Урок литературы в 8 классе "Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Волкова Елена Алексеевна

Конспект и материалы к уроку в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект и материалы к уроку96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Тема: Образ Пугачева в «Капитанской дочке»

Цели:

- развивая интерес к литературному произведению, прийти к выводу о неоднозначности образа Пугачева;

- обучать умению давать характеристику литературному герою, пользуясь различными приемами и средствами анализа художественного произведения;

- развивать речь учащихся;

- воспитывать умение слушать своих товарищей и участвовать в совместном обсуждении;

- обогащать знаниями по истории, искусству.

Форма урока: работа в группах

Формирование и развитие УУД:

- организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

Ход урока

  1. Постановка целей и задач для учащихся: а) проявить свои знания по содержанию повести; б) принять участие в обсуждении вопроса и подведении итогов совместной работы; в) оценить вклад каждого участника группы

Список группы

Обязанности члена группы

Вклад в  работу группы

1.

2.

3.

4.

                 

  1. Распределение по группам, выбор руководителя и определение роли каждого участника (психолог, руководитель, знаток текста, литературы, истории, языка и т.д.). Заполнение таблицы:

  1. Составление коллективной характеристики Пугачева на основе состоявшихся с ним встреч Гринева: А) во время метели; Б) во время взятия Белогорской крепости; В) на казачьем пиру; Г) совместное освобождение Маши из рук Швабрина; Д) во время казни Пугачева.
  2. Выступление группы. Оценка роли каждого участника.
  3. Работа в тетради: записать вывод по результатам проделанной работы: каким мы увидели Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка»?

Распределить в группе домашнее задание к следующему уроку:

  1. Детство и юность Гоголя
  2. Гоголь и его герои глазами художников
  3. Произведения Гоголя (общий обзор)
  4. Памятники писателю и его героям

Подведение итогов урока: руководитель группы дает оценку работе каждого участника группы.

Работа в группе над образом Пугачева.

Руководитель группы:

Список группы

Обязанности члена группы

Вклад в работу группы

1.

2.

3.

4.

Домашнее задание к следующему уроку готовят (объединиться в пару):

1)        Детство и юность Гоголя -

2)        Гоголь и его герои глазами художников -

Работа в группе над образом Пугачева.

Руководитель группы:

Список группы

Обязанности члена группы

Вклад в работу группы

1.

2.

3.

4.

Домашнее задание к следующему уроку готовят (объединиться в пару):

3)        Произведения Гоголя (общий обзор) –

4)        Памятники писателю и его героям -

Материалы к работе над образом Пугачева:

  1. Эпизод встречи с бородатым мужиком во время метели
  2. Сцена взятия Белогорской крепости и расправа над захваченными
  3. Сцена казни Пугачева

Советы учителя: обратить внимание на внешность, поведение героя, его речь

Сцена 1 (по главе 2 «Вожатый»)

   Через  две  минуты мы поравнялись  с человеком.

"Гей,  добрый человек!"  - закричал  ему ямщик. - "Скажи, не знаешь  ли  где

дорога?"

     - Дорога-то здесь; я стою  на  твердой полосе, - отвечал дорожный, - да

что толку?

     - Послушай, мужичок,  -  сказал  я ему  -  знаешь  ли ты  эту  сторону?

Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?

     -  "Сторона  мне  знакомая, - отвечал дорожный, - слава богу,  исхожена

изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги.

     Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился,  предав себя божией воле,

ночевать  посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал

ямщику: «Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай»

 "В самом деле, - сказал я, - почему думаешь ты, что  жило не далече?" « А потому, что  ветер оттоле потянул, - отвечал дорожный, - и я слышу,  дымом пахнуло;  знать, деревня близко. - Сметливость его  и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать…

   В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его  показалась мне замечательна:  он был  лет сорока, росту среднего, худощав  и широкоплеч.  В  черной  бороде  его  показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное,  но  плутовское. Волоса  были  обстрижены  в кружок;  на  нем  был

оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес  ему чашку чаю; он отведал и

поморщился. "Ваше  благородие,  сделайте  мне  такую  милость,  -  прикажите

поднести стакан  вина; чай  не наше казацкое питье". Я с охотой исполнил его

желание.

    Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел,  что буря утихла.  Солнце

сияло. Снег лежал ослепительной пеленою  на необозримой  степи. Я

позвал  вожатого, благодарил за оказанную помощь, и велел Савельичу дать ему

полтину  на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку!"  - сказал  он, -

"за что это? За то,  что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля

твоя, сударь: нет  у нас лишних полтин. Всякому давать  на водку, так самому

скоро  придется голодать".  Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по  моему

обещанию, находились в полном  его распоряжении. Мне было досадно однако  ж,

что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если  не из беды, то по

крайней мере из очень неприятного положения. Хорошо - сказал я хладнокровно;

-  если  не хочешь дать полтину, то вынь ему  что-нибудь из моего платья. Он

одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп.

     "Помилуй, батюшка Петр Андреич!" - сказал  Савельич. - "Зачем ему  твой

заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке".

     - Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли

я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская

воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

Сцена 2. (По главе 7 «Приступ»)

     Вдруг  закричали  в  толпе, что государь на площади  ожидает пленных  и принимает присягу. Народ повалил  на площадь; нас погнали туда же.

     Пугачев  сидел в креслах на крыльце  комендантского  дома. На  нем  был

красный казацкий кафтан,  обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми

кистями  была  надвинута  на его сверкающие глаза. Лицо  его  показалось мне

знакомо. Казацкие старшины окружали его. Отец  Герасим,  бледный и дрожащий,

стоял  у крыльца,  с крестом  в  руках,  и,  казалось, молча  умолял его  за

предстоящие  жертвы.   На   площади  ставили  наскоро   виселицу.  Когда  мы

приблизились,   башкирцы  разогнали  народ   и   нас  представили  Пугачеву.

Колокольный звон утих;  настала  глубокая  тишина.  "Который  комендант?"  -

спросил самозванец. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича.

Пугачев грозно взглянул  на старика  и сказал ему: "Как ты смел  противиться

мне, своему государю?" Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и

отвечал  твердым голосом: "Ты мне не  государь,  ты вор и  самозванец, слышь

ты!"  Пугачев  мрачно нахмурился  и махнул  белым платком. Несколько казаков

подхватили  старого  капитана  и  потащили  к  виселице.  На ее  перекладине

очутился верхом изувеченный башкирец,  которого  допрашивали мы накануне. Он

держал  в  руке веревку,  и  через  минуту увидел я  бедного  Ивана  Куэмича

вздернутого на воздух…

     Очередь была за  мною. Я глядел смело на Пугачева,  готовясь  повторить

ответ великодушных моих товарищей.  Вдруг  услышал я крик:  "Постойте,

окаянные! погодите!.." Палачи  остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у

Пугачева.  "Отец родной!" -  говорил  бедный дядька.  -  "Что тебе в  смерти

барского дитяти?  Отпусти его; за него тебе выкуп  дадут;  а  для  примера и

страха ради, вели повесить  хоть  меня старика!"  Пугачев дал знак,  и  меня

тотчас развязали и оставили. "Батюшка наш тебя милует," - говорили мне…

Сцена 5. (По главе 14 «Суд»)

Здесь  прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. Из  семейственных

преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по

именному повелению; что он присутствовал  при казни Пугачева, который  узнал

его  в  толпе  и  кивнул  ему  головою,  которая  через  минуту,  мертвая  и

окровавленная, показана была народу. Вскоре потом  Петр Андреевич женился на

Марье  Ивановне. Потомство  их благоденствует  в  Симбирской  губернии. -  В

тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. -

В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо  Екатерины II

за  стеклом  и  в  рамке. Оно  писано  к отцу  Петра  Андреевича  и содержит

оправдание  его  сына  и  похвалы  уму  и сердцу  дочери капитана  Миронова.

Материалы к работе над образом Пугачева:

1.        Эпизод встречи с бородатым мужиком во время метели

2.        Сцена взятия Белогорской крепости и расправа над захваченными

3.        На казачьем пиру

4.        Освобождение Маши из «плена» Швабрина

5.        Сцена казни Пугачева

Сцена 3. На казачьем пиру (По главе 8 «Незваный гость»)

     Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью

и  установленным  штофами  и  стаканами, Пугачев и  человек  десять казацких

старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными

рожами  и блистающими  глазами. Между ими  не  было ни  Швабрина, ни  нашего

урядника, новобраных изменников.  "А,  ваше благородие!  - сказал  Пугачев,

увидя меня. - Добро пожаловать; честь и место, милости просим". Собеседники

потеснились. Я молча сел на краю стола. Сосед мой, молодой казак, стройный и

красивый,  налил  мне стакан  простого вина, до  которого  я  не коснулся. С

любопытством стал  я  рассматривать сборище. Пугачев на первом  месте сидел,

облокотясь  на  стол и подпирая черную бороду  своим широким кулаком.  Черты

лица его, правильные и довольно приятные,  не изъявляли ничего свирепого. Он

часто  обращался  к человеку  лет  пятидесяти, называя  его  то  графом,  то

Тимофеичем, а иногда  величая его дядюшкою…   "Ну, братцы, -  сказал Пугачев  -

затянем-ка  на сон грядущий мою любимую песенку…

        Гости выпили еще по стакану, встали из-за стола и простились с Пугачевым.

Я хотел за ними последовать, но Пугачев  сказал мне: "Сиди;  я хочу  с тобою

переговорить". - Мы остались глаз на глаз.      Несколько минут продолжалось обоюдное наше молчание. Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая  левый  глаз с  удивительным  выражением плутовства  и насмешливости.  Наконец он засмеялся, и  с такою  непритворной веселостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.

     "Что,  ваше благородие?" -  сказал он  мне. - "Струсил  ты,  признайся,

когда молодцы  мои  накинули  тебе веревку на  шею?  Я чаю,  небо с  овчинку

показалось... А покачался бы на перекладине, если бы не твой слуга. Я тотчас

узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие,  что человек, который

вывел  тебя  к умету,  был сам великий  государь? (Тут он  взял на себя  вид

важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, - продолжал он, - но

я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда

принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли  еще

тебя  пожалую,  когда получу  свое государство! Обещаешься ли служить мне  с

усердием?"

     Вопрос  мошенника  и его  дерзость показались мне так забавны, что я не

мог не усмехнуться…

Сцена 4. (По главе 11 «Мятежная слобода» и главе 12 «Сирота»)

    Я  дожидался долго; наконец мужик  воротился  и сказал мне: "Ступай: наш батюшка велел  впустить офицера".

     Я вошел  в избу, или  во дворец,  как называли ее  мужики. Она освещена

была двумя сальными свечами, все  было  как в  обыкновенной  избе.

   Пугачев  сидел  под  образами, в красном  кафтане, в высокой  шапке, и важно

подбочась.  Около него стояло несколько из главных его  товарищей,  с  видом

притворного  подобострастия.   Пугачев узнал меня с  первого

взгляду. Поддельная  важность  его  вдруг исчезла. "А, ваше  благородие!"  -

сказал он  мне с живостию.  -  "Как поживаешь? За чем тебя бог принес?"  Я

отвечал,  что  ехал по  своему делу и что  люди его меня  остановили.  "А по

какому делу?" спросил  он меня. Я не знал, что  отвечать.  Пугачев, полагая,

что  я  не хочу объясняться при  свидетелях, обратился  к своим  товарищам и

велел им выйти. Все  послушались, кроме двух,  которые не тронулись с места.

"Говори  смело при них,  - сказал  мне Пугачев, - от них я ничего не таю. Говори: по какому же делу выехал ты из Оренбурга?"

     Странная  мысль пришла мне  в голову:  мне показалось,  что провидение,

вторично приведшее меня  к Пугачеву, подавало мне случай  привести в действо

мое намерение. Я решился им воспользоваться и, не успев  обдумать то, на что

решался, отвечал на вопрос Пугачева:

     - Я ехал в Белогорскую крепость избавить сироту, которую там обижают.

     Глаза у Пугачева засверкали. "Кто из моих людей смеет  обижать сироту? - закричал  он. - Будь он семи пядень  во лбу,  а от суда  моего не  уйдет. Говори: кто виноватый?"

     -  Швабрин  виноватый,  - отвечал  я. - Он держит  в неволе ту девушку,

которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться.

     "Я  проучу Швабрина" - сказал  грозно Пугачев.  - "Он узнает,  каково у

меня своевольничать и обижать народ. Я его повешу".    

     

  …Кибитка  подъехала  к   крыльцу   комендантского   дома.   Народ  узнал

колокольчик Пугачева и толпою бежал за нами. Швабрин  встретил самозванца на

крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду. Изменник помог Пугачеву

вылезть  из  кибитки, в  подлых выражениях  изъявляя свою радость и усердие.

Увидя меня, он смутился, но  вскоре оправился, протянул мне руку, говоря: "И

ты наш? Давно бы  так!"  - Я отворотился от него и ничего не отвечал. Сердце

мое  заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате  где на стене висел

еще диплом покойного коменданта, как печальная  эпитафия прошедшему времени.

Пугачев  сел  на  том  диване,  на  котором,  бывало,  дремал  Иван  Кузмич,

усыпленный ворчанием  своей  супруги. Швабрин сам поднес  ему водки. Пугачев

выпил  рюмку,  и сказал  ему, указав на  меня: "Попотчуй и его  благородие".

Швабрин подошел ко мне  с своим подносом; но я вторично от него отворотился.

Он казался сам  не свой.  При обыкновенной своей  сметливости  он,  конечно,

догадался, что Пугачев  был  им  недоволен. Он трусил перед  ним, а на  меня

поглядывал с недоверчивостию. Пугачев осведомился  о  состоянии крепости,  о

слухах про  неприятельские  войска и тому  подобном,  и  вдруг  спросил  его

неожиданно:  "Скажи, братец, какую девушку  держишь ты у себя под  караулом?

Покажи-ка мне ее".

     Швабрин  побледнел  как  мертвый.  -  Государь,  -  сказал  он дрожащим

голосом... - Государь, она не под караулом...  она больна... она в  светлице

лежит.

     "Веди ж меня к ней", - сказал самозванец, вставая с места. Отговориться

было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними

последовал. Швабрин остановился на лестнице. "Государь!" -  сказал он. - "Вы

властны  требовать от  меня, что  вам угодно; но  не прикажите  постороннему

входить в спальню к жене моей".

     Я  затрепетал.  "Так ты  женат!"  - сказал  я  Швабрину,  готовясь  его

растерзать. 

      …Пугачев  взглянул  грозно  на  Швабрина: "И ты  смел  меня обманывать!"

сказал он ему. "Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?"

     Швабрин упал на колени... В  эту минуту презрение заглушило во  мне все

чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в

ногах беглого казака. Пугачев смягчился. "Милую тебя на сей  раз,  - сказал

он Швабрину,  -  но  знай, что при первой вине тебе припомнится и эта". Потом

обратился он к Марье Ивановне, и сказал ей ласково: "Выходи, красная девица;

дарую тебе волю. Я государь".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке"

Презентация к уроку-исследованию по теме "Как изменяется характер человека, прошедшего через тяжкие испытания?". Здесь отражены актуальность исследования, проблемный вопрос, гипотеза, а также цели и з...

Урок литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Урок литературы в 8-м классе (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка").Тема : Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина.Береги платье снову, а честь смолоду.ПословицаТип урока: систематизация ...

Сценарий урока на тему: «Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Пушкин показал Пугачева  человеком неоднозначным и противоречивым. Так ли это? Доказать это нам помогут «Шесть шляп мышления».Учащиеся делятся на группы. Каждая получает свою шляпу....

Урок литературы «Формирование личности героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

Данный урок - урок  обобщения знаний по теме с элементами развивающего обучения.Цели урока:учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцент...

Урок литературы в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

План-конспект урока литературв в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Сравнительная характеристика П.Гринева и А.Швабрина...

конспект урока литературы в 8 классе по повести Пушкина "Капитанская дочка" с использованием технологии проблемного обучения и личностно ориентированного подхода на тему "Милосердие"

в разработке дан материал для урока по анализу главы "Вожатый" повести А.С.Пушкина "Капианская дочка". Урок разработан с использованием технологии проблемного обучения и личностоно...