Урок по литературе 8 класс "Челкаш"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Тельнова Инна Сергеевна

рок по литературе 8 класс "Челкаш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chelkash.zip316.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тельнова Инна Сергеевна,

 учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы  п. Пионерский,

ХМАО-Югры, Тюменской области

Конспект урока литературы в 8 классе

« Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»

( Урок - исследование по рассказу М.Горького «Челкаш»)

                       

«Человек! Это звучит великолепно! Это звучит гордо!»

                                                                                                               Человек все может…

                                                                                                               Лишь бы захотел…

                                                                                                                               М.Горький                                                                                                                                                                                                                                                                  

Цели: рассмотреть тему, идею, проблематику рассказа «Челкаш», определить роль образов главных героев в раскрытии и понимании конфликта произведения, выявить гуманистические позиции автора, как в данном произведении, так и в творчестве в целом; развивать познавательные способности учащихся и умения самостоятельно анализировать произведение, делать вывод; формировать у учащихся нравственные качества личности, взглядов, убеждений.

        Ход урока

  -Сегодня мы продолжим  знакомиться с творчеством М.Горького. На прошлом уроке вспомнили основные вехи раннего творчества писателя, дома вы прочли рассказ «Челкаш». Сегодня мы с вами остановимся на конфликте рассказа, подробно рассмотрим образы главных героев и попытаемся определить их роль в раскрытии проблемы, идеи как данного произведения в частности, так и всего творчества М.Горького в целом.

- Прежде чем мы приступим к анализу рассказа, мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили, что, по мнению М.Горького, является важнейшей задачей искусства? (Запечатлеть в красках все, что есть в человеке наилучшего, красивого, честно-благородного. Человек, по Горькому,- это самое дорогое, святое на земле, нет ничего достойного внимания).

И совсем не случайно темой и эпиграфом урока служат слова самого писателя.

-А что, по-вашему, значит «человек», какими качествами, чертами обладает человек, чем мы отличаемся от животных? (Действительно, человеку свойственно: доброта, гуманность, великодушие, отзывчивость)

 -Однако несмотря на то, что Горький считает человека самой важной ценностью на земле, он вводит в литературу такие понятия, как: «босяки», «люди дна», «бывшие люди».                                            

-Кто такие «босяки», «люди дна», «бывшие люди». Можно ли эти слова считать синонимами? (Да , т.к. они обозначают одно и то же, т.е. речь идет о бродягах, не имеющих дома, семьи…)

-Кто является в рассказе босяком? (Челкаш).А он один такой в рассказе? (Нет, таких людей много, это мы видим в начале рассказа, при описании гавани). Почему рассказ так называется? (По имени главного героя)

-Мы хорошо знаем, что в основе сюжета любого произведения лежит конфликт (столкновение, борьба). В чем состоит конфликт данного произведения? На одной узкой дорожке  соучастия в преступлении сталкиваются 2 человека – одного из них приводит случай, другого привычка.

-Как вы думаете только ли в этом различие героев? А в чем еще? (Работа по плану, данному в учебнике)

        

Челкаш        Гаврила

        1.Портретная зарисовка

-длинный, костлявый;        -широкоплечий, коренастый, с добрыми

        доверчивыми глазами;

        2.Отношение к красоте морской стихии

 -«вор любил море»;        -«боязно в нем»;

                                    3.Поведение в минуту опасности

-«глаза горели»;        -«страшно, жутко»;

        4.Понимание свободы

- «никому ничем не обязан»;                       - «делай что хошь, только Бога  помни»

Мы обратили внимание на то, что Челкаш и Гаврила противоположны друг другу. Но, может быть, между ними есть что-нибудь общее? ( Оба выходцы из деревни, и тот,  и другой явились в город на заработки; у обоих есть мечта, и оба оказываются перед испытанием – искушение деньгами)

-Одинаково ли выдерживают это испытание Гаврила и Челкаш? Одинаковое ли у них отношение к богатству, к деньгам? Давайте выясним, для чего нужны деньги нашим героям

        Гаврила        Челкаш

Ему деньги нужны для того, чтобы                        Деньги ему нужны для того, чтобы пить,

стать свободным, построить дом, за-              веселиться, угощать других, забыть о том,

вести хозяйство, жениться не на той,             что он отверженный, босяк.

которую ему предлагают, а на той,                      

какая ему нравится.

Он хочет стать хозяином.

Его мечта – деньги                                         Мечта – море, независимость

-А сейчас я предлагаю вам прослушать отрывок музыкального произведения. Попрошу вас закрыть глаза, в это время я буду читать отрывок , а вы попробуйте представить себе какой – нибудь эпизод с одним из героев произведения. (Чтение отрывка стр.38)

-Кто вам представился? А почему именно Челкаш?

-Именно здесь мы делаем для себя открытие: оказывается, у такого хищника, жестокого человека, который стремится управлять людьми, где-то глубоко в душе таятся прекрасные человеческие чувства.

-Как ведут себя Челкаш и Гаврила, когда получают деньги? Меняется ли Гаврила? Как меняется, докажите. (визжит, трясется, плачет, смеется)

-Какие качества начинают проявляться в героях?

        Гаврила        Челкаш

-недоверие                                                     -снисходительность

-зависть                                                          -презрение        

-покорная готовность уступить                   -уверенность в себе

-страх                                                              - смелость

-подобострастие

-Почему религиозный парень, стремящийся жить по законам Божьим, превращается в жалкое существо, он становится похожим на животного? (Он попал под власть денег)

-Представьте себе, что у вас появилась возможность встретиться:

1группа – с Гаврилой перед отправкой в море;

2группа – с Челкашом (перед тем, как он решился взять Гаврилу на дело);

3группа – с Гаврилой   после возвращения с дела, т.е. перед тем, как разыгралась драма                                               берегу моря.

-Что бы вы сказали герою, представьте его реакцию, попробуйте разыграть сцену в лицах.

-Возможно, конечно, что Гаврила и Челкаш  прислушались бы к вашим советам, но тем не менее Гаврила решился на преступление, потому что сам Горький сказал: «Волнения той ночи выглодали, наконец, у него все человеческое»

-Что же человеческое в нем исчезло?( Он решил убить человека, спасшего его от голодной смерти, который напоил, накормил его, дал возможность заработать денег).

-А почему он решил его убить? (Потому что он (Челкаш)  «никому ненужный, он оказался ненужным элементом на земле»)

-Но если задуматься, то на самом деле Гавриле деньги нужнее.

-Попрошу вас поднять красные карточки, если вы оправдываете Гаврилу, зеленые – не оправдываете.

-Действительно, мы не можем оправдать Гаврилу, т.к. он, возможно, преследовал хорошую цель, но нельзя идти по трупам для достижения свой, даже самой гуманной цели!

-Итак мы выяснили, что Гаврила лишился остатков того человеческого, что было в его душе. Т.о. мы можем назвать его «бывшим человеком»!

-Т.е. получается, что «бывшие люди» - это не только нищие люди, и среди «людей дна» есть благородные, достойные уважения люди, каким оказался в определенный момент Челкаш ; вор, босяк, контрабандист, пьяница Челкаш оказался морально выше и благороднее этого крестьянского парня, мечтающего разбогатеть.  

-Как вы думаете, каков дальнейший жизненный  путь главных героев?

-Как вы думаете, почему Челкаш отдает деньги Гавриле? ( Не столько из-за жалости сколько из-за гордости, т.к. он отдает деньги и чувствует героем)

-А можем ли мы считать Челкаша героем, достойным уважения человеком, настоящим человеком? ( Нет, известно, что зло порождает зло. И у Гаврилы и у Челкаша пути тупиковые, потому что и тот и другой, по сути дела, преследуют антигуманные цели).

-Хочу еще раз обратить ваше внимание на тему нашего урока и эпиграф. Как вы думаете, что хотел М.Горький этим сказать? ( Что мы должны гордиться тем, что мы  люди, несмотря на обстоятельства, мы должны всегда оставаться людьми, т.е. не терять доброту, отзывчивость, гуманность).Мы должны понять самое главное, что все в наших руках, и на примере рассказа « Челкаш» в этом убедились, потому что преступниками не рождаются, ими становятся, и чаще всего добровольно.

-Вот мы и рассмотрели с вами маленькую драму, разыгравшуюся на берегу моря; а началась с того, что на жизненной дороге столкнулись 2 человека, стремящихся к свободе, но которые  совсем забыли, что человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком, умным, простым, честным!

Использованная литература

  1. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
  2. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. – М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999.
  3. Литература: Справ. шк. / Науч. разработка и сост. Н.Г. Быковой; Науч. ред. В.Я. Линков. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ – С», ТКО «АСТ», Центр гуманитр. наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1995. – С.416.
  4. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Ранние романтические произведения М. Горького // Русская словесность. – 1999. – №3. – С.50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)

Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической  речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литература Класс: 10 Используемый учебно-методический комплекс: ЛИТЕРАТУРА 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Баз

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе на тему «Отцы и дети» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Предмет: литератураКласс: 10Используемый учебно-методиче...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...