Тема урока: Что должно быть сильнее в человеке:разум или чувства?
презентация урока для интерактивной доски по литературе (10 класс)

рулева ольга григорьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                            МКОУ «ТАРУМОВСКАЯ СОШ»                                                                    

             Открытый урок                по   литературе  в 10а классе                                   на тему «ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ СИЛЬНЕЕ В  ЧЕЛОВЕКЕ: ЧУВСТВА  ИЛИ  РАЗУМ?»    (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).

Учитель русского языка и литературы  Рулева О.Г.     с.Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан

Тема урока: Что должно быть сильнее в человеке:разум или чувства?

Цели урока: продолжить анализировать художественные образы, составление сравнительной характеристики геро-ев,  развивать аналитическое мышление учащихся, уме-ние анализировать эпизоды художественного произведе-ния, воспитывать стремление искать ответы на вопросы о разуме и чувстве.

Оборудование: тексты романа Л. Н. Толстого «Война и мир», творческие работы учащихся, презентация.

Тип урока - осмысление.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.

1.Начало урока: «А  напоследок я скажу»( видео-фрагмент из кинофильма  «Жестокий романс»).(Сл.2)

Учитель

 -Как вы думаете, какая будет связь между этим фрагментом из «Бесприданницы» и нашим уроком?

 -Чем, на ваш взгляд , руководствуется человек при принятии какого-либо решения?       

       1.Ученик

  • Думаю, что он руководствуется чувствами.

       2.Ученик 

  • Когда человек принимает решения, он думает, размышля-ет. А  значит, он опирается на рассудок.
  1. Введение в тему.

      Учитель

       -Верно. Помимо чувств человек постигает истину разумом. Значит, тема нашего сегодняшнего урока:«Что должно быть  сильнее в человеке: чувства или разум?»(Слайд 3)

  1. Предугадывание (антиципация)цели урока.

Учитель                                                                                                           - Исходя из того, что вы уже знаете тему урока, опреде-лите цель урока.

1ученик

  • Я думаю, мы заострим внимание на двух терминах: РАЗУМ И ЧУВСТВА.

             2ученик

  • Наверняка мы продолжим работать по тексту, анализируя   эпизоды текста.

3 ученик

  • Мы будем работать над образами героев согласно домаш-нему заданию.

Учитель

  • Итак,   цели  урока: продолжить анализировать худо-жественные образы, составление сравнительной харак-теристики, развивать аналитическое мышление учащих-ся, анализировать эпизоды художественного произведе-ния, воспитывать стремление искать ответы на вопросы о разуме и чувстве.(Слайд 4)

  • Используя прием ''Вызов'', ответьте на вопросы.(Слайд 4)

1)Какие ассоциации вызывают у вас слова ”чувства’’ и ”разум”? (Слайд 5)                                

2)Кому из героинь они больше всего присущи?

  1. Беседа на восприятие текста:

А) Кто из героев (Наташа, Элен, Анатоль) вызвал у вас симпатию?

1.Лексическая работа.(Слайды 6-7)

 РАЗУМ- способность логически мыслить,  рациональное  начало                                                                                                                              в человеке.

ЧУВСТВА- способность ощущать, испытывать что-нибудь.

2.Осмысление.(Cлайд 8)

(Учитель берет две веревочки и связывает их в узел)

-Как вы думаете, какое отношение имеет этот узел с нашей темой? (На экране узлы)                                                                    

-Точка зрения Л.Н.Толстого.(Слайд 9)

В одном своём письме Л. Толстой сказал, что “так же, как узнаешь людей, живя с ними, так писатель узнает своих героев, живя с ними”. Л. Н. Толстой с волнением писал эти страницы “Войны и мира”, дорожил ими и беспокоился, чтобы они были понятны. Л.Н Толстой говорил даже, что здесь… “узел всего романа”.               

Разум и чувство... Что из них должно быть сильнее в человеке? К чему мы должны прислушиваться в жизни больше:к голосу разума или зову сердца? Именно над этими вопросами заставляет задуматься тема: «Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?»(Слайд 10 )

  1. Проверка домашней работы.

         Учитель

-Вам была задана творческая работа: через рисунки, поделки воссоздать образ героя и вопросами раскрыть суть вашего творчества.                                                              

1.Ученица                                                                                                      -Я запечатлела образ Наташи Ростовой в образе дерева. С одной стороны оно зеленое, а с другой-желтое. Как вы думаете, почему?                                                     

  • Ученик                                                                                             Я думаю, что через зеленый цвет показана Наташа как юное создание. Она воспринимает мир без лжи и притвор-ства, потому что была воспитана в любящей семье, где ценились честь и совесть. Желтый же цвет, на мой взгляд , символизирует недолговечность жизненных принципов, и это нетрудно доказать на поведении Наташи, которая поддалась влиянию Элен и стала смотреть на мир ее гла-зами. Но  этот мир оказался  лживым и погубил Наташу.  (Свои варианты предлагали и другие ученики. Но заклю-чительное слово было за ученицей которая задала вопрос.

1-я.Ученица.                                                                                               Выслушав ваши ответы, хочу воспользоваться приемом ФГОС «Оставьте за мной последнее слово». С большинст-вом   учащихся я согласна, но все-таки смею заметить, что желтый цвет, c моей точки зрения, ведет в никуда. Он не дает надежды на жизнь. А ведь Наташа столкнулась  с ми-ром лжи и лицемерия,  в котором не смогла долго жить. И эти дни стали для нее отмирающим желтым цветом.

(Другие учащиеся представляют свои работы)                                                                                                       

  1. Аналитическая беседа.(Слайды 11-14)

-Что чувствует Наташа перед поездкой в театр? (стр.242.ч.5.ГЛ.8.)

-Через какие слова передается всплеск эмоций?.

-Почему, говоря о фальши на сцене театра, автор сразу   переходит  к  описанию Анатоля и Элен? (стр.244-245.гл.9)

-Как смотрел на Наташу Анатоль? И что чувствовала Ната-ша?(стр.246-247.гл.9)

-Почему параллельно с Наташей дается описание Элен?

(стр.247.гл.9)

-По какой фразе в 9гл., стр.248.мы начинаем понимать, что Наташа попала под влияние Курагиных?

-О чем словно предостерегает Л.Н.Толстой, судя по первой фразе гл.10?

-Чем же поразил Наташу Анатоль(стр.248.гл.9),но почему-то ,,ей тесно, жарко и тяжело становилось от его присутст-вия?”

-Исходя из этого, предложу вам сравнение: Анатоль и красивое животное. В чем, по-вашему, можно найти сходство?                                                                                                            -Были ли какие-то сомнения Наташи относительно взгляда, слов Курагина?  (стр.249.,10гл.)                                      

-Чем была покорена  чувствительная  Наташа, и почему Ана-толь вышел из ложи спокойный и веселый ,а Наташа- уже под-чиненная тому миру? Чем она руководствовалась, и не  являет-ся ли это чем-то магическим?

-Почему после возвращения домой, анализируя свой поступок, она вдруг ужаснулась, вспомнив о князе Андрее?

-Мучают ли ее угрызения совести? (стр.249)

  1. Релаксация(Слайд 15 )
  2. Осмысление.                                                                                        -Перед вами два листа бумаги. Один измятый, а другой гладкий. Какую  параллель между ними вы можете про-вести?                                                                                                      1ученик.
  • Я думаю, что гладкий лист бумаги –это жизнь Наташи до знакомства с Анатолем. Это чистая искренняя Наташа, лишенная фальши. Помятый лист- жизнь Наташи после знакомства ее с Элен и Анатолем. Это была уже другая Наташа : с исковерканной душой и разочарованием.                                                                                                2 ученик.                                                                                             -А у меня своя трактовка. Мне кажется, помятый лист- это омут, в который попала Наташа, где миром правит зло и разврат. Оступившись, Наташа, подражая легкомы-сленной Элен, старается быть на нее похожей, но именно развратные брат с сестрой чуть было не погубили Наташу. Вовремя осознав это, она решает начать жить с чистого листа. Она обрела свою любовь с добродушным, искренним Пьером, найдя свое счастье в детях.                                                                                             (Другие учащиеся предлагали свои варианты)
  1. Дискуссия.        (Слайд 16)                                

Учитель

-Искренние ли были чувства Анатоля, и в чем проявляется пошлость по отношению Наташи?(стр.252.конец гл.11)        

-Какие детали во время танца Наташи с Анатолем настора-живают вас?(Слайд 16)                                

-Какой неразрешимый вопрос мучает  Наташу после возвра-щения от Элен? (стр.257. конец.гл.13)

-Какую параллель вы можете провести между смятением Наташи и притчей, которую вы сейчас увидите?(Слайд 17-18)

-Как восприняла письмо Курагина Наташа, и какие чувства у вас вызывает Анатоль после любовного  письма, сочиненного  для него Долоховым?(Слайд 19)

-Чем руководствуется Наташа, когда говорит Соне:”Я по-чувствовала ,что он мой властелин, я раба его и что я не могу не любить его”.-ЧУВСТВАМИ или РАЗУМОМ?                              –Какую героиню  и из какого произведения напоминают вам эти слова Наташи?  В чем их  сходство и различие?

-Правильно ли поступила Наташа, написав письмо княжне Марье о том,  что она не может быть женой князя  Андрея?

-Л.Н.Толстой писал, что его героиня живет чувствами, т.е. «умом сердца», а не «умом  ума»,т.е. холодным расчетом. (Слайд 20)

-Разделяете ли вы точку зрения автора?

-Было ли будущее у Наташи с Анатолем?

-Можно ли простить вину Наташе?  Простили ли ее родные?

-Простила ли  она себя сама?      

- Учит  ли  история с Наташей  современных молодых людей?

  1. Домашнее задание:(Слайд 21)

1.Написать сочинение-миниатюру на тему “Любовь и боль.Ошибки, на которых учатся жить”.

  1. Рефлексия (Слайд 22)

-Возвращаясь к теме урока, «Что должно быть сильнее: разум или чувство?» ,я прихожу к выводу, что…                                                   и выбираю высказывание…

1. Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге.(В. Белин-ский)

2.Сердце и разум сильны лишь тогда, когда они заодно.                                                                       (Людмила Татьяничева)

3.Высота чувств — в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум — два конечных баланса. Опустите ум в глубину познания — вы поднимете сердце до небес.      (В. Гюго)  

4.Нет чувств  без разума и разума без чувств,                                                                      Цвет белый помогает видеть черный,                                                                  Мир  без любви так неуютно пуст,

 В нем одинок  наш разум непокорный.

        (А.Е.Гаврюшкин)

  1. Психологический настрой и пожелания.(Слайд 23)

(Презентация прилагается).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме " В человеке должно быть все прекрасно"

Разработка урока по теме " В человеке должно быть все прекрасно" может также использоваться и на классном  часе, и на внеклассном мероприятии....

урок биологии по теме "ОДС" "В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело!"

Презентация сможет помочь учителю биологии подготовить как открытый урок по указанной теме, так и подготовить рядовой комбинированный урок.  Особенность урока- он является интегрированным, с ИЗО....

разработка урока с презентацией на тему "В каждом должна быть доброта, а иначе…" Урок-размышление.

Урок литературы для учащихся 7 класса с элементами анализа стихотворений . На уроке обсуждается и осмысливается  тема доброты и сочувствия человека к живой природе на примере произведений В.В.Мая...

Тема урока: «Костромская АЭС – быть или не быть?» 9 класс

Цель: Способствовать усвоению понятия «электроэнергетика», расширить знания учащихся об особенностях атомных электростанций и проблемах развития атомной электроэнергетики в России и  регионе...

8 класс. Урок истории. Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»

Дата: 28.09.2015Урок: историяКласс: 8Тема: «Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство?»Цели: познакомить учащихся с основными идейными методами осуществления идей л...

Презентация к уроку СБО в 7 кл. по теме "Волосы и уход за ними". " Прическа должна быть к лицу".

Презентация содержит материал о влиянии формы лица при выборе прически, о наиболее популярных прическах. Может использоваться на уроках СБО, классных часах, уроках технологии....