5 класс литература Сказка-анекдот
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Сябро Инна Александровна

Урок 16. Анекдоты. Сказка-анекдот 

Цели: познакомить учеников с происхождением и особенностями жанра анекдота; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka-anekdot.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 16. Анекдоты. Сказка-анекдот

Цели: познакомить учеников с происхождением и особенностями жанра анекдота; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности учеников.

Ход урока

I.        Проверка домашнего задания

  1. Ответы на вопросы 1, 2 (с. 64).
  2. Чтение и обсуждение творческих работ (загадки, сказки-загадки).

II.        Изучение темы «Анекдоты»

1. Слово учителя.

Мы познакомились с несколькими малыми жанрами фольклора, узнали об их происхождении, отметили их характерные черты. Сегодня мы поговорим об очень популярном жанре фольклора — анекдоте.

Слово «анекдот» восходит к греческому апеkdotos — «неизданный», «неопубликованный». Первоначальное значение этого слова несколько расходится с привычным, современным пониманием. В древности анекдотом называли короткие истории из жизни известных людей, исторических лиц, отличавшиеся необычностью, оригинальностью, неофициальностью. Сейчас анекдотом называют короткий устный рассказ с неожиданной остроумной концовкой.

Анекдот часто представляет собой сценку, диалог, поэтому необходимое условие бытования анекдота — устный рассказ.

Тематика анекдотов очень разнообразна, отражает все стороны жизни. В детском фольклоре тоже любим этот жанр. Часто он связан со школьной темой, с отношениями между родителями и детьми.

2. Примеры детских анекдотов.

Примечание. Учитель может рассказать один-два анекдота, чтобы настроить учеников на соответствующий лад; ученики могут рассказать несколько анекдотов, не выходящих за рамки детского фольклора.

1.        Учитель — ученику:

− Петя, почему ты сегодня такой бледный? Не случилось ли чего?

− Нет, это я просто утром умылся.

2.

− Папа, — спрашивает перед сном малыш, — а почему у тебя все сказки начинаются по-разному: «В некотором царстве...» или «Жили-были...», а заканчиваются всегда одинаково: «Хр-р-р-р,
хр-р-р-р...»?

III.        Чтение статьи учебника «Анекдоты» (с. 66-67) и обсуждение вопросов 1 -4 (с. 67)

Комментарии учителя

К вопросу 1.

Бытовая сказка родственна анекдоту: она тоже остроумна, рассказывает о необычном происшествии, нестандартной ситуации, в ней часто используется диалог.

К вопросу 4.

При исполнении любых фольклорных жанров восприятие слушателей зависит от рассказчика. При исполнении анекдота необходимо, чтобы рассказчик был не только артистичным, но и остроумным, иначе анекдот не произведет нужного эффекта.

IV.        Чтение сказки-анекдота (с. 68-69) и обсуждение вопроса Примечание. Сказку-анекдот читают несколько подготовленных учеников. Роли: автор, хозяин, его жена, барин, богатый мужик.

—        Можно ли назвать эту сказку просто анекдотом?

V. Обсуждение вопросов 1-3 (с. 69-70) и вопроса 1 (с. 70) Комментарии учителя

К вопросу 1.

Анекдот отличается от сказки объемом рассказа, неразвернутостью сюжета и содержания, лаконизмом формы и емкостью описания ситуации или персонажа.

К вопросу 2.

У героев этой сказки нет имен, потому что она носит не конкретный, а обобщенный характер.

К вопросу 3.

В диалоге раскрывается находчивость главного героя — умного мужика, который смог своим остроумием заработать на хлеб своей семье. Диалог придает сказке живость, достоверность, способствует созданию ярких образов.

К вопросу I (повышенной сложности).

Эту сказку-анекдот сочинил, скорее всего, бедный человек, так как именно герой-бедняк оказывается в сказке на высоте, а богатый мужик выглядит глупым и жадным.

Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы и выполнить задания повышенной сложности 1—3 (с. 67—68), 2 (с. 70).
  2. Записать народные песни, частушки, бытующие в семьях учеников.

Дополнительный материал[1]*

Происхождение слова «анекдот» восходит к греческому апеkdotos — «неизданный», «неопубликованный».

Считается, что мировая история анекдота начинается с Византии, когда историк и государственный деятель эпохи Юстиниана (VI век) Прокопий Кесарийский создал «Тайную историю», направленную про тив императора и содержащую, в частности, рассказы о неблаговидных, аморальных поступках правителя и императрицы Феодоры, бывшей актрисы и куртизанки. Эти рассказы и стали называться анекдотами, т. е. произведениями, содержание которых действительно тайная история, неофициальная, не имеющая документального подтверждения, но при этом вполне достоверная.

Так или иначе анекдот изначально противостоит общеизвестному: если создание образа исторического деятеля в хрониках и летописях подчинено целям государственной доктрины, то в анекдоте он предстает не парадным портретом, а живой личностью, все поступки которой должны иметь психологическое обоснование.

Именно психологизм анекдота привел к тому, что его героями стали не только фигуры, вошедшие в историю, но и просто социальные типы, в поведении которых отражаются такие общечеловеческие черты, как остроумие, умение найти выход из сложной ситуации, не лезть в карман за словом, артистизм...

Следовательно, «дней минувших анекдоты» (А.С. Пушкин) — вполне определенная разновидность этой трудно определяемой, но художественно очень плодотворной жанровой формы. Это подтверждается, в частности, и тем, что сам Пушкин был довольно старательным записчиком анекдотов. Вот один из них.

«Шувалов, заспорив однажды с Ломоносовым, сказал сердито: "Мы отставим тебя от Академии". — "Нет, — возразил великий человек, — разве Академию отставите от меня"».

Как и положено в анекдоте, ключевая, кульминационная, ситуация здесь требует не фактической, а психологической достоверности. М.В. Ломоносов в реальности конфликтовал с руководством Академии, отстаивая свои не только научные, но и гражданские принципы. А его значение для развития отечественной науки подтверждает правоту остроумных слов, которых он, может быть, и не произносил, но которые вполне имел право произнести.

Не менее красноречивы и анекдоты о самом Пушкине, существующие во множестве. «Два гвардейских офицера, желая смутить Пушкина, спросили у него: "Как правильнее выразиться: "Эй, человек, подай стакан воды!" или "Эй, человек, принеси стакан воды!"?"»

Пушкин, живо поняв желание подшутить над ним, отвечал серьезно: «Мне кажется, вы можете выразиться прямо: "Эй, человек, гони нас на водопой!"»

Пушкин предстает здесь не просто поэтом, в совершенстве владеющим словом, но и человеком, готовым вступиться как за свое собственное достоинство, так и за достоинство людей, занимающих в обществе подчиненное социальное положение. Неприязнь Пушкина к властям предержащим неизменно подчеркивается и в историях о нем.

В анекдот заложены некоторые начала, связывающие его с устным народным творчеством. Поскольку в основу анекдота, как правило, положена сценка, диалог, он не только пригоден для устного пересказа, но и требует его. Искусный рассказчик может оживить даже не очень удачный анекдот, неумелый — испортит и шедевр (таких слушатели обычно спрашивают: «А где смеяться?»). Недопустимо и объяснять анекдот после того, как он рассказан.

Подобно другим фольклорным жанровым формам, анекдот допускает изменения и уточнения, а его рассказывание зависит от состава слушателей: много их или мало, есть ли среди них женщины, дети (как известно, зачастую в анекдотах используется ненормативная лексика).

Анализ практически каждого анекдота требует серьезного социально-психологического осмысления феноменов как государственной власти, так и человеческого поведения (нельзя забывать и национальную специфику, что делает некоторые анекдоты непонятными и несмешными в другой языковой среде).

Анекдот так же многообразен, как человеческий смех: он звучит всегда, когда в нем появляется необходимость. Поэтому и старое русское название анекдотов — смехотворные повести — доныне полностью сохраняет свой смысл.

Урок 17. Песни. Частушки

Цели: познакомить учеников с жанровыми особенностями народных песен и частушек; показать, как преобразуется народная песня при литературной обработке; развивать творческие способностей учеников.

Оборудование: записи народных песен и частушек; репродукции картин, иллюстрации; фрагменты видеофильмов.

Ход урока

I.        Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам.

II.        Разновидности жанра народной песни

1.        Вступительное слово учителя.

Народная лирическая песня появилась очень давно; она разнообразна по своему содержанию и форме; просто и правдиво выражает переживания человека; состоит из нескольких куплетов, часто с припевом-рефреном.

Среди народных песен особое место занимают календарно-обрядовые песни — древнейший вид народного творчества, связанный с сельскохозяйственным календарем (распорядком работ по временам года). В этих песнях отражены надежды и чаяния народа на урожай, на хорошую жизнь, на добро, выражены тревога и ликование, неуверенность и просьба. Чаще всего в таких песнях действует какой-то главный образ, который олицетворяет обряд. Например, в рождественских песнях действует Коляда; она ходит по дворам, одаривает добрых людей всякими благами.

Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую, появившуюся на небосводе в момент рождения Иисуса Христа. Подходя к каждому дому, колядующие пели под окнами, за что хозяева должны были отблагодарить их угощением.

2.        Пример рождественской песни (исполняют заранее подготовленные ученики).

Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепешку

В заднее окошко.

Новый год пришел,

Старый угнал, Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Примечание.

Желательно проиллюстрировать рассказ учителя отрывками из художественного или мультипликационного фильма «Ночь перед Рождеством» по гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки» (сцены колядования). Можно найти репродукцию картины К.А. Трутовското «Колядки в Малороссии» (1864), на которой изображены рождественские Святки в деревне: всеобщее веселье и радость.

3. Народные песни и их обработка в поэзии и музыке (элементы сопоставительного анализа, беседа.).

Народные песни, в том числе связанные с различными обрядами, служили источником вдохновения для поэтов.

Одним из видов новогодних песен были подблюдные песни, сопровождавшие гадания. Попробуем проследить, как народные песни преобразуются под пером великих поэтов. (Читают подготовленные ученики.) Послушаем фольклорный вариант:

Идет кузнец из кузницы, слава!

Несет кузнец три молота, слава!

Скуй, кузнец, мне золотой венец, слава!

Из образочков мне золот перстень, слава!

Из остаточков мне булавочку, слава!

Тем мне венцом венчатися, слава!

Тем кольцом обручатися, слава!

И той мне булавочкой убрус притыкать, слава!

Кому песню поем, тому добро, слава!

Тому сбудется, не минуется, слава!

(Убрус — полотенчатый головной убор.) А вот какой стала эта песня в поэме В.А. Жуковского «Светлана»:

...Кузнец,

Скуй мне злат и нов венец,

Скуй кольцо златое.

Мне венчаться тем венцом,

Обручаться тем кольцом

При святом налое.

В пятой главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» тоже встречается подблюдная песня:

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

Там мужички-то все богаты,

Гребут лопатой серебро. Кому поем, тому добро

И слава!

Давайте сопоставим с народным вариантом:

За рекой мужики живут богатые, слава!

Гребут золото лопатою, слава!

Кому песню поем, тому добро, слава!

Тому сбудется, не минуется, слава!

− Чем, по-вашему, похожи, а чем отличаются литературный и фольклорный варианты?

(В литературной обработке сохраняются общие темы, образы, слова; она словно ограняет народные песни, как драгоценные камни: делает лаконичнее, ритмичнее, выразительнее.)

Пробуждению природы, наступлению весны посвящались свои песни — веснянки. Их не пели, а кликали (выкрикивали), взобравшись куда-нибудь повыше: на крышу, на пригорок. В них призывали весну, расставались с зимой. Например:

Синицы, синицы,

Принесите по спице!

Канарейки! Канарейки!

Принесите по швейке!

Четочки, чечеточки,

Принесите по щеточке!

Тогда, утки,

Дуйте в дудки,

Тараканы —

В барабаны!

(Швейка — подушечка или мешочек для швейных принадлежностей.)

− Какие стихи напоминает эта веснянка? («Тараканище», «Муху-Цокотуху» К.И. Чуковского.)

На мотивах обрядовых песен построены многие эпизоды в сказке А.Н. Островского «Снегурочка».

Примечание. Если есть возможность, можно показать отрывок из художественного фильма «Снегурочка».

− Весенние обряды и весенние песенки не имели праздничного игрового характера. Как вы думаете, почему?

(Они приходились на дни Великого поста, который требовал известных ограничений.)

Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали ветками березы, ходили с веточками по деревне, плели из них венки, гадали на них, водили хороводы.

Примечание.

Можно вспомнить всем известную песенку «Во поле березонька стояла.,.», если возможно — послушать ее обработку в Пятой симфонии П.И. Чайковского. Прочитаем обрядовую песню троицкого цикла:

Туча с громом сговаривалась:

Доля-лели-лели-ле!

«Пойдем, туча, гулять на поле,

На то поле, на Заводское!

Ты с дождем, а я с милостью,

Ты польешь, а я выращу!»

Примечание. Если возможно, слушается песня Леля «Туча с громом сговаривалась» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

− Как вы думаете, что привлекало выдающихся русских писателей, поэтов, композиторов в обрядовой поэзии?

(Обрядовые песни поэтичны, музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни.)

III. Обучение элементам анализа поэтического текста

  1. Чтение части статьи учебника «Песни. Частушки» (с. 70-71).
  2. Выразительное чтение народной песни «Уж ты сад, ты мой
    сад» (с. 72).
  3. Обучение элементам анализа песни.

Примерный план анализа

  1. Выразительное чтение песни.
  2. О чем эта песня?
  3. Кто и когда мог ее исполнять?
  4. Каким чувством проникнута песня?
  5. Из каких частей она состоит?
  1. Какие средства художественной выразительности использованы в песне?

Комментарии учителя

Песня рассказывает историю любви: девушка прощается с любимым, уходящим на царскую службу, в армию; через три года он возвращается и женится на девушке.

Песня могла исполняться девушкой при проводах в армию, могли ее петь женщины, вспоминая молодость.

Песня проникнута лирическими чувствами грусти, а заканчивается выражением радостного чувства, делится на три части:

  1. прощание девушки с любимым;
  2. описание ее чувств (со слов: «Тут летела пава...»);
  3. возвращение солдата со службы, женитьба (со слов: «Служит год он...»).

Основной художественный прием в песне - параллелизм: происходящее в природе сопоставляется с происходящим в душе человека (сад отцвел, осыпается — молодые люди расстаются, прощаются).

Кроме того, в песне есть типичный для народной лирической поэзии прием — использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зелененький, садок, дороженька, перышко, годок).

К средствам художественной выразительности относятся: обращения «Уж ты сад, ты мой сад»; «милый мой», «милая»; олицетворение (эту роль выполняет обращение к неодушевленному предмету — саду — как к одушевленному); повторы («сад, ты мой сад»; «жалко молодца»; «служба царская»; «служит год он, служит два, служит три года»); синонимы («во путь ли, во поход, во дороженьку»; «не ругайся, не бранись»; «служба царская, государская»); анафора одинаковое начало строк (Ты зачем — ты куда; жалко; служба, служит и т. д.).

IV. Знакомство с жанром частушки

  1. Прослушивание частушек в записи.
  2. Чтение второй части статьи учебника (с. 74).
  3. Беседа по вопросам 1 - 3 (с. 75).
    Дополнительные вопросы

  •  Приходилось ли вам слушать или самим исполнять частушки?
  •  Как бы вы сами определили признаки жанра частушки?

Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы и выполнить задания повышенной сложности 1—3 (с. 75).
  2. Сделать анализ одной из народных песен (с. 73) или придумать вопросы к одной из них (по выбору).

Урок-концерт «Час да по часу»[2]*

Цели: познакомить учеников с народными лирическими песнями; развивать творческие способности учеников.

Оборудование: книжно-иллюстративная выставка «В песне -душа народа»; сборники русских народных песен; портреты исполнителей народных песен; магнитофон; телевизор.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Известный собиратель русского фольклора XIX века П.Н. Рыбников писал: «Начиная от колыбели, песня провожает русского человека до детских игр, к забавам молодых лет, к первому пробуждению любовного чувства; она в трогательных образах представляет девушке горький переход от девичьей воли к замужнему безволью, но она же подсказывает мужу и жене задушевные речи любви... песня оживляет тяжелую будничную работу на страдах в непогоду и зной и в душной избе при свете лучины и праздничный отдых в хороводе или на беседах».

II. Концертная программа

Ведущий. Русская народная песня пришла к нам из далекой древности. Еще в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки писали о славянских песнях.

Русские песни начали собирать еще в XVII веке, а настоящее их исследование началось в первые десятилетия XIX века.

Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Послушаем величальную песню, которая исполнялась на свадьбе для новобрачных.

Звучат свадебные обрядовые песни — постановка в исполнении учащихся класса или приглашенного коллектива.

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?

Алексей хороший, Иванович пригожий.

Он по горенке ходит, сапог не ломает,

Сапог не ломает, чулок не марает.

На коня садится, под ним конь бодрится,

По улице едет, вся улица стонет,

К реке подъезжает, воду разливает,

К саду подъезжает, цветы расцветают,

К терему подъезжает, Марьюшка встречает,

Марьюшка встречает, Ивановна величает:

— Пойди, мой хороший, лучше всех пригожий,

Вот я тебя ждала, долго дожидала,

Теперь дождалася, сердце срадовалось.

Ведущий. В бытовых народных песнях говорилось о тяготах жизни, о судьбе рекрутов. Но самым тяжелым был труд бурлаков. В бурлацких песнях за текстом можно услышать стон замученных работой людей. Послушаем песню «Эй, ухнем!» в исполнении мальчиков класса.

Эй, ухнем!

Еще разик, еще раз!

Разовьем мы березу,

Разовьем мы кудряву!

Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,

Разовьем кудряву.

Мы по бережку идем,

Песню солнышку поем.

Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,

Песню солнышку поем.

Эй, эй, тяни канат сильней!

Песню солнышку поем.

Эй, ухнем!

Эй, ухнем! Еще разик, еще раз!

Эх ты, Волга, мать-река,

Широка и глубока,

Ай-да, да ай-да, ай-да, да ай-да,

Широка и глубока.

Эй, ухнем!

Эй, ухнем!

Еще разик, еще раз!

Эй, ухнем!

Эй, ухнем!

Ведущий. Грустное настроение вызывают не только такие песни, но и песни семейные, в которых переданы мысли и чувства молодой женщины, попавшей после замужества в дом мужа, где она испытывает враждебность по отношению к себе. Послушаем песню «Лучинушка».

Звучит песня «Лучинушка» в исполнении ученицы класса.

Лучина, лучинушка березовая!

Что же ты, лучинушка, не ясно горишь?

Не ясно горишь, не вспыхиваешь?

Или ты, лучинушка, в печи не была?

Или ты, лучинушка, не высушена,

Или свекровь лютая водой залила?

Подружки, голубушки, ложитеся спать,

Ложитесь, подруженьки, вам некого ждать!

А мне, молодешеньке, всю ночку не спать,

Всю ночку не спать, младой, постелюшку стлать,

Постелюшку стлать-то мне, мила друга ждать.

Первый сон заснула я — мила друга нет;

Другой сон заснула я — сердечного нет;

Третий сон заснула я — заря — белый свет!

По белой по зорюшке мой милый едет,

Сапожки на ноженьках поскрипывают,

Соболина шубушка пошумливает,

Меня, молодешеньку, побуживает!

Ведущий. Но не только грустными песнями славится русский песенный фольклор. На игрищах сельчане веселились и пели от всей души, плясали, водили хороводы. Это особенно красивое зрелище. Гуляющие становились в большой круг и начинали движение по солнцу. Кроме круга можно было увидеть и движение «змейкой», «улицей» и т. д. Приглашаю всех в хоровод.

В хороводе исполняются песни «Пойду ль я, выйду ль я» и «На горе-то калина».

Урок 18. Народная драма. Пьеса «Озорник Петрушка»

Цели: кратко познакомить учеников с историей народного театра, с особенностями драматических произведений; показать связь народного театра с другими формами фольклора; познакомить учеников с любимым героем народного театра Петрушкой; развивать навыки характеристики героев.

Оборудование: театральные куклы; иллюстрации.

Ход  урока

I.        Проверка домашнего задания

  1. Беседа по вопросам 1-3 (с. 75).
  2. Анализ народных песен (с. 73), обсуждение вопросов к ним.

− С каким малым жанром связана народная песня «Идет девка-семилеточка...»?

(Песня связана с жанром загадки. Ее основное содержание — загадки, которые загадывает парень,и отгадки «девки-семилеточки».)

− Какие средства художественной выразительности использованы в песне?

Используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: семилеточка, кудрявенький, загадочки, кореньица, цветик, погодушка; анафора: «А что растет... А что цветет... А что шумит...»

− Какой основной художественный прием использован в пес
не «Как под горкой, под горой»?

(Диалог —разговор дедушки и девушки.)

− Как связаны между собой строки песни?

(Каждая нечетная строка диалога — восклицательное предложение-просьба, четная — вопросительное предложение, где повторяется ключевое слово предыдущего.)

II.        Знакомство с жанром народной драмы

  1. Чтение статьи учебника «Народная драма» (с. 75—77).
  2. Записи в тетрадях.

Пьеса — художественное произведение, предназначенное для исполнения на сцене. Для пьес характерны:

  • афиша (список действующих лиц);
  • части: сцены, акты (действия);
  • диалоги и монологи;
  • реплики (слова героев в диалоге);
  • ремарки (авторские пометки);
  • декорации.
  1. Слово учителя (см. дополнительный материал к уроку).
  2. Работа с иллюстрацией (с. 78).

− Где происходит действие, изображенное на рисунке? Объясните свое мнение. (На ярмарке. Об этом говорят изображения нарядно одетых людей, ярмарочных балаганов, торговцев.)

− Можно ли определить, что за люди столпились у центрального балагана? (Мы можем различить солдат в фуражках, чиновников в сюртуках, купцов в нарядной одежде, школьников в форме, разодетых женщин, торговца орехами с весами.)

III.        Комментированное чтение пьесы

Пьесу читает и комментирует учитель.

IV.        Беседа по пьесе

В основе — вопросы 1 - 3 (с. 81).

Дополнительные вопросы и комментарии

− Сколько сцен в пьесе «Озорник Петрушка»? (Четыре.)

− В скольких сценах действует Петрушка? (Во всех четырех.)

− Найдите ремарки. Какую роль они играют в пьесе? (Ремарки сообщают о действиях героев, об особенностях их речи.)

− Какие жанры фольклорных произведений вы узнали в тексте пьесы?

(Народная песня:

«Ай-да-да, ай-да...»;

поговорки:

«День да ночь, я и ушел прочь»,

«Я — на все руки, со мной нет скуки».)

Каковы особенности речи героев в пьесе?

Речь Петрушки ритмична, часто зарифмована, остроумна. Речь султана состоит в основном из вопросов, выдает в нем недалекого человека. Речь капрала отрывиста, груба: «Вздор! Молчать!» Речь доктора зарифмована, изобилует придуманными, нелепыми словами: «цикус-фикус, буки-аз, гоголь-моголь».

− Какими чертами наделил народ Петрушку? (Петрушка остроумный, находчивый, веселый, смелый, грубоватый, задиристый, изворотливый, ловкий.)

V.        Заключительное слово учителя

Петрушка — любимый герой массовых народных гуляний. Народу нравятся его остроумие, изобретательность, озорство и смелость. Петрушка побеждает в поединках с его врагами. Для пьес о Петрушке характерны стремительность развития действия и яркость диалогов.

Домашнее задание

  1. Ответить на вопросы и выполнить задания повышенной сложности 1—5 (с. 81).
  2. Индивидуальные задания: нарисовать афиши к спектаклю (несколько желающих), подготовиться к чтению в лицах.

Дополнительный материал

Театр Петрушки*[3]

На одной из фресок Софийского собора в Киеве мы видим поднятие занавеса в кукольном театре. К сожалению, занавес поднят не настолько, чтобы можно было судить о характере кукольного представления. Зато на рисунке Адама Олеария, немецкого путешественника, посетившего Россию в 30-е гг. XVII века, хорошо видны действующие лица: знаменитый Петрушка и Конь, которого продает Цыган. Но рисунок был сделан Олеарием в 1636 г., и естественно предположить, что за пять столетий, отделяюших его от фрески, кукольный театр претерпел большую и сложную эволюцию. Но в XVII веке, судя по рисунку Олеария, был уже и театр Петрушки. Назван он так по имени своего главного героя. Петрушка напоминает собой кукольных героев западноевропейских стран: итальянского Пульчинеллу, французского Полишинеля, немецкого Гансвурста, английского Панча. Но Петрушка самобытен и оригинален.

Театр Петрушки изображает похождения своего героя, который издевается над представителями власти и терпит за это многочисленные лишения. Впрочем, он никогда не бывает сломленным. Не раз возвещают о его гибели, казни, но в конце концов Петрушка оказывается всегда живым и своим острым словом, коварными проделками мстит врагу.

Действие в театре Петрушки проходило и комментировалось в виде беседы петрушечника (кукловода-музыканта) с самим героем. Разговор велся с учетом состава зрителей, местных условий жизни, благодаря чему его содержание насыщалось конкретными фактами, известными присутствующим, и приобретало особую остроту и актуальность.

Образ Петрушки разработан народной традицией очень подробно, и поэтому он приобрел постоянные, устойчивые черты. Этот маленький человечек, худой, озорной, подвижный, в островерхой шапочке с кисточкой. У него длинный острый нос, который он сам называет «скворешней». Голос Петрушки нельзя спутать ни с каким другим: звонкий, с резким тембром, с ярко выраженными интонациями плутовства, скрытой хитрости и насмешки.

По свидетельству Адама Олеария в его «Описании путешествия по Московии», Петрушку представляли в 1636 г. скоморохи. Судя по рисунку, приведенному Олеарием в книге, скоморох надевал широкий и длинный балахон с обручем на одном конце, затем поднимал балахон поверх головы и начинал представление, показывая кукол на образованной таким путем живой ширме. Позже появились складные деревянные ширмы, на которых петрушечники разыгрывали забавные сценки, рисующие приключения героя-весельчака. Держа в руках то одну, то другую куклу, петрушечник приводил их в движение пальцами. За Петрушку он говорил резким, писклявым тоном. Петрушка имел большой нос крючком, смеющийся рот, часто два горба. Одежда его состояла из красной рубахи и колпачка с кисточкой.

Урок 19. Исполнение народной драмы «Озорник Петрушка» в лицах

Цель: развивать творческие способности учеников, навыки анализа текста.

Оборудование: афиши, нарисованные учениками; куклы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам 1-5 (с. 81).

Комментарии учителя

К вопросу 1.

Пьеса должна быть оформлена яркими, броскими, но немногочисленными декорациями: контур дворца султана, флажки, изображения каруселей. Костюм Петрушки — красная рубаха и колпак с кисточкой. Костюмы остальных героев различаются характерными предметами одежды: у султана — чалма, у капрала — фуражка, у доктора — белая шапочка с красным крестом и очки.

К вопросу 4.

Средства художественной выразительности, использованные в пьесе:

  • обращения: «господа», «Ваше блестящее сиятельство» и т. д.;
  • ряды однородных членов: пою — свищу — кричу — шучу, играю — скачу — прыгаю и т. д.;
  • восклицательные и вопросительные предложения;
  • использование малых жанров фольклора (см. урок 18);
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: скалочка, палочка.

Дополнительные вопросы и комментарии

Какие поступки и реплики Петрушки вызывают смех? (Петрушка легко справляется с неприятелями с помощью скалочки, а самое главное — с помощью находчивости, своих грубоватых, но задиристых и метких шуток.)

Смех вызывает, например, сцена, в которой Петрушка вынуждает султана объявить его «первым лицом во всем царстве», а затем прогоняет его. Забавны шутки: Петрушка сам себя называет «первым из дураков», хотя на самом деле он умнее всех в пьесе; к капралу он обращается «ваше сковородне» (искаженное от «ваше высокородие»), что тоже вызывает смех.

− Почему народ наградил героя именем Петр Иванович Уксусов?

Петр Иванович — одно из распространенных сочетаний имени и отчества в России, значит, Петрушка — один из тех, кто смотрит пьесы о нем, Петрушка из народа. Фамилия Уксусов намекает на едкость, язвительность его шуток, острый язык Петрушки.

II.        Конкурс на лучшую афишу к спектаклю о Петрушке

Ученики представляют свои афиши, класс обсуждает и выбирает лучшие.

III.        Исполнение пьесы в лицах

Примечание.

В каждой сцене желательно менять исполнителя роли Петрушки. После чтения необходимо обсуждение.

Домашнее задание

Подготовиться к итоговому уроку по теме «Фольклор» (вопросы и задания на с. 81—82).

Урок 20. Итоговый урок по теме «Фольклор»

Цель: развивать интерес школьников к фольклорным произведениям, творческие способности учеников.

Оборудование: выставка сборников сказок, пословиц и поговорок, народных песен; иллюстрации, рисунки и поделки учеников к фольклорным произведениям; сочинения, фрагменты художественных и мультипликационных фильмов по народным сказкам.

Примечание. Итоговый урок по фольклору можно проводить в разных формах:

  • встреча с особенно полюбившимся фольклорным жанром;
  • обсуждение вопросов и заданий учебника (с. 81-82);
  • урок-концерт;
  • постановка совместно написанной пьесы о приключениях Петрушки с использованием разных жанров фольклора;
  • викторина, конкурс на лучшего знатока фольклора.

Ход урока

I. Викторина по былинам

− К какому времени относится создание былин? (К IX—X векам.)

− Как назывались былины, пока не получили это название? (Старины.)

− Назовите любимых народом героев русских былин, ставших героями картины «Богатыри». Кто автор этой картины? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Автор картины — В.М. Васнецов.)

— Какой художественный прием помогает создать богатырский образ в строчках:

И он начал, старенький, шеломом помахивать:

Как в сторону махнет — тут и улица,

А в другую отмахнет — так переулочек! (Гипербола.)

II.        Конкурсы по сказкам

Задание 1. Угадайте сказки по иллюстрациям и рисункам.

Задание 2. Угадайте героев фольклора по описанию.

  1. «Пошли плясать, махнули левыми рукавами — гостей забрызгали, махнули правыми — кость царю прямо в глаз попала». (Старшие невестки царя из сказки «Царевна-лягушка».)
  2. Большой нос крючком, смеющийся рот, часто два горба; одежда состояла из красной рубахи и колпачка с кисточкой. (Петрушка.)
  3. «...Показалось мне издали какое-то существо. Я подумал, что это дикий зверь или животное из морских животных...». (Огромный конь из сказки о Синдбаде-мореходе.)

Задание 3. Угадайте сказочного героя по реплике.

  1. «Ну уж так и быть, скажу я тебе, где спрятана смерть Кощеева». (Баба-яга.)
  2. «И я пожелал конюху блага и поблагодарил его за его милости и благодеяния...» (Синдбад-мореход.)
  3. «Ложись-ка спать, сам увидишь, что утро вечера мудренее». (Василиса Премудрая.)

Задание 4. Угадайте, кому принадлежат волшебные предметы и каково их назначение (перо Жар-птицы, наливное яблочко, клубок, сапоги-скороходы, туфли, палочка и т. д.).

  1. Демонстрация фрагментов фильма-сказки (по возможности) и обсуждение
  1. Игра по малым жанрам фольклора

Примечание. Игру можно провести на материале одного или нескольких жанров. Например, устроить аукцион: кто больше знает пословиц (поговорок, скороговорок, загадок). Выигрывает тот, кто назвал пословицу (или произведения других жанров) последним.

Другой вариант: лото. Учитель читает загадки, а ученики находят на своих карточках отгадки к ним, читают отгадки и закрывают их жетонами (кусочками цветной бумаги). Выигрывает тот, кто первым закрыл поле отгадок на своей карточке.

Задание 1. Угадайте название жанра.

  1. «Солнышко, вёдрышко, выгляни в окошко...» (Заклинка.)
  2. «Поле не меряно, овцы не считаны, а пастух рогат». (Загадка: небо, звезды и месяц.)
  1. «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила...» (Потешка.)
  2. «На чужой каравай рот не разевай». (Пословица.)
  3. «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». (Считалка.)
  4. «Голод не тетка». (Поговорка; образовалась от пословицы «Голод не тетка — пирожка не даст».)
  5. «Баю-баю-баиньки, прибежали заиньки...» (Колыбельная.)
  6. «От топота копыт пыль по полю летит». (Скороговорка.)
  7. «Ножки, ножки, бегите по дорожке...» (Пестушка (от слова пестовать).

Задание 2 (по группам). Объясните содержание пословицы и соотнесите ее с конкретной ситуацией.

  1. Курица по зернышку клюет, да сыти живет.
  2. Как собака на сене: и сама не ест, и другим не дает.
  3. Обжегшись на молоке, дуют и на воду.
  4. Не так страшен черт, как его малюют.

Задание 3 (по группам; на подготовку отводится 4-5 мин). Составьте небольшой текст, заголовком к которому будет пословица.

  1. Не до жиру, быть бы живу.
  2. Не все коту масленица, будет и великий пост.
  3. На Бога надейся, а сам не плошай.
  4. Под лежачий камень вода не течет.

Задание 4. Произнесите скороговорки без запинки.

  1. От топота копыт пыль по полю летит.
  2. Бык тупогуб, у быка губа тупа.
  3. На дворе трава, на траве дрова.
  4. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
  1. Сшит колпак, да не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.

Задание 4. Отгдадайте загадки[4]*.

  1. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
  2. Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

3.Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко.)

4.        Варят и валят, а не едят. (Валенки.)

5. Все лето стояли, зимы ожидали.

   Дождались поры — помчались с горы. (Санки.)

  1. Раскололся старый дом,

Было места мало в нем,

У жильцов переполох.

Что за дом такой?.. (Горох.)

V. Подведение итогов урока


[1] * См.: Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогики-Пресс, 1998. С. 17-18

[2]* По материалам газеты «Первое сентября». 

[3] * См.: Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1986.

[4] Автор загадок — Е. Савельева. См.: Ы1р://\у\те.5о1пе1.ее/8о1/021/1< 04} Нин!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."

Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...

Программа элективного курса по литературе для 9-ого класса «Литература пушкинской поры»

Программа элективного курса «Литература пушкинской поры» позволяет углубить и расширить связь творчества А.С. Пушкина с творчеством других поэтов, увлечь ребят в поисково-исследовательскую деяте...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)

Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)...

Итоговая контрольная работа по литературе XIX века в 7 классе. Литература и история: изображение в литературе исторических событий.

Контрольная работа составлена в двух вариантах, соответствует новому тематическому планированию, действующему с 2023-2024 учебного года. Дана система оценивания....