Круглый стол "Что мы говорим? Как мы говорим?"
методическая разработка по литературе (5, 6 класс)

Теренина Татьяна Алексеевна

Круглый стол "Что мы говорим? Как мы говорим?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_govorim.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Что мы говорим? Как мы говорим?

(Круглый стол 5-6 класс)

                                                                      О нас судят на основании того,

                                                                        Что мы делаем,

                                                                         Как мы выглядим,

                                                                          Что мы говорим,

                                                                          Как мы говорим.

                                                                                                           Д.Карнеги

Цель занятия: выявить основные факторы, способствующие загрязнению русской речи; уяснить негативное воздействие сквернословия на человека; мотивировать необходимость борьбы за чистоту речи

Учитель:

- Известный русский лингвист, литературовед, языковед Д.С.Лихачёв говорил: « Важнейший способ узнать человека- прислушаться к тому, как он говорит.»

Есть слова- словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются  и в плен не берут.

Словом можно убить,

Словом можно спасти

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить

                                                                  Вадим Шефнер

- А правда ли, что слово-действительно,  самое мощное оружие на Земле? Сегодня мы будем говорить о том, что может сделать слово. Это и будет темой нашего круглого стола.

2. Результаты соц.опроса показали, что в нашей речи мы часто сквернословим. В.И.Даль в своём словаре дал определение   слову скверна – гадость, противное, грязь, гниль, вонь, мертвечина, пакость.

Давайте определим лексическое значение этого слова

- Сквернословие –это речь, наполненная неприличными словами. Выражениями. бранью

- А как вы думаете, всегда ли люди сквернословили, ругались?

Мы провели опрос, чтобы узнать, какие слова особенно часто употребляют наши ученики:

- не деньги, а « бабло» 40%

- не разговаривают, а « базарят» 30%

- не волнуйся, а «забей» 28%

- не переживают, а «парятся»20%

- безразлично – «пофигу» 40 %

- что – то не удалось – «облом»

- отрицательные эмоции –« отстой»27%

- что –то понравилось – «прикольно», «круто», «клёво»

Информация впечатляющая.

- Статистическое исследование показало, что те слова, которые сегодня являются бранными, когда – то были всеми употребляемыми, и совсем не бранными.

Сообщения о словах

- Балбес – образ из 2 слов – Баал и бес. Баал – это древнее языческое существо с головой быка и телом человека. Позднее христиане стали бороться с этим культом, превратили его в воплощение зла, то есть в дьявола с рогами. В русском и европейском языках имеется много слов с – значением с корнями – бол- бал, балда. Болван, дьявол, Волан –де – Мор

Гад (гадина) – пришло из древности. Когда существовал бог Гад у древних семитов. Его изображали в виде змея. В период борьбы с язычеством Гад был отождествлён с дьяволом.

Сволочь – это слово стало ругательным только с 17  века, а в период средневековья это была должность при дворе русских князей. Это было слово мужского рода, писалось без ь. Это был таможенник или налоговый инспектор.

Если кто – то из купцов на рынке нарушал закон, то его волокли на княжеский двор и там наказывали.

Стерва – образовано от имени римского консула Тулия Секты Стервы. Он имел привычку приглашать римлян на великолепные зрелища, а потом им объявляли, что оно отменяется

Хам – старший сын Ноя, который построил Ноев Ковчег

- Мы убедились в том, что совсем не бранными были слова, которые мы сегодня употребляем. Но почему так страшно слышать и употреблять в речи бранные слова. Ведь слово – не нож и не пистолет. Человек замертво не падает от таких слов.

Академик П.П. Гаряев сделал важное открытие и описал его в книге «Волновой генетический код». Оказывается, бранные слова вызывают в человеке мутации, изменения, подобные воздействию радиации при взрыве атомной бомбы , но протекающие в организме постепенно. Выходит, злыми словами  можно расшатать здоровье человека и даже убить его.                                                                   «Слово о словах» В.Солоухин

- А теперь мы поговорим о словах – паразитах (лишних словах) – слова и словосочетания, не имеющие смысловой нагрузки (э, это, короче,  чисто, ну, ну вот, как бы, в принципе, того,  так сказать, в общем,  это самое, типа..). они являются показателем низкой речевой культуры, так как делают нашу речь бессодержательной и многословной

- А почему нужно бороться со словами – паразитами? Для того, чтобы что –то сказать, человек тратит определённое количество энергии. А сколько её уходит на слова – паразиты? Конечно учёные не подсчитывали, но было бы интересно об этом узнать. Если бы мы не говорили ничего лишнего, возможно, жизнь наша стала длиннее и уж точно красивее. Подумайте об этом

- А как избежать слов – паразитов в речи?

Давайте посмотрим сценку «Диалог»

- Как дела?

- Всё пучком! А у тебя?

- Клёво! Завтра днюха – иду самовар доить. Чексуй со мной.

-Не, у меня шнурки в стакане.

- Харе пылесосить тайгу, прищурь мозги.

- Ладно, я пощемился плющить.

- Вы поняли, ребята, о чём здесь шла речь? А ведь эти слова употребляют многие подростки.

- Это сленг – жаргонная речь лиц определённого круга. Вот как подростки описывают человека, используя речь лиц определённого круга.

Голова – это тыква.

Ноги – ходули

Руки – грабли

Нос – шнобель

На первый взгляд это смешно, но именно здесь кроется глобальная проблема. Слова извратились, потеряли всякий смысл. Они стали безобразными уродами – мутантами, заражающими всех, кто к ним при касается. Они преследуют единственную цель: не оставить на земле ни одного правильно говорящего человека. И этот вирус поражает в первую очередь молодёжь. А ведь она и есть наше будущее. Если так будет продолжаться, то люди перестанут понимать друг друга

- Давайте же с сегодняшнего дня бороться за красоту и чистоту нашего языка.

1. Составим словарик добрых слов и всегда будем пользоваться им.

2. В своих классах провести сеанс словотерапии

3.Каждое утро начинайте с добрых слов (спасибо, пожалуйста, доброе утро, ты чудесно выглядишь, будь добра)

- Подводим итоги

* Что нового узнали?

* О чём говорили?

*Что понравилось?

*К каким выводам вы пришли?

- Друзья, следите за собой.

Когда по – русски говорите,

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!

                          В.Я.Весник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека»

Проект  по теме«Особенности организации и жизнедеятельности плоских, круглых червей. Их роль в природе и жизни человека» направлен на  формирование навыков проектной деятельности ...

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...

Круглый стол "Международный день памяти жертв фашизма"

Организация и проведение данного круглого стола даёт возможность учащимся познакомиться с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов, произошедших в годы В...

Круглый стол "Битва под Москвой"

Данное мероприятие направлено на  изучение переломных исторических событий во времена  Великой Отечественной Войны (битва под Москвой);  воспитывает чувство любви к Родине, чувств...

Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"

Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепл...