Олимпиадные задания по литературе.10 кл
олимпиадные задания по литературе (10 класс)

Сысолятина Елена Николаевна

Подготовка к олимпиаде.Ключи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_sysolyatinoy.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ШАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Олимпиада по литературе  для 10 класса

(школьный этап)

Разработчик: Сысолятина Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Шамарская СОШ № 26»

первой квалификационной категории            

2015

             Дорогие участники олимпиады!

      Предлагаем  вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей литературной  эрудиции  и культурный кругозор.

Первая часть -  альтернативная (выполняется одно задание из двух на выбор учащегося)

 Задание «А» - анализ прозаического текста: определить идею, выявить систему образов, увидеть художественное своеобразие произведения.

          Задание «Б» предполагает целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

     Вторая часть – теоретико-литературные и историко-культурные знания.

 

Задания выполняются на отдельных листах, в любой последовательности.

Переписывать формулировки заданий не нужно, достаточно указать их номер.

На выполнение работы отводится: 60 минут.

Работа пишется в прозаической форме, грамотность не оценивается, но  учитывается. Объем работы не регламентируется и не влияет на оценку.

Надеемся, что выполнение задания будет для вас интересным и полезным занятием.

Желаем успешной работы!

ЧАСТЬ 1

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА (30 баллов)

Задание «А»

Дайте комплексный анализ рассказа Бориса Екимова «Не забудь!». При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите свое отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей.

“НЕ ЗАБУДЬ!..”

— Придешь к ним, не успеешь поздороваться, сразу тебе вопрос: “Чего пришел?” — “За новостями… — отвечаю. — Как вы тут и чего?.. Не хвораете?..” — “Хворать нам некогда. Тем более новости собирать. Работы полно. Это вас, пенсионеров, кормят и поят. А мы работаем. Некогда басни тачать. Хочешь — садись и смотри телевизор. Чай еще горячий. А мы пошли работать, нам некогда. Некогда, некогда…” Вот и разговору конец. Называется, проведал родного сына.

Монолог неторопливый, горьковатый, но с пониманием.

— Конечно, работы у них в самом деле много. Три большие теплицы. Сейчас, зимой, в основном на столовую зелень работают: лучок, петрушка, укроп. Готовое — убирать, и сразу посадка, чтобы земля не гуляла. И конечно, к весне готовятся. Все идет каруселью, работы много. Это правда.

Монолог не больно веселый, но с усмешкою, над собой ли, над молодыми — наверное, это все вместе: жизнь, старость и прочее. Одно и то же у всех. Слушай чужое, свое вспоминай. Вздыхай да охай. Чем еще заниматься в бане, после парной, отдыхая расслабленно и умиротворенно, попивая горячий чаек, квас или минералку. Поселковая наша банька не больно казиста, но без нее скучно.

Баня да воскресный базар для нас, жителей сельских, не столько покупки да мытье, сколько жданные встречи, особенно для пожилых домоседов. Сидим всю неделю в своем углу, никого не видим, ничего не слышим, кроме собачьего брёха да телевизора, где тот же брёх. А базар да баня — это праздник: знакомые люди, свойские новости, беседы. Особенно в бане: там вовсе спешить некуда. Помахал веничком в парной — отдохни, послушай, в свою пору пожалься, если болит чего, похвались рыбалкой ли, огородом, поругай начальство — всё о своем: хвори, заботы, радости.

Вот и нынче. Недолго попарился, сижу, отдыхаю, чаек попиваю да слушаю. Люди свои, пожилой народ. Нынче беседа о молодых: как они нас, стариков, привечают да здравствуют.

Один монолог выслушали, тут же поспел другой.

— Мои на базаре торгуют. Бабка пошла. В дело, не в дело: не столько купить, сколько поглядеть на своих. Они далеко живут, не враз доберешься. А базар — рядом. Бабка пошла, увидала внучку, та с торгом стоит. Но разговор короткий: “Бабаня, не маячь. Закрываешь товар от покупателей, они мимо идут”. Вот тебе и весь сказ: “Не маячь…”

— Это еще, считай, ласково, — сказал кто-то. — Мы дочку посылаем: “Пойди к бабке, прибери там”. А она губы поджала: “У нее плохо пахнет…” — “А от тебя чем пахло? Бабка сколь лет-годов тебя пестала. Подтирала да подмывала. Или память овечья?”

Память у нас всякая: короткая, овечья, и долгая, человечья, — кому как дано. Да еще было бы что помнить.

Дни прошлые порою быстро туманятся, день нынешний — на ладони.

— Дед, здравствуй! Я тебя очень сильно люблю! — таким приветствием не всякий раз, но встречает меня маленький внук Митя.

И тут же к делу:

— Мы что, забыли?.. На руках ходить? А прыгать?.. А прятаться?

Но главное, конечно, на воле: летом — одни забавы, зимой — другие. Летом, конечно, лучше, потому и вспоминать о нем, и грезить легко, радостно:

— Будет лето! Будет тепло! Мы с тобой, дед, будем в трусиках ходить! Огород поливать! Цветы. Будем кушать клубнику, вишню, абрикосы! Будем клевать, как птички! Купаться будем!

Радость для меня понятная: сам лета жду. Провожаю его с печалью. Осенью говорю со вздохом:

— Лето кончилось. Теперь — грязь да слякоть, а потом зима. Будет холодно.

— И мы с тобой замерзнем! — радостно продолжает Митя. — На санках будем кататься. На Дону — лед! По льду будем бегать! В хоккей играть! Замерзнем, придем домой, будем спинку греть у батареи! Чай пить с черной корочкой! Я тебя буду угощать, дед…

Это он вспомнил зимы прошлые. Так было. Приходили с прогулки, я садился прямо на пол, возле батареи отопления, согревая озябшую спину. А Митя суетился, тащил табурет, накрывая на нем чай: чашки, варенье, мед и… черный хлеб, потакая вкусам моим и соглашаясь: “Зачем нам эти вафли, печенья?! Черная корочка вкуснее!”

Вафли, печенье, конфеты — все это рядом, на столе, лишь руку протяни. Но черная корочка зимой, после морозца, конечно, вкуснее.

Зимой рано и быстро темнеет. Пора прибиваться к своему дому. Вот-вот прибудут родители. Моя “смена” закончилась.

— Дед! — вспоминает вдруг Митя. — У нас блины есть. Когда домой пойдешь, возьми два… Нет, возьми три блина. Дома их разогреешь и съешь. Только не забудь разогреть, — убеждает он. — Так будет вкусно!

И потом на прощание не раз повторяет:

— Не забудь, дед! Не забудь…

— Нет, нет.. Я не забуду, милый… Спасибо.

Уже за порогом повторяю для себя, для него: “Не забуду. Но и ты не забудь, сохрани… Не растеряй в длинной жизни своей эту детскую доброту и долгую человечью память”.

Задание «Б»

            Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

(Максимальный балл- 30 баллов.)

Вот говорят: Россия...

Реченьки да берёзки...

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жёсткие.

Руки от стирки сморщенные,

слезами горькими смоченные,

качавшие, пеленавшие,

на победу благославлявшие.

Вижу пальцы твои сведённые,-

все заботы твои счастливые,

все труды твои обыденные,

все потери неисчислимые...

Отдохнуть бы, да нет привычки

на коленях лежать им праздно...

Я куплю тебе рукавички,

Хочешь- синие, хочешь- красные?

Не говори "не надо",-

мол, на что красота старухе?

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье своё держу их,

волнения не осиля.

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!

          Опорные вопросы:

          1. Какова тема стихотворения?

          2. Какой стилистический приём использует автор для того, чтобы обозначить тему произведения?

          3. Какими приёмами В. Тушнова вводит центральный ключевой образ стихотворения?

          4. На основе какого поэтического выражения родился этот образ?

          5. Почему центральной деталью образа стали руки?

          6. Какая смысловая задача решается автором с помощью этой детали?

          7.Какими художественно- выразительными и языковыми средствами подчёркиваются в ключевом образе земные, реалистические черты и черты нравственно- философские?

          8.Какова авторская позиция?

          9.Найдите в стихотворении строки, которыми эмоционально ярко и ёмко выражена идея произведения.

ЧАСТЬ 2

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (25 баллов)

1. Каким героям, из каких произведений принадлежат следующие высказывания?

1. «…Зачем я жил? для какой цели родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

2). «…Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…»

3). «Улица моя теста, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».

4). А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

5). «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?.. Лгут люди, я с совсем не хороша (…). Разве черные брови мои так хороши, что уже равных им нет и на свете?»

6). «Прощайте товарищи! (…) Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь, да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи?»

 Назовите авторов и жанры произведений.

1) «Квартет»

2) «Дикий помещик»

3) «Женитьба»

4) «Налим»

5) «Капитанская дочка»

6) «Война и мир»

7) «Мертвые души»

8) «Борис Годунов»

9) «… на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Задание №3

            Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите эти термины. Какие из обозначенных ими явлений встретились вам в приведённом далее стихотворении Вероники Тушновой? Объясните художественное назначение (функции) этих приёмов в данном произведении.

(По 1 баллу даётся за верно указанный термин, по 2 балла- за точное, обоснованное описание функции обозначенного этим термином явления в предложенном произведении. Итого: максимальный балл- 10 баллов.)

1.1. ...........................................-перенос значения по смежности.

1.2. ...........................................-образное, выразительное определение.

1.3. ...........................................-сочетание несочетаемого.

1.4. ...........................................-противопоставление, противоположность

К Л Ю Ч И

Часть 1.   КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (ЗАДАНИЕ «А»)

общая сумма баллов – 30.

Критерии оценивания

Баллы

1.

Глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя).

10

2

Знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его.

3

3

Умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства.

10

4

Композиционная стройность, язык и стиль работы (логичность, ясность изложения, речевая грамотность).

7

                                         

 Примерный текст ответа(стихотворение В.Тушновой) Задание «Б»

             Тема Родины, России- одна из самых значимых в русской поэзии. Именно её обозначила В. Тушнова с помощью приёма стилистического кольца, сильной позицией конца строк, выразительностью знаков препинания: Россия... в первой строке и Россия!- в последней. От размышления до яркого утверждения. Обращение "матерь моя, Россия!" позволяет понять, почему поэт делает ключевым образом стихотворения руки.

           Образ Родины, России у поэта сливается, как в устном народном творчестве, с самым дорогим для человека- с образом матери (Мать-земля, Родина- мать, Россия-мать). Не абстрактные картины окружающего мира- не реченька да берёзки, хотя и это дорого поэту,- а живой, реальный образ русской женщины- матери, с её нелёгкой судьбой, неутомимым трудом, неисчислимыми потерями заставляет думать читателя и делать выводы.

             Метонимический образ-обобщение "руки" (не вообще, а "твои") вводится автором приёмом глубоко продуманной антитезы:

Вот говорят: Россия...

Реченьки да берёзки...

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жёсткие.
           Сторонне- неопределённому
"говорят" противопоставлено конкретно- личное "вижу", многоточиям первых строк противопоставлена твёрдая точка  в пятой строке.

              Ключевой образ "руки" проходит через весь текст, повторяясь шесть раз. Этот повтор усиливается и эмоционально- личностно поддерживается теплотой местоименного атрибутика "твои". Сильная позиция начала и конца строк, интенсивное употребление делают его смысловой акцент более ярким. В.Тушнова не забывает напомнить о реальности образа, земной его притягательности, повторив ещё раз глагол "вижу" в начале девятой строки, введя прямую речь в поэтическое пространство текста:

   Я куплю тебе рукавички,

   Хочешь- синие, хочешь- красные?

              Монолог- оценка автора правдиво продолжает внутренний диалог с матерью:

    Я на сердце согреть бы рада

    натруженные твои руки.

    Как спасенье своё держу их,

    волнения не осиля.

             Это подготавливается той характеристикой, которую поэт даёт ключевому образу. Продумано синонимическое поле авторских определений- эпитетов рук матери. Их употребление культурно- исторически и причинно- следственно обусловлено. При всей номинативной значимости- "узловатые, жёсткие, сморщенные, качавшие, пеленавшие, благословлявшие, натруженные, добрые, прекрасные"- они не теряют своей красоты и нравственной значимости. За ними угадывается нелёгкая судьба матери- Родины.

              Не глаза, не рот видит автор. Руки! Руки труженицы, знавшие заботы счастливые, потери неисчислимые, на победу благословлявшие своих мужей, сыновей, братьев. Для В. Тушновой руки матери - самый высокий символ Родины, России, потому что не бывает Родины без человека.

             Можно с полным правом сказать о том, что стихотворение В. Тушновой- гимн в честь рук человека- созидателя, человека- труженика.

             Идейная значимость ключевого образа несомненна. Три последние строки стихотворения поэтически обобщили идею:

       Добрые твои руки,

       прекрасные твои руки,

       матерь моя, Россия!    

               Критерии проверки ответа:

 Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр- оценок по каждому критерию, а затем в виде итоговой суммы баллов.

Критерии:

1. Понимание произведения как "сложно построенного смысла" (Ю. М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в "лабиринте сцеплений", через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 10 баллов.

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 5 баллов.

3. Владение теоретико- литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 5 баллов.

4.Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

 Максимально 5 баллов.

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок). Примечание1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения ( в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов.

Итого: максимальный балл- 30 баллов

Часть 2: общая сумма баллов – 25.

1 . За каждый правильный ответ – 1 балл, всего – 6 баллов.

1) Печорин, М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

2) Отец Чичикова, Н.В. Гоголь «Мертвые души».

3) Пугачев, А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

4) Фамусов, А.С. Грибоедов «Горе от ума».

5) Оксана, Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

6) Тарас Бульба, Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

  1. За каждый правильный ответ – 1 балл, всего –9 баллов.

1) «Квартет», басня - В.А. Крылов.

2) «Дикий помещик», сказка - М.Е. Салтыков-Щедрин.

3) «Женитьба», комедия - Н.В. Гоголь.

4) «Налим», рассказ - А.П. Чехов.

5) «Капитанская дочка», повесть или роман (критики спорят) - А.С. Пушкин.

6) «Война и мир», роман-эпопея - Л.Н. Толстой.

7) «Мертвые души», поэма -  Н.В. Гоголь.

8) «Борис Годунов», трагедия - А.С. Пушкин.

9) «… на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», ода - М.В. Ломоносов.

Задание №3.  Максимальный балл-10 баллов.

Термины

Баллы

Определения

Функции

Баллы

1.1.Метонимия

-перенос значения по смежности

Как эпитеты, метонимии обращают внимание читателя на те или иные признаки и качества предметов. Делают речь выразительной, яркой, динамичной.

1.2.Эпитет

-образное, выразительное определение

Усиливают выразительность и образность языка в произведении, придают художественную поэтическую яркость речи, обогащают содержание высказывания, выделяют характерную черту или качество предмета, вызывают определённое эмоциональное отношение, помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

1.3.Оксюморон

-сочетание несочетаемого

Нет в тексте

1.4.Антитеза

противопоставление, противоположность

Служит средством контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств, положений и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...