Образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок носит обобщающий характер и построен на основе использования диалогово-коммуникативной и личностно-ориентированной технологий, технологии исследовательско-поисковой направленности.
Тема данного урока занимает одно из важнейших мест в курсе обучения литературе и помогает разобраться в философском вопросе добра и зла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pugachev.odt | 25.99 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pdf | 523.12 КБ |
Предварительный просмотр:
-
Образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Цели:
Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в романе;
выявить основные черты образа Пугачёва
Развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.
Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".
Воспитывать интерес к истории и культуре России.
Ход урока
Слайд 1
I. Оргмомент.
II. Мотивация и целеполагание.
(Слайд 1)
Взгляните на русского крестьянина,есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?О его смелости и смышлености и говорить нечего....Проворство и ловкость удивительны.
А.С.Пушкин.
… - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. В.Б. Броневский
-Перед вами высказывания А. С. Пушкина и польского историка В. Броневского. О ком идет речь?
- Как бы вы сформулировали тему урока: "(слайд 2) Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
(Запись в тетрадях темы урока.)
- Попробуйте сформулировать цели урока.
(слайд 3)
Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв – народный защитник или злодей?
- Работа над темой).
- Слово учителя: Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. В 1762 году произошел еще один переворот: был свергнут с престола, а затем тайно убит император Петр3. На трон взошла его жена-Екатерина2.
- (слайд 4)
Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением.
Недовольство народа – главная причина восстания.
Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков.
Казакам тоже не нравилось, что ущемляют их свободу, ограничивают их права. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности.
К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. В те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.
Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовейской. Казак; грамоте обучен не был.
В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. «За отличную проворность» он взят полковником в ординарцы.
1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин).
1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи.
Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам.
( Слайд 5 Карта)
-Покажите на карте,где расположена река Яик?
-Какие климатические условия характерны для данного региона?
Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.
скрывается в Яицких степях, в этом же году Пугачев на казачьем Кругу объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с «мужицким царем».
Яицкие казаки были первыми, кто присоединился к Пугачеву, дальше его войско росло очень стремительно. За две недели оно выросло с 80 человек до 2,5 тысяч. Захватив несколько мелких городов, восставшие направились к Оренбургу.
Анализ глав романа с комментированным чтением.(звучит вальс Свиридова «Метель».
-Когда мы впервые встречаемся с Емельяном Пугачевым на стр. романа?
( в главе «Вожатый» стр 160-161).
"Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское ".
-Какую разновидность описания использует автор?(портрет)
-Дайте определение этому понятию.
Подобное описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринёва напряжённо вглядываться в лицо незнакомца, но он остаётся неразгаданным как для него, так и для читателя.
-Какие детали использует Пушкин в данном эпизоде?
( весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику – брат)
-Каково отношение Савельича к вожатому? (зачитайте)
( Савельич тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке стр 165 .)
А как Гринев относится к герою?( в противовес ему - позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Гринёв же, мы считаем, - с точки зрения христианской морали, милосердия и благодарности.
-Какое качество бродяги отмечает Петруша?(хладнокровие)
Словарная работа.
-Дайте определение понятию хладнокровие?
(Слайд 5)
Хладнокровие-ясное спокойствие и выдержка в поведении ,во взглядах.
Пересказ эпизода.
-Как реагирует бродяга на барский подарок?( стр.164 последний абзац)
«Бродяга был чрезвычайно доволен....»Спасибо ,Ваше благородие. Награди вас Господь за вашу добродетель.»
-Почему Гринев так отнесся к вожатому?(Гринев ответил добром на добро. «Ведь и он человек».
-Какое качество Петра прявляется в данном эпизоде?(милосердие)
(М Горький в пьесе «На дне» также пропагандирует идею милосердия: «Человек _это великолепно, Это звучит гордо!»
Работа над обогащением словарного запаса
-Подберите синонимы к слову милосердие?(доброта, отзывчивость, гуманизм)
Работа над главой «Пугачевщина»( слайд 6 просмотр эпизода)
Само название главы «Пугачевщина» несет на себе большую смысловую нагрузку.
Значит, пугачевщина—страшное стихийное явление, а Пугачев—злодей?
-Как характеризует данный фрагмент Пугачева?
( Пугачев—самозванец, так как выдает себя за Петра 3. Он предстает злодеем, который собрал шайку, разорил крепости, произведя везде грабежи и «смертные убийства».
Анализ главы « Приступ»
Каким показан Е.Пугачев? (зачитайте стр.184)
Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: "Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость".
Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями.
Обратимся к главе «Незваный гость»
Название главы « Незваный гость» Указывает нам на Гринёва, который на пирушке Пугачёва действительно был незваным гостем.
-Как чувствует себя Гринев ?
Чтение по ролям.
-Зачитайте диалог Пугачева и Гринева. Обратите внимание на речь героев. Что выдает в самозванце его народное происхождение?
. В разговоре с Гринёвым Пугачёв пытается доказать, что он царь Пётр 3. Но речь Пугачёва выдаёт его народное происхождение. В ней много пословиц и поговорок: «Кто не поп, тот батька», «Казнить так казнить, миловать так миловать».
Кроме этого мы слышим народную песню « Не шуми, мати зелёная дубровушка» в исполнении Пугачёва.
( Слайд 7)
(Прослушивание песни «« Не шуми, мати зелёная дубровушка»
-Почему Пугачев отпускает Гринева?
(Из разговора Гринёва с Пугачёвым мы понимаем, что Гринёв не боится Пугачёва. Он отказывается ему служить, не верит в то, что он царь.
Речь Гринева поразила Пугачёва своей искренностью. Он поступает как благородный человек и отпускает Гринёва.)
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
-Ребята, возвращаясь к целям нашего урока, как бы вы ответили на вопрос: Пугачев – народный защитник или злодей?
(Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Пугачев у Пушкина многолик и противоречив. Сложность характера Пугачева явилась символом сложности времени, раздираемого социальными противоречиями. В романе «Капитанская дочка» ярко проявился реализм Пушкина, который учит нас воспринимать человека во всем многообразии социальных и личных отношений.
Пушкин в своем Пугачеве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния – и чистого сердца. Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника. (М.Цветаева))
V.Домашнее задание и выставление оценок: Составить психологический портрет Пугачева..
Самоанализ урока.
Урок проводился в 8 «А» классе по теме: Образ Емельяна Пугачева в романе
А .С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок носил обобщающий характер и был построен на основе использования диалогово-коммуникативной и личностно-ориентированной технологий,
технологии исследовательско-поисковой направленности. .
Тема данного урока занимает одно из важнейщих мест в курсе обучения литературе и несет коммуникативную направленность, которая помогает разобраться в философском вопросе о добре и зле.
Мною были поставлены следующие цели:
- Обучающий аспект: формированиие коммуникативной культуры школьников, развитие речевого умения.
- Познавательный/социокультурный аспект: систематизация знаний, полученных на предыдущих урока.
- Воспитывающий аспект: воспитание гуманного человека , способного сострадать, сочувствовать, сопереживать другому.
- Развивающий аспект: развитие творческого потенциала и активности учащихся, поддержание их интереса к произведениям исторической тематики.
- Здоровье сберегающий аспект: создание атмосферы психологического комфорта на уроке.
Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:
- Развитие умений поиска, систематизации, обработки информационного материала, способности логически излагать результаты работы.
- Повысить мотивацию учащихся к изучению литературы, оптимизируя процесс обучения с помощью использования технологии проблемного обучения.
- Сформировать у учащихся ууд как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве.
Оформление доски, дата, тема урока , проблемный вопрос.
Оснащение урока- презентация.
Данный урок соответствовал современным требованиям ФГОС в компетентном, системно-деятельном подходе. Все виды работы направлены на формирование ууд учащихся .
В ходе урока были использованы разные виды работ, которые используются в диалогово-коммуникативной и ситуитивной технологиях (выборочное чтение, постановка проблемного вопроса ,на который нельзя ответить однозначно, пересказ и т.д) . Материал урока был доступен, соответствовал возрастным особенностям учеников, уровню их подготовки и развитию. Интерес учащихся поддерживался на протяжении всего урока различными видами деятельности. В ходе урока осуществлялись метапредметные и межпредметные связи с историей ,географией, музыкой. Велась работа по развитию устной и письменной речи учащихся. Обогащение словарного запаса через работу по лексике.
Тема урока была представлена через проблемный вопрос,в основе которого противоречия. Здесь я использовала метод метод тонких и толстых вопросов, где учащиеся высказывали свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Во время проведения урока были задействованы все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорение , письмо, слушание.
Были реализованы основные содержательные линии:
1.Осмысление текста худ.произведения(тема-идея, проблема, авторская позиция-связь с жизнью.
2Теория литературы понятие пейзажа, его роль
3.Развитие речи. Словарная работа.(милосердие,гуманизм,хладнокровие)
4.Изучение историко-литературного процесса.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Емельяна Пугачева по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
На изучение всего произведения в программе отводится 10 уроков. Образ Пугачёва изучается на двух уроках.На первом уроке идет обсуждение акцентного вычитывания текста и составляется характеристика геро...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Презентация демонстрируется в течение всего урока,слайды иллюстрируют работу по этапам урока. Надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам. Хотелось бы услышать Ваши отзывы....
Противоречивый образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерн...
Сценарий веб-квеста "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Образвательный веб-квест по литературе для 8 класса продолжительностью 2 урока по 40 минут направлен на подготовку учащихся к сочинению-рассуждению на тему: "Емельян Пугачев: историческ...
Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
В данной работе рассматривается один из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...