Главные вкладки

    Обобщающий урок "ЧС природного характера" ОБЖ 7 класс
    методическая разработка по обж (7 класс) по теме

    Перемечева Наталья Михайловна

    Урок систематизации и обобщения знаний учащихся в 7 классе по 1-й главе "Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий" на основе применения ЭОР. 

    Цель: обобщить и проверить знания учащихся по теме "Чс природного характера".

    Задачи:

    1. Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме "ЧС природного характера", изученных на предыдущих уроках.

    2. Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных  ситуациях природного характера.

    3. Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответсвенность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

    Тип урока: урок-соревнование.

    Форма: игра.

    Предварительная подготовительная работа с учащимися:

    1) сбор материалов и составление "Энциклопедии ЧС природного характера" (в течение всего первого полугодия);

    2) деление на команды;

    3) разработка участниками команд буклетов по теме.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_obobshch._uroka_peremechevoy_n._m.doc126 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение                        

    средняя общеобразовательная школа

    с. Рожки Малмыжского района Кировской области

    Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

    УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

    ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В 7 КЛАССЕ

    Составила:

    Перемечева Наталья Михайловна,

    учитель ОБЖ  I  категории

    с. Рожки

    2013 г.

    Урок-ОБОБЩЕНИЕ по  теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ  7 класс.

    Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»

    Задачи:

    1.Образовательные:  Проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме «ЧС природного характера», изученных на предыдущих уроках.

    2. Развивающие:  Развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных  чрезвычайных ситуациях природного характера;

    3. Воспитательные: Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

    Тип урока: урок-соревнование

    Форма урока:  игра

    Методы:

    1. Наглядные
    2. Репродуктивные, частично-поисковый
    3. Словесные
    4. Самостоятельные.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение № 1).

    Раздаточный материал: 6 наборов карточек с числами: 1,2, 3, 4, 5 и  с числами 10, 20, 30, 40, 50 на листах разного цвета (Приложение № 2), кроссворды (приложение № 3), грамоты (Приложение № 4).

    Ход урока

    1. Орг. момент

    Здравствуйте, ребята. Сегодня  вы примете участие в телепередаче «Своя игра» (слайд 1). Оценивать вашу работу будет компетентное жюри.

    1. Целеполагание и мотивация

    Тема нашей игры: «ЧС природного характера». Всё первое полугодие вы узнавали, какие существуют чрезвычайные ситуации природного характера, каковы их особенности, действия людей при той или иной ситуации, а сегодня вы продемонстрируете свои знания. Постарайтесь определить цель и задачи нашего урока. (Слайд 2).

    Жизнь — великий дар! За жизнь необходимо бороться! Жизнь необходимо ценить! Если не знать, как себя вести в ЧС природного характера, разве шансы на выживание увеличиваются?

    Наш урок проводим под девизом (Слайд 3): 

    “Чтобы преодолеть опасность, надо знать, чем грозит она и как её преодолеть”.

    1. Основной этап – обобщение, систематизация и контроль знаний
    1. Вопросы для актуализации (фронтальный опрос)

    Прежде чем начать игру, давайте вместе вспомним:

    1. Что же такое чрезвычайная ситуация?

    (Ситуация опасная для здоровья и жизни. ЧС — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.)

    1. Какая организация занимается ЧС?  МЧС.
    2. Как расшифровывается МЧС?

    Министерство по чрезвычайным ситуациям, министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    1. Кто возглавляет МЧС? 

    Владимир Пучков – министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Назначен на пост 21 мая 2012 г.

    На начальном этапе развития человеческого общества ЧС были в основном природного происхождения, связанные со стихийными бедствиями, которые наводили ужас на человека.

    Природная чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Источник природной ЧC (стихийное бедствие) – опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

    1. Что называется опасным природным явлением?

    Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения или продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

    Опасное природное явление – событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

    Под стихийными бедствиями понимают природные явления (землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, пожары и др.), носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

    Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимодействии: одно из них может повлечь за собой другое. Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары).

    1. Подготовительный этап игры-соревнования

    Мы начинаем игру. Вы  разделились на пять команд, выбрали капитана команды и придумали название. Я попрошу капитанов представить команды.

    Инструктаж: Игра будет проходить в 7 этапов. Первые пять по игровому полю (таблица), где вы будете выбирать и выполнять задания (слайд 8):

    «Словарь» – дано определение, надо сказать к какому понятию (термину) оно относится;

    «Тест» – задан вопрос, надо выбрать правильный вариант ответа;

    «Вопрос» – дать развёрнутый ответ на заданный вопрос;

    «Величины измерения» – этот блок посвящен опасным природным явлениям, у которых определяется сила, выставляются баллы, созданы шкалы;

    «Действия людей при ЧС природного характера» – как нужно себя вести и что делать при той или иной чрезвычайной ситуации (повторение алгоритмов действий).

    Каждый этап будет начинаться с жеребьёвки, которая определит очередность участия команд. Вопросы разной степени трудности (от 10 до 50). Выбираете вопрос, отвечаете на него и  получаете карточку с соответствующим количеством баллов. Если команда неправильно отвечает на вопрос, то вопрос передаётся другой команде (по желанию).

    6-й этап – презентация ваших буклетов (домашнее задание). На 7-м этапе нужно будет разгадать кроссворды.

    В конце игры определяется победитель.

    1. Игровой этап

    Все команды готовы. Прошу капитанов подойти ко мне и выбрать карточку с цифрой (жеребьёвка). Очерёдность определена, начинаем игру.

    Этап 1. «Словарь»

    10. Значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде – это… (наводнение)

    20. Природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли – это … (землетрясение)

    30. Отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах –  это … (обвал)

    40. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории – это… (лесной пожар)

    50. Выход на поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой – это … (извержение вулкана).

    Этап  2. «Тест»

    10. Бывают низовые и верховые, сильные, средние и слабые:

    а) ураганы                б) лесные пожары        в) землетрясения                

     

    20. Одним из признаков о приближении цунами является:                                                                                    

    а) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор;

    б) неожиданный ураган с выпадением обильных осадков;

    в) резкое повышение или понижение температуры воздуха, обильное таяние ледников, сход лавин.

    30. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:

    а) взрывная волна и разброс обломков;

    б) водяные и грязекаменные потоки;

    в) резкие колебания температуры;

    г) тучи пепла и газов («палящая туча»).

    40. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превышает 120 м/с, - это:

    а) тайфун;                б) шторм;                в) торнадо;            г) ураган.

    50. Последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин:

    а) лесные пожары, изменение климата и погодных условий, гибель людей и животных;

    б) извержение вулканов, усиление сейсмической активности, повышение уровня воды в реках и водоемах;

    в) перекрытие русел рек, изменение ландшафта, гибель людей и животных, разрушение зданий и сооружений, сокрытие их толщами пород.

    Этап  3.  «Вопрос»

    10. Как называется организованный вывоз населения из зоны ЧС? (Эвакуация).

    20. При каком стихийном бедствии возможна эвакуация даже с животными? (При наводнении).

    30. В каких районах на территории России часто происходят извержение вулканов? (На Камчатке и Курильских островах).

    40. Где действие цунами не опасно? (В открытом  океане).

    50. Чем отличаются низовые пожары от верховых, и какие опаснее?  (Низовой пожар распространяется по нижним ярусам лесной растительности, а верховой охватывает весь полог леса, поэтому более опасен)

    Этап  4 «Величины измерения»

    10. Ветер со скоростью до 20 м/с называется:

    а) ураган                б) бриз        в) буря        г) циклон        

    20. Известно, что сила ветра измеряется его скоростью. Кто из учёных  создал шкалу силы ветра:

    а) Рихтер                        б) Бофорт                в) Ломоносов                г) Менделеев

    30. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (по шкале Меркали)

    40. Землетрясения, какой силы начинают ощущать люди? (3-4 балла)

    50. При землетрясениях какой силы наблюдаются  тотальные разрушения, происходит сильное изменение рельефа местности; образуются многочисленные трещины, вертикальные и горизонтальные перемещения по ним; огромные обвалы и оползни; изменяются русла рек, образуются водопады и озёра; характерно разрушение всех зданий и сооружений. ( При землетрясении в 12 баллов).

    Этап  5.  «Действия людей при ЧС ситуации природного характера»

    10. В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега.    Каким образом человек может определить, где верх, а где низ?

    (Набрать слюну и дать ей вытечь изо рта).

    20. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:

    а) открыть окна и двери на нижнем этаже;

    б) включить телевизор и радио, выслушать сообщения и рекомендации;

    в) перенести на нижние этажи ценные вещи.

    30. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если, находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла, посуды, а времени, чтобы выбежать из здания, нет:

    а) отключить электричество, газ, воду, отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть, занять безопасное место в дверном проеме;

    б) позвонить в аварийную службу, отключить электричество, газ, воду, занять место у окна;

    в) закрыть окна и двери и занять безопасное место в  шкафу.

    40. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него, необходимо:

    а) убегать перпендикулярно от направления движения лавовых потоков;

    б) защитить органы дыхания, следовать в укрытие;

    в) укрыться за большим камнем.

    50. Что необходимо сделать при внезапном возникновении бури, урагана, смерча, если вы находитесь на улице?

    (Отойти подальше от зданий и сооружений, найти естественное укрытие (овраг, яма, ров, канава), лечь на дно и плотно прижаться к земле, закрыв голову руками).

    Этап 6.  Буклет

    После жеребьёвки каждая команда представляет (демонстрирует) свой буклет об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера и отдаёт жюри для оценивания (от 10 до 50 баллов).

    Этап  7.  Разгадай кроссворд

    За каждое угаданное слово – 10 баллов.

    По горизонтали: 1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести (оползень).                                                                               

    2. Воздушная оболочка Земли (атмосфера).                                                                                 

    3. Обвал массы снега на горных склонах (лавина).                                                                   

    4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море (наводнение). 

    По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение). 

    2.

    По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли (литосфера).                             2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек (ураган).                                                                                                                                          3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов (извержение).                                                                                                                                            4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре (циклон). 

    По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС (спасение).

    1. Заключительный этап

    А сейчас давайте подсчитаем баллы каждой команды. Пока жюри подводит итоги нашей игры, кто желает рассказать о работе над проектом «Энциклопедия ЧС природного характера»?

    Слово жюри. Выявляется команда победитель. Награждение (вручение грамот).

    1. Рефлексия

    Давайте вспомним, какова была цель нашего урока: обобщить и проверить знания по теме «ЧС природного характера». Достигнута ли она?

    Помните:

    1. Ваши знания, умения и навыки залог уверенности и эффективности действий в опасных ситуациях!
    2. Твердые практические навыки, умение предвидеть опасность, оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях сохранит здоровье и жизнь вам и вашим близким, предотвратит трагедию!

    1. Домашнее задание

             Для тех, кто не совсем доволен результатами игры, составить тест по теме «ЧС природного характера» из 5-7 вопросов.

    Благодарю за урок!

    Используемая литература

    1. Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы Безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 128 с.
    2. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. Для учащихся / под  ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2007. – 224.: (Академический школьный учебник.)
    3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 189 с.: ил.
    4. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 271 с. – (Академический школьный учебник).  

    Приложение № 2

    10

    1

    20

    2

    30

    3

    40

    4

    50

    5

    Приложение № 3

    Разгадай кроссворд 1

    По горизонтали:

    1. Скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. 2. Воздушная оболочка Земли. 3. Обвал массы снега на горных склонах. 4. Значительное затопление местности в результате подъёма воды в реке, озере или море.

    По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС.

    Разгадай кроссворд 2

    По горизонтали: 1. Как называется каменная оболочка Земли. 2. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость более 30 м/сек. 3. Процесс выделения из недр жидких, твёрдых и газообразных продуктов. 4. Область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре.

    По вертикали: 5. Одна из главных задач МЧС.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по экологии 5 класс обобщающий по природным зонам России

    обобщающий урок  "Природные зоны экология 5класс"...

    Обобщающий урок в 7 классе по разделу природные ЧС

    В работе рассматриваются вопросы поведения человека при ЧС природного характера, при этом сделан уклон на психологическую готовность к действиям при ЧС....

    Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие"

    Заключительный урок в теме "Класс млекопитающие", где рассматриваются прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания. К конспекту прилагается пре...

    классы неорганических соединений (обобщающий урок в 8 классе)

    Обобщающий урок по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

    Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

    Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

    Обобщающий урок по теме: "Класс млекопитающие", 7 класс

    Цель: повторить и обобщить знания по  теме "Класс млекопитающие". Образовательные задачи: повторить и закрепить  полученные  знания...

    Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс

    Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....