Н.А.Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Незнанова Елена Николаевна

урок литературы в 6 классе. ЦОР к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov_stihotvorenie_zheleznaya_doroga.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема урока: Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»

Ход урока

Узнайте, о каком поэте говорят такие факты: (слайд)

  1. В детстве писатель очень любил мать, а к отцу наоборот относился с презрением. Стоит отметить, что отец отличался особой жестокостью. (слайд)
  2. Вопреки воле отца этот поэт сбежал в Санкт-Петербург, где записался на факультет филологии в качестве вольного слушателя. По этой причине глава семейства перестал помогать сыну материально. Долгое время юноше приходилось испытывать серьезные денежные трудности и часто голодать. (слайд)
  3. Свои первые произведения поэт издал на свои сбережения. Знаете ли вы, что после того как В.Г.Белинский в пух и прах раскритиковал первую книгу, тот в порыве отчаяния скупил почти весь тираж своего труда и сжег его?

Записать тему и эпиграф:

Воля и труд человека

Дивные дивы творят. (Н.А.Некрасов).

  • О чём  хотят сказать нам авторы учебника, выбирая в качестве эпиграфа эти слова Некрасова?

Что вы помните о жизни и творчестве Некрасова? (иллюстрации к стихам)

Давайте посмотрим материал о жизни поэта. (видео)

Чтение учебника, стр. 210 (самостоятельно)

Что нового узнали?

1.Вступительное слово учителя.

Н.А.Некрасов – достойный сын своего народа, достойный гражданин своего отечества. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу народа и остался верен этой теме навсегда. Он открыл для русской поэзии нового героя – простого человека, русского мужика, труженика. Этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

(Сильная воля и неутомимый труд сделали Некрасова, который даже не окончил и курса гимназии и приехал в Петербург, не имея средств на жизнь, состоятельным человеком, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором крупнейших в стране журналов).

Мы будем знакомиться на уроке с новым произведением, главное в котором – созидание с помощью воли и труда. Это стихотворение «Железная дорога».

4.  о строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом, об истории создания стихотворения.

     (Реформа 1861 года освободила крестьян от крепостной зависимости, и они стали свободными. Что же изменилось в их жизни? И Некрасов с горечью вынужден был признать, что свобода не принесла народу облегчения. Но поэта не оставляла надежда на то, что новые поколения, избавившись от рабства, станут свободными и сумеют самостоятельно определить свой жизненный путь:

Хочешь – останешься век мужиком,

Сможешь – под небо взовьёшься орлом.

(«Свобода»)

     Однако Некрасов понимал, что сделать это очень не просто. Ведь в ходе проведённой реформы крестьяне не получили достаточных наделов земли, которые могли бы их прокормить, и вынуждены были искать любую возможность заработать. Одни шли на заводы и фабрики, другие на строительство дорог и т.п.

     Всего этого не мог не видеть Некрасов. В 1864 году он написал стихотворение «Железная дорога». В его основу поэт положил факты, связанные со строительством Николаевской  железной дороги, соединившей Москву и Петербург, в 1842 – 1851 годах, то есть ещё во время существования крепостного права. Почему же Некрасов обратился к уже прошедшим временам? Вероятнее всего, он хотел подчеркнуть, что и после освобождения народа мало что изменилось: тот же нечеловеческий труд, те же невыносимые условия, в которых приходилось работать, тот же произвол всякого рода подрядчиков, десятников и проч. Но самое главное – поэт решил воспеть героический труд народа и показать, кто же является истинным созидателем материальных ценностей, в том числе и железных дорог.

     Строительством Николаевской железной дороги руководил известный своей жестокостью граф Клейнмихель. Стремясь как можно скорее закончить строительство и тем самым угодить царю Николаю 1, он был беспощаден к рабочим.

(Видео)

Вот что рассказывал близкий знакомы Некрасова инженер В.Панаев, который сам работал на этой стройке:

     «Землекопы преимущественно нанимались в Витебской и Виленской губерниях из литовцев. Это был самый несчастный народ по всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать, вознаграждения».

     Факты, приведённые в рассказе инженера Панаевым и  отражённые в «Железной дороге», не были единичными. Вот, например, что писал в 1860 году Н.Добролюбов в статье «Опыт отучения людей от пищи» об условиях, в которых велось строительство Волго-Донской железной дороги:

     «Рабочие живут в выкопанных в земле ямах: в этих ямах устроены по обеим сторонам нары, и на них нет соломы, ни рогожек: под боком доска, в голове – кулак. Шалаши сделаны с такой небрежностью, низки, тесны и без отверстий для воздуха. Шалашей сделано мало: по 20 человек лежат в каждом из них, а когда число заболевших возрастает и привозят новых людей, им приходится лежать на земле и ждать, пока не состроят новые помещения… Распорядители нашли нужным расставить военных казаков по всем пунктам пребывания рабочих, и даже около лазарета стоят два казака с саблями и нагайками…Больных возят на одной телеге четверых по пыльной, знойной степи, за 25 вёрст. Лазарет – просто собачьи конуры».

Таким образом становится понятно, что в основе произведения Некрасова лежат реальные факты.

     Давайте вслушаемся в строки стихотворения «Железная дорога» Н.А.Некрасова.

(фонохрестоматия)

  • Из скольких частей состоит стихотворение?  (Из 4-х).

7.Словарная работа. Слово «лингвисту» (учащийся).

Ядрёный – свежий, здоровый.

Кочи – кочки.

Обаяние – незнание правды, неведение.

Колтун – волосы, сбившиеся в плотный ком.

Заступ – лопата.

Десятник – старший над группой рабочих.

Лабаз – помещение для хранения муки и зерна.

Лабазник – торговец, владелец лабаза.

Подрядчик – лицо, нанявшее рабочих.

Присадистый – приземистый, плотный.

Недоимка – долги, то, что рабочие по подсчётам остались должны.

Ватикан – дворец Папы Римского.

Колизей – цирк в Риме, построенный в античные времена.

Святой Стефан – собор в столице Австрии Вене.

Аполлон Бельведерский – скульптура, изображающая античного бога Аполлона.

Термы – бани в древнем Риме, являвшиеся также спортивными, общественно-культурными заведениями.

8. Работа с эпиграфом к стихотворению.

- Что же предваряет текст стихотворения?  (Эпиграф).

- В чём особенность эпиграфа?  (Написан в форме диалога).

- Кто участвует в диалоге?  (Отец и сын).

-  На что настраивает нас эпиграф? О чём пойдёт речь в стихотворении, исходя из эпиграфа?  (Какой замечательный человек этот Пётр Андреич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу).

- Действительно ли об этом рассказано в стихотворении?  (Нет. В стихотворении говорится, что строителем дороги является народ, а граф лишь руководил работой).

Таким образом, мы убедились, что Н.А.Некрасов как бы противопоставил эпиграф и содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда, народного труда.

- К какой важной мысли поэт хочет нас подвести?  (Истинным строителем железной дороги является многострадальный народ).

9.Выразительное чтение  1 главы стихотворения (учащийся или использование фонохрестоматии).

10.Анализ 1 главы.

  • Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части?  (Осенний пейзаж).
  • Каким настроением проникнута? (Бодрости, ясности, покоя).
  • Какое восклицание появляется дважды?  («Славная осень!»).
  • Какая строка передаёт состояние умиротворения?  («Всё хорошо под сиянием лунным»).
  • Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?  (Это образ родной природы, поэт любит свою Родину, восхищается всем увиденным, любит не за дивные красоты, а потому, что это его Родина. Как любят мать. Называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь).
  • Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт?  (Эпитеты: «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух», «лёд неокрепший», «речка студёная», «морозные ночи». Сравнения: «лёд словно тающийсахар», «листья лежат, как ковёр», «около леса, как в мягкой постели, выспаться можно».  Радостное, бодрое настроение. Ощущение даже вкуса свежего морозного воздуха).
  • Какое слово выбивается из этого ряда?  («Безобразие»).

«Нет безобразья в природе», значит где-то оно есть? Это слово-сигнал. Что-то должно произойти на фоне этого славного осеннего пейзажа. Выяснить это поможет 2 глава.

6. домашнее задание: составить план стихотворения.

Возможные варианты плана:

 

План (сложный).

1. «Славная осень!»

2. «Вы мне позвольте при лунном сиянии правду ему показать!»:

а) «голод согнал сюда массы народные»;

б) нечеловеческий труд строителей  железной дороги;

в) «научись мужика уважать»;

г) вера поэта в будущее России.

4. Презрение генерала к простому народу.

5. Эпилог.

План (простой).

1. «Славная осень!». Осенний пейзаж.

2. «Божии ратники, // Мирные дети труда!». Сон Вани.

3. «Захохотал генерал!». Диалог-спор автора с генералом.

4. «Отрадная картина». Описание праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Н.А. Некрасов "Железная дорога"

Презентация к уроку литературы. Н.А. Некрасов "Железная дорога"...

Презентация к уроку литературы в 6-ом классе. Н.А. Некрасов. "Железная дорога"

Презентация к уроку литературы в 6-ом классе. Н.А. Некрасов. "Железная дорога"...

Николай Алексеевич Некрасов "Железная дорога"

Контроль знанийЧтобы открыть файл в своем браузере, вам необходимо скачать файл 6krossdrl.htm_.rar и удалить расширение rar, оставив только 6krossdrl.htm, аналогично с testdrl...

Тест по теме Н.Некрасов. «Железная дорога»

Тест по теме Н.Некрасов. «Железная дорога»...

Тест "Некрасов " Железная дорога" (7 кл)

Тест в виде презентации по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога" для учащихся 7 класса....

Проверочная работа по литературе в 6 классе Н. Некрасов "Железная дорога"

Проверочная работа по литературе в 6 классе. Н.А.Некрасов "Железная дорога"...

Урок по теме Н.А. Некрасов "Железная дорога"

Урок литературы в 6 классе по творчеству Н.А. Некрасова...