Образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Иванкова Галина Николаевна

Урок носит обобщающий характер и построен на основе использования диалогово-коммуникативной и личностно-ориентированной технологий, технологии исследовательско-поисковой направленности.

 

Тема данного урока занимает одно из важнейших мест в курсе обучения литературе и помогает разобраться в философском вопросе добра и зла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pugachev.odt25.99 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_uroku.pdf523.12 КБ

Предварительный просмотр:

 -

Образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цели:

Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в романе;

выявить основные черты образа Пугачёва

Развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

 Воспитывать интерес к истории и культуре России.

Ход урока

Слайд 1

I. Оргмомент.

II. Мотивация и целеполагание.

(Слайд 1)

Взгляните на русского крестьянина,есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?О его смелости и смышлености  и говорить нечего....Проворство и ловкость удивительны.

                                                                                     А.С.Пушкин.

… - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. В.Б. Броневский

-Перед вами высказывания А. С. Пушкина и польского историка  В. Броневского. О ком идет речь?  

  • Как бы вы сформулировали  тему урока: "(слайд 2) Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

        (Запись в тетрадях темы урока.)

- Попробуйте сформулировать цели урока.

                                                                                      (слайд 3)

 Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачёва, постараться ответить на вопрос:              Пугачёв – народный защитник или злодей?

  1. Работа над темой).
  2. Слово учителя: Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который  вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.   В 1762 году произошел еще один переворот: был свергнут с престола, а затем тайно убит император Петр3. На трон взошла его жена-Екатерина2.
  3. (слайд 4)

Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением.

Недовольство народа – главная причина восстания.

Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков.

Казакам тоже не нравилось, что ущемляют их свободу, ограничивают их права. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности.

К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель.  В те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.

Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовейской. Казак; грамоте обучен не был.

В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. «За отличную проворность» он взят полковником в ординарцы.

1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин).

1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи.

Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам.

                  (  Слайд  5 Карта)

-Покажите на карте,где расположена река Яик?

-Какие климатические условия характерны для данного региона?

 Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и  обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.

 скрывается в Яицких степях, в этом же году  Пугачев на казачьем Кругу  объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с «мужицким царем».

Яицкие казаки были первыми, кто присоединился к Пугачеву, дальше его войско росло очень стремительно. За две недели оно выросло с 80 человек до 2,5 тысяч. Захватив несколько мелких городов, восставшие направились к Оренбургу.

Анализ глав  романа с комментированным чтением.(звучит вальс Свиридова «Метель».

 -Когда мы впервые встречаемся  с Емельяном Пугачевым  на стр. романа?

 ( в главе «Вожатый» стр 160-161).

"Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское ".

-Какую разновидность описания использует автор?(портрет)

-Дайте  определение  этому  понятию.

Подобное описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское  выражение лица и воровской разговор заставляют Гринёва напряжённо вглядываться в лицо незнакомца, но он остаётся  неразгаданным как для него, так и для читателя.

-Какие детали использует Пушкин  в данном эпизоде?

( весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику – брат)

-Каково отношение Савельича к вожатому? (зачитайте)

( Савельич тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке стр 165 .)

А как Гринев относится  к герою?( в противовес ему - позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Гринёв же, мы считаем, - с точки зрения христианской морали, милосердия и благодарности.

-Какое качество бродяги отмечает Петруша?(хладнокровие)

   Словарная работа.

-Дайте определение понятию хладнокровие?

              (Слайд 5)

Хладнокровие-ясное спокойствие и выдержка в поведении ,во взглядах.

     Пересказ эпизода.

-Как реагирует бродяга на барский подарок?( стр.164 последний абзац)

 «Бродяга был чрезвычайно доволен....»Спасибо ,Ваше  благородие. Награди вас  Господь за вашу добродетель.»

-Почему Гринев так отнесся к вожатому?(Гринев ответил добром на добро. «Ведь и он человек».

-Какое качество Петра прявляется в данном эпизоде?(милосердие)

(М Горький в пьесе «На дне» также пропагандирует идею милосердия: «Человек _это великолепно, Это звучит гордо!»

      Работа над обогащением словарного запаса

      -Подберите синонимы к слову милосердие?(доброта, отзывчивость, гуманизм)

Работа над главой «Пугачевщина»(      слайд 6 просмотр эпизода)

Само название главы «Пугачевщина» несет на себе большую смысловую нагрузку.

Значит, пугачевщина—страшное стихийное явление, а Пугачев—злодей?

 -Как характеризует данный фрагмент Пугачева?

 ( Пугачев—самозванец, так как выдает себя за Петра 3. Он предстает злодеем, который собрал шайку, разорил крепости, произведя везде грабежи и «смертные убийства».

 Анализ главы  « Приступ»

 Каким показан Е.Пугачев? (зачитайте стр.184)

Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: "Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость".

    Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями.

 Обратимся к главе   «Незваный гость»

Название главы « Незваный гость» Указывает нам на  Гринёва, который на пирушке Пугачёва действительно был незваным гостем.

-Как чувствует себя Гринев ?

    Чтение по ролям.

-Зачитайте диалог Пугачева и Гринева. Обратите внимание на речь героев. Что выдает в самозванце его народное происхождение?

В разговоре с Гринёвым Пугачёв пытается доказать, что он царь Пётр 3. Но речь Пугачёва выдаёт его народное происхождение. В ней много пословиц и поговорок: «Кто не поп, тот батька», «Казнить так казнить, миловать так миловать».

Кроме этого мы слышим народную песню « Не шуми, мати зелёная дубровушка»  в исполнении Пугачёва.

                          ( Слайд 7)

   (Прослушивание песни «« Не шуми, мати зелёная дубровушка»

   -Почему Пугачев отпускает Гринева?

 (Из разговора Гринёва с Пугачёвым мы понимаем, что Гринёв не боится Пугачёва. Он отказывается ему служить, не верит  в то, что он царь.

Речь Гринева поразила Пугачёва своей искренностью. Он поступает как  благородный человек и отпускает Гринёва.)

           

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

        -Ребята, возвращаясь к целям нашего урока, как бы вы ответили на вопрос: Пугачев – народный защитник или злодей?

(Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Пугачев у Пушкина многолик и противоречив. Сложность характера Пугачева явилась символом сложности времени, раздираемого социальными противоречиями. В романе «Капитанская дочка» ярко проявился реализм Пушкина, который учит нас воспринимать человека во всем многообразии социальных и личных отношений.

Пушкин в своем Пугачеве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния – и чистого сердца. Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника. (М.Цветаева))

V.Домашнее задание и выставление оценок:  Составить  психологический портрет Пугачева..

                                                                  Самоанализ урока.

Урок проводился в 8 «А» классе по теме: Образ Емельяна Пугачева в романе

 А .С. Пушкина «Капитанская дочка»

  Урок носил обобщающий характер и был построен на основе использования  диалогово-коммуникативной и личностно-ориентированной технологий,

технологии исследовательско-поисковой направленности. .

 Тема данного урока занимает одно из важнейщих мест в курсе обучения  литературе и несет коммуникативную направленность, которая  помогает разобраться в философском вопросе о добре и зле.

Мною были поставлены следующие цели:

  • Обучающий аспект: формированиие коммуникативной культуры школьников, развитие речевого умения.
  • Познавательный/социокультурный аспект: систематизация знаний, полученных на предыдущих урока.
  • Воспитывающий аспект: воспитание гуманного человека , способного сострадать, сочувствовать, сопереживать другому.
  • Развивающий аспект: развитие творческого потенциала и активности учащихся, поддержание их интереса к произведениям исторической тематики.
  • Здоровье сберегающий аспект: создание атмосферы психологического комфорта на уроке.

Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:

  • Развитие умений поиска, систематизации, обработки информационного материала, способности логически излагать результаты работы.
  • Повысить мотивацию учащихся к изучению литературы, оптимизируя процесс обучения с помощью использования технологии проблемного обучения.
  • Сформировать у учащихся ууд  как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве.

Оформление доски, дата, тема урока , проблемный вопрос.

Оснащение урока- презентация.

Данный урок соответствовал современным требованиям ФГОС в компетентном, системно-деятельном подходе. Все виды работы направлены на формирование ууд учащихся .

В ходе урока были использованы разные виды работ, которые используются в диалогово-коммуникативной  и ситуитивной технологиях (выборочное чтение, постановка проблемного вопроса ,на который нельзя ответить однозначно, пересказ и т.д) . Материал урока был доступен, соответствовал возрастным особенностям учеников, уровню их подготовки и развитию. Интерес учащихся поддерживался на протяжении всего урока различными видами деятельности. В ходе урока осуществлялись  метапредметные  и  межпредметные связи с историей  ,географией, музыкой. Велась работа по развитию устной и письменной речи учащихся. Обогащение словарного запаса через работу по лексике.

Тема урока была представлена через проблемный вопрос,в основе которого противоречия. Здесь я использовала метод метод тонких и толстых вопросов, где учащиеся высказывали свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Во время проведения урока были задействованы все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорение , письмо, слушание.

Были реализованы основные содержательные линии:

1.Осмысление текста худ.произведения(тема-идея, проблема, авторская позиция-связь с жизнью.

2Теория литературы понятие пейзажа, его роль

3.Развитие речи. Словарная работа.(милосердие,гуманизм,хладнокровие)

4.Изучение историко-литературного процесса.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Емельяна Пугачева по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

На изучение всего произведения в программе отводится 10 уроков. Образ Пугачёва изучается на двух уроках.На первом уроке идет обсуждение акцентного вычитывания текста и составляется характеристика геро...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Презентация демонстрируется в течение всего урока,слайды иллюстрируют  работу по этапам урока. Надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам. Хотелось бы услышать Ваши отзывы....

Противоречивый образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерн...

Сценарий веб-квеста "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Образвательный веб-квест по литературе для 8 класса продолжительностью 2 урока по 40 минут направлен на подготовку учащихся к сочинению-рассуждению на тему: "Емельян Пугачев: историческ...

Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

В данной работе рассматривается один  из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка".  Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...