Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе).
план-конспект урока по литературе (6 класс)

рулева ольга григорьевна

Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc438 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Тарумовская СОШ»

Учитель русского языка и литературы Рулева О.Г.

 Село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан.

Тема: «Тихая моя Родина…» (Стихотворения родной природы)

Цель урока: доказать, что любовь к природе не бездеятельна и созерцательна; сохранение природы -  дело государственной важности, любовь к природе - один из признаков любви к своей стране; сила эстетического  воздействия  природы на человека.

Методические приемы: выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста, реализация  межпредметных  связей с музыкой, изобразительным  искусством, русским языком, экологией.

Оборудование урока: выставка рисунков учащихся,  репродукции пейзажей И. Левитана, И. Шишкина, И. Остроухова    и сочинений учащихся, музыка Чайковского («Времена года»), Штрауса («Сказки венского леса»), песня о Родине, портреты И. Шишкина, И. Остроухова, Р. Гамзатова; видеофильм о Тарумовке; интерактивная доска.

      Ход урока:

 

  1. Организация класса.
  2. Постановка цели перед учащимися.
    - Сегодня мы с вами будем говорить о сохранении природы. Постараемся доказать, что любовь к природе не бездеятельна и созерцательна, любовь к природе – один из признаков любви к своей стране, о силе эстетического воздействия природы на человека.

3. Слово учителя.
Эпиграфом к нашему уроку послужат слова К. Р. Паустовского

                                           « любовь к родной природе - один из

                                             вернейших признаков любви к своей стране».
«Каждый любит природу по- своему и « как может » пишет К. Г.  
Паустовский.  Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна. В любую минуту она может перейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердца гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физическую боль. Мы ведь знаем, что порой рубка леса вызывается не жизненной необходимостью, а разгильдяйством, невежеством и, что хуже всего, рваческом отношение к земле.

Редакции газет завалены сотнями писем простых людей со всех концов страны о неразумном, а то и просто преступном отношении к природе. (Зачитывается фрагмент из сочинения ученицы).

   «… Чтобы сохранить природу и не дать ей погибнуть, люди всех стран должны объединиться для защиты природы. Люди создают различные общества по охране природы.

    Охранять природу должны дети и взрослые. У взрослых больше возможностей, но каждый из нас может внести свой вклад в защиту природы. Если мы не будем  ломать ветки деревьев, мусорить, а помогать взрослым сажать деревья и ухаживать за ними, это и будет наша помощь.

      Надо любить и охранять природу!»

Учитель:

  1. Наблюдали ли вы о неразумном, преступном отношении к природе?
  2. Что бы вы могли предложить, чтобы сделать Махачкалу экологически чистым городом?

Комментарий учителя.

- Жизнь наша обретает смысл при виде того, что нас окружает. Но всегда ли мы задумываемся над тем, к чему потребительски относимся? Сорвали цветок, помяли, бросили. А ведь труден путь из семени в цветок, который тянется к солнцу, встречая первый его луч.

   Днем, как и человеку, ему тяжело, переносить жару, он никнет головой, а к вечеру вновь обретает силу своего магического воздействия на окружающих.

    Чтобы понять это, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. ( Танец « Из семени в цветок»

Ученик (на фоне музыки читает стихотворение Ивана Бунина ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ)

В блеске огней, за зеркальными стеклами,

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные,

Бурные грозы и свежесть ночей...

Есть на полях моей родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой,

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно позабытые

Светлые дни.

1887

Учитель:

-    Как же мы должны обходиться с цветами?

Комментарий учителя.

    Да, мир устроен грозно и прекрасно,

    Но легче там, где поле и цветы.

До сих пор у нас нет ещё полного понимания азбучной истины, что сохранение природы, сохранение пейзажа – дело государственной важности…

 Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан среди других причин и нашей природе. Сила её эстетического воздействия так велика, что не будь её, у нас не было бы таких блистательных поэтов, какими он были А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, (на интерактивной доске отрывки из стихов поэтов. А ученики читают наизусть).

  1. Чтение стихов наизусть.

1-й ученик:

Унылая пора!

Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые леса.

2-й ученик читает стихотворение Лермонтова

Люблю дымок спаленный жнивы,

 В лесу кочующий обоз,

И на холме средь желтой Нивы

Чету белеющих берез…

Учитель:

- Найдите средства выразительности в первом отрывке.

- Кто из вас прочитает наизусть стихотворение о природе?

Учащиеся читают стихи о природе. На интерактивной доске отображаются слайды с картинами о природе.

      -Из каких произведений эти стихи?

Ученики читают стихи о природе

 ("Догорел апрельский светлый вечер" И. Бунин, на фоне картина Левитана «Большая вода»)

Догорел апрельский светлый вечер,

По лугам холодный сумрак лег.

Спят грачи; далекий шум потока

В темноте таинственно заглох.

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем,

И струится чище над полями

Звездный свет в молчании ночном.

По лощинам, звезды отражая,

Ямы светят тихою водой,

Журавли, друг друга окликая,

Осторожной тянутся гурьбой.

А Весна в зазеленевшей роще

Ждет зари, дыханье затая, -

Чутко внемлет шороху деревьев,

Зорко смотрит в темные поля.

1892

(Федор Тютчев. На фоне картины И. Шишкина «Цветы на опушке»)        

* * *

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдем и сядем над корнями

Дерев, поимых  родником,-

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины...

Август 1857

(А. Толстой)

Край ты мой, родимый край!

       Kонский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

       Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

       Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

       Ветер, степь да тучи!

Беседа: Какие чувства выражены в этом стихотворении? (Любовь к родине). Какую роль играет восклицание: «Гой ты!»? (это устаревшее народно-поэтическое слово – приветственный, ободрительный возглас)

С какими временами возникает ассоциация? (Время правления Ивана IV (Грозного) в 1530 году).

Какую иллюстрацию вы бы сделали к этому стихотворению?

В каком значении употреблено слово «Воля»? (Простор).

Какие синонимы вы подберёте к нему? (Свобода, простор).

  1. Из какого произведения эти строки и кто их автор?

    Под голубыми небесами,

     Великолепными коврами,

     Блестя на солнце, снег лежит,

     Прозрачный лес один чернеет,

     И ель сквозь иней зеленеет,

     И речка подо льдом блестит…

         ( «Зимнее утро» А. С. Пушкин)

На севере диком стоит одиноко

   На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

   Одета, как ризой, она.

(М. Ю. Лермонтов «На севере диком»)

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

(А. А. Фет, «Ель рукавом мне тропинку завесила»)

Мой сад с каждым днем увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст...

(А. Н. Майков, «Ласточки»)

5. Творческая работа

А теперь проверим ваши поэтические знания. (Задания отображаются на интерактивной доске)

Допишите строки:

                                              1ряд

………. березка                                                               ….. ветках

………. окном                                                                 ….. каймой

………. снегом                                                               ….. кисти

………. серебром                                                           …..  бахромой

II ряд

 …..  пора

…….  очарованье

…….   прощальная краса

…….   природы увяданье

…….   одетые леса

…….  торжествуя

…….   обновляет путь

…….   снег почуя,

…….   как-нибудь

Анализ поэтического текста (беседа по вопросам).

-  Какое ощущение передается при чтении этих отрывков?

I вариант                                                             II вариант

(тишина)                                            (ощущение движения, шума, радости)

- Чем это подчёркивается?               (с помощью аллитерации «б»

(использованием ассонанса               подчеркивается суета в природе  
«о» подчёркивает нежность,            А
анафора ещё более усиливает  
хрупкость, красоту)                            этот процесс, подчёркивая приход                                          
                                                              весны.

- Какой цвет использует автор? Подберите синонимы.

(белый – лилейный                               белый –

- Найдите ещё средства выразительности.

II. Связь природы с музыкой.

- Людей искусства отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное. Сила эстетического искусства велика и в музыке.

Ученик исполняет песню

III. Работа с репродукциями (на интерактивной доске).

Учитель:
Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть её красоту. Однако, животворяще воздействует сила природы и через полотна художников – пейзажистов: Саврасова, Левитана, Репина, Шишкина, Остроухова и др.

1-й ученик: (на фоне портрета И. И. Шишкина и картин «Дубы» и «Родник в лесу» на интерактивной доске).

  Иван Иванович Шишкин чаще всего трудился в Преображенском.

Он много писал о природе Картина « Дубы» на первый взгляд ничем не примечательна

Плоские берега, жалкая растительность. Но Шишкин  мог увидеть в обыденном необычность. На картине «Родник в лесу» колорит неброский, но если в первой дубы

Символизируют вечность, то родник имеет, вероятно, больше значений.

Это нечто от Родины, источника  символизирующего жизнь.

  Поэтому

Не привыкайте к чудесам.

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам

Прислушивайтесь к  птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

Учитель:

-  К чему призывает нас автор?

2-й ученик (на фоне портрета И. С. Остроухова и картины «Первая зелень» на интерактивной доске)

Илья Семенович Остроухов из купеческой семьи, но купцом не стал. Он обладал двумя талантами – художника и ценителя живописи. Став при жизни Третьякова Павла Михайловича помощников, после его смерти передал в дар г. Москве Третьяковской галереи. Уместны строки при описании его картины «Первая зелень».

 Берез не гаснувшие свечи

 Апрельский освещают лес…    

 И снова ждешь и жаждешь встречи.

 Ты с этим чудом из чудес.

IV. Изображение малой родины в пейзажной лирике.

Учитель:

- Природа – целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия мира, ощущение свободы единения, родства с ним.

Мы с вами живём в Дагестане, маленькой, но многонациональной республике.

Контрастный, колоритный пейзаж Дагестана помогает нам почувствовать гармонию этого мира; в нём настроение и состояние души.

В безбрежной, большой любви к нашему Отечеству особое предпочтение мы отдаём Дагестану. (На интерактивной доске портрет Р. Гамзатова на фоне гор)

Учитель:

Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,

Не молиться, тебя ль не любить?

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я твои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых.

                                          Р. Гамзатов

На вернисажах, в картинных галереях по - особому, пристально смотрят на пейзажи. Наверное, это потому, что человек теперь слишком часто бывает разлучён с природой, а тяга его к тишине леса, простору полей извечна.

Тема, на мой взгляд, была бы раскрыта не полно, если бы я не уделила внимание моей малой родине Тарумовке.

 Перед вами Тарумовка в рисунках, фотографиях, стихах.

Мы любим свою родину с её лугами, рощами и полями. Любим её такой, какая она есть. Послушайте отрывки стихов о Тарумовке. (Учащиеся декламируют стихи, написанные учащимися школы и тарумовской поэтессой А. Чепиль на фоне видеофильма о Тарумовке)

                          Родное село

Люблю тебя, Тарумовка родная,

Люблю твои бескрайние поля,

Люблю цветов твоих благоуханье,

 Весёлая и щедрая земля!

                                     Ученица 10 кл. Сучкова Е.

Моя Тарумовка

Нет нигде привольнее

Тарумовки моей.

Ласково сияет

Солнышко над ней.

Нет нигде чудеснее

Тарумовки моей,

Песенку прекрасную

Мы поём о ней.

                             Ученик 10 кл.  Абакаров К.

А. Чепиль.

Далеко, далеко за вьюгой,
За холодною долгой зимой
Так захочется снова к югу
Так потянет меня домой.
Вдруг запахнет садовой мятой,
Запоёт под крыльцом сверчок,
Полечу я легко крылато
На Тарумовский огонёк.
Ты гори, гори долго, ясно!
Хоть в окошке одном свети!
Чтобы знали мы: не напрасно
Выбираем свои пути.
Я могу через все преграды
Свет далёкий в себе нести,
Тот, что мне помогал когда – то,
Как маяк не свернуть с пути.

V. Подведение итогов.

 «Понятно, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».

Завершая урок, обратимся к тому, с чего начали.

- Достигли ли мы цели урока?

- Какое отношение к природе вы считаете преступным?

- Какие строки могли бы послужить выводом к нашему уроку?  Найдите выдержки в тетрадях для крылатых выражений и зачитайте.

VI. Обобщение учителя

  •  Природа есть наше не только материальное, но и духовное в первую очередь богатство, знание природы и любовь к ней воспитывает чувство патриотизма, человечности, доброты, развивает чувство прекрасного.

                         (В. Солоухин)

VII. Домашнее задание: Написать сочинение «Край родной навек любимый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я. Полонский. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе»

Данный урок литературы проводится в 6 классе при изучении раздела « Русская природа в стихотворениях русских поэтов XIXвека» с опорой на ранее изученные стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Урок ...

урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"

Цели урока: • преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной пр...

"Край ты мой, родимый край..." Стихотворения о родной природе.

Развёрнутый конспект по литературе на тему: "Край ты мой, родимый край..." Стихотворения русских поэтов о родной природе....

Раздаточные материалы для урока-мастерской по стихотворениям о родной природе поэтов 20 века (6 класс)

Материалы, помеченные цифрой 1, предназначены для более сильных групп учащихся, цифрой 2 - для тех, кто послабее...

Урок-творческая мастерская на тему: «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе в 6 классе

Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь;способствовать воспитанию ...

Русские поэты XX века о Родине и о родной природе. А. Прокофьев. "Алёнушка". Д. Кедрин. "Алёнушка".

Конспект урока литературы в 5 классе (II  полугодие), посвященный изучению лирики. Соответствует ФГОС....

Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе).

Тема урока: "Тихая моя Родина..."(Стихотворения о родной природе)....