Сценарий урока на тему: «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Пушкин показал Пугачева человеком неоднозначным и противоречивым. Так ли это? Доказать это нам помогут «Шесть шляп мышления».
Учащиеся делятся на группы. Каждая получает свою шляпу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshakova18112014.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока на тему: «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Цели:
- способствовать формированию понятия «художественный образ», определять образ Пугачева как противоречивый, неоднозначный;
- развивать творческое мышление, аналитическое и оценочное;
- совершенствовать умение работать в группе;
- воспитывать способность к сопереживанию, толерантность по отношению к другим.
Ход урока
I Организационный момент.
II Мотивация и целеполагание.
Учитель:
- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Учащиеся формулируют цели).
Учитель:
- Пушкин показал Пугачева человеком неоднозначным и противоречивым. Так ли это? Доказать это нам помогут «Шесть шляп мышления».
Учащиеся делятся на группы. Каждая получает свою шляпу.
III Работа в группах.
Белая шляпа- шляпа информации.
- Кратко изложите факты из жизни Емельяна Пугачева, о которых рассказывает Пушкин в повести.
Желтая шляпа- шляпа оптимизма.
- Что положительного увидели вы в образе Пугачева?
Черная шляпа- шляпа пессимизма.
- Назовите отрицательные черты характера героя.
Красная шляпа- шляпа эмоций.
- Какие эмоции испытывали вы, узнавая о жизни Е. Пугачева?
Зеленая шляпа- шляпа роста возможностей.
- Может, что-то ускользнуло от нашего внимания при чтении повести? Постарайтесь найти новые детали.
Синяя шляпа- шляпа осмысления.
- Выслушав выступление групп, сделайте вывод.
IV Выступление спикеров от каждой группы.
Белая шляпа:
- Пугачев, бежав из-под ареста, снова объявился яицких степях.
- Поднял восстание, назвав себя Петром III.
- Казнил тех, кто отказывался ему присягать.
- Помиловал Гринева вспомнив подаренный заячий тулупчик.
- Освободил Марью Ивановну из плена.
- Отпустил Гринева с Марьей Ивановной, дав ему пропуск через захваченные территории.
- Разорив много крепостей, пошел на Москву.
- Был казнен.
Желтая шляпа:
- Пугачев благороден и справедлив. Он отвечает добром на добро. Милует Гринева, хотя тот отказался ему присягать.
- Пугачев- защитник народа. Поэтому Гринев к нему обращается: «Защити сироту».
- Он великодушен. Узнав, что спас дочь своего врага и что Гринев его обманул, он их прощает. «Казнить- так казнить. Миловать- так миловать».
- Он смелый. Перед взятием Белгородской крепости он разъезжает на коне перед своими войсками, не боясь ни пуль, ни снарядов.
- Он прекрасный полководец. Взял много крепостей, его долго не могли одолеть войска императрицы.
- Он деликатный и душевный человек. Увидев, что Маша и Гринев любят друг друга, готов тут же устроить их судьбу, обвенчать и быть посаженым отцом.
- Он близок к народу. Любит народные песни, сказки, его речь полна пословиц.
- Он мудр и проницателен. Предвидит свою судьбу, измену своих соратников.
Черная шляпа:
- Он самозванец. Обманывает народ. Выдал себя за покойного царя Петра III, чтобы больше людей вступило в его войско.
- Он хвастлив. Утверждает, что сможет справиться и с прусским королем, раз уж российских генералов побеждает.
- Пугачев жесток и безжалостен. Он казнит, не жалея, своих врагов. По его приказу убивают беззащитную и ни в чем не повинную Василису Егоровну.
- Он стремится к показной роскоши. Избу, в которой он остановился, называют дворцом, а стены внутри оклеили золотой бумагой.
- Он неграмотен. Не может прочитать записку Савельича.
Красная шляпа:
- Мы почувствовали интерес к этому человеку, когда читали о его разговоре с хозяином постоялого двора. Было любопытно узнать, кто он такой.
- Чувство негодования возникло в тот момент, когда казнят по приказу Пугачева защитников Белгородской крепости и бедную комендантшу.
- Симпатию вызвал Пугачев, когда помиловал Гринева, спас Марью Ивановну.
- Чувство уважения и сочувствия вызывает герой, когда поет народную песню. Он понимает свою обреченность.
- Восхищались его свободолюбием. Он готов, подобно орлу, прожить пусть короткую, но яркую жизнь.
- Жалость к нему мы испытываем, когда его казнят.
- Уважение. Во время казни он ведет себя достойно.
Зеленая шляпа:
- Во время бурана Гринев видит впереди что-то черное. «Или волк, или человек...» Это символизирует двойственность натуры Пугачева.
- Глава II называется «Вожатый». Пугачев стал вожатым, то есть проводником главного героя и в последующих событиях. Он направляет главного героя, заставляет задуматься о многих вещах. В конце концов, определяет его будущую семейную жизнь.
Синяя шляпа:
Пугачев- личность противоречивая. Он жил в очень трудное время, это и определило сложность его характера. Он одновременно и злодей, и добрый человек.
V Рефлексия.
- Создайте синквейн на тему «Пугачев».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
На уроке по изучению повести А.С. Пушкина представлено использование различных электронных образовательных ресурсов....
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Презентация демонстрируется в течение всего урока,слайды иллюстрируют работу по этапам урока. Надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам. Хотелось бы услышать Ваши отзывы....
Презентация к уроку "Образ Пугачева" (по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Презентация содержит портреты Пугачева, задания для проверки знаний с ключом и критериями оценивания, высказывания о Пугачеве....
Технологическая карта урока по теме "Две судьбы" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
Общеизвестно, что от гармонии внутри человека зависит и гармония в его взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром. Ситуация, в которой человек сталкивается с нравств...
Урок литературы в 8 классе "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Конспект и материалы к уроку в 8 классе...