Сценарий веб-квеста "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Мальцева Татьяна Валериевна

Образвательный веб-квест по литературе для 8 класса продолжительностью 2 урока по 40 минут направлен на подготовку учащихся к сочинению-рассуждению на тему: "Емельян Пугачев: историческая правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_veb-kvesta.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий веб-квеста.

Описание 
Тема:  «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».  

Класс – 8. 
Учебник  — Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3-х частях / Авт-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО "ТИД "Русское слово".
Тип урока – подготовка к сочинению-рассуждению.
 
Форма урока – веб-квест «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
 
Продолжительность   — 2 урока по 40 минут.
 
Цель урока - подготовиться к сочинению-рассуждению на тему:
"Емельян Пугачев: историческая правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Общая проблема: историческая правда и художественный вымысел в образе Емельяна Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерный класс.
Технологии
интернет-технология «Образовательный веб-квест»;
интерактивная модель обучения: работа в малых группах, экспресс-диспут, ролевая игра;
технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, презентации-отчеты;
технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье».
       В основе разработки – интернет – технология «Образовательный веб-квест». 
Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
 

Структура веб-квеста
 Интернет – адрес проекта - http://malcevatatyana80.wixsite.com/mysite
Во введении четко описаны главные роли участников квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. 


 
Центральное задание - написать сочинение-рассуждение на тему " Емельян Пугачев: историческая правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка ".  Таким образом, четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
 
Рабочие материалы проекта  — ссылки на ресурсы, адреса веб-страниц по теме, необходимые для выполнения задания. В качестве рабочих материалов проекта учащимся предложен текст произведения, отчетные карты.
 
Ролевые группы - Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при выполнении задания (этапы). Данный квест предусматривает четыре ролевые группы: «Историки», «Литературоведы», «Иллюстраторы», «Аналитики».
 

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Стадия рефлексии.

 ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
 
Ход урока
1.     
Орг.момент.
2.     
Подготовительный этап.
Просмотр отрывка из кинофильма «Капитанская дочка» (Пугачев в крепости).
3.     
Определение цели урока, формулировка учебных задач.
 
Цель урока  — подготовиться к сочинению-рассуждению на тему: "Емельян Пугачев: историческая правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
 
Задачи:
– проанализировать главы повести "Капитанская дочка";
– составить словесный портрет Емельяна Пугачева по повести Пушкина;
– познакомиться с эпохой правления Екатерины II, причинами крестьянской войны, с Пугачевым как исторической личностью;
– выявить авторское отношение к изображаемым историческим событиям.
4.     
Знакомство учащихся с формой урока.
На данном этапе учитель знакомит учащихся с понятием веб-квест, его структурой, распределяет ролевые группы. 
5.     
Прохождение веб-квеста, индивидуальные и групповые консультации учителя.
Подробное описание, задания, вопросы, рекомендации см. на страницах веб-квеста.
   
 
Этапы работы над квестом
§  Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, материалами проекта. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в команде.
Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
§  Ролевой этап 
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с определенной ему учителем ролевой группой, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет (по возможности). Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
§  Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством координатора веб-квеста (т.е. учителя), ощущает свою ответственность за работу.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. 
 6.     
Презентации-отчеты групп. Выводы.

На данном этапе урока учащиеся представляют результаты своей работы: отчеты, выводы. 
  
8.     
Рефлексия.

9.     Оценки, домашнее задание.
На данном этапе обращается внимание учеников на критерии выполненной работы, учитель выставляет и комментирует оценки.
Домашнее задание – написать сочинение-рассуждение "Емельян Пугачев: историческая правда и художественный вымысел в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". (см. памятку «Как писать сочинение-рассуждение»).

ВВЕДЕНИЕ

Дорогой восьмиклассник!

Рады приветствовать тебя в нашей не только увлекательной, но и познавательной игре. Приглашаем вас совершить  путешествие с Александром Сергеевичем Пушкиным по страницам повести "Капитанская дочка».  Это  путешествие в мир русской культуры, в мир далекого прошлого своего народа, дабы не забыть прошлое и знать настоящее своего народа.

Дорогой друг, ты уже, наверное, догадался, что, путешествуя по страницам повести, выполняя различные задания, ты должен будешь найти ответ на главный вопрос: "В чем заключаются историческая правда и художественный вымысел в образе Пугачева в повести А.С.Пушкина".

Итак, обо всем по порядку.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1. В меню слева выбери ту ролевую группу, в которой ты состоишь.

2. Внимательно ознакомься с целями, заданиями и порядком работы для твоей ролевой группы.

3. Успешно выполни все задания и представь координатору веб-квеста (т.е. учителю) требуемую форму отчета. (См. на странице твоей группы).

4. Приготовься к публичной презентации отчета группы на заключительном этапе.

Вы  находитесь на странице

"Ролевые группы".

Выберите ту ролевую группу, которую определил вам координатор квеста (т.е. учитель). Внимательно ознакомьтесь с целями, задачами и порядком работы в своей ролевой группе.

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!

РОЛЬ 1. ИСТОРИКИ.

Вы выбрали роль историков для анализа повести Пушкина "Капитанская дочка".

Ваша задача: изучите исторические сведения о Пугачевском восстании, личности Е. Пугачева.

Отчет в виде сообщения с сопровождением презентацией PowerPoint. В сообщении вы должны отразить следующее:

1) причины крестьянского восстания;

2) личность Емельяна Пугачева, биографическая справка;

3) описание событий крестьянской войны под предводительством Пугачева, ее завершение.

РОЛЬ 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ.

Вы выбрали роль литературоведов для анализа повести Пушкина "Капитанская дочка".

Ваша задача: характеристика образа Е. Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Характеристика образа Пугачёва. Пользуясь текстом художественного произведения, заполните таблицу примерами (выпишите цитаты), описывающими внешность Пугачёва, черты характера этого персонажа:

Глава

Характеристика образа Пугачёва

II глава «Вожатый»

с. 219, 221

 

VI глава «Пугачевщина»

с. 246

VII глава «Приступ»

с. 257-259

 

VIII глава

«Незваный гость»

с. 263 - 266

 

IX глава «Разлука»

с. 268

XI гл. «Мятежная слобода»

с. 280, 285

 

XII гл. «Сирота»

С. 288-291

 

РОЛЬ 3. АНАЛИТИКИ.

Вы выбрали роль аналитиков для анализа повести Пушкина "Капитанская дочка".

Ваша задача: проанализировать статью "Образ Пугачева в повести Пушкина "Капитанская дочка" и подготовить развернутый ответ на вопрос: "Какую оценку Емельяну Пугачеву дают исторические документы и каким мы видим его в повести Пушкина?".

РОЛЬ 4. ИЛЛЮСТРАТОРЫ.

Вы выбрали роль иллюстраторов для анализа повести Пушкина "Капитанская дочка".

Ваша задача: найти портреты Емельяна Пугачева.

Отчет в виде сообщения с сопровождением презентацией PowerPoint.

Критерии оценки выполненной работы

 

Отлично

Хорошо

 Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно;используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Ученик просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

 

 

ПАМЯТКА

КАК ПИСАТЬ

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

Определение понятия

Рассуждение – это один из типов речи, в котором даётся словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли. 

Цель

исследовать предмет или явление, рассмотреть причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение.

 

Композиция

Тезис (1 абзац)

Доказательства:

Во-первых,… . Например,… . (2 абзац)

Во-вторых,… . Например,… . (3 абзац)

Вывод:

Таким образом,… . (4 абзац)

 

 

1.      Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснить и убедить; что текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме: основная мысль (тезис) – аргументы (доказательства) – вывод.

2.      Продумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свои мысли. Составьте план сочинения, отразив в нём количество и содержание аргументов.

3.      Приступая к написанию рассуждения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста.

4.      Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при последовательной (цепной) связи предложений.

5.      Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании. Избегайте чрезмерного цитирования и нагромождения предложений.

6.      Соблюдайте абзацное членение текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дорогие друзья!

Сегодня на уроке мы совершили с вами увлекательное путешествие в удивительный мир повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Уверена, что все успешно выполнили предложенные задания. Спасибо за работу.