •   использование  опыта  общения  с  произведениями  художественной литературы  в  повседневной  жизни  и  учебной  деятельности,  речевом самосовершенствовании.

1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.

1.8. Методы  работы с детьми с  ОВЗ:

1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.

1.9. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.

1.10. Методы и приемы обучения:

-объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснительная беседа; работа с учебником; демонстрация картин;

- репродуктивный: разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; создание текстов различных типов и жанров;

- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.

1.11. Формы и способы проверки знаний:

- проверочные работы;

- тесты;

- сочинения-рассуждения.

1.12. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности обучающихся

Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденными локальным актом – «Положением о нормах и критериях оценивания учащихся МБОУ «Гимназия №3» и УМК, «Положением  о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся с задержкой психического развития в МБОУ «Гимназия №3».

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

2.1. Личностные результаты:

Личностные результаты:

  • воспитание  российской  гражданской  идентичности:  патриотизма, любви  и  уважения  к  Отечеству,  чувства  гордости  за  свою  Родину, прошлое  и  настоящее  многонационального  народа  России;  осознание своей  этнической  принадлежности,  знание  истории,  языка,  культуры  своего  народа,  своего  края,  основ  культурного  наследия  народов России  и  человечества;  усвоение  гуманистических,  демократических и  традиционных  ценностей  многонационального  российского  общества;  воспитание  чувства  ответственности  и  долга  перед  Родиной;
  • формирование  ответственного  отношения  к  учению,  готовности  и  способности  обучающихся  к  саморазвитию  и  самообразованию  на основе  мотивации  к  обучению  и  познанию,  осознанному  выбору  и

построению  дальнейшей  индивидуальной  траектории  образования  на базе  ориентировки  в  мире  профессий  и  профессиональных  предпочтений  с  учётом  устойчивых  познавательных  интересов;

  • формирование  целостного  мировоззрения,  соответствующего  современному  уровню  развития  науки  и  общественной  практики,  учитывающего  социальное,  культурное,  языковое,  духовное  многообразие  современного  мира;
  • формирование  осознанного,  уважительного  и  доброжелательного отношения  к  другому  человеку,  его  мнению,  мировоззрению,  культуре,  языку,  вере,  гражданской  позиции,  к  истории,  культуре,  религии, традициям,  языкам,  ценностям  народов  России  и  народов  мира;  готовности  и  способности  вести  диалог  с  другими  людьми  и  достигать в  нём  взаимопонимания;
  • освоение  социальных  норм,  правил  поведения,  ролей  и  форм  социальной  жизни  в  группах  и  сообществах,  включая  взрослые  и  социальные  сообщества;  участие  в  школьном  самоуправлении  и  общественной  жизни  в  пределах  возрастных  компетенций  с  учётом  региональных,  этнокультурных,  социальных и  экономических особенностей;
  • развитие  морального  сознания  и  компетентности  в  решении  моральных  проблем  на  основе  личностного  выбора,  формирование нравственных  чувств  и  нравственного  поведения,  осознанного  и  ответственного  отношения  к  собственным  поступкам;
  • формирование  коммуникативной  компетентности  в  общении  и сотрудничестве  со  сверстниками,  старшими  и  младшими  в  процессе образовательной,  общественно  полезной,  учебно-исследовательской, творческой  и  других  видов  деятельности;
  • формирование  основ  экологической  культуры  на  основе  признания  ценности  жизни  во  всех  её  проявлениях  и  необходимости  ответственного,  бережного  отношения  к  окружающей  среде;
  • осознание  значения  семьи  в  жизни человека  и  общества,  принятие ценности  семейной  жизни,  уважительное  и  заботливое  отношение к  членам  своей  семьи;
  • развитие  эстетического  сознания  через  освоение  художественного наследия  народов  России  и  мира,  творческой  деятельности  эстетического  характера.

2.2. Метапредметные результаты:

  • умение  самостоятельно  определять  цели  своего  обучения,  ставить и  формулировать  для  себя  новые  задачи  в  учёбе  и  познавательной деятельности,  развивать  мотивы  и  интересы  своей  познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать  пути достижения  целей,  в том числе  альтернативные,  осознанно  выбирать  наиболее  эффективные способы  решения  учебных  и  познавательных  задач;
  • умение  соотносить  свои  действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять  контроль  своей  деятельности  в  процессе  достижения результата,  определять  способы  действий  в  рамках  предложенных условий  и  требований,  корректировать  свои  действия  в  соответствии с  изменяющейся  ситуацией;
  • умение  оценивать  правильность  выполнения  учебной  задачи,  собственные  возможности  её  решения;
  • владение  основами  самоконтроля,  самооценки,  принятия  решений и  осуществления  осознанного  выбора  в учебной  и  познавательной деятельности;
  • умение  определять  понятия,  создавать  обобщения,  устанавливать аналогии,  классифицировать,  самостоятельно  выбирать  основания  и критерии для  классификации, устанавливать причинно-следственные

связи,  строить  логическое  рассуждение,  умозаключение  (индуктивное,  дедуктивное  и  по  аналогии)  и  делать  выводы;

  • умение  создавать,  применять  и  преобразовывать  знаки  и  символы, модели  и  схемы  для  решения  учебных  и  познавательных  задач;
  • смысловое  чтение;
  • умение  организовывать  учебное  сотрудничество  и  совместную  деятельность  с  учителем  и  сверстниками;  работать  индивидуально  и в  группе:  находить  общее решение  и разрешать  конфликты  на основе согласования  позиций  и учёта интересов;  формулировать,  аргументировать  и  отстаивать  своё  мнение;
  • умение  осознанно  использовать  речевые  средства  в  соответствии с  задачей  коммуникации,  для  выражения  своих  чувств,  мыслей и  потребностей;  планирования  и  регуляции  своей  деятельности; владение  устной  и  письменной  речью;  монологической  контекстной речью;
  • формирование  и  развитие  компетентности  в  области  использования  информационно-коммуникационных  технологий.

2.3. Предметные результаты:

  • понимание  ключевых  проблем  изученных  произведений  русского фольклора  и  фольклора  других  народов,  древнерусской  литературы, литературы  XVIII века,  русских  писателей  XIX—XX веков,  литературы  народов  России  и  зарубежной  литературы;
  • понимание  связи  литературных  произведений  с  эпохой  их  написания,  выявление  заложенных  в  них  вневременных,  непреходящих нравственных  ценностей  и  их  современного  звучания;
  • умение  анализировать  литературное  произведение:  определять  его принадлежность  к  одному  из  литературных  родов  и  жанров;  понимать  и  формулировать  тему,  идею,  нравственный  пафос  литературного  произведения;  характеризовать  его  героев,  сопоставлять  героев одного  или  нескольких  произведений;
  • определение  в  произведении  элементов  сюжета,  композиции, изобразительно-выразительных  средств  языка,  понимание  их  роли в  раскрытии  идейно-художественного  содержания  произведения (элементы  филологического  анализа);  владение  элементарной  литературоведческой  терминологией  при  анализе  литературного  произведения;
  • приобщение  к  духовно-нравственным  ценностям  русской  литературы  и  культуры,  сопоставление  их  с  духовно-нравственными  ценностями  других  пародов;
  • формулирование  собственного  отношения  к  произведениям  литературы,  их  оценка;
  • собственная  интерпретация  (в  отдельных  случаях)  изученных  литературных  произведений;
  • понимание  авторской  позиции  и  своё  отношение  к  ней;
  • восприятие  на  слух  литературных  произведений  разных  жанров, осмысленное  чтение  и  адекватное  восприятие;
  • умение  пересказывать  прозаические  произведения  или  их  отрывки  с  использованием  образных  средств  русского  языка  и  цитат  из текста,  отвечать  на  вопросы  по  прослушанному  или  прочитанному  тексту,  создавать  устные  монологические  высказывания  разного типа,  вести  диалог;
  • написание  изложений  и  сочинений  на  темы,  связанные  с  тематикой,  проблематикой  изученных  произведений;  классные  и  домашние творческие  работы;  рефераты  на  литературные  и  общекультурные темы;
  • понимание  образной  природы  литературы  как  явления  словесного искусства;  эстетическое  восприятие  произведений  литературы;  формирование  эстетического  вкуса;
  • понимание  русского  слова  в  его  эстетической  функции,  роли  изобразительно-выразительных  языковых  средств в создании художественных  образов  литературных  произведений.

2.4. Контрольно-измерительные материалы:

1. Коровина В. Я. Читаем,  думаем,  спорим...: Дидактические  материалы:  8 кл. —  М.: Просвещение,  2017.

2. Беляева Н.В. Уроки литературы  в  8  классе. Поурочные  разработки: Кн.  для  учителя.  —  М.: Просвещение,  2018.

3. Беляева Н.В. Литература. 5—9 классы. Проверочные работы. — М.:  Просвещение,2010.

3.Содержание учебного предмета

Введение

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор).

Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.

«Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки,  сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги.

Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы.

Художественная функция вне сценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».

Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов

в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных

позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва»,

«Нищий».

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова.

Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).

«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе.

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека»

в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариков-

щины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века (обзор)

Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы поэта. Образ родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уже вечер...», «He жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя род- ная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина.

Тема России. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака.

Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».

Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Те о р и я л и т е р а т у р ы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ

XIX—XX ВЕКОВ (обзор)

А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Ба-

ратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А.К.Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий

к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А.Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», по-

следний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности

Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).

№ п/п

Содержание

Кол-во час.

Из   них

Внекл. чтение

Разв. речи

Контр работы

1

Введение

1

2

Раздел «Из древнерусской литературы»

3

4

Раздел «Из русской литературы 18 века»

10

1

1

1

5

Раздел «Из русской литературы 19 века»

56

4

6

7

6

Раздел «Из русской литературы 20 века»

30

3

Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 веков (обзор)

2

7

Раздел «Зарубежная литература»

4

1

8

Раздел «Итоговый урок»

1

1

Итого

70

8

9

4

4.Тематическое планирование

№  п.п

дата

Тема урока

план

факт

Введение.

1

02.09

Литература и её роль в духовной жизни человека

Из древнерусской литературы

2

03.09

Литература древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

3.

06.09

Центральные образы «Слова о полку Игореве»

4.

09.09

Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве»

Из русской литературы XVIII века

5.

10.09

Классицизм в русском и мировом искусстве

6.

13.09

М.В.Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»

7.

16.09

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

8.

17.09

Г.Р.Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям»

9.

20.09

Г.Р.Державин. «Памятник»

10.

23.09

Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»)

11.

24.09

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои

12

27.09

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»: новые черты русской литературы

13.

30.09

Вн. чт. Н.М.Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя

14.

01.10

Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII века

Из русской литературы XIX века

15.

04.10

Вн. чт. Русская поэзия первой половины XIX века

16.

07.10

В.А.Жуковский – поэт-романтик

17.

08.10

В.А.Жуковский. «Невыразимое»

18.

11.10

В. А. Жуковский. «Светлана»:черты баллады

19.

14.10

В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной героини

20.

15.10

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор)

21.

18.10

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт

22.

21.10

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: фамусовская Москва

23.

22.10

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого

24.

24.10

А.С.Грибоедов. «Горе от ума»:язык комедии

25.

25.10

А.С.Грибоедов. «Горе от ума» в критике

26.

05.11

Р.р. А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

27.

08.11

Контрольная работа за I четверть

28.

11.11

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

29.

12.11

А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов: «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»

30.

15.11

А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

31.

18.11

А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил: любовь ещё быть может…»

32.

19.11

А.С.Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения

33.

22.11

А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

34.

25.11

Р.р. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А.С.Пушкина  

35.

26.11

А.С.Пушкин. «Цыганы»

36.

29.11

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери

37.

02.12

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение

38.

03.12

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

39.

06.12

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

40.

09.12

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

41.

10.12

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

42.

13.12

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

43.

16.12

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале критики

44.

17.12

Р.р. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» письменный ответ на один из проблемных вопросов

45.

20.12

М.Ю.Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта

46.

23.12

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

47.

24.12

М.Ю.Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

48.

25.12

М.Ю.Лермонтов. Тема родины в лирике поэта

49.

27.12

Р.р. М.Ю.Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта

50.

13.01

Контрольная работа за II четверть

51.

14.01

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа

52.

17.01

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина

53.

20.01

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

54.

21.01

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист»): философско-композиционное значение новеллы

55.

24.01

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина

56.

27.01

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»:любовь в жизни Печорина

57.

28.01

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков

58.

31.01

Р.р. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос

59.

03.02

Вн.чт. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты)

60.

04.02

Н.В.Гоголь. жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы

61.

07.02

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков

62

10.02

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ города

63.

11.02

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова

64.

14.02

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме

65.

17.02

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души»: специфика жанра

66.

18.02

 «Мёртвые души». Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос по творчеству Н.В.Гоголя

67.

21.02

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя

68.

24.02

Ф.М.Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки

69.

25.02

А.П.Чехов. «Смерть чиновника»: проблема истинных и ложных ценностей

70.

28.02

А.П.Чехов. «Тоска»: тема одиночества человека в многолюдном городе

Из русской литературы XX века

71.

02.03

Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: проблематика и образы

72.

03.03

И.А.Бунин. «Тёмные аллеи»: мастерство писателя в рассказе

73.

06.03

Поэзия серебряного века. А.А.Блок. «Ветер принёс издалека…», «О, весна без конца и без краю…»

74.

09.03

А.А.Блок. «О, я хочу безумно жить…», стихи из цикла «Родина»

75.

10.03

С.А.Есенин. Тема России – главная в есенинской поэзии: «Вот уж вечер…», «Гой, ты Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…»

76

13.03

С.А.Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: «Отговорила роща золотая…». «Не жалею не зову не плачу…»

77.

16.03

С.А.Есенин. Стихи о любви

78.

17.03

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?»

79.

20.03

В.В.Маяковский. «Послушайте!», «Люблю» (отрывок), «Прощанье»

80.

30.03

Контрольная работа за III четверть

81.

31.03

Контрольная работа за III четверть

82.

02.04

М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: проблематика и образы

83.

03.04

М.А.Булгаков. «Собачье сердце»: поэтика повести

84.

06.04

М.И. Цветаева. Стихи о любви, о жизни и смерти: «Бабушке», «Идёшь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?..»

85.

07.04

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России: «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве»

86.

10.04

А.А.Ахматова. Стихи из книг «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «ANNO DOMINI»

87.

13.04

А.А.Ахматова. Стихи из книг «Тростник», «Седьмая книга», «Ветер войны», из поэмы «Реквием»

88.

14.04

Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе»

89.

17.04

Н.А.Заболоцкий. тема любви и смерти в лирике поэта: «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана…», Можжевеловый куст», «Завещание»

90.

20.04

М.А.Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы

91.

21.04

М.А.Шолохов. «Судьба человека»: поэтика рассказа

92.

23.04

Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви: «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу»

93.

24.04

Б.Л.Пастернак. философская лирика поэта: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Быть знаменитым некрасиво…»

94.

27.04

А.Т.Твардрвский. Стихи о родине, природе: «Весенние строчки», «Урожай», «О сущем» и др.

95.

28.04

А.Т.Твардрвский. Стихи поэта-воина: «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю никакой моей вины…»

96.

04.05

А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика

97.

05.05

А.И.Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи. Фрагмент рассказа в актёрском исполнении

98.

08.05

Контрольная работа за VI четверть

Песни и романсы на стихи поэтов XIX - XX веков

99.

11.05

Вн.чт. Песни и романсы на стихи поэтов XIX - XX веков

100.

12.05

Вн.чт. Песни и романсы на стихи поэтов XIX - XX веков

Из зарубежной литературы

101.

15.05

У.Шекспир.  «Гамлет»: образ главного героя

102.

18.05

У.Шекспир.  «Гамлет»: тема любви в трагедии

103.

19.05

И.-В. Гёте «Фауст»:сюжет и проблематика

104.

22.05

И.-В. Гёте «Фауст»: идейный смысл трагедии

105.

25.05

Итоги года и задания для летнего чтения

                   

5.Учебно-методическое  обеспечение образовательного процесса

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и др. под редакцией Коровиной В.Я.  Программа общеобразовательных учреждений. Литература для 5-11 классов. 2014.

1. Коровина В.Я. Литература. 9 кл.: Учеб. В  2 ч. с прил.  на электронном  носителе  (фонохрестоматия). —  М.:  Просвещение,  2018.

2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические  материалы: 8 кл. — М.: Просвещение,  2010.

3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные  разработки: Кн.  для  учителя.  —  М.: Просвещение,  2014.

4. Беляева Н.В. Литература. 5—9 классы. Проверочные работы. — М.:  Просвещение,2010.

Экранно - звуковые пособия:

1. Электронные физминутки;

2. Мультимедийные презентации.

6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Классная доска

2. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

4. Ноутбук

5.Экран, проектор

6.Колонки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...