Задания обобщающего характера по литературе 10 класс
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Маркина Наталья Васильевна

Задания обобщающего характера включают вопросы по теории литературы, художественным особенностям произведений литературы 19 века

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Билет №1

  1. Указать жанр и его особенности произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» .
  2. Дать определение: ямб, баллада, парцелляция, ассонанс.
  3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Гринев, Швабрин, Базаров, Миронов.
  4. Автор статьи «Что такое обломовщина»?
  5. Общее у Обломова и «лишних людей» (Онегин, Печорин).
  6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

      Вот парадный подъезд. По торжественным дням

      Одержимый холопским недугом,

      Целый город с каким-то испугом

      Подъезжает к заветным дверям…

 _______________________________________________________________________

                                         Билет № 2

1.Указать жанр и его особенности произведения М. Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве».

  1. Дать определение: многосоюзие, аллитерация, идея, синонимы.
  2. Найти лишнее, объяснить свой выбор: хорей, ямб, амфибрахий, пафос, анапест.
  3. Героиню какого произведения А.П.Чехова домашние называют Котик?
  4. Художественное мастерство И.А. Гончарова (портрет, пейзаж, речь героев, символические детали).

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

_____________________________________________________________________

                                           Билет № 3

1.Указать жанр и его особенности произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

2. Дать определение: бессоюзие, тема, градация, аллегория.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: хорей, ямб, амфибрахий, пафос, анапест.

4. Кого Некрасов называл «родной сестрой» своей Музы?

5. Какие мотивы и образы фольклора нашли отражение в «Грозе»? Как связаны с героями?

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Любовь земли и прелесть года,

     Весна благоухает нам!..

     Творенью пир дает природа,

     Свиданья пир дает сынам!..

                                                 

                                                  Билет № 4

1.Указать жанр и его особенности произведения Н.В.Гоголя  «Ревизор».

2. Дать определение: сентиментализм, эпифора, оксюморон, ода.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: фразеологизм, сентиментализм, классицизм, романтизм.

4. Какой герой Толстого являлся олицетворением всего русского, доброго, круглого?

5. Смысл названия «Грозы».

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Лениво дышит полдень мглистый;

     Лениво катится река;

     И в тверди пламенной и чистой

     Лениво тают облака.

__________________________________________________________________________                      

                                                   Билет № 5

1.Указать жанр и его особенности произведения Н.В.Гоголя  «Мертвые души».

2. Дать определение: метонимия, рассказ, синтаксический параллелизм, ода.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Кирсанов, Базаров, Ситников, Земляника.

4. Как зовут героиню произведения «Кому на Руси жить хорошо»?

5. Значение эпилога («Отцы и дети»).

6.Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

     Лениво дышит полдень мглистый;

     Лениво катится река;

     И в тверди пламенной и чистой

     Лениво тают облака.

________________________________________________________________________

                                                   Билет №6                                                                                        

1.Указать жанр и его особенности произведения А.Н.Островского «Гроза».

2. Дать определение: реализм, гипербола, перифраз, ассонанс.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: повесть, рассказ, поэма, роман.

4. Какой цвет преобладает в «Преступлении и наказании»?

5. Смысл названия произведения «Отцы и дети».

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     О, как убийственно мы любим,

     Как в буйной слепоте страстей

     Мы то всего вернее губим,

     Что сердцу нашему милей!

__________________________________________________________________________

                                                Билет № 7

1.Указать жанр и его особенности произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

2. Дать определение: эпитет, анафора, сентиментализм, комедия.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Дикой, Кабанова, Кудряш, Швабрин.

4. Что является основной темой цикла «Записки охотника»?

5. Смысл названия произведения «Преступление и наказание».

6.Особенности древнерусской и новой литературы.

                                                     Билет № 8                                                                                        

1.Указать жанр и его особенности произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Дать определение: сравнение, олицетворение, эпиграмма, инверсия.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: сонет, эпиграмма, стихотворение, роман.

4. В ком Толстой видит решающую силу истории?

5. Основные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Прозвучало над ясной рекою,

     Прозвенело в померкшем лугу,

     Прокатилось над рощей немою,

     Засветилось на том берегу…

__________________________________________________________________________

                                                    Билет № 9                                                                                        

1.Указать жанр и его особенности произведения Л.Н.Толстого «Война и мир».

2. Дать определение: эпос, парцелляция, оксюморон, композиция.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Молчалин, Софья, Чацкий, Хлопов.

4. Как звали сына Обломова?

5. Двойники Раскольникова.

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Шепот, робкое дыханье,

     Трели соловья,

     Серебро и колыханье

     Сонного ручья…

__________________________________________________________________________

                                                   Билет № 10                                                                                        

1.Указать жанр и его особенности произведения А.П.Чехова «Ионыч».

2. Дать определение: эпос, парцелляция, оксюморон, композиция.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: сентиментализм, романтизм, эпопея, реализм.

4.Что такое «полифонический роман»?

5. В чем заключается сила характера Базарова?

6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

     Эти ивы и березы,

     Эти капли – эти слезы,

     Этот пух – не лист…

__________________________________________________________________________

                                                     Билет № 11                                                                                        

1.Указать жанр и его особенности произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

2. Дать определение: метафора, метонимия, роман, идея.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Кутузов, Наполеон, Багратион, Пугачев .

4. Как назывался первый сборник Некрасова?

5. Обломовка и город Калинов (сравнительная характеристика).

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Эти бедные селенья,                                    Край родной долготерпенья,

     Эта скудная природа -                                 Край ты русского народа!                                  

                                                   Билет № 12                                                                                        

1.Указать  направление и его особенности произведения  «Бедная Лиза».

2. Дать определение: лирика, антитеза, фабула, проблема.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: сентиментализм, тема, идея, сюжет.

4.Как вы понимаете термин «диалектика души»?

5. Жизнь «униженных и оскорбленных» в произведении «Преступление и наказание»?

6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

      Вот парадный подъезд. По торжественным дням

      Одержимый холопским недугом,

      Целый город с каким-то испугом

      Подъезжает к заветным дверям…

_______________________________________________________________________

                                                   Билет № 13                                                                                        

1.Указать  направление и его особенности произведения  «Недоросль».

2. Дать определение: образ героя, антитеза, драма, перифраз.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: ямб, анапест, амфибрахий, дактиль.

4.Кто написал статью «Темное царство»?

5.Образ Петербурга у Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского?

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Умом Россию не понять,

     Аршином общим не измерить:

     У ней особенная стать –

     В Россию можно только верить.      

________________________________________________________________________

                                                  Билет № 14                                                                                        

1.Указать  направление и его особенности произведения  «Война и мир».

2. Дать определение: пейзаж, градация, драма, классицизм.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: комедия, трагедия, драма, ода.

4. На сколько лет был осужден Раскольников за преступление?

 5.Как понимают счастье герои и автор произведения «Кому на Руси жить хорошо»?

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Прозвучало над ясной рекою,

     Прозвенело в померкшем лугу,

     Прокатилось над рощей немою,

     Засветилось на том берегу…

__________________________________________________________________________

                                                   Билет №15

1.Указать  жанр и его особенности произведения  «Вишневый сад».

2. Дать определение: ода, оксюморон, эпитет, сентиментализм.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Беликов, Ионыч, Раневская, Штольц.

4. Назовите хронологию эпохи, отраженной в эпопее?

 5.Значение финала «Грозы».

6. Роль Порфирия Петровича в произведении «Преступление и наказание»?

                                                   

                                               Билет №16

1. Дать определение сентиментализма и романтизма и раскрыть их особенности на примерах произведений.  

2. Дать определение: аллитерация, градация, парцелляция, литота.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: «Недоросль», «Горе от ума», «Гроза», «Евгений Онегин».

4. Как назывался театр, с которым сотрудничал Островский?

 5. Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Шепот, робкое дыханье,

     Трели соловья,

     Серебро и колыханье

     Сонного ручья…

__________________________________________________________________________

                                                    Билет № 17

1. Дать определение классицизма и романтизма и раскрыть их особенности на примерах произведений.  

2. Дать определение: ассонанс, градация, гипербола, аллегория.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: «Недоросль», «Преступление и наказание», Обломов», «Отцы и дети».

4. Значение дуэли П.П.Кирсанова и Базарова?

5. Что критикуется в сказке «Медведь на воеводстве»?

6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

     Лениво дышит полдень мглистый;

     Лениво катится река;

     И в тверди пламенной и чистой

     Лениво тают облака.

__________________________________________________________________________

                                                Билет № 18

1. Дать определение классицизма и реализма и раскрыть их особенности на примерах произведений.  

2. Дать определение: метонимия, градация, баллада, аллегория.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: композиция, эпитет, сюжет, тема.

4. Перечислите деревни из произведения «Кому на Руси жить хорошо?»

5. Роль главы «Сон Обломова».

6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

      Вот парадный подъезд. По торжественным дням

      Одержимый холопским недугом,

      Целый город с каким-то испугом

      Подъезжает к заветным дверям…

                                                   Билет №19

1. Дать определение древнерусской литературы и реализма и раскрыть их особенности на примерах произведений.  

2. Дать определение: синтаксический параллелизм, дактиль, проблема, фабула.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: композиция, эпитет, метафора, метонимия.

4. Любимая книга Ф.М.Достоевского.

5. Почему гибнет вишневый сад?

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     О, как убийственно мы любим,

     Как в буйной слепоте страстей

     Мы то всего вернее губим,

     Что сердцу нашему милей!

__________________________________________________________________________

                                                 Билет №20

 1. Указать жанр и его особенности произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».  

2. Дать определение: хорей, перифраз, трагедия, фабула.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: ямб, эпитет, анапест, амфибрахий.

4. К какому сословию принадлежит Штольц?

5. Новаторство Чехова-драматурга.

6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

     Эти ивы и березы,

     Эти капли – эти слезы,

     Этот пух – не лист…

__________________________________________________________________________

                                                 Билет № 21

1. Указать жанр и его особенности произведения М.Е.Салтыкова -Щедрина «История одного города».  

2. Дать определение: женская рифма, фразеологизм, комедия, пафос.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Гринев, Швабрин, Базаров, Миронов.

4. Тип композиции в «Отцах и детях».

5. Смысл названия «Война и мир».

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Умом Россию не понять,

     Аршином общим не измерить:

     У ней особенная стать –

     В Россию можно только верить.      

                                                    Билет № 22

1. Указать жанр и его особенности произведения М.Е.Салтыкова - Щедрина «Премудрый пискарь».  

2. Дать определение: дактилическая рифма, анафора, аллегория, образ героя.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор:  Швабрин, Базаров, Одинцова, Ситников.

4. Чьими глазами мы увидели совет в Филях?

5. Истинное и ложное на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Эти бедные селенья,                                    Край родной долготерпенья,

     Эта скудная природа -                                 Край ты русского народа!                                  

__________________________________________________________________________

                                                      Билет № 23

1. Указать жанр и его особенности произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети».  

2. Дать определение: портрет, инверсия, метонимия, сентиментализм.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор:  Ростовы, Курагины, Друбецкие, Мироновы.

4. Кто произносит фразу «Мы с вами одного поля ягоды»?

5. Образ «маленького человека» у А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского.

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Прозвучало над ясной рекою,

     Прозвенело в померкшем лугу,

     Прокатилось над рощей немою,

     Засветилось на том берегу…

__________________________________________________________________________

                                               Билет № 24

1.Указать  жанр и его особенности произведения  «Обломов».

2. Дать определение: ода, оксюморон, эпитет, сентиментализм.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Пшеницына, Захар, Дикой, Волков.

4. Назовите символы из произведения «Вишневый сад».

5. 2 «правды» в романе: Раскольников и Соня.

6. Что такое «эзопов язык»? Привести примеры.

__________________________________________________________________________

                                           Билет № 25.

1.Указать  жанр и его особенности произведения А.С.  Грибоедова  «Горе от ума».

2. Дать определение: рассказ, оксюморон, метафора, романтизм.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Кирибеевич, Калашников, Мцыри, Чацкий.

4. Кто из героев «Войны и мира» увидел сон о старичке-географе, показавшем глобус, состоящий из капель?

5. Роль природы и портрета в эпопее?

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Шепот, робкое дыханье,

     Трели соловья,

     Серебро и колыханье

     Сонного ручья...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила написания научно- исследовательской работы

Слайд 9

Методы исследования 1. Изучение литературы и других источников информации по теме 2. Наблюдение 3. Опрос 4. Анкетирование 5. Эксперимент 6. Анализ текста (интерпретация текста)

Слайд 10

Фразы-шаблоны для исследовательской работы Тема работы и обоснование выбора темы - Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена … - Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? - Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда … - Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. - -- - Меня заинтересовало … - Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что … - В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.

Слайд 11

Фразы-шаблоны для исследовательской работы Актуальность - Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время … - В современном мире … имеет большое значение, так как … - В последние годы мы часто слышим и употребляем слово … - Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются … - Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что - Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания … - Тема является предметом оживленных дискуссий … - Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность - Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что … - Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …

Слайд 12

Фразы-шаблоны для исследовательской работы Новизна - На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования. Цель работы - Цель работы — выяснить, почему … Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Слайд 13

Фразы-шаблоны для исследовательской работы Задачи - Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: - Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи: - Задачи работы: - К задачам работы относятся: - Изучить литературу по теме - Выяснить значение терминов … - примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень … - Провести опрос / эксперимент / наблюдение - Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты - Сделать выводы о …

Слайд 14

Фразы-шаблоны для исследовательской работы Первая глава (теоретическая) Основные термины и понятия, история вопроса - Ключевые понятия для нашего исследования – это …. … называется … - Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как … - Петров В.В. понимает под термином … - Сидоров С.С. рассматривает … как … - Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение … - Сайт … предлагает следующее определение понятия … - В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что … - Принято считать, что … - Общеизвестным считается … - Вначале обратимся к истории вопроса … - История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые …. - Из книги … мы узнали, что … - Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», … -По мнению Иванова В.В. … - Возможно, это связано …

Слайд 15

Фразы-шаблоны для исследовательской работы Вторая глава – описание исследования - Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. - Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей. - Респондентам были заданы следующие вопросы: … - Исследование проводилось на материале … - В качестве материала для исследования мы взяли …. - Источником примеров стали … - Результаты анкетирования представлены в таблице 1. - На рисунке 2 вы можете видеть … - На рисунке 3 представлены … - В данном случае мы видим … / имеем дело с … - При этом нельзя не отметить … - Обращает на себя внимание тот факт, что … - Диаграмма показывает …

Слайд 16

Фразы-шаблоны для исследовательской работы Выводы по главам - На основании всего вышесказанного мы можем констатировать … - Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: - Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее … - Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть … - Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что … - В результате проведенного исследования мы выяснили, что … - В заключении необходимо отметить … - Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы - Главный вывод, который я сделал: … - В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что … - Все вышесказанное доказывает, что … - На основании вышесказанного логично предположить, что … - Все вышесказанное убеждает нас в том, что … - Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что … - Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Слайд 17

Фразы-шаблоны для исследовательской работы Назначение работы - Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется … - Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в - Работа может представлять интерес для … - Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме …. - Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований … - Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме … - Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Слайд 18

Фразы-шаблоны для исследовательской работы Что дала работа самому исследователю - В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил … - Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть … - В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно … - Результаты исследования заставили меня задуматься … - Больше всего сложностей вызвало у меня … - Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "ЧС природного характера" ОБЖ 7 класс

Урок систематизации и обобщения знаний учащихся в 7 классе по 1-й главе "Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий" на основе применения ЭОР. Цель:...

Обобщающий урок обж "ЧС природного характера" в 7 классе

Урок-ОБОБЩЕНИЕ по  теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ  7 класс.Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»...

Урок-зачёт обобщающего характера по геометрии за курс 9 класса "КВН".

В разработке дан не только материал геометрического содержания за курс геометрии 9 класса, но и предложены названия команд, приветствие соперникам, домашнее задание творческого характера (составить эп...

Урок-альманах по литературе в 11 классе «Изображение русского национального характера в литературе 11-20 веков»

Цель: выявить черты русского национального характера в художественных произведениях 11-20 веков.Задачи:закрепить умения литературоведческого анализа;показать красоту и верность русского языка в изобра...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Применение игровой технологии на уроках математики обобщающего характера.

Применение игровой технологии на уроках обобщающего характера.Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. «Игра- путь детей к познанию мира, в котором  они живут и который...

Задания обобщающего характера по литературе 10 класс

Задания включают вопросы по теории литературы, художественным особенностям произведений литературы 19 века....