Задания обобщающего характера по литературе 10 класс
методическая разработка (10 класс)

Маркина Наталья Васильевна

Задания включают вопросы по теории литературы, художественным особенностям произведений литературы 19 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_zachet_po_literature_10_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                Билет №1

  1. Указать жанр и его особенности произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» .
  2. Дать определение: ямб, баллада, парцелляция, ассонанс.
  3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Гринев, Швабрин, Базаров, Миронов.
  4. Автор статьи «Что такое обломовщина»?
  5. Общее у Обломова и «лишних людей» (Онегин, Печорин).
  6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

      Вот парадный подъезд. По торжественным дням

      Одержимый холопским недугом,

      Целый город с каким-то испугом

      Подъезжает к заветным дверям…

 _______________________________________________________________________

                                         Билет № 2

1.Указать жанр и его особенности произведения М. Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве».

  1. Дать определение: многосоюзие, аллитерация, идея, синонимы.
  2. Найти лишнее, объяснить свой выбор: хорей, ямб, амфибрахий, пафос, анапест.
  3. Героиню какого произведения А.П.Чехова домашние называют Котик?
  4. Художественное мастерство И.А. Гончарова (портрет, пейзаж, речь героев, символические детали).

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

_____________________________________________________________________

                                           Билет № 3

1.Указать жанр и его особенности произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

2. Дать определение: бессоюзие, тема, градация, аллегория.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: хорей, ямб, амфибрахий, пафос, анапест.

4. Кого Некрасов называл «родной сестрой» своей Музы?

5. Какие мотивы и образы фольклора нашли отражение в «Грозе»? Как связаны с героями?

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Любовь земли и прелесть года,

     Весна благоухает нам!..

     Творенью пир дает природа,

     Свиданья пир дает сынам!..

                                                 

                                                  Билет № 4

1.Указать жанр и его особенности произведения Н.В.Гоголя  «Ревизор».

2. Дать определение: сентиментализм, эпифора, оксюморон, ода.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: фразеологизм, сентиментализм, классицизм, романтизм.

4. Какой герой Толстого являлся олицетворением всего русского, доброго, круглого?

5. Смысл названия «Грозы».

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Лениво дышит полдень мглистый;

     Лениво катится река;

     И в тверди пламенной и чистой

     Лениво тают облака.

__________________________________________________________________________                      

                                                   Билет № 5

1.Указать жанр и его особенности произведения Н.В.Гоголя  «Мертвые души».

2. Дать определение: метонимия, рассказ, синтаксический параллелизм, ода.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Кирсанов, Базаров, Ситников, Земляника.

4. Как зовут героиню произведения «Кому на Руси жить хорошо»?

5. Значение эпилога («Отцы и дети»).

6.Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

     Лениво дышит полдень мглистый;

     Лениво катится река;

     И в тверди пламенной и чистой

     Лениво тают облака.

________________________________________________________________________

                                                   Билет №6                                                                                        

1.Указать жанр и его особенности произведения А.Н.Островского «Гроза».

2. Дать определение: реализм, гипербола, перифраз, ассонанс.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: повесть, рассказ, поэма, роман.

4. Какой цвет преобладает в «Преступлении и наказании»?

5. Смысл названия произведения «Отцы и дети».

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     О, как убийственно мы любим,

     Как в буйной слепоте страстей

     Мы то всего вернее губим,

     Что сердцу нашему милей!

__________________________________________________________________________

                                                Билет № 7

1.Указать жанр и его особенности произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

2. Дать определение: эпитет, анафора, сентиментализм, комедия.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Дикой, Кабанова, Кудряш, Швабрин.

4. Что является основной темой цикла «Записки охотника»?

5. Смысл названия произведения «Преступление и наказание».

6.Особенности древнерусской и новой литературы.

                                                     Билет № 8                                                                                        

1.Указать жанр и его особенности произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Дать определение: сравнение, олицетворение, эпиграмма, инверсия.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: сонет, эпиграмма, стихотворение, роман.

4. В ком Толстой видит решающую силу истории?

5. Основные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Прозвучало над ясной рекою,

     Прозвенело в померкшем лугу,

     Прокатилось над рощей немою,

     Засветилось на том берегу…

__________________________________________________________________________

                                                    Билет № 9                                                                                        

1.Указать жанр и его особенности произведения Л.Н.Толстого «Война и мир».

2. Дать определение: эпос, парцелляция, оксюморон, композиция.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Молчалин, Софья, Чацкий, Хлопов.

4. Как звали сына Обломова?

5. Двойники Раскольникова.

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Шепот, робкое дыханье,

     Трели соловья,

     Серебро и колыханье

     Сонного ручья…

__________________________________________________________________________

                                                   Билет № 10                                                                                        

1.Указать жанр и его особенности произведения А.П.Чехова «Ионыч».

2. Дать определение: эпос, парцелляция, оксюморон, композиция.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: сентиментализм, романтизм, эпопея, реализм.

4.Что такое «полифонический роман»?

5. В чем заключается сила характера Базарова?

6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

     Эти ивы и березы,

     Эти капли – эти слезы,

     Этот пух – не лист…

__________________________________________________________________________

                                                     Билет № 11                                                                                        

1.Указать жанр и его особенности произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

2. Дать определение: метафора, метонимия, роман, идея.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Кутузов, Наполеон, Багратион, Пугачев .

4. Как назывался первый сборник Некрасова?

5. Обломовка и город Калинов (сравнительная характеристика).

6.Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Эти бедные селенья,                                    Край родной долготерпенья,

     Эта скудная природа -                                 Край ты русского народа!                                  

                                                   Билет № 12                                                                                        

1.Указать  направление и его особенности произведения  «Бедная Лиза».

2. Дать определение: лирика, антитеза, фабула, проблема.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: сентиментализм, тема, идея, сюжет.

4.Как вы понимаете термин «диалектика души»?

5. Жизнь «униженных и оскорбленных» в произведении «Преступление и наказание»?

6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

      Вот парадный подъезд. По торжественным дням

      Одержимый холопским недугом,

      Целый город с каким-то испугом

      Подъезжает к заветным дверям…

_______________________________________________________________________

                                                   Билет № 13                                                                                        

1.Указать  направление и его особенности произведения  «Недоросль».

2. Дать определение: образ героя, антитеза, драма, перифраз.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: ямб, анапест, амфибрахий, дактиль.

4.Кто написал статью «Темное царство»?

5.Образ Петербурга у Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского?

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Умом Россию не понять,

     Аршином общим не измерить:

     У ней особенная стать –

     В Россию можно только верить.      

________________________________________________________________________

                                                  Билет № 14                                                                                        

1.Указать  направление и его особенности произведения  «Война и мир».

2. Дать определение: пейзаж, градация, драма, классицизм.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: комедия, трагедия, драма, ода.

4. На сколько лет был осужден Раскольников за преступление?

 5.Как понимают счастье герои и автор произведения «Кому на Руси жить хорошо»?

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Прозвучало над ясной рекою,

     Прозвенело в померкшем лугу,

     Прокатилось над рощей немою,

     Засветилось на том берегу…

__________________________________________________________________________

                                                   Билет №15

1.Указать  жанр и его особенности произведения  «Вишневый сад».

2. Дать определение: ода, оксюморон, эпитет, сентиментализм.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Беликов, Ионыч, Раневская, Штольц.

4. Назовите хронологию эпохи, отраженной в эпопее?

 5.Значение финала «Грозы».

6. Роль Порфирия Петровича в произведении «Преступление и наказание»?

                                                   

                                               Билет №16

1. Дать определение сентиментализма и романтизма и раскрыть их особенности на примерах произведений.  

2. Дать определение: аллитерация, градация, парцелляция, литота.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: «Недоросль», «Горе от ума», «Гроза», «Евгений Онегин».

4. Как назывался театр, с которым сотрудничал Островский?

 5. Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Шепот, робкое дыханье,

     Трели соловья,

     Серебро и колыханье

     Сонного ручья…

__________________________________________________________________________

                                                    Билет № 17

1. Дать определение классицизма и романтизма и раскрыть их особенности на примерах произведений.  

2. Дать определение: ассонанс, градация, гипербола, аллегория.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: «Недоросль», «Преступление и наказание», Обломов», «Отцы и дети».

4. Значение дуэли П.П.Кирсанова и Базарова?

5. Что критикуется в сказке «Медведь на воеводстве»?

6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

     Лениво дышит полдень мглистый;

     Лениво катится река;

     И в тверди пламенной и чистой

     Лениво тают облака.

__________________________________________________________________________

                                                Билет № 18

1. Дать определение классицизма и реализма и раскрыть их особенности на примерах произведений.  

2. Дать определение: метонимия, градация, баллада, аллегория.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: композиция, эпитет, сюжет, тема.

4. Перечислите деревни из произведения «Кому на Руси жить хорошо?»

5. Роль главы «Сон Обломова».

6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

      Вот парадный подъезд. По торжественным дням

      Одержимый холопским недугом,

      Целый город с каким-то испугом

      Подъезжает к заветным дверям…

                                                   Билет №19

1. Дать определение древнерусской литературы и реализма и раскрыть их особенности на примерах произведений.  

2. Дать определение: синтаксический параллелизм, дактиль, проблема, фабула.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: композиция, эпитет, метафора, метонимия.

4. Любимая книга Ф.М.Достоевского.

5. Почему гибнет вишневый сад?

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     О, как убийственно мы любим,

     Как в буйной слепоте страстей

     Мы то всего вернее губим,

     Что сердцу нашему милей!

__________________________________________________________________________

                                                 Билет №20

 1. Указать жанр и его особенности произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».  

2. Дать определение: хорей, перифраз, трагедия, фабула.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: ямб, эпитет, анапест, амфибрахий.

4. К какому сословию принадлежит Штольц?

5. Новаторство Чехова-драматурга.

6. Определить все художественные средства (лексика, тропы, фонетика, синтаксис):

     Эти ивы и березы,

     Эти капли – эти слезы,

     Этот пух – не лист…

__________________________________________________________________________

                                                 Билет № 21

1. Указать жанр и его особенности произведения М.Е.Салтыкова -Щедрина «История одного города».  

2. Дать определение: женская рифма, фразеологизм, комедия, пафос.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Гринев, Швабрин, Базаров, Миронов.

4. Тип композиции в «Отцах и детях».

5. Смысл названия «Война и мир».

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Умом Россию не понять,

     Аршином общим не измерить:

     У ней особенная стать –

     В Россию можно только верить.      

                                                    Билет № 22

1. Указать жанр и его особенности произведения М.Е.Салтыкова - Щедрина «Премудрый пискарь».  

2. Дать определение: дактилическая рифма, анафора, аллегория, образ героя.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор:  Швабрин, Базаров, Одинцова, Ситников.

4. Чьими глазами мы увидели совет в Филях?

5. Истинное и ложное на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Эти бедные селенья,                                    Край родной долготерпенья,

     Эта скудная природа -                                 Край ты русского народа!                                  

__________________________________________________________________________

                                                      Билет № 23

1. Указать жанр и его особенности произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети».  

2. Дать определение: портрет, инверсия, метонимия, сентиментализм.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор:  Ростовы, Курагины, Друбецкие, Мироновы.

4. Кто произносит фразу «Мы с вами одного поля ягоды»?

5. Образ «маленького человека» у А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского.

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Прозвучало над ясной рекою,

     Прозвенело в померкшем лугу,

     Прокатилось над рощей немою,

     Засветилось на том берегу…

__________________________________________________________________________

                                               Билет № 24

1.Указать  жанр и его особенности произведения  «Обломов».

2. Дать определение: ода, оксюморон, эпитет, сентиментализм.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Пшеницына, Захар, Дикой, Волков.

4. Назовите символы из произведения «Вишневый сад».

5. 2 «правды» в романе: Раскольников и Соня.

6. Что такое «эзопов язык»? Привести примеры.

__________________________________________________________________________

                                           Билет № 25.

1.Указать  жанр и его особенности произведения А.С.  Грибоедова  «Горе от ума».

2. Дать определение: рассказ, оксюморон, метафора, романтизм.

3. Найти лишнее, объяснить свой выбор: Кирибеевич, Калашников, Мцыри, Чацкий.

4. Кто из героев «Войны и мира» увидел сон о старичке-географе, показавшем глобус, состоящий из капель?

5. Роль природы и портрета в эпопее?

6. Определить стихотворный размер, рифму, способ рифмовки:

     Шепот, робкое дыханье,

     Трели соловья,

     Серебро и колыханье

     Сонного ручья...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "ЧС природного характера" ОБЖ 7 класс

Урок систематизации и обобщения знаний учащихся в 7 классе по 1-й главе "Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий" на основе применения ЭОР. Цель:...

Обобщающий урок обж "ЧС природного характера" в 7 классе

Урок-ОБОБЩЕНИЕ по  теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ  7 класс.Цель урока: обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»...

Урок-зачёт обобщающего характера по геометрии за курс 9 класса "КВН".

В разработке дан не только материал геометрического содержания за курс геометрии 9 класса, но и предложены названия команд, приветствие соперникам, домашнее задание творческого характера (составить эп...

Урок-альманах по литературе в 11 классе «Изображение русского национального характера в литературе 11-20 веков»

Цель: выявить черты русского национального характера в художественных произведениях 11-20 веков.Задачи:закрепить умения литературоведческого анализа;показать красоту и верность русского языка в изобра...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Применение игровой технологии на уроках математики обобщающего характера.

Применение игровой технологии на уроках обобщающего характера.Игра – спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. «Игра- путь детей к познанию мира, в котором  они живут и который...

Задания обобщающего характера по литературе 10 класс

Задания обобщающего характера включают вопросы по теории литературы, художественным особенностям произведений литературы 19 века...