план - конспект урока чтения и развития речи по Д.Гальпериной "Здравствуйте"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок предназначен для проведения в 6 классе специальной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur_cht_2019.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение и развитие речи

6 класс

Тема «По Д. Гальпериной «Здравствуйте». Правила поведения».

2вариант  Тема «Н. Красельников «Доброе утро»

Цели:

  • знакомство с рассказом «Здравствуйте» в переводе Д. Гальпериной (2в. со стихотворением Н. Красельникова «Доброе утро»), совершенствование навыков беглого, осознанного чтения;
  • развитие связной устной речи,  умения зрительно ориентироваться в тексте;
  • воспитание культуры общения.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, шляпа Незнайки, записи на доске.

Ход урока

  1. Организационный момент (СЛАЙД 1)

- Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Давайте улыбнёмся. Если урок начать с улыбки, то я думаю, он пройдет удачно. Ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показать, что мы знаем и как умеем работать. 

- А для начала давайте вспомним правила поведения на уроке

-  На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

- Читай, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

           -  Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

-  Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

  1. Проверка домашнего задания. (СЛАЙД 2)

- Какое произведение мы читали на прошлом уроке?

(Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»)

- Дома предложила вам побыть в роли Незнайки – поэта и попробовать закончить данные вам стихотворения. Мне натерпится послушать, что же у вас получилось.

- А вжиться в роль Незнайки нам поможет его шляпа. Давайте по очереди надевать шляпу и читать стихи, которые у нас получились.

(СЛАЙД 3)

Мальчик вежливый и ласковый

Говорит при встрече  …(здравствуй)

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

… (Доброе утро).

Мне говорить совсем не лень

Своим знакомым … (добрый день).

Маме вечером при встрече

Скажу я …(добрый вечер).

В огороде возле грядки

Бегали в траве цыплятки

Индюшонка повстречали

Хором …(здравствуйте) сказали.

Я Настю знаю с малых лет,

Ей весело скажу …(привет).

Встретив зайку ёж-сосед

Говорит ему …(привет),

А его сосед ушастый

Отвечает «Ёжик… (здравствуй).

3. Сообщение темы и целей урока  (СЛАЙД 4)

- Прочитайте слова, которые вы использовали: ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОБРОЕ УТРО, ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, ПРИВЕТ.

- Что это за слова? Когда мы ими пользуемся?

-Прочитайте на с.79 название произведения и автора. («Здравствуйте» перевод с польского Д. Гальпериной)

- Как вы думаете, о чём это произведение?

2в. – Коршак Т. сегодня будет читать стихотворение Н.Красельникова «Доброе  утро»

- Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новым произведением, но и научимся правильно приветствовать друг друга.

4. Словарная работа (СЛАЙД 5)

- Прежде чем мы прочтём это произведение, давайте разберёмся, что же это за слово такое – ЗДРАВСТВУЙТЕ, что оно обозначает? Его произносят, когда здороваются, а что значит здороваться?

- Прочитайте слова. Давайте выделим в них корень: ЗДОРОВАТЬСЯ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ.

- Как называются слова с одинаковым корнем, которые записаны на доске? (однокоренные)

- Какой корень у этих слов?

- Как вы думаете, чего мы желаем, когда здороваемся?

- Какой корень в слове  ЗДРАВСТВУЙТЕ (корень ЗДРАВ). Какая буква непроизносимая в этом слове и мы должны её запомнить? (В)

- Теперь, когда вам придётся написать это слово, вы вспомните, что корень этого слова ЗДРАВ. Мы желаем человеку здоровья, когда говорим ЗДРАВСТВУЙ.

5. Первичное чтение произведения учителем (СЛАЙД 6)

2в. Чтение учителем. Самостоятельное чтение.

- А теперь положите учебники перед собой. Проверим правильно ли мы сидим.

Руки?  - На месте.

Ноги?– На месте.

Локти? – У края.

Спина? – Прямая.

- Ваша задача не только следить за моим чтением, но и внимательно слушать, постараться запомнить, как правильно здороваться.

6. Проверка первичного восприятия

2в.Раскрашивание картинок к стихотворению

- Какие слова принято говорить, здороваясь со старшими?  

- Как можно поздороваться с друзьями, сверстниками?

- Кто здоровается первым? Найдите подсказку в тексте.

- Как нужно вести себя в каком-то учреждении – библиотеке, спортзале, магазине?

7.Физкультминутка (СЛАЙД 7)

8. Чтение текста учащимися

2в.Чтение слов и соотнесение с картинками

- 1 часть – чтение цепочкой

- 2 часть - упражнение «Бросок – засечка»

9. Работа с новой темой урока

2в. Задание: собрать слово из букв.

1)Выборочное чтение по плану

  1. Правила приветствия друзей и сверстников.
  2. Как правильно здороваться со старшими?
  3. Кто здоровается первым?
  4. Должно ли быть приветствие шумным?

2)Рубрика «Это интересно» (СЛАЙД 9)

- В рубрике «Это интересно» мы узнаем как приветствуют друг друга люди разных стран мира. (2 ученика у доски демонстрируют)

Таджик, принимая гостя в своем доме, пожмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения. Протянуть в ответ одну — знак неуважения.

(СЛАЙД 10)  Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу.

(СЛАЙД 11)  В Конго приветствуют друг друга так: протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них.

(СЛАЙД 12)  На Среднем Востоке кланяются с опущенной головой, опущенными и прижатыми к телу руками. Ладонь правой при этом покрывает кисть левой — это знак почтения.

(СЛАЙД 13)  Японцы при встрече кланяются: чем ниже и медленнее, тем важнее персона.  При этом они говорят «День настал».

3) Разыгрывание речевых ситуаций

- А знаете ли вы, что 21 ноября отмечают Всемирный день приветствий. В течение дня от всей души нужно поприветствовать не менее 10 человек. А главное от всей души.

- Предлагаю потренироваться прямо сейчас. Каждый из вас получит сейчас слово – приветствие, с помощью которого вы можете поприветствовать любого человека, находящегося здесь. Интонацию нужно выбрать в зависимости от того каким цветом написано слово.

Привет (красный) - весело, по - дружески

Добрый день (синий) – строго, по – деловому

Здравствуйте (зелёный) – уважительно, с почтением

Доброе утро (жёлтый) – ласково

Добрый вечер

Здравствуй

10. Итог урока, рефлексия

- Пришло время подвести итоги урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

Выставление оценок.

11.Домашнее задание

1.Пересказ по плану.

2.Чтение рассказа.

3.2в.Чтение стихотворения

                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".

Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Конспект урока чтения и развития речи «Ночное приключение. Е.Кушак » 2 класс

Урок чтения и развития речи во 2 классе коррекционной школы направлен на развитие познавательных процессов: речи, памяти, внимания, мышления. Используются разнообразные методы работы: выборочное чтени...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

План-конспект урока чтения и развития речи с комплексным применением знаний, умений и элементами ИКТ на тему: «Чудесный мир сказок»

Цель: Обобщение о ранее полученных знаниях по разделу.Задачи:1.     Систематизация  знаний о сказках;2.     Развитие целостности восприятия на о...

План- конспект урока чтения и развития речи " Петя- петушок"

План-конспект урока чтения и развития речи Вид школы: специальная (коррекционная) школа VIII вида Тема: русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок» Тип урока: урок внеклассного чтен...