Урок по теме Н.А. Некрасов "Железная дорога"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6 классе по творчеству Н.А. Некрасова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-fgos-n-a-niekras.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: | Литература Учитель: Барковская О. А. | Класс 6 | Дата: |
Тема урока: | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | ||
Тип урока: | Комбинированный | ||
Цели деятельности учителя: | способствовать формированию представления о Н. А. Некрасове как великом русском поэте; создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэта, организации и проведения повторения ранее изученных стихотворений Некрасова; обозначить главную тему его творчества; показать богатство и своеобразие художественного мира поэта. | ||
Задачи: | Предметная: развитие мыслительной деятельности обучающихся через умение анализировать, синтезировать, обобщать; Метапредметная: совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, развивать умения и навыки анализа художественного произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать навыки критического мышления, сопоставлять произведения разных видов искусства; Личностная: воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы, прививать интерес к чтению, ценить человека по поступкам, им совершаемым, активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. | ||
Предметные умения: | знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст | ||
Планируемые результаты | Личностные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | ||
Формы работы на уроке: | Групповая, индивидуальная | ||
Оборудование: | Учебник, презентация |
Структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые умения |
I. Актуализация и пробное учебное действие | Служи не славе, не искусству, – Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви. Н. А. Некрасов – Уроки поэзии продолжаются. Имя поэта, которому сегодня посвящен урок, – Николай Алексеевич Некрасов. Помните, как легко нам было говорить о поэте, как понятны нам были мотивы его творчества. Вспомните картины, возникающие в нашем воображении при одном только прочтении первых строк, например: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз...», «Дело под вечер, зимой, и морозец знатный. По дороге столбовой едет парень молодой, ямщичок обратный...», «В августе, около малых Вежей, с старым Мазаем я бил дупелей. Как-то особенно тихо вдруг стало, на небе солнце сквозь тучу играло...». Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. А. Некрасова «Железная дорога», с чертами личности, нашедшими отражение в этом стихотворении. И опять будем рисовать в своем воображении картины. Это будут картины из жизни простого народа, которого писатель хотел видеть свободным, просвещенным и счастливым. Недаром в стихотворении «Русскому писателю» он вновь говорит о предназначении поэта: Служи не славе, не искусству, – Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви. Этой «всеобнимающей любовью» к своему русскому народу жило сердце Некрасова-поэта и человека. Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии. | Внимательно слушают. Учащиеся рассказывают о детстве и юности Некрасова. | Личностные УУД 1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Коммуникативные УУД Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные УУД 1. Планировать необходимые действия |
II. Работа по теме урока. | Подробный пересказ статьи учебника о биографии Н. А. Некрасова (с. 210–212). – Послушайте пересказ статьи и ответьте: каким человеком вы увидели Н. А. Некрасова? – Что такое эпиграф? – Как вы поняли слова эпиграфа: «Воля и труд человека дивное диво творят»? Композиция стихотворения «Железная дорога». – Дайте определение композиции. – Из скольких частей состоит композиция стихотворения «Железная дорога»? Назовите их. – Запишите план в тетрадь. План (примерный) 1. «Все хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю». 2. Высокая цена строительства железной дороги. 3. Сон Вани, проясняющий правду: «Мужики – нашей дороги строители». 4. Строительство завершено – народ вновь обманут. – Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? – Рядом с каждым пунктом плана запишите, какое чувство или чувства вы испытывали при чтении каждой части стихотворения. Варианты: 1. Спокойствие, задумчивость, умиротворенность. 2. Сочувствие, страх, слабая уверенность в том, что безграмотный, темный народ заявит о своих правах. 3. Гордость, радость за Ваню; презрение по отношению к генералу. 4. Жалость, сострадание по отношению к обманутым мужикам; уважение простых тружеников – мужиков – за их созидательный труд; вера в прозрение, в «выпрямление народа». Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова “Железная дорога”». – На какие элементы композиции стихотворения вы обратили внимание? (Наличие эпиграфа, описание пейзажа, диалог-спор, сочетание реальных и фантастических картин, риторические вопросы, многоточие.) – Самостоятельно составьте и запишите в тетрадь план сообщения «Своеобразие композиции», ориентируясь на названные элементы композиции. План сообщения (примерный) 1. Эпиграф и его роль в стихотворении. 2. Пейзаж и его роль в стихотворении. 3. Диалог-спор и его место в произведении. 4. Как сочетаются реальные и фантастические картины в стихотворении? 5. Роль риторических вопросов, многоточия в стихотворении. 6. В чем же видится своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»? |
Внимательно слушают учителя. Задают вопросы. | Личностные УУД 1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Коммуникативные УУД Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные УУД 1. Планировать необходимые действия |
III. Физкультминутка | Буратино потянулся, |
Повторяют за учителем | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
IV.Работа по теме урока. | – Назовите, какие стихотворения Н. А. Некрасова вы знаете? – Прочитайте наизусть одно из известных вам стихотворений поэта. – Сделайте вывод, на какие темы написаны эти стихи? | Отвечают на вопросы | |
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | -Что вы сегодня узнали для себя нового? -Что у вас вызвало затруднение? -Как вы их преодолели? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? | Отвечают на вопрос. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
VI. Домашнее задание | Выразительное чтение | Записывают задание, задают уточняющие вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по теме "Вот они нашей дороги строители"
"Вот они нашей дороги строители" (По произведению Н.А. Некрасова "Железная дорога")...
открытый урок по теме "Дорога к Блоку", 11 класс
открытый урок-концерт...
Урок литературы на тему «Вот они – нашей дороги строители!..». (По стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».)
Данный урок построен по структуре ФГОС....
Урок в 8 классе на тему "Мал золотник, да дорог"
Урок в 8 классе на тему "Мал золотник, да дорог" посвящён витаминам. Урок с использованием интерактивной доски и презентации. На уроке предлагаются различные виды деятельности учащихся: самостоя...
Урок по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…"(5 класс)
Разработка урока по литературе по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…" в 5 классе.Разработка урока содержит конспект урока и презентацию....
Интегрированный урок по теме «Внимание и дорога!» (биология и ОПД).
Конспект интегрированного урока по теме "Внимание и дорога" учителей биологии и обществознания.Класс: 8Интегрированный урок по теме «Внимание и дорога» появился в рамках работы школы над проектом «Дом...
План-конспект урока на тему " Современные улицы и дороги – зоны повышенной опасности".
План-конспект урока на тему "Современные улицы и дороги - зоны повышенной опасности" (Раздел "Безопасность и защита человека в средеобитания. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде....