Спешите делать добрые дела. А.Платонов "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Дождикова Лидия Николаевна

 На уроке мы будем говорить об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon platonov._yushka._speshite_delat_dobrye_dela.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока в 7 классе

«Спешите делать добрые дела» по рассказу А.П.Платонова «Юшка».

Обучающая: развивать навыки анализа литературного произведения

Развивающая: формировать толерантное отношение  к окружающим, помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя

Воспитательная: показать детям ценность жизни человеческой.

Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может…..? (совершить зла)                    

                                                                                            Ю.Никулин.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

Ребята, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать обиженному судьбой, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдём в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ «Юшка».

Тема урока: «Спешите делать добрые дела»

А цель попробуйте сформулировать самостоятельно.

3. Проверка Д\З.

1. Проверить составленные тесты.

2. Что мы узнали о внешности героя, его занятии.

    Рассказ ученика по таблице.

Видимость

Сущность

- в руках у него было мало силы;

- старый человек;

- внешне неприметен;

- мал ростом и худ;

- сморщенное лицо с редкими волосами.

- Тяжело болен (туберкулёзом);

- Не так уж стар, скорее слаб, болен – кажется старше;

- Не любил «выделяться»;

- Сутулился ещё – привычка «спрятаться» от людей;

- Мало ел, собирал деньги, чтобы поддерживать приёмную дочь («стол без чаю и сахару»);

- Главное, глаза - белые глаза, как у слепца, в них слёзы.

- одежда: много лет одно и то же, без смены;

- работа подручного у главного кузнеца;

- первым приходит на работу и последним покидает её.

- Купить не на что, да и – незачем, он же Юшка;

- Незначительная, незаметная, малооплачиваемая, но необходимая;

- Необыкновенная честность, порядочность – сделать до конца всё, что сказали, и сделать хорошо.

Работа с портретом.

- Осталась незаполненной 2 строчка. Есть хорошее выражение: Слепец со зрячим сердцем – зрячие со слепыми сердцами. О ком так можно сказать?

Ответ: Слёзы в глазах Юшки – это плачет его душа. Но он никому не жалуется, никого не обижает. Наоборот, его все обижают. Запись в тетрадь: Глаза – зеркало души. Значит, это плачет его душа.

4. Новая тема.

Анализ взаимоотношений детей и взрослых.

Как к Юшке относятся дети? Проверка группового задания задания.

1 группа готовит о детях, 2 – готовит о Юшке.

Дети

Юшка

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали… кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

               РАДОВАЛИСЬ

…ничего не отвечал и не обижался

…шёл тихо и не закрывал лицо

…шёл и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

                РАДОВАЛСЯ

Антитеза в поведении героев.

Дети и Юшка ведут себя в этом «психологическом поединке» по-разному, а вывод одинаковый – РАДОВАЛИСЬ. Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки.

- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать всё, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его…)

- Каким предстаёт перед вами Юшка? А дети?

Дети

Юшка

Злые, жестокие, грубые.

Добрый, терпеливый.

- Внимание! А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как «…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него». Как бы поступили вы?

- А как относились взрослые к Юшке? (Плохо. Они очень жестокие люди)

- Почему Юшка не обижался на взрослых? (Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).

Счастливые мгновения в жизни Юшки. (использование дублёра)

О счастливых мгновениях жизни с нами поговорит Ямаева Мария.

- А были  ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Это минуты, проведённые на природе).

Выразительное чтение отрывка учеником. Показ слайдов. Вопросы ученика.

- Что нового мы узнаём о Юшке? (очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой)

- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).

- Как часто бывал наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учёбу)

- Каким здесь показан Юшка? (добрый, жалостливый, бескорыстный, заботливый, чуткий к чужому несчастью человек)

Последний год Юшки.

- Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Весёлому прохожему)

-Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

Прохожий

Юшка

Толкнул Юшку и

ушёл домой пить чай.

Упал и более не шевелился.

Каким предстаёт прохожий?

Каким предстаёт Юшка?

Жестокий и чёрствый человек. Даже зверь.

Жил тихо и умер тихо, незаметно.

Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек.

Зачитывается сцена похорон. (Музыка)

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? (Потому, что появился человек, который любил Юшку и продолжал его дело – творить добро)

-Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача?

Ответ: Глаза. Она видела перед собой пример великодушия, отеческой заботы, самопожертвования. Этим примером был Ефим Дмитриевич, душа которого переполнена состраданием, заботой о тех, кто, по его мнению, больше нуждался в них, чем он сам.

5. Домашнее задание.

Написать письмо-покаяние Юшке от лица односельчан.

6. Подведение итога. Составим  синквейн.                                        

                                                          Юшка

                                         добрый, заботливый, чуткий

                                         любит, заботится, помогает

                                         он страдал на земле

                                              Милосердие.

7. Обращение к эпиграфу:

Закончите слова Ю.Никулина   «…. совершить зла».

8. Сообщение о Ксении Петербургской.

9. Встреча с соцработниками.

10. Стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»

11. Подарок гостям – открытки с высказываниями известных марийских писателей, поэтов, актёров о доброте.

- Откуда в нас такая доброта?   Валентин Колумб.

- Без доброго дела не может быть радости, душевной чистоты. Ким Васин, Александр Александров.

- Доброту в землю не спрячешь.  Альбертина Иванова.

- Доброта к доброте тянется.   Альбертина Иванова.

- Человек бесследно не проходит, доброе сердце всегда памятно.   Альбертина Иванова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."

Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела».       Цели: 1.     Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"

Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...

Классный час "Спешите делать добрые дела!"

Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....

Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....