Адаптированная рабочая программа по литературе для 9 класса (Зинин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
рабочая программа по литературе (9 класс)

Алексеева Нина Ивановна

Адаптированная рабочая программа по литературе для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_literatura_9_-_7_vid.docx60.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дубровская основная общеобразовательная школа»»

«Рассмотрено»

 Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/____________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Дубровская ООШ»

____________ Н.И. Алексеева

Приказ от ______ от «___» _______ 20__г

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ________________литературе___________________

учебный предмет

для обучающихся с ОВЗ (7.1)

______________2019– 2020 уч. год______________

учебный год

Учитель                    Алексеева Нина Ивановна, первая квалификационная категория

Класс                          9

Всего часов в год         102

Всего часов в неделю 3

с. Дубровка 2019

Пояснительная записка

        Адаптированная  рабочая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897.

        Адаптированная рабочая программа разработана на основе Примерной программы по литературе. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения), Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев), авторской программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин,– 2-е изд. М., «Русское слово» - РС», 2013).

        Рабочая программа ориентирована на учебник Зинина С.А. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 и 2 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.

Целью изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для  формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.

На основании требований ФГОС в содержании тематического планирования предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Также системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- анализ и интерпретацию произведения;

- составление планов по произведениям;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные :

Ученик научится:

  • осознавать эстетическую ценность русской литературы.
  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
  • определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
  • развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира через творческую деятельность эстетического характера.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.

- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- Адекватной оценке трудностей.

- Адекватной оценке своих возможностей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

- Работать в группе.

- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.

- Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предметные результаты изучения литературы в 9 классе как учебного предмета

Выпускник научится:

(Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России)

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
  • интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
  • выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат)

Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, учебно-исследовательский, наблюдение, элементы проектного метода обучения.

Формы организации образовательного процесса

  • уроки-практические работы;
  • уроки-«Погружения»;
  • уроки-деловые игры;
  • уроки-соревнования;
  • уроки-консультации;
  • компьютерные уроки
  • уроки с групповыми формами работы;
  • уроки взаимообучения учащихся;
  • уроки- мастерские;

  • уроки, которые ведут учащиеся;
  • уроки-зачеты;
  • уроки-конкурсы;
  • уроки-диспуты;
  • уроки-игры;
  • уроки-диалоги;
  • уроки-конференции;
  • уроки-семинары;
  • уроки-экскурсии;
  • уроки-путешествия.

Технологии обучения: информационно-коммуникативные (ИКТ), здоровьесьерегающие технологии; системно - деятельностный подход, технология групповой работы, обучение в сотрудничестве, технология проблемного и проектного обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления.

Виды деятельности: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики, викторины, выразительное комментированное чтение, словарно-лексическая работа, составление рассказа на основе вопросов учебника, различные виды пересказов (художественный, сжатый, выборочный, краткий, пересказ от другого лица), словесное рисование, составление плана, чтение по ролям, размышление о названии произведений, работа с ключевыми словами и словосочетаниями: нравственная позиция автора, проведение конкурса рисунков, творческих конкурсов, олимпиад, интеллектуальных турниров, литературных гостиных, сочинение собственных произведений, аналитическая беседа, анализ эпизодов, устное и письменное сочинение-рассуждение, учебно-исследовательская работа с текстом, анализ стихотворений, составление словаря для характеристики предметов и явлений, наблюдение над особенностями речи персонажей, сообщения-монологи, доклады, беседа по вопросам, составление и заполнение таблиц, построение опорных схем, письменный ответ на вопросы, различные виды чтения, инсценировка, работа с иллюстрациями, рассказ по плану, дискуссия, отзыв об эпизоде, письменная и устная характеристика героя, разработка и защита коллективных литературных проектов, осознанное, творческое чтение художественных произведений, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть; развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, лирического стихотворения сравнительная характеристика по заданным критериям, комментированное чтение, составление простого или сложного плана по произведению, сочинение синквейнов;
  • итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, лирического стихотворения, тест с выбором ответа и с кратким ответом на знание текста художественного произведения, знание теоретико-литературных понятий, творческий зачёт, защита проектов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№

Название темы

Общее

 количество

 часов

Введение. Ведущие темы и мотивы русской литературы

1

Из древнерусской литературы

6 (5+1)

Из литературы  XVIII  века

16 (15+1)

Литература первой половины XIX века

7 (6+1)

Творчество А.С. Грибоедова

11 (9+2)

Творчество А.С. Пушкина

20 (18+2)

Творчество М.Ю. Лермонтова

16 (14+2)

Творчество Н.В. Гоголя

10 (8+2)

Литература второй половины XIX века

6

Из литературы ХХ века

6

Новейшая русская проза

1

Заключительные уроки

2

Резервные уроки

3

VII.   Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

Тема

Дата

1

Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

Из древнерусской литературы (5+1)

2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

3

«Печальная повесть о походе Игореве».

4

Патриотический пафос и художественное  совершенство «Слова…». Человек и природа в художественном мире поэмы. 

5

Образ автора в «Слове…».

6

Ярославна – пленительный женский образ  в «Слове…». Подготовка к сочинению.

7

Р/Р Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве».

Из русской литературы XVIII века (9+1)

8

Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм.  

9

М. В. Ломоносов – реформатор русского языка. «Ода на день восшествия…», «Разговор с Анакреоном».

10

Г.Р. Державин – поэт-философ. Анализ стихотворения «Властителям и судиям».

11

Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения.

12

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Герои и идейное содержание комедии.

13

Анализ эпизода «Экзамен Митрофанушки».

14

А.Н. Радищев. Основные вехи биографии. Книга «Путешествие из Петербурга в Москву».

15

Основная проблематика книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

16

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

17

Р/Р Сочинение по произведениям литературы XVIII века.

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века (5 ч.)

18

Становление  и развитие романтизма в первой четверти XIX века.

19

К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности». «Мой гений», «К Дашкову», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».

20

В. А. Жуковский. Своеобразие  романтической лирики. «Невыразимое»(отрывок), «Жизнь», «Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа».

21

Е.А. Баратынский. «Когда исчезнет омраченье…».

К.Ф. Рылеев. «А.А. Бестужеву». Жанр исторической песни в творчестве поэта.

22

«Гражданский романтизм» в русской литературе первой четверти XIX века.

Русская литература первой половины XIX века (48+9)

23

А.С. Грибоедов. Основные вехи биографии писателя.

24

Творческая история  комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

25

Сюжет, композиция, система образов.

26

«Век нынешний и век минувший».

27

Любовная интрига в комедии.

28

Фамусовское общество.

29

Смысл заглавия и проблема ума в комедии.

30

Чацкий и Молчалин.

31

И.А. Гончаров «Мильон терзаний».  

32-33

Р/Р Сочинение по пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ работ.

34

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.

35

Тема дружбы в лирике поэта.

36

Свободолюбивая лирика Пушкина.

37

Тема природы  в лирике поэта.

38

Любовная лирика Пушкина. Анализ лирического стихотворения.

39

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

40

Романтические поэмы Пушкина.

41

«Борис Годунов» -  первая реалистическая трагедия.

42

Нравственно-философское значение «Маленьких трагедий»  Пушкина.

43

Урок вн. чтения. А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».

44

«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей.

45

 «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.

46

Автор и его герой в образной системе романа.

47

Тема онегинской хандры и ее преломленье в «собранье пестрых глав».

48

Онегин и Ленский.

49

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

50

Картины жизни русского дворянства в романе.

51

Сон и именины Татьяны.

52

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

53

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».

54

Пушкинский роман в зеркале критики. В.Г. Белинский.

55-56

Р/Р Сочинение по творчеству Пушкина. Анализ работ.

57

М. Ю. Лермонтов.  Жизнь и творчество.

58

Мотивы вольности и одиночества в творчестве поэта. «Нет, я не Байрон», «Молитва».

59

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «И скучно и грустно…».

60

Адресаты любовной лирики  Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нищий».

61

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Родина».

62

Р/Р. Анализ лирического стихотворения.  

63

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

64

Печорин как «портрет поколения». «Журнал Печорина» как средство  самораскрытия  характера героя.

65

Дружба и любовь   в жизни Печорина.

66

Роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

67-68

Р/Р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. Анализ работ.

69

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

70

Губернский город и его обитатели.

71

Русь «с одного боку». Образы помещиков: Манилов, Коробочка.

72

Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме: Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин.

73

«Повесть о капитане Копейкине».

74

Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме.

75

Фигура автора и роль лирических отступ-лений.

76

Поэма в оценке В.Г. Белинского.

77

Урок вн. чтения. Н.В. Гоголь. Петербургские повести.  

78-79

Р/Р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ работ.

Русская литература второй половины XIX века (8 ч.)

80

Литература  второй половины XIX века (обзор).

81

Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева).

82

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи».

83

Л.Н. Толстой. Автобиографическая   повесть «Юность».

84

Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

85

Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого).

86

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

87

Творчество А.П. Чехова в контексте рубежа веков.

Из русской литературы XX века (13 ч.)

88

И.А. Бунин – поэт и прозаик.

89

Своеобразие ранней прозы   М. Горького.

90

Многообразие поэтических голосов Серебряного  века.

А.А. Блок – поэт общенационального значения.

Поэма «Двенадцать».

91

С.А. Есенин – великий народный поэт.

92

В.В. Маяковский – поэт-государственник.

93

А.А. Ахматова. Отражение в лирике глубины человеческих переживаний.

94

Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой.

95

Основные темы и мотивы лирики  Б. Пастернака.

96

М. Булгаков – художник мирового значения.

«Собачье сердце».

97

Рассказы М.А. Шолохова.

98

Романы М.А. Шолохова.

99

Литературный процесс 50-80-х годов.

А.И. Солженицын.

 «Матренин двор».

100-101

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов.

102

Подведение итогов. Обзор чтения на лето.

Приложение 1. Коррекционная работа

В 6 классе обучаются четверо детей, для которых согласно заключениям ПМПК  рекомендовано обучение по программе 7 вида (7.1.: для детей с задержкой психического развития). Учитывая  индивидуальные особенности данных обучающихся, изучение тем даётся на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной  образовательной  школы. Дети с программой обучения 7.1. обучаются по общему учебному плану с детьми без ОВЗ, их особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Изучение литературы ведётся с использованием учебника «Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. Это учебное пособие выбрано с учётом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений небольшого объёма. Вопросы, предлагаемые после изученного раздела, сформулированы чётко и доступно для понимания учащимися с ЗПР.

Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;

- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;

- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;

- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;

- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;

- трудности в воспроизведении усвоенного материала;

- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;

- отставание в развитии словесно-логического мышления;

С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных  задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);

- восполнение пробелов предшествующего обучения.

Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приёмов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учётом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:

- чёткое планирование коррекционных задач урока;

- медленный темп урока с последующим его наращиванием;

- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;

- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;

- снижение объема и скорости выполнения заданий;

- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;

- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;

- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;

- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;

- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;

- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;

- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;

- преимущественная опора на зрительный анализатор;

- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;

- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;

- требование         отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;

- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;

- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчёта обучающегося по итогам выполнения задания;

- использование достаточного количества разнообразных упражнений для  усвоения и закрепления учебного материала;

- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.

Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;

- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературе (6 класс)

Настоящая программа по литературе для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственного ...

Рабочая программа по литературе 10 класс (Зинин, Чалмаев)

Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования на основе авторской программы по литературе, авторы-с...

Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ

    Данная  Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся....

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс

Адаптированная рабочая программа по литературе составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ (инклюзивное обучение) УМК Т.Ф. Курдюмовой...

Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс

Адаптированная программа по литературе 8 класс....

Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс

Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (8 класс). Проектирование АООП основано на необходимости исполнения закона "Об образовании" Р...