Творчество Рубцова
опыты и эксперименты по литературе (10 класс)

Анализ стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m-10-zvezda.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Для учащихся 10 класса.

Мастерская

«Путь к звезде»

Цели:  1) ввести учащихся в мир поэзии Николая Рубцова;
2) заинтересовать их творчеством поэта;
3) воспитывать любовь к Родине, ко всему живому.

1.     1)  Учащимся  раздаются  звездочки,  сделанные из белой бумаги, на столы

             кладутся карандаши, фломастеры разных цветов.

 Мастер (М.).  Раскрасьте, пожалуйста, свою звезду в тот цвет, который вам более всего нравится, соответствует вашему восприятию.

2)  М.  Запишите ассоциации,  связанные  с  вашей звездой (слова и словосочетания).

3)   Социализация: учащиеся показывают свои звездочки и читают записанное.

4)   М.  Создайте небольшой текст (2-3 предложения) о своей звезде.

5)   Социализация в группах, выбор самого интересного текста.

6)   Чтение самых интересных текстов.

2.     1)   М.  Запишите слово видения и ассоциации, с ним связанные.

2)   Социализация.

3)   Мастер читает стихотворение Н. Рубцова “Видения на холме”.

      М.  Задание: запишите ваши чувства, ощущения, настроение.

4)   Социализация.

5)   Учащимся раздаются тексты стихотворения “Видения на холме”.

М.  Выпишите из текста стихотворения в два столбика слова и словосочетания, которые:

       а) нравятся, ложатся на душу;              б) не нравятся.

Учащиеся работают всей группой. Необходимо подчеркнуть среди выписанного метафоры (можно ещё раз обратиться к тексту стихотворения).

6)   Социализация.

7)  Учащимся  раздаются тексты других стихотворений Н.Рубцова (8-10 текстов каждой группе):

“Встреча”, “Я умру в крещенские морозы…”, “Выпал снег”, “Тайна”, “Экспромт”, “Синенький платочек”, “Душа хранит”, “Зелёные цветы” и др.

Каждый учащийся должен прочитать 3-4 стихотворения (сколько успеет).

М. Выпишите из прочитанных вами стихотворений слова, словосочетания в два столбика:

а) рисующие мир вокруг лирического           б) раскрывающие ощущения,

              героя стихотворений;                           душу лирического героя.

8)   Социализация в группах и между группами.

9) М.  Создайте текст на основе как можно большего количества набранной лексики. Можно использовать первый текст. Озаглавьте свою работу.

 10)  Социализация в группах, выбор самого интересного, оригинального по содержанию и форме текста.

 11)  Социализация между группами.

3.   Рефлексия: учащиеся размышляют над тем, как им работалось во время мастерской, как они себя чувствовали на разных этапах, что дала им эта работа и т.д.

«У меня была возможность выразить свои мысли, чувства».

«Стихотворения создали нужное лирическое настроение, и писалось довольно легко. Я получил то необходимое количество слов, которых мне не хватало, чтобы суметь выразить свои мысли: «Легче всего было писать тексты. Когда я прочитал несколько стихотворений Рубцова, то проникся их настроением и рассуждения пошли сами».

«Эта работа создала мне на целый день хорошее настроение, я получила заряд бодрости. Очень интересно».

«Эта работа раскрыла мне два мира: день и ночь».

Тексты  учащихся  10 класса,

полученные в результате работы в мастерской

«Путь к звезде»

Юлия И.

Каков мир – таковы и чувства

Когда день – и свет вокруг, и видно красоту природы: птицы поют, река журчит. Природа радуется, и человек вместе с ней. У него добрая душа и нет забот. Но как только наступает ночь, дует резкий ветер, появляются тени, в сумраке слышны какие-то голоса. Человеку становится страшно, ему хочется  где-нибудь укрыться и подождать, пока все это пройдет. Лучше дома. А если дом далеко, человек начинает волноваться, тоскует, грустит, думает, что это никогда не кончится… Где же ты, скромный огонёк-дом? Что же впереди?

Алексей Н.

Перед нами открывается доселе не изведанный мир, и мы понимаем, как многообразны его цвета, звуки. Он раскрывает наши души, и приходит целая цепь ощущений, зачастую противоречивых. Чувствуешь единение с природой, душевное спокойствие. Пусть стонет и воет ветер, а с деревьев уже улетели листья, – природа остается грозной   и… прекрасной. Даже грусть, появившаяся неизвестно откуда, светлеет; забываются тревоги и мучения. Свет, тепло, ощущение прекрасного наполняют сердце, и понимаешь, как много еще не изведанного в этом мире, а значит, есть, к чему стремиться.

Олег К.

Спокойное небо, бледное мерцание звезд. Где-то там есть и моя Звезда. Она светит мне с высоты, указывая путь. Спокойное небо… Как сложно порой нам, людям, отвлечься от вечных битв, страданий, борьбы и оглянуться вокруг, послушать шёпот ив, взглянуть на небо, чтобы понять, наконец, что мы теряем. А нам есть, что терять. Пусть кругом голые деревья, пусть ветер гонит опавшие листья, пусть кругом непогода, мы не можем с этим расстаться, но уходим всё дальше от природы. Человек, пытаясь оправдаться, говорит, что вся наша жизнь в этом виновата. Мы не вправе сваливать с себя вину. Ощутив красоту природы, взглянув в звездное небо, понимаем простейшую истину: «Всё хорошо!»

Татьяна Б.

Полюбить Русь

«Люблю Русь, Родину», – как  часто можно слышать эти слова из уст человека, родившегося в нашей стране. «А за что её любить? – спросите  вы – Кругом  боль, нищета, разбой». « А вы оторвитесь от всего земного, – отвечу вам я, – и слейтесь с природой. Полюбите наши леса, поля, цветущие луга, солнечные просторы, ивы, склоняющиеся над водой, быстрые реки. Услышьте пение птиц. Опуститесь в глубину ночной красоты и почувствуйте тайну. Придите к русскому храму, но не просто подойдите к нему, а придите душой, и вы почувствуете очищение, свет в мыслях и в душе. Полюбив эту красоту, вы её уже не забудете. А разлюбив, другую уже не создадите».

Елена Ж.

Она мерцает только для меня, с нежностью, любовью и грустью. Моя звезда несёт свет и свободу, и я становлюсь задумчивой, спокойной. Так и хочется, чтобы этот мир никогда не прерывался, никогда не было ни смертей, ни убийств, ни грабежей; чтобы, не было небес, «горящих от зноя», «леса крестов». Хочется, чтобы всегда на небе спокойно мерцали бессмертные звезды.

Но жизнь идет своим чередом: «кто едет, тот и правит», «цветут цветы», играя, расцветает день. Трещат крещенские морозы, кто-то умирает, а кто-то рождается. Постепенно приходит весна… Однако в душах людей – светлая грусть, вера, надежда и любовь.

Дарья Н.

                                          Звезда

Звезда дарит пустынный свет,

Во мгле отражена.

Стремится к счастью человек,

И на душе – весна.

Манит его к чужим мирам,

Манит в седую даль.

Но рвётся море в кружевах,

А на сердце – печаль.

И мгла в жестокости своей

Не пощадит души.

А там звезда в дали огней

Дурманит и манит.

И снова рвется к счастью,

Лелеет снов мечту.

Нет силы у несчастий

Остановить судьбу.

Елизавета Ф.

Любовь до стонущей боли в сердце, любовь без разума, от Бога, до        безумия,  бездонная нежность,  бесконечная,  безнадежная вера!.. Кроме этой любви, нет ничего. Она захватывает твоё сердце, и тогда плачешь, и становится легко,  хотя  боишься  сделать  лишнее  движение, чтобы не потерять святую воздушность. И все ясно, спокойно, всё прощается, и любишь весь мир бессознательно – так со мной бывает, когда я смотрю на небо, или на картину с видом природы, или читаю стихотворение. И любовь прорывается – отчаянно, слезами. Я не считаю, что это стыдно: слёзы очищают сердце, и тогда чувствуешь Бога, вечность, бесконечность мира, невыразимую красоту его, чувствуешь сияющую бездонность неба, равновесие мироздания, свет.

Наталья К.

Душа и природа…  Они неразделимы.  Как быть душе чёрствой, если вокруг красота:  волны, ветер, луна, звезды, жизнь!   Но сколько жестокости видели эти далекие призрачные звезды и дремотные, холодные небеса. Вся кровавая история прошла перед ними.

А сколько может рассказать всего лишь одна звезда, мерцающая в ночи. Она – надежда и нежность влюблённых, она – маяк на бесконечном пути жизни, она – комета,  дарящая  миг  радости.  Кажется, что эта горящая точка – пророческая  нереальность, непознанный мираж.

Невозможно уснуть в лунную и звёздную ночь… Безбрежное мерцание неба зовёт к себе, в глубину прозрачного света и таинственных призраков. Как хорошо верить, что живешь в сказке.

Виктор Н.

Природа

Природа – это всё. Это небо, звезды, излучающие свет и тепло; это видения старины, прозрачные и недосягаемые; это холмы, покрытые травой; это звёздные берега по сторонам вечных рек; это шёпот листвы, деревьев, травы. Это земля, покрытая болью, страданиями, политая кровью древних битв. Это тихий, но зловещий омут; это ветер, иногда дующий легко, как будто обнимающий тебя, тихо треплющий твои волосы.

Природа – это тихие ночи и весёлые дни; это скромная девушка и её колеблющееся отражение в воде; это окружающие нас люди, добрые и злые, умные и глупые, честные и лживые. Природа – это всё, что вокруг, это то, где мы живем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по творчеству Н.Рубцова

Пособие содержит методические рекомендации, дидактический и тестовый материал в формате ЕГЭ....

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова предназачена для учащихся 9 класса...

Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Творчество Рубцова

Анализ стихотворения...

Творчество Рубцова

Анализ стихотворения...

Творчество Рубцова. Мастерская

Анализ стихотворения...