Технологическая карта урока "Как жить, чтобы жить честно?" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
план-конспект урока по литературе (10 класс)

В ТК урока по роману Л.Н. Толстого рассматривается принципиальное различие в мироощущении любимых героев писателя - А. Болконского и П. Безухова через призму личности самого великого мыслителя. В ТК подробно расписаны этапы урока, действия учащихся, формируемые УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Предмет

Литература

Класс

10

Тип урока

 урок систематизации знанийурок

Технологии

Элементы проблемно-диалогического обучения, ИКТ

Тема

Как жить, чтобы жить честно? (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”) 

 Цели урока

Образовательная: формировать умение анализировать текст художественного произведения,  развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы;

Развивающая: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения;

Воспитательная:  воспитывать чуткое отношение к художественному слову; отношение к нравственным ценностям, как к  высшим  ценностям, которые  определяют духовный мир людей

 Результаты

 Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности, осознание значимости нравственных ориентиров в жизни;

Метапредметные: формирование умения понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе, учитывая позиции других участников деятельности; логично и точно излагать свою точку зрения, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: формирование умений воспринимать, критически оценивать, анализировать и интерпретировать прочитанное, характеризовать героев, соотнося их с авторским замыслом

Оборудование

Проектор, экран, компьютер, раздаточный материал,

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный

Приветствие, включение в деятельность. Знакомит с эпиграфом  к уроку, предлагает определить, о чем пойдет речь на данном уроке

Достойно, главное, достойно, любые встретить времена, когда эпоха то застойна, то взбаламучена до дна

Е. Евтушенко

Знакомятся с эпиграфом, высказывают свои предположения о предмете разговора.

Познавательные: анализировать информацию, выдвигать предположения и обосновывать их.

Коммуникативные: воспринимать ответы одноклассников, правильно строить собственные высказывания

Регулятивные: осуществлять волевую саморегуляцию, уметь слушать. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу

2.Постановка учебной задачи  (целеполагание)

Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно

и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее

реализации

Какая историческая эпоха воссоздана в романе?

Влияет ли историч. процесс на судьбы людей?

Ставит перед учащимися учебную задачу:

- Сформулируйте цель сегодняшнего занятия.

Самостоятельное  определение

цели учебной  деятельности;

формулирование и удержание учебной

задачи;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные формирование аналитического мышления, умения обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание

3.Актуализация имеющихся знаний. 

4.Групповая работа

Проверяет дом.зад.

Дома вы должны были в таблице отметить основные эпизоды, из которых было бы видно, как герои ищут свое место в жизни.

- Вопросы по дом. зад.

Опираясь на прочитанный текст, на записи в тетрадях, по группам составляем нравственный портрет героя

1 гр. – Андрей Болконский

2 гр. – Пьер Безухов

1. Каким мы видим князя Андрея в 1805 г.? («Эта жизнь не по мне».)

2. Что кн. Андрей понял на поле Аустерлица?

3. К какому выводу приходит Болконский после Аустерлица? (Что жить для себя и  близких – это единственное, что ему осталось)

4. Что и кто помогают князю возродиться? (его кипучая деятельная натура, Наташа, Пьер, сказавший, что надо жить, надо любить, надо верить)

Сформулируем вывод (Кн. Андрей, пройдя ряд жизненных испытаний, нравственно растет и развивается)

Пьер Безухов.

 1. Путь Пьера отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь Болконского. Толстой подчеркивает сходность их судеб, в чем она проявляется?

2. Почему Пьер вступил в общество масонов? Чего он ждал? (Искал нравственного очищения)

3. Почему Пьер винит себя в том, что он женился на Элен?

(Он обвиняет не безнравственных людей, сыгравших на его молодой неопытности, а себя, не сумевшего им противостоять. И здесь мы видм истинную нравственность Пьера: прежде всего, суди самого себя)

Вывод: Пьер всеми силами души стремится изменить свою жизнь, построить ее на добрых началах. Только в служении людям видит он смысл жизни

Зачитывают дом.зад.

Работают в группах: распределяют роли, составляют план работы, организуют совместную деятельность.

Представляют результаты своей работы в форме таблицы. (Приложение №1) 

Участвуют в обсуждении представленных материалов: отвечают на вопросы, слушают представителей других групп, задают уточняющие вопросы

Участвуют в беседе по содержанию текста: отвечают на вопросы, слушают учителя и одноклассников, анализируют каждую микротему, дают нравственную оценку поведения героев, приводят примеры из текста в подтверждение своих мыслей, делают выводы

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами

 

5. Первичное усвоение новых знаний.

Обсуждение статьи «Религиозно-этические взгляды Толстого»

 (Лебедев Ю. В.: Литература, 10 кл., 2 ч. (учебное пособие))

Факты о Л.Н. Толстом

Толстой говорил: «В худож. произведении главное-душа автора» С этим нельзя не согласиться. Читая  «Войну и мир», мы постоянно ощущаем присутствие автора. Вы знаете, что писатель с большим интересом прочел труды Ж.Ж. Руссо, французского просветителя, философа. Руссо  считал, что не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие.

Под влиянием его взглядов Толстой приходит к идее исправления окружающего мира через самоусовершенствование. Толстой считал, что никакие революции, законы не могут изменить мир, если человек не станет меняться сам. Революции меняют лишь внешние социальные условия мира, а сделать мир гармоничнее, добрее под силу только самому человеку. А начинать нужно с самого себя.

И с 19 лет юный Толстой начинает вести дневник, в котором с предельной искренностью анализирует свои поступки, мысли, отрицательные черты характера. Он  писал: «Нахожу для дневника полезную цель – отчет каждого дня с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь избавиться». Он обвинял себя в апатичности, дурном расположении духа, привычке спорить и даже в обжорстве и сонливости.  Л.Н. Толстой был графом. Но жизнь вел самую простую: умел и пахать, и сеять, и косить, питался самой простой пищей и всю жизнь творил добро.

1. О чем говорят все эти факты? (Всю свою жизнь писатель работал над собой, стремился к нравственному идеалу. Напряженная духовная работа продолжалась до самого последнего вздоха.)

2. Краеугольным камнем в учении Толстого о самосовершенствовании человека является заповедь о непротивлении злу насилием. В чем суть этой заповеди, как вы ее понимаете? (Нельзя насилие победить насилием, зло – злом. Только любовь к ближнему способна остановить насилие.)

3. Какие еще 4 нравственные заповеди надо соблюдать по Толстому?

4. Какие 2 начала борются в человеке? ( животное и божественное). 



Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.

коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение);

участие в дискуссии; высказывание о героях и их поступках;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации.

6.Проблемное объяснение нового

Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания:

На экране:

Высказывания Л.Н. Толстого

1.Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это  недовольство побуждает к работе над собою.

2.Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

3. Вера без дела мертва есть.

4. Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь.

5. Быть, а не казаться

1. Перед вами высказывания Л.Н. Толстого, ставшие афоризмами. Какие из   них воспринимаются как правила бытия?

2. Можно ли ими прокомментировать жизненные принципы героев Толстого?

3. Какие из  них можно отнести к А. Болконскому, а какие – к П. Безухову?

4. В чем герои Толстого близки к своему создателю? (Болконский и Безухов, как и их создатель, всю свою жизнь стремятся к нравственной чистоте. Они всегда в духовном поиске. )

5. При всем сходстве их судеб Андрей и Пьер разные. Не случайно Болконский погибает, Пьеру суждено пережить его, не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея лишь невестой, а для Пьера будет женой. В чем сходятся герои? А в чем существенное различие героев?

Болконский собран, решителен, целеустремлен, а Пьер – мягок, легко попадает под влияние светской жизни, склонен к сомнениям. Но Пьер никого не судит, он слишком добр.

Андрей же горд, он не прощает людям их слабостей. Он уверен, что не делать никому зла и иметь чистую совесть вполне достаточно, чтобы жить честно. Андрей не сближается с людьми, он одинок.

Пьеру же мало быть честным перед самим собой, он желает добра всем, он любит всех, в каждом человеке он подмечает положительные черты, поэтому к нему тянутся люди.

Как вы думаете, чье мировоззрение ближе Толстому?

( Да, мироощущение Пьера ближе Толстому. Вера без дела мертва. Мало верить, мало все понимать, надо творить добро сейчас.)

 Ребята, а как сам Толстой отвечал на вопрос: Как жить, чтобы жить честно?

На экране слова Л.Н. Толстого

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость»

Яснее и лучше не скажешь!

Рассуждают, сравнивают,  анализируют.

Приходят к выводу, что два героя - две ценностные системы (жить для себя — жить для других),

.

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания;

коммуникативные: умение вступать в диалог с автором произведения; строить монологические высказывания;

познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы; осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь

Познавательные: осуществлять анализ предложенного материала, умение структурировать, выделять существенную информацию, доказывать, аргументировать свою точку зрения,

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества:

7. Рефлексия

Организует процесс рефлексии

В своем романе писатель поднимает вечные вопросы бытия: в чем смысл жизни? Как надо жить? Могу ли я что-то изменить в своей жизни?

1.Актуальны ли эти вопросы сегодня?

 2. Можем ли мы в наше время делать добро здесь и сейчас? Или для этого надо повзрослеть, или добро связано с подвигом??

3.Согласны  ли вы с тем, что человек может меняться. Самосовершенствоваться?

(Каждому под силу творить добро. Добро – это твое доброжелательное отношение к миру:   помоги товарищу, заступись за слабого, останови ссору – это все и будет добро.)

Вывод: Да, ребята, мы должны стремиться стать лучше, добрее, должны в любых обстоятельствах оставаться людьми, какой бы век не стоял на дворе. Об этом говорил и наш современник Е.Евтушенко, чье четверостишие стало эпиграфом к нашему уроку.

Еще раз зачитывается эпиграф, определяется его идея,  связывается с темой урока).

  • Я считаю, что нравственные убеждения А.Болконского ценны тем,  что…?
  • Я считаю, что нравственные убеждения П. Безухова  ценны тем,  что…?
  • Чтобы жить честно, надо…?

Личностные: выработка личностных смыслов.

Коммуникативные: строить понятные высказывания, осуществлять рефлексию.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции – рефлексии

8. Домашнее задание (дифференцированное)

Задание (на выбор):

  1. Ответьте письменно на вопрос, ставший темой нашего урока.
  2. Предположите, какую деятельность избрали бы А.Болконский и П. Безухов, если бы жили в наше время?

Записывают  домашнее задание