"Подготовка к ЕГЭ по литературе" ( из опыта работы)
статья по литературе

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Мастер-класс "Как подготовить высокобалльников по литературе" (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_literatura.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Для начала я предлагаю разобрать вариант,  который был оценен комиссией достаточно высоко( разбор варианта)

Высокий результат – это следствие работы с обучающимися, начиная с 5 класса; это система, работающая  на результат, отдельные элементы которой я постараюсь Вам показать.

  1. Первое, что, на мой взгляд, является особенно важным, из того, что учитель должен донести до обучающихся,-это понимание того, что литература – это не урок чтения, это предмет, наука..... В самом начале пятого класса я объясняю ребятам родо-жанровую специфику литературы, объясняю на примерах, что каждый из родов  имеет свои цели, предмет изображения, особенности содержания, функции языка. В зависимости от этого для каждого рода литературы характерны свои жанры (виды) произведений. Впоследствии всё, что было заложено в самом начале знакомства с таким предметом, как литература, станет основой для полноценного анализа текста.
  2. Второе, чем тоже должны владеть ученики, начиная с 5 класса,- это основы историко-литературного процесса. Не надо бояться того, что пятиклассники не усвоят такие понятия, как «творческий метод», «литературное направление», нет необходимости в заучивании этих понятий, но есть необходимость постепенно знакомить с исторической ситуацией, стилем того или иного писателя, который, безусловно, зависит и от времени, в котором  он творил. Пятиклассники должны чётко знать, что Пушкин, Лермонтов-это 1 половина 19 века, а Чехов- вторая и начало 20 века! В их головах должны воссоединиться родо-жанровая система и основы историко-литературного процесса, тогда изучение литературы станет понятным и доступным, когда ученик понимает, что он делает и где сможет это применить, учёба становится увлекательной.

И поэтому, когда мы с ними выполняем анализ текста любого: и прозаического, и поэтического, когда пишем минисочинения из ЕГЭ, сочинения ВСЕГДА выходим на родо-жанровую специфику и НАПРАВЛЕНИЕ!

  1. Изобразительно-выразительные средства я объясняю не отдельными понятиями, как предлагает учебник, а  в виде понятных и уже доступных схем в 5 классе: развожу понятия «троп» - слова в переносном значении-  и фигуры речи. Ученики способны понять, почему инверсия, звукопись, анафора, эпифора – это фигуры речи, а эпитет, метафора, гипербола-нет ( то, с чем ребята впоследствии столкнутся при сдаче ЕГЭ по русскому языку в 11 классе). Кстати, в 5 классе, изучая «Бородино», достаточно просто объяснить такое понятие, как метонимия и  синекдоха: «Штык русский колет, рубит, режет...», «И слышно было до рассвета, как ликовал француз!» Всегда объясняю доступно,  через примеры, но делаю это не в специально отведённое время в 10 классе, а начиная с  5 на уроках литературы.  И  поверьте, 2/3 класса способны усвоить эту информацию и в 11 лет!.. И ещё раз повторю то, что делают ВСЕ: если указал средство, обязательно проговори: зачем автор его использует!
  2. Поиск литературных параллелей, аллюзий и реминисценций в художественном произведении-одно из самых сложных заданий для учащихся. Часто литературный текст воспринимается учащимися вне исторического контекста, вне литературных традиций. И задача учителя как раз в том и состоит, чтобы научить видеть взаимосвязи между литературными текстами, представлять литературный процесс как целостное явление.

        Стоит также обратить внимание на то, что литературные традиции н ограничиваются одним-двумя произведениями, как правило, ключевые темы, проблемы и образы являются сквозными и проходят, так или иначе, через многие произведения. Поэтому, изучая творчество А.С.Пушкина и находя параллели с текстами 18-начала 19 века, нельзя забывать, что впоследствии и Гоголь, и Достоевский, и другие писатели продолжат традицию, привнеся свой индивидуальный взгляд на проблему или художественный образ. Если проводить поиск параллелей в системе, то формулировка обобщений не составит для учащихся никакого труда.

        Литературные параллели мы тоже начинаем проводить, начиная с 5-6 класса: и в прозе, и в поэзии. Пусть читательский опыт не так велик, но ребята с удовольствием пытаются вспомнить, в каких ещё произведениях им встречалась подобная тема, пытаются найти общее и различное в её подаче. И надо сказать, что эти задания им очень нравятся. Для этого можно вести таблицы в конце тетради. И подобные задания включать в КИМы, начиная с 5 класса.

( На самом первом уроке в 5 классе мы говорили о значении книги в жизни человека, я попросила ребят выучить и проиллюстрировать стихотворение М.Цветаевой «Книги в красном переплёте», а потом при обсуждении мы коснулись темы « Значение книг в жизни героев», я попросила их подобрать примеры и занести в таблицу. Еще одно задание, которое я часто предлагаю своим ученикам: составить самостоятельно задания к изучаемым произведениям, и задания на сопоставление тоже ребята пытаются разработать. Если эти упражнения  выполнять в системе – они не станут неприятной неожиданностью для сдающих литературу в 9 классе.

  1. Еще одно задание, которое нацеливает учащихся на хороший результат, это объективная проверка своей работы по критериям. Эту работу нужно проделывать постоянно ( сперва проверяет обучающийся, затем учитель.
  2. Ещё один секрет успешного изучения: учитель просто с первого урока обязан влюбить в свой предмет, конечно, все 30 человек вряд ли влюбятся, но, как правило, те, которые начинают творчески подходить к выполнению заданий в 5 классе, остаются верными этой любви и в 11-м, и продолжают любить, окончив школу.

Давайте не будем забывать, что литература воспитывает душу, и умение читать  поэтические и прозаические тексты необходимо.Учащиеся обязательно должны пробовать себя на разных сценах, сейчас очень много возможностей, много интересных предложений: городская библиотека с различными проектами, «Белый парус» в ДК СТЗ,  « Поэтического кабаре 17-» в г.Екатеринбурге, международные  интернетпроекты «Страна читающая»,  «Дети читают стихи», областные конкурсы чтецов  « Я, конечно, вернусь...», «Виртуозы слова», муниципальный этап Всероссийского конкурса чтения прозы «Живая классика». Безусловно, на подготовку уходит очень много времени, но тем желанней победа.

Наше участие в разных проектах – еще одна возможность познакомиться с такими же увлечёнными ребятами, послушать их,  понять, что многие читают очень  хорошо и работать дальше, стремиться к достижению цели.

Если бы Вы знали, сколько желающих читать стихотворения, писать прозу! Я могу смело заявить, что многие  мои ученики обожают художественное слово! И с большим уважением относятся к классической литературе! ( пример... Не стишки, а стихотворения!)

Если готовится литературный вечер, то участвуют абсолютно все параллели, у каждого ребёнка есть возможность себя проявить. Ребята выполняют одно общее дело: вспомните себя в подростковом возрасте, насколько важно одобрение старшеклассников, а если вы вместе с этими старшеклассниками отвечаете за одно общее дело? («Я ,конечно, вернусь...»- вечер, в котором из 34 номеров 23 подготовили выпускники 2008,2010,2012,2014,2015,2017г., это были просто незабываемые моменты, когда умные, красивые,повзрослевшие, многие студенты технических ВУЗов, работающие и находящиеся в декретном отпуске, увлечённо читали поэтические шедевры... « Ну чо ж мы к ней прицепились?»  )

  1.       Убеждена, что учитель  должен являться в этом примером, поэтому читаю сама, так же, как и они, учу наизусть, готовлю произведения, показываю своим ученикам, обсуждаем, что получилось, что нет. Я с ними на одном уровне!.. ( « Цветная поэзия», «Поэтическое кабаре», если я даже не успеваю, что бывает крайне редко, они присылают  видео своих выступлений)
  2.        Также убеждена в том, что учитель должен писать вместе с ними ( классные сочинения по русскому и литературе пишу вместе с учащимися) – это такие своеобразные мастер-классы. Впоследствии происходит обсуждение, что получилось, а что нет. Обучающиеся понимают, что сочинение – это творческий процесс, некоторые работы они переделывают по 5-6 раз! И всегда их прошу: получать удовольствие от процесса, буль то олимпиада, конкурсное сочинение или сдача ЕГЭ. Они научились получать удовольствие от умения раскрывать тему, строить предложения, делать это с удовольствием и понимать, что получилось неплохо.
  3. Развитие творческого потенциала благодаря поездкам в театры г.Екатеринбурга. Но все поездки всегда заканчиваются творческой работой: либо статьёй в газету «РазгонЪ», либо  отзывом или рецензией).
  4.  Развитие эмоционального интеллекта .Гёте называл это одним простым выражением «образованность сердца».

Я думаю, что высокий результат возможен только тогда, когда все перечисленное суммируется, и обучающийся не только знает, но и любит литературу, не только анализирует, но и творчески подходит к выполнению заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе (из опыта работы)

Единый государственный экзамен по литературе... Эти слова бросают в дрожь, наверное, каждого: и ученика, и учителя. Дей­ствительно, как же в одном сравнительно небольшом тестово...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Методика подготовки учащихся выпускных классов к написанию итогового сочинения по литературе (из опыта работы)

Материал содержит методику работы над итоговым сочинением по литературе, анализирует 3 вида тем: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение и содержит алгоритм действий учащегося и этапы работы по теме....

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей....

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...

Формы организации работы учителя гимназии в условиях ФГОС. Подготовка к введению третьего поколения. Из опыта работы.

В статье представлен опыт работы методической учителя по подготовке к введению ФГОС третьего поколения в гимназии....