Урок внеклассного чтения в старших классах
методическая разработка по литературе (10 класс)

Ухливанова Лариса Петровна

Конспект урока внеклассного чтения по книге Светланы и Николая Пономаревых «Боишься ли ты темноты?»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательные: вычленение главной мысли текста, воссоздание картины событий и поступков персонажей, установление логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведения, поисковое чтение, пересказ содержания текста самостоятельно

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций ,

Применяемые формы работы:

Анализ текста, работа в парах, написание отзыва на прочитанное произведение.

Задания для учащихся

  • Сообщить биографические сведения об авторах.
  • Определить тему, идею произведения.
  • Проанализировать, сколько событий отражено в повести, быстро или медленно развивается сюжет.
  • Рассказать о главных героях повести.
  • Проследить динамику внутреннего состояния героя. Подтвердить примерами из текста.
  • Определить, как пейзаж, описание обстановки, художественные детали соотносятся с характеристикой героев.
  • Написать творческую работу (сочинение, отзыв, рассуждение, рецензию).

Цель урока:

- познакомить учащихся с произведениями современной русской литературы

 - формировать умение ориентироваться в книжных новинках, выбирать из них художественно состоятельные;

 - совершенствовать навыки аналитического разбора

 - развивать мышление, умение интерпретировать текст, корректировать устную и письменную речь.

- развивать представление о характерах главных героев, о динамике их отношений

Ход урока

  1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой обучающихся на работу. Объявление темы урока.
  1. Создание мотивации для обсуждения художественного произведения. Вопросы для беседы с классом.

Какие произведения Светланы и Николая Пономаревых вам известны?

           На какие вопросы в процессе чтения вам хотелось бы получить ответы?

  1. Слово учителя: Светлана Пономарева. Родилась в 1976 году в г. Омске. Окончила Омский педагогический университет по специальности социальный педагог, психолог. Пишет со школьного возраста, печаталась в местных детских газетах. В соавторстве с Пономарёвым Николаем пишет с 1998 года.

 4.«Литературная визитка» (отчёт групп – представление презентаций о писателях)

5.Проблемные вопросы для аналитической беседы:

Какие проблемы поднимает автор текста?

Назовите главных героев произведения. Чем похожи они?

Каким показан окружающий мир?

Оказавшись в страшной жизненной ситуации люди ведут себя по-разному. Почему распалась семья Сергея? Можно ли было спасти ее?

Почему Сергей Федорович не сломался?

Чем молодой воспитатель отличается от своих коллег?

Есть ли у них положительные качества?

В чем смысл названия? Оакой темноте идет речь?

Почему мальчишки в детском доме, находясь тоже в тяжелой жизненной ситуации, насмехались над Ярославом?

Как вы объясните их жестокость?

Какое будущее, на ваш взгляд, ожидает героев книги: Ярослава, Сергея, Веры Ивановны, Вики, мальчишек?

Встречаются в жизни такие персонажи?

Как пейзаж соотносится с душевным состоянием героев?

Какую роль играют сны Ярослава? В чем смысл символического образа черной собаки?

Ответы учащихся можно обобщить таким образом:

     Два совершенно разных человека пытаются найти свое место в мире, где, казалось бы, не осталось места ни для сочувствия, ни для любви. А есть лишь место для грубости, жестокости, предательства и равнодушия... И, может быть, только вместе они смогут преодолеть все беды и несчастья, что выпали на их судьбу...
    Эта книга заставляет задуматься о том, на что в повседневной жизни не обращаешь внимание. Как страшно читать это, понимая, что практически то же самое происходит где-то недалеко от тебя, может быть в соседнем дворе. Зато как после этого начинаешь ценить то повседневное, обыденное, чего нет у детдомовских ребятишек, так рано лишенных детства...

Побольше бы таких книг!

6. Написание отзыва о прочитанной книге



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человеческая жизнь в рассказе Л.Н.Толстого "Алеша Горшок" (урок внеклассного чтения в старших классах)

С чего начать разбор текста, если конкретная цель работы - анализ небольшого эпического произведения? Данный материал - моя поытка ответить на этот вопрос....

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Урок Любви и Мудрости (по рассказам-"крохоткам" А. И. Солженицына)".

Как важно, чтобы каждый урок литературы стал уроком-открытием, уроком-размышлением, уроком-сотворчеством с писателем! Знакомство с необычными, удивительными рассказами-крохотками А. И. Солженицына дае...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...