Литература - 5 класс
рабочая программа по литературе

Ишмакова Эльвира Ренадовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_klass.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

Рабочая программа по  литературе для  V класса создана на основании  следующих нормативных документов:

- федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067);

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях;

- Распоряжения Министерства образования  Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»,

- Распоряжения Министерства образования  Ульяновской области от 25 февраля 2013г. № 559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»

- письма Министерства образования и науки Ульяновской области от 11.08.2016г. «Об организации  образовательного процесса в общеобразовательных организациях  Ульяновской области в 2016-2017 учебном году»;

 - Постановления Министерства образования и науки Ульяновской области от 29.08.2013 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ООО»;

- Устава муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Заречное муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области;

- Основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ С.Заречное МО «Барышский район;

- Положения о рабочей программе учителя – предметника, утвержденного приказом директора № 154 от 01.09.2014 г.

Рабочая программа по  литературе для  V класса создана на основе рабочей программы: Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы под ред.  Т.Ф. Курдюмовой. М.:  Дрофа,2013.

Преподавание ведется по учебнику

Литература. 5 кл. В 2  ч.: учеб.- хрестоматия/ авт.- сост. Т.Ф.Курдюмова.- 3- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014

        Тип образовательного учреждения – бюджетное учреждение.

        Вид образовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа.

        Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология».

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

3. Общая характеристика курса  

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Художественная картина жизни, нарисованная в художественном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами  в чувственном восприятии (эмоционально) и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
        
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающими активное сотворчество воспринимающего.
        
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
        
Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
        
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
        
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

4. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ.

Предмет «Литература» в учебном плане МОУ СОШ с. Заречное МО «Барышский район» предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе по3 часа в неделю, 105 часов в год.

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результатывыпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

6. СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ

образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

-определяющие роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

-осознание эстетической ценности литературы;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

-способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;

-прилежание и ответственность  за результаты обучения;

-готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;

-наличие позитивной ценностно-смысловой  установки ученика, формируемой средствами литературы  как учебного предмета;

-активность и инициативность  во время работы в группах и при выполнении учебных проектов

Оценивание метапредметных результатов    ведется по следующим позициям:

-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;

-способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению,  переносу и интеграции;

-способность к сотрудничеству и коммуникации;

-способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

-способность и готовность к использованию ИКТ в  целях обучения и развития;

-способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

 Оценка достижений учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.

        Основным объектом оценки предметных результатов  является способность ученика  к решению учебно-познавательных и практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

-усвоение основ научных знаний  о литературе;  

-проведение различных видов анализа текста;

-владение грамотной  устной и письменной речью;

Виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа,  работа по карточкам, написание  сочинений, КИМы, тестовый контроль  и т.д.

                                            7.  Содержание учебного предмета

Введение.(1ч)

Художественная литература- искусство слова

Мифы народов мира.(4ч)

Мифы и мифология. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. Знакомство с мифами о Геракле. Миф « Золотые яблоки Гесперид».

Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР).(15ч)

 Фольклор – устное народное творчество.

Былины(3ч)

Былины.  Былина « Три поездки Ильи Муромца». Былины и их герои в живописи и музыке

Русские народные сказки.(3ч)

Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».  Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна-лягушка».

Сказки народов мира.(1ч)

Сказки народов мира. Арабские сказки.

Малые жанры фольклора.(4ч)

Разнообразие малых жанров фольклора. Пословицы и поговорки.  Загадки. Анекдоты. Сказка-анекдот. Песни, частушки.

Русский народный театр.(3ч)

Народная драма. Пьеса "Озорник Петрушка". Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах. Итоговый урок по теме фольклор.

Русская литература XIX века.(35ч)

Русская классическая литература XIX века. (5 ч.)

Русская классическая литература XIX века. И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басни И.А.Крылова "Свинья под дубом". «Зеркало и обезьяна». «Осёл и Мужик».  Жанр басни в мировой литературе.

А.С. Пушкин (8 ч.)

А.С.Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Поэма « Руслан и Людмила»( пролог). Поэма "Руслан и Людмила". Песнь первая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь вторая. Поэма "Руслан и Людмила". Песнь третья. Поэма "Руслан и Людмила" Обобщение. Повествование, описание, рассуждение. Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Стихи и проза.

М.Ю. Лермонтов (2 ч.)

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Начало творчества .«Парус»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Из  Гете»          

Н.В. Гоголь(3ч)

Н.В.Гоголя цикл повестей  « Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжеты и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя « Пропавшая грамота».

И.С. Тургенев(8ч)

Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа "Муму". Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. Герасим и Муму. Богатырский поступок. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».  Анализ сочинений по рассказу И.С. Тургенева « Муму».

Поэтический образ Родины.(3ч)

Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов 19 века. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. А.С. Пушкин «Зимнее утро», М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.В. Кольцов «Косарь». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Никитин И.С  «Русь». Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»,  «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Листья». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.  Фет "Весенний дождь", «Летний вечер тих и ясен», «Учись у них – у дуба, у берёзы». Некрасов А.Н. «Соловьи». Теория. Двусложные размеры стиха. Стихотворные размеры.

Героическое прошлое России.(6ч)

М.Ю.Лермонтов "Бородино". История создания, особенности повествования. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова. Л.Толстой "Петя Ростов". Отрывки из романа «Война и мир». Анализ эпизодов. М.А. Булгаков. "Петя Ростов". (Отрывок). Сопоставление инсценировки и фрагмент романа. Итоговый урок по литературе 19 века.

Литература XX века.(31ч)

Связь веков.(1ч)

  Связь веков в поэзии XX века.  

Литературные сказки XIX – XX веков.(15ч)

 К. Паустовский "Рождение сказки". Х.К. Андерсен. «Снежная королева» А. Платонов "Волшебное кольцо".  Дж. Родари "Сказки по телефону». В.В. Набоков "Аня в стране чудес". Джон Толкин "Хоббит, или Туда и обратно".  Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века».

Проза русских писателей  XX века .(4ч)

И.С. Шмелёв "Как я встречался с Чеховым. За карасями".  Е.И. Замятин "Огненное А". Очерк А.И. Куприна «Мой полет».

Поэтический образ Родины.(4ч )

Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов 20 века.  М.М.Пришвин «Времена года». Миф наших братьев меньших (стихотворения С.А. Есенина «Песнь о собаке»  и В.В Маяковского  « Хорошее отношение к лошадям»).

Героическое прошлое России.(2ч )

Героическое прошлое России. Стихи и песни  о Великой Отечественной войне.

Современная литература.(5ч )

В.П. Астафьев "Васюткино озеро». Т.Янссон "Последний в мире дракон".  Итоговый урок по темам «Современная литература XX века».

Путешествия и приключения на страницах книг.(12ч )

Роман «Робин Крузо» и его автор.  "Приключения барона Мюнхгаузена". М. Твен "Приключения Тома Сойера». А. Линдгрен "Приключения Калле Блюмквиста". Викторина по книге А. Лингрен « Приключения Калле  Блюмквиста». Сюжет и композиция художественного произведения.

Синдбад – мореход в произведениях Н.С. Гумилёва и  Б. Лесьмяна. Итоговый урок по теме   «Путешествия и приключения».

Итоги.(6 ч )

Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе. М.И. Цветаева "Книги в красном переплёте". Просмотр и обсуждение кинофильма. Экскурсии.

   9.  Описание учебно- методического, материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Программно-нормативные документы:

ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2008.

Литература: программа для общеобразоват. учреждений. 5-11 кл. / Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2010.

Учебно – методическое обеспечение УМК:

  1. Литература. 5 кл. В 2  ч.: учеб.- хрестоматия/ авт.- сост. Т.Ф.Курдюмова.- 3- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014
  2. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011.
  3. Т.Ф.Курдюмова Литература 5 кл. В 2 ч.: раб тетрадь  к учебнику – хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой/ Т.Ф.Курдюмова.- 3- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 89 с.

4)Электронное приложение к учебнику на www.drofa.ru .

5) Таблицы и раздаточный материал по литературе для V класса.

 Интернет- ресурсы:

Художественная литература:

        

Справочно-информационные и методические материалы:

               10. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные результаты:

— адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;

— знание авторов и содержание изученных произведений;

— овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

— умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог и др.);

- умение использовать различные виды пересказа (краткий, близкий к тексту и др.);

- умение отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);

-умение использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

—  умение работать с доступным справочным материалом.

Метапредметные результаты:

— овладение техникой составления плана;

— овладение различными типами пересказа;

— умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

— умение формулировать доказательные выводы.

Личностные результаты:

— знание наизусть художественных текстов в рамках программы (15—20 текстов);

— формирование читательского мастерства:

умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

овладение навыками литературных игр;

формирование собственного круга чтения.

Календарно – тематическое планирование по литературе

урока

Дата проведения

Тема урока

Кол. часов

Тип урока/

Форма прове

дения

Планируемые результаты освоения

материала

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Оборудование,

ЭОР

Система контроля

Примечание

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Введение (1 час)

1.

4.09

Художественная литература – это искусство слова

1

Урок усвоения новых знаний

Показать необходимость читательского труда; дать понятие о литературе как искусстве слова; дать понятие об основных художественных приемах - тропах

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Совершенствование читательского мастерства

Фронтальная

ПК, экран, проектор

Вопросы и задания на с. 5 (1-5)

Мифы (4 часа)

2.

5.09

Мифы и мифология

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с понятием «миф», «мифология»; показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира

Дать представление об активном влиянии мифов на культуру человечества

Совершенствование читательского мастерства

Фронтальная

ПК, экран, проектор

Самостоятельная  работа

3.

7.09

Календарные мифы. Масленица

1

Урок усвоения новых знаний

Развивать представление о календарных мифах; познакомить с историей праздника Масленицы

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Совершенствование читательского мастерства

Фронтальная

ПК, экран, проектор

Работа по вариантам

4.

11.09

Мифы о сотворении мира.

1

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о космогонических мифах; показать общие корни в мифах разных народов

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Совершенствование читательского мастерства

Фронтальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы учителя

5.

12.09

Знакомство с мифами о Геракле. Миф «Золотые яблоки Гесперид»

1

Урок усвоения новых знаний

Раскрыть многозначность понятия «герой» в древнегреческих мифах; вызвать интерес учеников к древнегреческим мифам

Умение работать с толковым словарем

Совершенствование читательского мастерства

Фронтальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы учителя

Фольклор (15 часов)

6.

14.09

Фольклор - устное народное творчество

1

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве; показать вариативную природу фольклора4 дать представление об исполнителях фольклорных произведений

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Совершенствование читательского мастерства

Фронтальная, групповая

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы учителя

7.

18.09

Былины

1

Урок усвоения новых знаний

Дать представление о жанре былины и его особенностях

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Развитие устной монологической речи

Фронтальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы учителя

8.

19.09

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с героем былин – Ильей Муромцем; показать художественные особенности былины; дать образец сказывания былины

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков устного пересказа текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы учителя

9.

21.09

Былины и их герои в живописи и музыке

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с воплощением богатырской темы в русской живописи и музыке

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков описания картины

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор, фрагменты Богатырской симфонии оперы «Князь Игорь» А.П.Бородина

Сочинение по картине

10.

25.09

Русские народные сказки

1

Урок усвоения новых знаний

Развить представление о сказке; показать особенности жанра сказки; дать представление о систематизации сказок

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков устного пересказа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы учителя

11

26.09

Волшебная сказка «Царевна-лягушка»

1

Урок усвоения новых знаний

Показать особенности жанра волшебной сказки; показать характер отражения реальной жизни в волшебной сказке

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие умения составлять план сказки

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение. Техника чтения. Пересказ, близкий к тексту. Краткий пересказ

12.

28.09

Народные идеалы в сюжете и образах сказки «Царевна – лягушка»

1

Урок усвоения новых знаний

Развивать навыки характеристики художественных образов; показать, как отражаются в сказке народные идеалы

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие умения работать с эпизодом сказки; развитие монологической речи

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Пересказ

13.

2.10

Сказки народов мира. Арабские сказки

1

Урок усвоения новых знаний

Показать единство нравственных идеалов в сказках разных народов; познакомить с арабскими сказками. Их своеобразным национальным колоритом  типичными для волшебных сказок чертами

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков анализа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Художественный пересказ сказки. Выразительное чтение отдельных эпизодов сказки.

14.

3.10

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

1

Урок-лекция.

Дать представление о разнообразии малых жанров фольклора; показать ролл пословиц и поговорок в речи и в художественных произведениях; показать отличие пословиц от поговорок

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Развитие монологической речи

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Вопросы учебника

15.

5.10

Загадки

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с природой загадок; показать способы их происхождения

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Развитие воображения и творческих способностей; развитие умения работать с толковым словарем

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Творческая презентация одного вида малого жанра фольклора

16.

9.10

Анекдоты. Сказка - анекдот

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с происхождением и особенностями жанра анекдота

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Развитие навыка выразительного чтения; развитие творческих способностей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Вопросы учителя

17.

10.10

Песни. Частушки

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с жанровыми особенностями народных песен и частушек

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Развитие творческих способностей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Вопросы учителя

18.

12.10

Народная драма Пьеса «Озорник Петрушка»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с историей народного театра, с особенностями драматических произведений; показать связь народного театра  с другими формами фольклора; познакомить с героем народного театра Петрушкой

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков характеристики героев; развитие умения работать с толковым словарем

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

 Ролевое чтение

19.

16.10

Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с содержанием народной драмы

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие творческих способностей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Вопросы учителя

20.

17.10

Итоговый урок по теме «Фольклор»

1

Урок повторения и обобщения

Развить интерес к фольклорным произведениям

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие творческих способностей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Вопросы учителя; проверочная работа

Литература XIX века (35 часов)

21

19.10

Русская классическая литература XIX века

1

Урок усвоения новых знаний

Подготовить к восприятию классической литературы 19 века; показать ее непреходящую ценность и значение для читателя

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие творческих способностей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Вопросы учителя

22.

23.10

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с историей жанра басни, биографией Крылова; показать значение басен; выявить жанровые признаки басен

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор, презентация

Выполнение заданий

23

24.10

Басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», «Осел и Мужик»

1

Урок усвоения новых знаний

Раскрыть мораль басен, показать их злободневность; развитие умения понимать иносказательный смысл басен и их мораль

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор, презентация

Выразительное чтение

24 - 25

26.10

6.11

Жанр басни в мировой литературе

2

Урок внеклассного чтения

Углубить представление о жанре басни; познакомить с предшественниками Крылова в жанре басни; обучить элементам сравнительного анализа текстов

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор, презентация

Инсценирование басни. Викторина

26.

7.11

А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути Поэма «Руслан и Людмила» (пролог).

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с биографией Пушкина; показать влияние народного творчества на будущего поэта; ввести в мир пушкинской сказки

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Чтение наизусть

27.

9.11

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с сюжетом и героями поэмы

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение

28.

13.11

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая

1

Урок усвоения новых знаний

Помочь понять роль автора – рассказчика в поэме

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение

29.

14.11

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья

1

Урок усвоения новых знаний

Показать добрые и злые силы в поэме

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение, вопросы

30.

16.11

Поэма «Руслан и Людмила». Обобщение

1

Урок обобщения

Проверить знание текста поэмы

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Тест

31.

20.11

Повествование, описание, рассуждение

1

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие типов речи; помочь в практическом применении знаний о типах речи

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста. Монологической речи

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Кроссворд

32.

21.11

Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С.Пушкина

1

Урок усвоения новых знаний

Показать своеобразие пейзажной лирики и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ одного стихотворения

33.

23.11

Стихи и проза

1

Урок усвоения новых знаний

Показать различия стихотворной и прозаической речи

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Развитие навыков выразительного чтения.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы.

34

27.11

М.Ю. Лермонтов

Детство поэта. Начало творчества. «Парус»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с фактами биографии поэта; дать понятие о своеобразии лирики Лермонтова

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение. Ответы на вопросы

35.

28.11

М.Ю. Лермонтов

Стихотворения «Листок», «Из Гете»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить со стихотворениями

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического текста

Фронтальная, индивидуальная

Чтение наизусть

36.

30.11

Н.В. Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Урок усвоения новых знаний

Рассказать о детстве и юности Гоголя; показать своеобразие его первого сборника

Умение находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников

Развитие навыков выразительного чтения.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Разные виды пересказа

37.

4.12

Сюжет и герои повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»

1

Урок усвоения новых знаний

Показать особенности описания и повествования в повести

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста, составления плана текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Вопросы учителя

38.

5.12

Фантастическое и реальное в повести Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота»

1

Урок усвоения новых знаний

Показать соотношение фантастического и реального в повести

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков  анализа текста, пересказа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Работа в группах

39.

7.12

Детство И.С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с детскими годами И.С.Тургенева, с началом литературной деятельности; с историей создания рассказа «Муму»

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста

Фронтальная.

ПК, экран, проектор

Вопросы учителя

40.

11.12

Герасим в доме барыни

1

Урок усвоения новых знаний

Показать роль портретной характеристики и других видов характеристик героя, роль противопоставления в рассказе

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков выразительного чтения, анализа текста

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Описание героя.

41.

12.12

Герасим и Татьяна

1

Урок усвоения новых знаний

Показать, как раскрывается характер героя в отношении с другими людьми

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков анализа текста, характеристики героев

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Описание героя.

42.

14.12

Герасим и Муму.

1

Урок усвоения новых знаний

Показать, как раскрываются духовные и нравственные качества главного героя в отношениях с Муму

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков пересказа и анализа текста.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Работа с эпизодом художественного произведения.

43.

18.12

Богатырский поступок

1

Урок усвоения новых знаний

Провести частичный анализ центральных эпизодов прочитанной к уроку части; проследить изменения, произошедшие в главном герое

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие навыков пересказа и анализа текста.

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Работа с эпизодом художественного произведения.

44-45

19.12

21.12

Сочинение по рассказу И.С.Тургенева

2

Урок развития речи

Обучить написанию сочинения по плану.

Умение  анализировать и интерпретировать художественный текст

Развитие умения высказывать свою точку зрения, навыков письменной речи

Фронтальная, индивидуальная

Сочинение

46

25.12

Анализ сочинений по рассказу И.С.Тургенева

1

Урок развития речи

Развитие умения высказывать свою точку зрения.

Фронтальная, индивидуальная

47 - 48

26.12

28.12

Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов XIX века

2

Урок усвоения новых знаний

Показать, как создается русскими поэтами XIX века образ Родины; показать авторское отношение к природе

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст

Развитие навыков анализа поэтического текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор, презентация

Выразительное чтение, беседа по вопросам

49.

11.01

Стихотворные размеры

1

Урок усвоения новых знаний

Показать, как организована стихотворная речь

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст

Развитие навыка выразительного чтения

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор, презентация

Выразительное чтение наизусть.

50.

15.01

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». История создания, особенности повествования

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с историей создания стихотворения; привитие интереса и уважения к героическому прошлому России

Расширение словарного запаса

Развитие навыка монологической речи

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение стихотворения.

51.

16.01

Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова

1

Урок усвоения новых знаний

Показать идейно-художественные особенности стихотворения

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст

Развитие навыка анализа поэтического текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение наизусть.

52.

18.01

Л.Н. Толстой. Петя Ростов Отрывки из романа «Война и мир»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомитьс фактами биографии Л.Н. Толстого; напомнить о событиях партизанской войны

Расширение словарного запаса

Развитие навыка восприятия художественного текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Пересказ эпизода.

53.

22.01

Л.Н.Толстой. «Петя Ростов» Анализ эпизодов

1

Урок усвоения новых знаний

Развитие навыков составления плана; помочь понять отношение Л.Н.Толстого к войне

Расширение словарного запаса

Развитие навыка восприятия художественного текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ эпизода.

54.

23.01

М. А. Булгаков. «Петя Ростов» (Отрывок). Сопоставление инсценировки и фрагмента романа

1

Урок усвоения новых знаний

Показать воплощение героической темы в драматическом произведении; показать связь и преемственность литературы XIX и XX веков.

Привитие навыков сопоставления художественных текстов

Развитие навыка восприятия художественного текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

55.

25.01

Итоговый урок по литературе XIX века

1

Урок обобщения

Проверить знание текстов произведений, умение определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических понятиях

Расширение словарного запаса

Развитие навыка восприятия художественного текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

Литература XX века  (31 час)

56.

29.01

 Связь веков в поэзии XX века.

1

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие о преемственности литературы XIX и XX веков; познакомить с творческой биографией И.А.Бунина и А.А.Ахматовой

Расширение словарного запаса

Развитие навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, анализа поэтического текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

57.

30.01

К. Г. Паустовский. «Рождение сказки».

1

Урок усвоения новых знаний

Дать понятие о литературной сказке

Расширение словарного запаса

Развитие навыка анализа текста, монологической речи

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

58

1.02

Х.К. Андерсен «Снежная королева». Силы добра и зла

1

Урок усвоения новых знаний

Дать сведения о жизни и творчестве Х.К.Андерсена; показать значение пролога в композиции сказки

Расширение словарного запаса

Развитие навыков выразительного чтения

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

59.

5.02

Герда отправляется на поиски Кая

1

Урок усвоения новых знаний

Показать, как Андерсен изображает различные обличия зла

Расширение словарного запаса

Развитие навыка характеристики героев, анализа текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

60.

6.02

Испытания продолжаются

1

Урок усвоения новых знаний

Помочь понять, каких душевных сил стоили Герде поиски Кая

Расширение словарного запаса

Развитие навыка характеристики героев, анализа текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

61.

8.02

Победа добра и любви

1

Урок усвоения новых знаний

Помочь понять идею сказки Х.К.Андерсена

Расширение словарного запаса

Развитие навыка характеристики героев, анализа текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

62.

12.02

Викторина по сказкам Х.К.Андерсена

1

Урок усвоения новых знаний

Развитие интереса к изучению литературы

Расширение кругозора

Развитие навыка монологической речи

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

63.

13.02

А. П. Платонов. «Волшебное кольцо». Традиционное и новое в сказке

1

Урок усвоения новых знаний

Помочь определить фольклорные черты литературной сказки

Расширение словарного запаса

Развитие навыка анализа текста

Фронтальная, индивидуальная, групповая

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

64.

15.02

Джанни Родари. «Сказки по телефону».

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с жизнью и творчеством Дж. Родари; показать своеобразие жанра сказки Дж.Родари

Расширение словарного запаса

Развитие навыка анализа текста

Фронтальная, индивидуальная, групповая

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

65.

19.02

Джанни Родари. Особенности жанра «Сказок по телефону»

1

Урок усвоения новых знаний

Показать философский смысл сказок Дж.Родари

Расширение словарного запаса

Развитие навыка аналитического чтения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

66.

20.02

Джанни Родари. «Сказки по телефону».

1

Урок внеклассного чтения

Показать философский смысл сказок Дж.Родари

Расширение словарного запаса

Развитие навыка выразительного чтения, аналитического пересказа

Фронтальная, индивидуальная, групповая

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

67.

22.02

В.В.Набоков. «Аня в стране чудес»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с биографией В.В.Набокова, с историей создания перевода книги Л.Кэррола «Алиса в стране чудес»

Расширение словарного запаса

Развитие навыка аналитического чтения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

68.

26.02

Игра словами в сказке «Аня в стране чудес»

1

Урок усвоения новых знаний

Показать роль игры словами в сказке; познакомить с понятием «парадокс»

Расширение словарного запаса

Развитие навыка пересказа и анализа текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

69.

27.02

Джон Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с историей написания трилогии «Властелин Колец»; закрепить знание литературоведческих терминов и умение определять тропы в тексте

Расширение словарного запаса

Развитие навыка выразительного чтения, работы с текстом, характеристики героев

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

70.

1.03

Особенности жанра повести Дж. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»

1

Урок усвоения новых знаний

Показать особенности жанра повести

Расширение словарного запаса

Развитие навыка выразительного чтения, работы с текстом

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

71.

5.03

Заключительный урок по теме «Литературные сказки XX века»

1

Урок обобщения

Закрепить изученное по теме

Расширение словарного запаса

Развитие творческих способностей

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Анализ вопросов и заданий

72.

6.03

И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с биографией И.С.Шмелева; показать, как создается Шмелевым образ Чехова

Расширение словарного запаса

Развитие навыков анализа текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

73

12.03

Рассказ И.С.Шмелева «На святой»

1

Урок внеклассного чтения

Познакомить с рассказом; расширить представление о личности писателя

Расширение словарного запаса

Развитие навыков анализа текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

74.

13.03

Е. И. Замятин. Рассказ «Огненное «А»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с биографией и творчеством писателя; дать понятие о собственно – прямой речи

Расширение словарного запаса

Развитие навыков анализа текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

75.

15.03

Очерк А. И. Куприна  «Мой полет»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с биографией и творчеством А.И.Куприна; дать понятие о жанре очерка

Расширение кругозора

Развитие навыков анализа текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

76 - 77

19.03

20.03

Поэтический образ Родины в стихотворениях русских поэтов XX века

1

Урок усвоения новых знаний

Показать, как создается русскими поэтами XX века образ Родины; показать авторское отношение к природе

Умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст

Развитие навыков анализа поэтического текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор, презентация

Выразительное чтение, беседа по вопросам

78.

22.03

М.М.Пришвин. «Времена года»

1

Урок усвоения новых знаний

Дать представление об особенностях лирической прозы

Расширение словарного запаса

Развитие навыка выразительного чтения, анализа текста, описания картин

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение

79.

2.04

Мир наших братьев меньших (Стихотворения С.А.Есенина «Песнь о собаке» и  В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)

1

Урок усвоения новых знаний

Показать, как изображаются в стихотворениях животные, как проявляются чувства лирических героев

Расширение словарного запаса

Развитие навыка выразительного чтения, анализа текста,

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение стихотворения.

80-81

3.04

5.04

Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне

2

Урок усвоения новых знаний

Рассказать о значении поэзии в годы ВОВ; знакомство с песнями о ВОВ

Развитие патриотических чувств

Развитие навыков анализа поэтического текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор, презентация

Выразительное чтение, беседа по вопросам

.82.

9.04

В. П. Астафьев.  «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с биографией В.П.Астафьева; повторить элементы композиции произведения

Расширение словарного запаса

Развитие навыков пересказа текста, составления плана

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение, пересказ отдельных эпизодов

83.

10.04

Герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1

Урок усвоения новых знаний

Развитие навыка самостоятельной работы с текстом, составление  характеристики героя

Расширение словарного запаса

Развитие навыков пересказа текста, составления плана

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение, пересказ отдельных эпизодов

84.

12.04

Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1

Урок развития речи

Развитие навыков самостоятельной творческой работы, характеристики героя

Расширение словарного запаса

Развитие навыков анализа художественного текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Сочинение

85.

16.04

Туве Янссон «Последний в мире дракон»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с творческой биографией Туве Янсон; развитие навыка краткого пересказа текста

Расширение словарного запаса

Развитие навыков анализа художественного текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение

86.

17.04

Итоговый урок по темам «Современная литература», «Литература XX века»

1

Урок обобщения

Развитие навыка самостоятельной работы с произведениями

Развитие творческих способностей

Развитие выразительного чтения, монологической речи

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

Путешествия и приключения (11 часов)

87.

19.04

Роман  «Робинзон Крузо» и его автор.

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с биографией и творчеством Д.Дефо; показать значение романа в истории литературы

Развитие творческих способностей

Развитие выразительного чтения, монологической речи

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение текста, пересказ, работа с эпизодом

88.

23.04

Герой романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

1

Урок усвоения новых знаний

Показать значение романа для формирования личности

Развитие творческих способностей

Развитие навыка анализа текста и сопоставительного анализа

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

89.

24.04

Рудольф Эрих Распэ.  «Приключения барона Мюнхгаузена»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с историей создания книги

Развитие творческих способностей

Развитие навыка анализа текста, анализа кинофильмов

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Разные виды пересказов

90.

26.04

Игровой урок по книге Р.Э. Распэ

1

Урок усвоения новых знаний

Показать, как изменялось восприятие произведения разными поколениями читателей; обратить внимание на двойственный характер главного героя; познакомить учеников с понятием «прототип»

Развитие творческих способностей

Развитие выразительного чтения, монологической речи

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

91.

3.05

Марк Твен.  «Приключения Тома Сойера»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с биографией и творчеством автора.

Развитие творческих способностей

Развитие навыков характеристики героя; выразительного чтения

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Выразительное чтение.  
Характеристика героев

92.

7.05

Герой романа М.Твена «Приключения Тома Сойера»

1

Урок внеклассного чтения

Развитие навыка самостоятельной работы с произведениями

Развитие творческих способностей

Развитие навыка пересказа текста, описания рисунков

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Сопоставительная характеристика

93.

8.05

Игровой урок по роману М.Твена «Приключения Тома Сойера»

1

Урок усвоения новых знаний

Развитие интереса и любви к литературе

Развитие творческих способностей

Обучать навыкам групповой работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

94.

10.05

Астрид Линдгрен.  «Приключения Калле Блюмквиста»

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с биографией и творчеством автора.

Развитие творческих способностей

Развитие навыков анализа  текста, выразительного чтения, пересказа

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

95.

14.05

Викторина по книге А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»

1

Игровой урок

Закрепить знание текста

Развитие творческих способностей

Развитие познавательной активности и инициативы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

96.

15.05

Сюжет и композиция художественного произведения

1

Урок - практикум

Закрепить понятия о сюжете и композиции; учить применять теоретические знания на практике

Развитие творческих способностей

Развитие познавательной активности и инициативы

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

Ответы на вопросы

97.

17.05

Синдбад – мореход в произведениях Н.С.Гумилева и Б.Лесьмяна

1

Урок усвоения новых знаний

Показать   трактовку фольклорных сюжетов и героев в произведениях писателей XXвека на примере произведений Гумилева и Лесьмяна

Развитие творческих способностей

Развитие навыка выразительного чтения  и сопоставительного анализа

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

 Вопросы и задания

98 - 99.

21.0522.05

Итоговый урок по теме «Путешествия и приключения»

2

Итоговый урок

Повторить и закрепить изученное по теме

Развитие творческих способностей

Развитие навыков пересказа текста, фантазии и творческих способностей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

 Вопросы и задания

100- 101

24.05

28.05

Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе

1

Итоговый урок

Закрепить изученное в 5 классе; проверить знания учеников

Развитие навыка выразительного чтения

Развитие навыков работы с текстами

Фронтальная, групповая, индивидуальная

ПК, экран, проектор

 Вопросы и задания

102 - 103

29.05

31.05

М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете». Обзор книг для самостоятельного чтения

1

Урок усвоения новых знаний

Познакомить с биографией М. Цветаевой; дать рекомендации по летнему чтению

Развитие навыка выразительного чтения

Развитие навыка выразительного чтения, анализа поэтического текста

Фронтальная, индивидуальная

ПК, экран, проектор

 Вопросы и задания

104 - 105.

Экскурсия в сельскую библиотеку

2

Экскурсии