Урок по литературе 7 класс "Человек на часах"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Тельнова Инна Сергеевна

Урок по литературе 7 класс "Человек на часах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sey_dobro.rar276.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тельнова Инна Сергеевна,

 учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы  п. Пионерский,

ХМАО-Югры, Тюменской области

Конспект урока по литературе в 7 классе

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»

(Урок – исследование по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»)

Цели:  обучающая: на примере рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах» выявить средства, используемые автором для раскрытия характера литературного героя, с помощью антитезы провести параллель между понятиями «долг» и «совесть»; попытаться определить смысл жизни человека и его предназначение на примере «подвига» Постникова, а также вовлечь в размышление о добре и зле;

          развивающая: работать над развитием  ключевых компетенций: коммуникативной и ценностно- ориентированной (уметь воспринимать и анализировать художественный текст, свободно  с ним работать, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;

       воспитательная: донести до учащихся нравственные понятия таких, как: «добро» и «зло», «долг» и «совесть», воспитывать сопереживающего, сочувствующего читателя-человека.

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

«Делай добро – никого не бойся»

/народная мудрость/

Цели: 

  • обучающая: на примере рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах» выявить средства, используемые автором для раскрытия характера литературного героя, с помощью антитезы провести параллель между понятиями «долг» и «совесть»; попытаться определить смысл жизни человека и его предназначение на примере «подвига» Постникова, а также вовлечь в размышление о добре и зле;
  • развивающая: работать над развитием  ключевых компетенций: коммуникативной и ценностно- ориентированной (уметь воспринимать и анализировать художественный текст, свободно  с ним работать, выражать свое отношение к прочитанному, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
  • воспитательная: донести до учащихся нравственные понятия таких, как: «добро» и «зло», «долг» и «совесть», воспитывать сопереживающего, сочувствующего читателя-человека.

Ход урока

Мы с вами продолжаем работать над большим разделом литературы под названием

«Минувшее проходит предо мною…».  Знакомясь с произведениями данного раздела, мы пытаемся проследить, как прошлое связано с настоящим, и, кроме того, большое внимание уделяем характеристике героя, которая включает в себя несколько параметров. Перед тем как перейти к сегодняшней теме, мне хотелось бы обратить внимание на ключевые слова нашего занятия, т.е. я вам предлагаю составить словарь урока. Но слова эти зашифрованы, и вам необходимо будет догадаться,  что это за слова.

Работа в группах:

  • 1 группа «Магический квадрат»;
  • 2 группа «Найди зашифрованное слово»;
  • 3 группа «Составь фразу»

Вот те ключевые слова, на которые мы будем опираться в ходе урока: добро, милосердие, сострадание, характер.

Итак, сегодня на уроке на примере рассказа Н.С.Лескова мы постараемся выяснить, какую роль сыграло происшествие в раскрытии характера героя, а также попробуем разобраться в понятиях «добро» и «зло» и ответим на вопрос «Всегда ли человек получает награду за добро и должны ли мы только лишь за вознаграждение делать добрые дела?»

Не случайно и темой урока и эпиграфом к нему являются две народные мудрости: «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром», «Делай добро – никого не бойся».

-Как вы думаете, почему, прочитав произведение, мне вспомнились именно эти два высказывания?

-Да, действительно, в рассказе говорится о том, что главный герой, часовой Постников, спасает тонущего человека, таким образом, совершает добро. Но мало того, что его не награждают, еще и наказывают двумястами розог.

- Мне бы хотелось, обратить ваше внимание на то, как сам автор охарактеризовал случай, который положен в основу произведения. (Анекдот).

- Как вы, думаете, что такое анекдот?

- Вот как толкуется это слово в словаре Ожегова: Анекдот 1. Очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным концом. 2. Смешное происшествие.

- Получается, что спасти человека от неминуемой смерти – это смешно и забавно? Кроме того, рассказ о том, как Постников, рискуя собственной жизнью, спас человека – это смешное происшествие? Как по-вашему?

- Для того чтобы понять, что же все-таки произошло в ночь Крещения, на набережной у Зимнего Дворца, что за человек этот Постников, который, зная, что его накажут бросился спасать человека, предлагаю некоторые эпизоды подробнее проанализировать.

- Давайте вспомним, что нам помогает понять характер героя:

  • чувства;
  • переживания;
  • жизненные принципы;
  • мысли;
  • воля;
  • отношение к людям;
  • поступки.

Всегда ли автор сам указывает, какими чертами характера наделен его герой? Нет, не всегда, писатель своего героя, как правило, ставит в различные жизненные ситуации, чтобы читатель сам обнаружил черты его характера. Поэтому необходимо выделять такие эпизоды, в которых с наибольшей полнотой раскрывается характер героя.

 - Предлагаю вам прослушать отрывок музыкального произведения и ответить мне на вопрос: « К какому, по вашему мнению, эпизоду его можно отнести?» Как вы это поняли, докажите.

-Итак, слушая музыку, мы сразу же представили, как мучается Постников, увидев тонущего человека, просящего помощи. Найдите строчки, подтверждающие терзания героя.

Сердце Постникова                                                             …помнит и службу и присягу…

так и ноет, так и стучит,

так и замирает…

Так беспокойно с сердцем                                                  …ни под каким предлогом

 делается от этих воплей…                                                    не смеет покинуть своей будки

страшно слышать, как другой человек                                                                                        

 погибает                                                                                … отлично понимал, что оставить пост

и не подать помощи                                                                есть вина часового,

                                                                                                   за которой последует суд.

 -Действительно, Постников переживает муки, страдания. Внутри него происходит борьба. Как вы думаете. Что в нем борется? (Сердце и ум; человечность (совесть) и долг)

- Постников не знает, как ему поступить: если уйдет с поста – нарушит воинскую обязанность, если не спасет человека – совесть будет мучить всю жизнь.

- Представьте следующую ситуацию:

  • Вы проходите мимо поста, где стоит Постников, а рядом тонет человек. Что вы будете делать?
  • Вы Постников. Как бы вы поступили в данной ситуации?
  • Вы офицер-инвалид. Ваши действия?

-Судя по тому, как в сложной ситуации поступает Постников, что в нем берет верх? Конечно же, совесть, человечность. А если так, то какими чертами характера обладает Постников? Ему свойственны:

  • доброта;
  • чуткость;
  • способность сострадать:
  • милосердие;
  • отзывчивость;
  • способность прийти на помощь.

- А теперь обратимся к тексту и проследим, с помощью каких художественно-изобразительных средств Лесков раскрывает нам характер Постникова (эпитеты: нервный, чувственный, непокорное сердце, умное, исправное, с ясным рассудком).

- Основные черты характера мы определили, а сейчас попробуйте составить портрет героя. Попробуйте через внешние признаки выразить внутреннее состояние героя.  Часть класса словесный портрет(1,2 группа), часть (3 группа) – по фрагментам лица.  (Работа в парах).

- Обратите внимание на слова: Тону! Спасите! Кому они принадлежат?

- Они могут принадлежать и Постникову. Ведь он тоже гибнет? Но если тонущего человека спасает главный герой, то кто же спасет самого Постникова? И прилагает ли усилия, чтобы спасти солдата, а может его и  спасли?

- Да его можно было спасти, и это мог сделать Свиньин. И он это сделал в какой- то мере. Он не доносит царю, Постникова не судят, не расстреливают. То есть, согласно народной мудрости, Свиньин помогает человеку, следовательно, тоже совершает добро?! А кроме Свиньина были еще и Кокошкин, Владыка и др.

- Какие личные качества раскрылись  у этих людей? (карьеризм, трусость, чинопочитание и другие).

- Так чем же отличается «добро» Постникова и «добро» Свиньина? (Постников спасает человека от чистого сердца, Свиньин не доносит царю, таким образом, спасая человека, беспокоится  лишь о своей карьере, заботится о своей шкуре.

- Значит у каждого человека своё понимание добра. Ведь для Постникова добро – спасти человека, не задумываясь о последствиях, для Свиньина – главное не запачкать честь мундира и т.д.

- А что для вас добро и зло?

- Таким образом, в произведении, как и в жизни очень часто бывает, добро и зло сливаются воедино. И как нам жить? Как распознать, где заканчивается добро и начинается зло? Мы с вами четко определились, что добро – это что-то хорошее для человека, а зло – все то, что противоположно хорошему. Но не надо забывать о том, что зло часто прикрывается маской добра, и в этом мы убедились на примере со Свиньиным. Поэтому необходимо четко знать, что судить надо о людях по делам, и не бояться делать добрые дела, потому что найдутся люди, которые оценят правильно ваши дела и поступки, да и дело даже не в этом, главное, чтобы совесть наша была чиста и спокойна. Надо помнить, что долг нельзя выполнять слепо, в ущерб интересам людей, человечности.

- А как вы думаете, почему рассказ называется именно «Человек на посту», а не «Солдат на посту» или  «Постников на службе»? Что для вас значит Человек?

- ЧЕЛОВЕК стоял на посту, потому что мы люди отличаемся от живых существ способностью к состраданию, взаимопомощи, чуткостью. Человек – это воплощение любви и милосердия!

-  Какую же роль сыграло происшествие в раскрытии характеров героев? Происшествие, поступок, подвиг определил: Постникова добрым, честным, бескорыстным и выявил эгоизм, лицемерие, жестокость высокопоставленных лиц.

-  Так что же имел ввиду Н.С.Лесков, называя эту историю анекдотом?

- Давайте, возвращаясь к эпиграфу, подведем итог урока.

- Я думаю, сегодня на примере подвига Постникова мы убедились, что надо делать добро и не ждать награды, и не бояться последствий. Я надеюсь, что вы будете сеять добро, посыпать добром, жать добро и оделять добром, не ожидая ни наград, ни похвалы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...

Урок по литературе, проведённый в 11 классе по теме (2 часа): «Серебряный век» как важнейший период в истории русской культуры ХХ века.

1. Познакомить детей с основным содержанием эпохи, именуемойСеребряным веком.2. Показать ведущую роль поэзии в культуре этого периода.3. Познакомить с выдающимися живописцами, с именами известнейшихпо...

Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"

Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...

Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа).

Открытый урок по литературе в 5 классе на тему "Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Лингвистический анализ художественного текста" (2 часа)...

9 класс литература КТП 102 часа

9 класс литература КТП 102 часа к учебнику  В. Коровина...

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 9 класс. 3 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе.9 класс. 3 часа в неделю....