Особенности написания сочинения.
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)

Шитикова Людмила Юрьевна

Методические рекомендации для обучения написанию любого сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь выпускнику.

Особенности написания любого сочинения. Вступление к сочинению.

Не раз мы слышали от учеников: «Я не знаю, с чего начать», «Не могу написать первое предложение» и т.д. На самом деле начинать что бы то ни было — всегда трудная

задача. Но её по силам решить. Главное, знать основные правила.

Во вступлении обязательно нужно опираться на тему и на те ключевые слова, которые в формулировке натолкнули вас на идею сочинения. Не надо сразу вдаваться в долгие рассуждения. Сначала сформулируйте те проблемные вопросы, на которые можно отвечать в русле вашей темы. После выбирайте самый привлекательный, «удобный» для себя вопрос и пытайтесь обосновать причину своего выбора и ответить на него — это и будет основной тезис вашего сочинения. Не забудьте ввести необходимые термины, раскрыть их, если это важно для рассмотрения темы вашего сочинения.

Иногда во вступлении можно охарактеризовать эпоху создания произведения, или рассказать об эпизоде биографии писателя, или привести ещё какие-либо факты, которые важны для раскрытия темы или для анализа какого-то важного аспекта характеристики. Но не забывайте, что лишней информации (той, что не относится к раскрытию темы) вводить не нужно.

Виды вступлений.

Есть несколько видов вступлений.

Биографическое вступление

Если вы хорошо ориентируетесь в биографии писателя, у вас хорошая память на даты, места и другие подробности, то этот вид вступления для вас. Оно будет уместно, если биография писателя каким-то образом могла повлиять на развитие темы в его творчестве или произведение сыграло определённую роль в творческой судьбе писателя. Так, например, и М.Ю. Лермонтов, и А.С. Пушкин создавали свои произведения, неминуемо отражая в них эпизоды, события своей жизни. И в этом случае, если вы захотите коснуться творчества, например уже упомянутых поэтов, это будет уместно.

Сравнительное вступление

Хорошо использовать такой вид вступления, если тема сформулирована по принципу «1-й герой и 2-й герой» или просто дана, например, цитата, а в скобках указаны произведения или авторы, которые касались предложенной темы. В этом случае автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных героев произведений между собой.

Аналитическое вступление

Уместно тогда, когда в формулировке темы сочинения встречаются литературоведческие, философские, нравственные термины, требующие пояснения. Например, «образ дороги в художественной литературе», «образ маленького человека в произведениях

русских писателей», «честь и достоинство», «что такое дружба»и т.д. Во вступлении к такому сочинению мы можем говорить об эволюции образов (дороги, маленького человека и т.д.), давать объяснение понятиям, приводить определения из словарей и другой научно-популярной литературы, от которых в дальнейшем будем отталкиваться.

Историческое вступление

Оно уместно тогда, когда в сочинении вы собираетесь затрагивать историческую тематику. Возможно, оно будет посвящено какой-то исторической эпохе или будет касаться её в ходе сюжета, или вы сосредоточите своё внимание на произведении, которое само по себе, по сути своей является историческим. Так, например, говоря о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», невозможно не коснуться эпохи Александра I и Наполеона. А говоря в своём сочинении о рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», будет уместно во вступлении рассказать о событиях грозной эпо-

хи, формирующей характер не только одного человека, но и всей

страны в ХХ веке.

Лирическое вступление

Это вступление — своеобразный ответ на вопросы: «Почему я выбрал эту тему? Что интересует в ней именно меня? Почему именно эта тема заставила меня задуматься над…?». Именно в этом вступлении лучше всего отражается ваша творческая индивидуальность. Но это под силу, скорее всего, именно творческим натурам, которые хорошо владеют пером и могут рассуждать на

тему, не отходя от сути вопроса.

Вступление — перекличка с современностью

Здесь ваша задача рассказать, почему тема, на которую вы собираетесь рассуждать, остаётся злободневной и в наши дни. Что роднит произведение, героя, проблемы, о которых вы пишете, с сегодняшним днём?

Вступление традиционное

Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Содержание вступления

Вступление может содержать:

  • ответы на поставленные тематические вопросы;
  • личное мнение учащегося, если в названии сочинения есть
  • предпосылка к выражению собственного взгляда («что, по вашему мнению, хотел донести до читателя автор в произведении...»);
  • факты биографического характера об авторе или о характерном историческом периоде, если такие сведения важны для смысла и анализа текста;
  • сформулированное понимание темы судьбы или образа героя, если данная цель отражена в названии работы.

В любом случае написать хорошее вступление — задача очень сложная: в небольшой объём (а вступление и заключение, вместе взятые, должны занимать ¼ часть сочинения) следует вместить ёмкое содержание.



Предварительный просмотр:

Как писать вступление. Методические рекомендации.

Вступление может:

         --- вводить в тему текста;

         --- сообщать об основной проблеме текста;

         --- быть основным тезисом, который ты будешь аргументировать;

         --- определять круг проблем, затронутых автором;

         --- содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.

Форма вступления:                                              

-   лирическое размышление;                               

-   ряд риторических вопросов, созвуч-                  

     ных теме (идее, проблеме текста)                  

-   рассуждение о заглавии, которое ты бы             

    дал этому тексту;                                               

-   ряд назывных предложений, создающих        

    образную картину (по ассоциации с проб-         

    лематикой)                                                           

-   цитата, пословица, поговорка, содержа-             

     щая основную мысль текста (может быть      

     выходом на проблему)                                        

-   ключевое слово ( с комментарием)                   

-   иллюстрация фактом основной мысли;               

-   диалог с воображаемым собеседником             

    о теме, идее или проблеме текста.      

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ

                                            Примеры вступлений к сочинению:

1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2. О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье 

4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.


Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7. (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.


9.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.


10.Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …


11.(Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.


12.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).


13.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …


14.(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .


15.«…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .

Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы.Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Вступление к сочинению

В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.

Варианты

зачинов

Примеры

Плюсы и минусы

названного варианта

1.Академический

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости

2. От «я»

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами

своего времени и своего поколения…»

Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции

3. «Киношный»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла

стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции

4. Дневниковый

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу

5. Цитатный

«Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение

Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:

1. историческое (о  времени, когда было  написано  произведение, или о времени, изображённом  в повести, рассказе…);

2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);

3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);

4. сравнительное (проведение литературных параллелей);

5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.

Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».

И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».

В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать  варианты  зачинов,  рассмотреть  их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.

Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них

         мемуарный приём,

         монтаж информации по контрасту: должное и сущее,   ожидаемое и свершившееся,   возможное и реальное,

         монтаж фактуальной информации,

         обращение к информационному запасу коммуниканта,

         обзор аспекта деятельности героя,

         обзорная характеристика предмета обсуждения,

         призыв к совоспоминаниям

         приглашение к диалогу,

         призыв к сопредставлению,

         призыв к сопереживанию,

         противопоставление,

         зачин-парадокс,

         подведение к теме,

         самохарактеристика,

         сопряжение фактов по контрасту,

         характеристика через впечатления современников,

         исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).

Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к экзамену ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени

Еще варианты вступлений (из сети Интернет):

Вариант вступления сочинения, связанный с определением темы текста.

  1.   « Автора текста, который я прочитал, как и многих из нас, привлекает тема активности и пассивности людей, деятельности и созерцательности».
  2. Другой вариант вступления – сообщение об авторе.« Автор текста (Ф.И.О.), который я прочитал, настоящий мастер слова, публицист и общественный деятель, чьи статьи неизменно вызывают интерес читателей, заставил нас задуматься о …».
  3. Удачный вариант начала сочинения может быть связан с применением афоризма или цитаты:«О времена! О нравы!» - воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста». «Народная мудрость гласит:«Не имей сто рублей, а имей сто рублей». Справедливо ли это? Поиску ответа на этот вопрос посвящен текст…».
  4. Введение в тему может осуществляться с помощью именительного темы, риторического вопроса и восклицания. Рассмотрим следующие примеры:

        «Счастье…Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется».

        «Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства!»

         «Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта?»

         «Наследственность или воспитание? Природное или социальное? Что же определяет направление формирования способностей личности?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические и практические особенности подготовки выпускников к сдаче ГИА по русскому языку по части С2.1 (написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему)

Статья предназначена для учащихся 7-9 классов и учителей, работающих в основной школе. она содержит памятку для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, методические особенности работы...

«Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»  Занятие факультатива 11 класс

Практическое занятие факультатива «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»Т: Подбор материала к сочинениюФорма: Практическая работаЦель: подготовка к с...

Выступление "Особенности развития связной речи при написании сочинения у глухих школьников"

В  выступлении раскрываются особенности речевого развития глухих школьников. Развитие связной речи является одной из самых актыальных проблем в современной специальной методике обучения глухих де...

Особенности написания итогового сочинения по литературе на примере романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Данная презентация рассчитана на подготовку учащихся 10 класса к сочинению по роману "Война и мир" и одновременное знакомство с обсобенностями написания итогового сочинения в 11 классе....

Особенности написания сочинения (эссе) по английскому языку в рамках подготовки к ЕГЭ по иностранному языку.

В статье рассматриваются вопросы особенности подготовки выпускников старшей школы к сдаче государственного экзамена по иностранному языку, использование соответствующего плана, вводных фраз и клише....

Выступление на родительском собрании в 11 классе по теме "Навстречу ГИА" (особенности написания итогового сочинения)

Выступление на родительском собрании в 11 классе по теме "Навстречу ГИА" (особенности написания итогового сочинения)...

Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.

Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....