Эффективность использования эйдос-конспекта во время изучения содержания предмета "Литература" на этапе «нравственного эгоцентризма» (7-8 классы)
методическая разработка по литературе (7 класс)

В 7-8 классах происходят весомые изменения в литературном развитии учащихся. Школьники уходят от чисто нравственных критериев в оценке произведений художественной литературы и начинают переходить к эстетическим, отношение их к искусству постепенно начинает приобретать осознанный характер, а книга воспринимается как художественная ценность. Однако, достижения в литературном развитии школьников тринадцати-четырнадцати лет не так велики. Дети этой возрастной группы всецело сосредоточены на своём внутреннем мире и в произведениях ищут только созвучные ему мотивы, а книга оценивается подростком в зависимости от того, насколько она совпадает с его личными переживаниями.

Потребность в самовыражении у школьников этого возраста оказывается настолько сильной, что анализ произведения подменяется анализом собственных переживания или рассуждениями на интересующие их темы.

Эту тенденцию необходимо учитывать в преподавании литературы в 7-8 классах и искать такие формы анализа, где бы органично соединялись личностные оценки, стремление учащихся к самовыражению с выработкой у них объективного взгляда на произведение.

Большое влияние на восприятие искусства начинает оказывать индивидуальный склад личности учащегося, заметно проявляются различия в зависимости от начитанности детей, их знаний, заинтересованности предметом. Поэтому в 7-8 классах фронтальная работа сильно затруднена и соответственно резко увеличивается значение индивидуального подхода к разным группам школьников. Одним ученикам надо помочь вникнуть в объективный смысл произведения, не разрушая при этом их интереса к собственным переживаниям; у других, наоборот, надо развивать личностный подход к литературе; у третьих важно не дать угаснуть способности мыслить образами.

Технология активизации обучения на основе использования эйдос-конспектов помогает эффективно решать проблемы, возникающие перед учителем и учащимися в этом возрастном диапазоне.

Так, в 7 классе, при изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский», можно предложить детям охарактеризовать образы героев через цепочку-схему их поступков в произведении. Например, при анализе ссоры между А. Г. Дубровским и К. П. Троекуровым учащиеся могут создать графический эйдос-конспект.

Прежде чем дать детям задание на составление графического эйдос-конспекта, нужно хорошо проработать вместе с ними материал, который они берут для анализа. Важно помочь им найти опоры, которыми они смогут воспользоваться.  Так, можно предложить им план, на который они будут смотреть при составлении ЭК.

Для того, чтобы составить эту схему, следует охарактеризовать образы героев через:

1.     портрет (завистливое выражение лица Дубровского, насмешливое или гневное у Троекурова);

2.     речь (вопрос Троекурова «Что ж ты хмуришься?», суровое сравнение Дубровским людей с собаками, приказ Троекурова «воротить непременно» Дубровского, иначе «навеки рассорится»

3.     поступки (отъезд гордого Дубровского и его молчание, неприличное письмо Дубровского Троекурову с требованием прислать «Парамошку с повинною», заговор Троекурова с Шабашкиным, нечестное дело в суде)

Надпись: Дубровский:
сравнение людей с собаками 
Графический ЭК помогает понять образы героев, страшные последствия на первый взгляд обычной размолвки. Работая над проектом, ученики понимают губительную роль конфликта между людьми, приведшего к трагическим последствиям — смерти одного из них и горькой судьбе его сына, оставшегося без дома и впоследствии лишенного взаимной любви. Но именно настоящее чувство Владимира к Марье останавливает развитие мести: «О, как должен я ненавидеть того, но чувствую, теперь в сердце моем нет места ненависти» [Пушкин, 2017,с. 92]. В этом и есть гуманистическая суть произведения, к которой приходят дети впоследствии такого нетрадиционного вида анализа. 

 

                                           
  Надпись: Зависть на лице 
А. Г. Дубровского 
 Надпись: Вопрос Троекурова: «Что ж ты хмуришься?»
   image  image
 
 
  image
 
  image image
  Надпись: Троекуров: «догнать и воротить непременно»
 Надпись: Дубровский не послушался
  image  image
 
 
  image
    image
 
 
 
 
 Надпись: Троекуров вторично послал слугу image image
   Надпись: «загремел» Троекуров
  image
     image
 
 
 
 
  Надпись: Желание  Троекурова помириться
  Надпись: Смерть Дубровского
    image
   image
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Цепочка развития ссоры между А. Г. Дубровским и К. П. Троекуровым

Использование именно такого вида графической опорной схемы как эйдос-конспект, отвечает всем возрастным особенностям учащихся 7-8 классов. Их потребность в самовыражении, личностной оценке героев и произведения в целом удовлетворяется здесь в полной степени. Также учитывается и индивидуальность каждого учащегося: все ученики выполняют это задание самостоятельно. Им даётся полная свобода самовыражения, идёт ориентация на развитие творческих способностей, в чём чаще всего и кроется сила каждого ребенка.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx53.39 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность использования эйдос-конспекта во время изучения содержания предмета "Литература" на этапе «нравственного эгоцентризма» (7-8 классы)

В 7-8 классах происходят весомые изменения в литературном развитии учащихся. Школьники уходят от чисто нравственных критериев в оценке произведений художественной литературы и начинают переходить к эстетическим, отношение их к искусству постепенно начинает приобретать осознанный характер, а книга воспринимается как художественная ценность. Однако, достижения в литературном развитии школьников тринадцати-четырнадцати лет не так велики. Дети этой возрастной группы всецело сосредоточены на своём внутреннем мире и в произведениях ищут только созвучные ему мотивы, а книга оценивается подростком в зависимости от того, насколько она совпадает с его личными переживаниями.

Потребность в самовыражении у школьников этого возраста оказывается настолько сильной, что анализ произведения подменяется анализом собственных переживания или рассуждениями на интересующие их темы.

Эту тенденцию необходимо учитывать в преподавании литературы в 7-8 классах и искать такие формы анализа, где бы органично соединялись личностные оценки, стремление учащихся к самовыражению с выработкой у них объективного взгляда на произведение.

Большое влияние на восприятие искусства начинает оказывать индивидуальный склад личности учащегося, заметно проявляются различия в зависимости от начитанности детей, их знаний, заинтересованности предметом. Поэтому в 7-8 классах фронтальная работа сильно затруднена и соответственно резко увеличивается значение индивидуального подхода к разным группам школьников. Одним ученикам надо помочь вникнуть в объективный смысл произведения, не разрушая при этом их интереса к собственным переживаниям; у других, наоборот, надо развивать личностный подход к литературе; у третьих важно не дать угаснуть способности мыслить образами.

Технология активизации обучения на основе использования эйдос-конспектов помогает эффективно решать проблемы, возникающие перед учителем и учащимися в этом возрастном диапазоне.

Так, в 7 классе, при изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский», можно предложить детям охарактеризовать образы героев через цепочку-схему их поступков в произведении. Например, при анализе ссоры между А. Г. Дубровским и К. П. Троекуровым учащиеся могут создать графический эйдос-конспект.

Прежде чем дать детям задание на составление графического эйдос-конспекта, нужно хорошо проработать вместе с ними материал, который они берут для анализа. Важно помочь им найти опоры, которыми они смогут воспользоваться.  Так, можно предложить им план, на который они будут смотреть при составлении ЭК.

Для того, чтобы составить эту схему, следует охарактеризовать образы героев через:

  1. портрет (завистливое выражение лица Дубровского, насмешливое или гневное у Троекурова);
  2. речь (вопрос Троекурова «Что ж ты хмуришься?», суровое сравнение Дубровским людей с собаками, приказ Троекурова «воротить непременно» Дубровского, иначе «навеки рассорится»
  3. поступки (отъезд гордого Дубровского и его молчание, неприличное письмо Дубровского Троекурову с требованием прислать «Парамошку с повинною», заговор Троекурова с Шабашкиным, нечестное дело в суде)

Графический ЭК помогает понять образы героев, страшные последствия на первый взгляд обычной размолвки. Работая над проектом, ученики понимают губительную роль конфликта между людьми, приведшего к трагическим последствиям — смерти одного из них и горькой судьбе его сына, оставшегося без дома и впоследствии лишенного взаимной любви. Но именно настоящее чувство Владимира к Марье останавливает развитие мести: «О, как должен я ненавидеть того, но чувствую, теперь в сердце моем нет места ненависти» [Пушкин, 2017,с. 92]. В этом и есть гуманистическая суть произведения, к которой приходят дети впоследствии такого нетрадиционного вида анализа.  

Рис.1. Цепочка развития ссоры между А. Г. Дубровским и К. П. Троекуровым

Использование именно такого вида графической опорной схемы как эйдос-конспект, отвечает всем возрастным особенностям учащихся 7-8 классов. Их потребность в самовыражении, личностной оценке героев и произведения в целом удовлетворяется здесь в полной степени. Также учитывается и индивидуальность каждого учащегося: все ученики выполняют это задание самостоятельно. Им даётся полная свобода самовыражения, идёт ориентация на развитие творческих способностей, в чём чаще всего и кроется сила каждого ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»» Химия 8 класс

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»»Проект разработан с учетом паралелльной работы по скайпу с учеником с ОВЗ. Особое внимание ...

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»» Химия 8 класс

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»»Проект разработан с учетом паралелльной работы по скайпу с учеником с ОВЗ. Особое внимание ...

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»» Химия 8 класс

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»»Проект разработан  с учетом паралелльной работы  по скайпу с учеником  с ОВЗ...

Эффективность использования стихов и рифмовок при изучении английского языка

         Тема : Эффективность использования стихов и рифмовок при изучении английского языка          Для чего нужны стихи ...

Использование элементов игровых технологий при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 6 классе.

В данной статье представлены элементы игровых технологий. Именно игра приоткрывает незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у учащих...

Возможность использования эйдос-конспекта при усвоении литературного материала в период «наивного реализма» (5–6 классы)

Начало подросткового возраста – это время, когда ребенок только начинает открывать для себя новые переживания и влечения. Его внутренний мир усложняется, при этом усложняются его отношения с окр...