Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс
учебно-методический материал (8 класс)

Цыренова Татьяна Леонидовна

Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (8 класс). Проектирование АООП основано на необходимости исполнения закона "Об образовании" Российской Федерации с целью обеспечения обучения детей с различными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_po_literature_zpr_8_klass.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с
задержкой психического развития

8 класс

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 21 декабря 2012;

 На основе Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования
России от 05.03.2004 г. № 1089.

С учётом Примерной программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы. – М. «Просвещение» 2019.

(Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2016)

В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет
«Литература» тесно связан с предметом «русский язык». Русская литература
является одним из основных источников обогащения речи обучающихся,
формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение
языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он
представляет собой единство словесного искусства и основ науки
(литературоведения), которая изучает это искусство.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и
мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства
художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и
создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по
поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными
учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее,
осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать
необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и
др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к
искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных
произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и
историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных
в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской
литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная
направленность: в 5-7 классах это освоение различных жанров фольклора,
сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с
отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных
фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с
литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной
литературы, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и
сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни,
роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – внимание к книге.
Актуальность планирования уроков литературы для работы с детьми
ЗПР.

Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V-IX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень
психофизического развития которых соответствует или близок возрастной
норме.

Данное календарно-тематическое планирование по литературе является
одним из вариантов авторских рабочих программ в классах с интегрированным обучением учащихся с особыми образовательными потребностями, которое осуществляется в условиях массового общеобразовательного учреждения. Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ЗПР, аттестуются в порядке, установленном для учащихся общеобразовательных школ.

При успешном прохождении итоговой аттестации они получают документ государственного образца. Поэтому серьёзное внимание в предлагаемом планировании уделяется передаче и выработке таких знаний и умений, которые будут необходимы при контрольных работах в выпускном классе или при сдаче экзамена за курс основной школы в 9 классе (в случае, если ученик выберет экзамен по литературе).

Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный
большим количеством произведений и теоретическими разделами,
представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность
внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно
влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков
литературы – работа с текстом художественного произведения, постижение
авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие
дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми
навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим
возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными
условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН
учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:

 овладение детьми практическими умениями и навыками;

 уменьшение объема теоретических сведений;

 включение отдельных тем или целых разделов в материалы для
обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.

Задачами обучения являются:

 развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;

 совершенствование навыка чтения;

 привитие первоначального умения анализировать произведения с
целью углубления их эстетического восприятия.

Данное планирование имеет практическую направленность, так как
предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по
литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
Основные направления содержания деятельности.

В 8 классе предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений
устного народного творчества, русской и советской литературы, а также
произведений зарубежных писателей. Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим
восприятием прочитанного.

В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным
литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция. Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного
программного материала, овладения детьми определенными учебными
знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание
занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших
ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми
коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на
развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на
исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными
педагогическими и психологическими приемами.

Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной сфер и пр.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа,
которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие
мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие
артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –
развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие
памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных
представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие
пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о
времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного
мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения
сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие
понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям,
алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности; воспитание
самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения
анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к
критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической
речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических
средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Требования к организации обучения школьников с ЗПР:

 ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество
писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их
характеристика и некоторые другие основные характеристики),

 темп урока должен соответствовать возможностям ученика;

 чётко обобщать каждый этап урока;

 новый учебный материал объяснять по частям;

 вопросы формулировать четко и ясно;

 домашние задания должны преобладать практические, так как
учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в
практической деятельности;

 на каждом уроке обязательна словарная работа;

 переключать с одного вида деятельности на другой;

 разнообразить виды занятий;

 использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.

Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока
соответствовала психофизическим возможностям ребенка.

Контроль знаний восьмиклассников будет осуществляться через
проверочные работы, уроки по развитию речи (сочинения, защита проектов,
анализ стихотворений), ответы на уроках, выполнение индивидуальных
заданий, создание презентаций к урокам, рассказ по плану, письменный
развёрнутый ответ на вопрос, рецензия, создание проекта, читательская
конференция.

2. Место предмета в учебном плане. В учебном плане МАОУ ООШ №32 на 2019-2020 учебный год на изучение курса литературы в 8 классе выделено 70 часов, что соответствует авторской программе под редакцией В.Я. Коровиной.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Обучающиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное
творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты,
гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность
литературного произведения (начальные представления).

Обучающиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении
(ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их
сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к
конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать
причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных
средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших
жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление,
предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи,
диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка,
басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и
подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания,
портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на
материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.

3. Содержание учебного предмета «Литература» 8 класс (70 часов)


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице
метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение
жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
Предание (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования.
Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный
подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести
и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII в. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное
рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на
вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная
оценка.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)

Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие
фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство
создания комической ситуации. Проект. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
К.Р. Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование
выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (36 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).

Кондратий Федорович Рылеев (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный
герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских
земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление). Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч). Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю. Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные
представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные
представления). К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.

P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное
рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики
героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального
содержания.

Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы.

Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Николай Васильевич Гоголь (7 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в
художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).

Хлестаковщина как общественное явление. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор
(развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской
позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие
представлений).

К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению Н.В. Гоголя «Ревизор».

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Иван Сергеевич Тургенев (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в
рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного
чтения. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы
градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).
Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие
понятия).

Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и
средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.

Николай Семенович Лесков (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных.
Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в
рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная
деталь (развитие представлений). Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.

Лев Николаевич Толстой (3 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие
представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в
композиции произведений.

P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в
коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная
характеристика героев и средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч).
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И.
Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле
зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и
выражение авторского настроения, миросозерцания.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как
жанр (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное
рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного
высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.

Антон Павлович Чехов (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного
чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ч)

Иван Алексеевич Бунин (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие
представлений).

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное
рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов.
Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с
использованием цитирования.

Александр Иванович Куприн (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула. P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.

Александр Александрович Блок (1 ч). Краткий рассказ о жизни и
творчестве поэта. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.

P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение.
Рецензирование выразительного чтения.

Сергей Александрович Есенин (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

К. Р. Контрольная работа No 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.
Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и
письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической
поэмы.

Иван Сергеевич Шмелев (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и
письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и
письменная характеристика героев.

Писатели улыбаются (4 ч).

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко, «Всеобщая
история, обработанная «Сатириконом». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.

Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие
представлений).

P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие
представлений).

Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального
содержания. Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие
представлений).

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и
реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Проект.

Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов.
Участие в коллективном диалоге.

Александр Трифонович Твардовский (2 ч). Краткий рассказ о жизни и
творчестве писателя. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы.

Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).

К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-945 гг. (обзор) (2
ч).

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.
Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша»,
«Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь
птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др.
Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их
призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне
сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.

Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие
представления).

Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и
письменный ответ на проблемный вопрос.

Виктор Петрович Астафьев (3 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве
писателя. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер
рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного
детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной
войне.

Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов.
Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч).

И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М.
Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка
(развитие представлений).

Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч)

Уильям Шекспир (2 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и
Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в
творчестве У. Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического
произведения. Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства.
Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая
сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения
отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный
ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном
диалоге.

Жан Батист Мольер (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. -
эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).
Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование
выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по
плану.

Вальтер Скотт (1 ч). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные
герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и
чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки,
семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения.
Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Участие в коллективном диалоге.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (1 ч)

К.Р. Итоговое собеседование по итогам изучения курса

4. Учебно-тематический план

Тема

Кол-во
часов

Развитие
речи

Контрольные
работы

Внеклассное
чтение

Введение

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

2

Из русской литературы 18 века

3

1

Из русской литературы 19 века

36

3

3

4

Из русской литературы 20 века

24

3

2

2

Из зарубежной литературы

4

2

Промежуточная аттестация

1

1

Итого

70

7

6

8

5. Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

 авторов и содержание изученных произведений;

 основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное
творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные
эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления);
роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные
представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке;
баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная
и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие
сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в
литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный
герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род
литературы (начальные представления); пьеса-сказка;
автобиографичность литературного произведения (начальные
представления).

Обучающиеся должны уметь:

 воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять
внутренние связи его элементов;

 отличать стихотворение от прозы, используя сведения о
стихосложении (ритм, рифма, строфа);

 видеть связь между различными видами искусства и использовать их
сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к
конкретному произведению;

 выявлять основную нравственную проблематику произведения;

 определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

 прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

 воспринимать многозначность слов в художественном тексте,
определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-
выразительных средствах языка проявление авторского отношения к
изображаемому;

 различать особенности построения и языка произведений простейших
жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

 пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

 ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление,
предисловие, послесловие);

 выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи,
диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка,
загадка, басня, рассказ);

 подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и
подробный пересказы;

 словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж,
портрет);

 аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять
мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки,
переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

 написать творческое сочинение типа описания и повествования на
материале жизненных и литературных впечатлений;

 сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки,
загадки, басни;

 создавать сочинения-миниатюры по картине.

6. Список литературы

1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе.
8класс. - М.: ВАКО, 2015.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика
дифференцированного подхода к обучающимся: Книга для учителя
литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2014.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2016.

4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 8кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 8кл.» / О.А. Еременко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2016.

5. Егораева Н.Е. Поурочные разработки по литературе». Универсальное издание. М. «Вако». 2015 г.

6. Коровина В.Я. Литература 8 класс. Методические советы. М. Просвещение. 2010.

7. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 8 класс. - М.:
Просвещение, 2012.

8. Нетрадиционные формы уроков по литературе. Пособие для учителей.
Новокузнецк, 2014.

9. Охраменко Н.В. Федина О.В. Итоговые работы по литературе. 5-8 класс. М. Аквариум. 2017.

10. Соснина Н.А. Беседа на уроках литературы в 5- 8 классах. Пособие для учителей. М. Просвещение 2012.

11 Полухина В.П. « Читаем, думаем, спорим 8 класс» Дидактический
материал по литературе. М. Просвещение. – 2015 год.

12. Снежневская М.А. Литература: Методические советы: 8класс. - М.:
Просвещение, 2010.

13. Турьянская Б.И. Литература 8 класс» М. Русское слово. 2011.

14. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 2011.

15. Хренова О.М. Над раскрытой книгой. Мнемозина». 2011 г.

1.Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

2.Раздаточный материал по темам курса

3.Репродукции картин художников

Интернет-ресурсы:
Художественная литература:

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература»

(Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

http://lit.1september.ru – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт
для учителей «Я иду на урок»

1.http://festival.1september.ru/subjects/9/ – Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок». Преподавание литературы и русского языка

2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):

3.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-
0800200c9a66/15577/? – Русский язык

4.www.uchportal.ru – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по
русскому языку и литературе

5.www.Ucheba.com – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»
(www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
6.www.pedved.ucoz.ru – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь
учителю-словеснику, студенту-филологу

6.www.proshkolu.ru/club/lit – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

7.http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале «Слово»
(Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

8.www.uroki.net/docrus.htm – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков,
презентации

http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970 – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературе (6 класс)

Настоящая программа по литературе для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственного ...

Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ

    Данная  Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся....

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс

Адаптированная рабочая программа по литературе составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ (инклюзивное обучение) УМК Т.Ф. Курдюмовой...

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса реализуется, исходя из особенностей психического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Программа разработана для учащихся 6 класс...

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс для детей с диагнозом ОВЗ

Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс для детей с диагнозом ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс

Адаптированная программа по литературе 8 класс....