элективный курс"Литературная Казань"
элективный курс по литературе

Ахметзянова Эльмира Мирбатовна

 

В 2005 году широко отмечалась знаменательная дата – 1000 лет со дня основания города Казани, столицы Татарстана, крупнейшего научно- промышленного, историко- культурного, литературного центра Поволжья и России.

Судьбы многих выдающихся сыновей и дочерей  России связаны со многими историческими уголками Казани.

В современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования , много говорят и пишут о национально- региональном компоненте.  Ведь именно обращение к культуре родного края помогает поддерживать «инстинкт местности», о котором писал К.Д.Ушинский в работе «Родное слово».

Использование местного материала поможет духовному возрождению России. Идея эта не нова. Она была известна еще с середины 19 века по трудам Ф.И.Буслаева и профессора Лавровского.

Связанный с местным материалом урок пробуждает в детях чувство сопричастности к великому , интерес, уважение и любовь к родному краю, народу, обычаям.

Литературное краеведение вызывает любопытство и сопереживание , влияет на формирование национального самосознания. Ведь с нашим городом связаны имена Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого , М.Горького и др.

Изучая литературное краеведение Татарстана , необходимо подчеркнуть его важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития личности в целом.  Ведь богатство страны- в активном культурном развитии всех ее регионов. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважение к историко – литературному наследию своего края.

При детательной проработанности изучения отдельных тем и произведений программа открывает широкий простор для творчества учителя, который в зависимости от конкретных условий может варьировать материал. Данная программа рассчитана на 8 часов. Он направлена на познание историко- литературных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к литературным шедеврам классиков и современников.

Этот элективный курс рекомендован для учащихся 9 классов, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах.

В процессе изучения данного курса необходимо учитывать историко- литературный контекст, в рамках которого рассматривается  произведение, усиливать межпредметные и внутрипредметные связи, предполагающие содружество  искусств, формирование у школьников культуры литературных ассоциаций, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_literaturnaya_kazan.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по литературе

«Литературная Казань»

Пояснительная записка

В 2005 году широко отмечалась знаменательная дата – 1000 лет со дня основания города Казани, столицы Татарстана, крупнейшего научно- промышленного, историко- культурного, литературного центра Поволжья и России.

Судьбы многих выдающихся сыновей и дочерей  России связаны со многими историческими уголками Казани.

В современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования , много говорят и пишут о национально- региональном компоненте.  Ведь именно обращение к культуре родного края помогает поддерживать «инстинкт местности», о котором писал К.Д.Ушинский в работе «Родное слово».

Использование местного материала поможет духовному возрождению России. Идея эта не нова. Она была известна еще с середины 19 века по трудам Ф.И.Буслаева и профессора Лавровского.

Связанный с местным материалом урок пробуждает в детях чувство сопричастности к великому , интерес, уважение и любовь к родному краю, народу, обычаям.

Литературное краеведение вызывает любопытство и сопереживание , влияет на формирование национального самосознания. Ведь с нашим городом связаны имена Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого , М.Горького и др.

Изучая литературное краеведение Татарстана , необходимо подчеркнуть его важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития личности в целом.  Ведь богатство страны- в активном культурном развитии всех ее регионов. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважение к историко – литературному наследию своего края.

При детательной проработанности изучения отдельных тем и произведений программа открывает широкий простор для творчества учителя, который в зависимости от конкретных условий может варьировать материал. Данная программа рассчитана на 8 часов. Он направлена на познание историко- литературных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к литературным шедеврам классиков и современников.

Этот элективный курс рекомендован для учащихся 9 классов, заинтересованных в глубоком знакомстве с литературой родного края, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах.

В процессе изучения данного курса необходимо учитывать историко- литературный контекст, в рамках которого рассматривается  произведение, усиливать межпредметные и внутрипредметные связи, предполагающие содружество  искусств, формирование у школьников культуры литературных ассоциаций, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.

Цели элективного курса:

  1. Опираясь на материалы литературного краеведения, расширить литературный и общественный кругозор учащихся,
  2. Научить глубоко понимать художественные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов- персонажей, воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции.
  3. Содействовать эстетическому, познавательному развитию школьников, росту их интереса к прошлому, связи времен, народов.

Задачи курса:

1.формировать умение самостоятельно анализировать произведение,

2.формировать умение выполнять элементарные исследовательские работы,

3.формировать умение грамотно оформить высказывание.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Изучение литературного краеведения должно предоставлять учащимся возможность :

- читать и глубоко понимать художественные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения, воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, а также его конкретное содержание, знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия,

- познакомиться с фактами жизни и творчества писателей и поэтов, с творческой историей изучаемых произведений, научиться связывать литературный материал со временем написания и с современностью,

- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения , воспринимать художественное произведение  с учетом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов- персонажей, определять принадлежность произведения к роду и жанру.

Содержание курса:

  1. Введение. Литературные места в Татарстане: Казань, Елабуга, Бугульма, Чистополь. Малоизвестные страницы культурной летописи.

  1. История поездки А.С. Пушкина в Казань, «История Пугачева». Воспоминания очевидцев.

  1. В.Г. Короленко. Сотрудничество с «Волжским вестников, организация журналистом публицистического общества Поволжья.

  1. Роль Казанского периода в жизни Л.Н. Толстого в формировании его личности. Повесть «Юность» и отражение в ней казанского периода жизни. Рассказ «После бала».

  1. «Казанские университеты» М. Горького. Музей Горького в Казани. «Мои университеты». Рассказы «Хозяин», «Двадцать шесть и одна». Первые шаги Горького в литературе.

  1. История трех посещений города Казани В.В. Маяковским. Выступления Маяковского в зале Дворянского собрания и в КГУ. Казанский успех поэта. Анализ стихотворения «Казань».

  1. В. Хлебников и Казань. Детские годы. Учеба в третьей гимназии.

  1. «Люблю тебя, мой край родной…». Обобщающий урок. Исследовательские работы учащихся по творчеству одного из писателей или поэтов, связанных с Казанью.

Тема урока: Введение. Литературные места в Татарстане.

                                   Цели урока:

-дать понятие о литературных местах Татарстана;

-формировать интерес к работе с дополнительными материалами;

-воспитывать чувство сопричастности к изучаемым темам;

-развивать устную речь учащихся.

                                Методы обучения:

 лекция; беседа, заочная экскурсия.

                        Вопросы к изучаемой проблеме:

  • В какие годы, когда, куда и по какой причине приезжали в наш край русские писатели?
  • Зачем нам это надо знать?

                           Сопутствующее повторение:

-биографии писателей, их произведения.

     Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:

  • география,
  • история Татарстана, России,
  • татарская литература.

                 Планируемые знания, умения, навыки:

  • умение работать со справочной литературой, дополнительными материалами,
  • навыки быстрого письма.

             Формы организации учебной деятельности:

  • выступления учащихся,
  • рассказ учителя,
  • ответы на вопросы.

2. Тема урока: Патриарх русской поэзии Г. Р. Державин и Казань.

                                                Цели урока:

  • помочь учащимся  узнать, какую роль сыграла Казань в жизни Державина;
  • обучить элементам анализа лирического произведения;
  • воспитать чувство гордости;
  • развить навыки выразительного чтения и устную речь.

                                  Методы обучения:

  • беседа,
  • слово учителя,
  • анализ лирического произведения,
  • эвристическая беседа,
  • работа с книгой,
  • словарная работа.

                        Вопросы к изучаемой проблеме:

  • Что вы знаете о Державине?
  • Где он родился?
  • Обучение Державина в Казанской гимназии,
  • Современники о Державине,
  • Значение Казани в жизни Державина,
  • Главная мысль стихотворения « Звучи, о арфа…» ,
  • Как вы понимаете строчку «О колыбели моих первоначальных дней…» ?

                           Сопутствующее повторение:

  • биография Державина,
  • Казань в 18 веке,
  • Тематика лирических произведений,
  • Лирическое произведение, ода.

      Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:

  • история,
  • право,
  • русский язык,
  • творчество А. С. Пушкина.

                       Планируемые умения, навыки:

  • знания о том, что Казань сыграла важную роль в жизни Державина,
  • навыки выразительного чтения.

               Формы организации учебной деятельности:

  • чтение произведений,
  • анализ стихотворений,
  • ответы на вопросы.
  1. Тема урока: История поездки А. С. Пушкина в Казань ( « Я буду говорить тебе о Казани…» )

                                         

                                             Цели урока:

  • сформировать знания учащихся о значении приезда Пушкина в Казань;
  • активизировать эмоционально- личностный подход к творчеству поэта;
  • воспитать интерес к жизни и творчеству А. С. Пушкина;
  • расширить коммуникативные возможности учащихся.

                                      Методы обучения:

  • выступления учащихся

                          Вопросы к изучаемой проблеме:

  • Причины, побудившие Пушкина приехать в Казань. В каких произведениях это отразилось?
  • Казань глазами поэта. Казанские встречи и темы разговоров.
  • Что вы знаете о семье Фуксов? Пушкин в гостях у Фуксов.
  • По следам Пугачева. Казань и ее жители глазами Пушкина.
  • Пушкин и Тукай.
  • Значение поездки. Переписка с друзьями.
  • Казанские адреса поэта.
  • Выразительное чтение стихов поэта на русском и татарском языках.
  •  

                             Сопутствующее повторение:

  • история пугачевского бунта,
  • поэзия Баратынского,
  • литературный салон Фуксов,
  • экономическое положение Казанской губернии,
  • творчество Пушкина в оценке критиков,
  • переводы.

           Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:

  • история,
  • география,
  • экономика,
  • « История Пугачева» , « Капитанская дочка» Пушкина,
  • Пушкин и Тукай.

                Планируемые умения и навыки:

  • Работа с критическими и справочными материалами,
  • Выводы, навыки составления тезисного плана.

          Формы организации учебной деятельности:

  • составление тезисного плана,
  • выступления учащихся,
  • мини- сочинение.

  1. Тема урока: Е. А. Баратынский в Казани. Мысли после посещения музея.

                                          Цели урока:

  • активизировать эмоционально- личностный подход к оценке жизни и творчества Е. А. Баратынского,
  • развить культуру письменной речи,
  • вызвать интерес к творчеству поэтов пушкинской эпохи,
  • совершенствовать читательские способности школьников.

                                      Методы обучения:

  • беседа,
  • письменная работа.

                           Вопросы к изучаемой проблеме:

  • « Баратынский… оригинален» ( А. С. Пушкин ).
  • Мысли, возникшие после посещения музея Е. Баратынского в Казани.

                           Сопутствующее повторение:

  • история,
  • культура народов Поволжья,
  • творчество А. С. Пушкина.

                         Планируемые умения и навыки:

  • письменно излагать собственные мысли,
  • развитие навыков письма,
  • знание жизни и творчества поэта.

                 Формы организации учебной деятельности:

  • сочинение.

  1. Тема урока: Роль казанского периода жизни Л.Н. Толстого в формировании его личности. Повесть «Юность» и отражение в ней казанского периода жизни.

                                           Цели урока:

  • раскрыть роль казанского периода в становлении личности Толстого,
  • помочь постичь истоки формирования личности писателя,
  • развить навыки восприятия информации,
  • воспитать нравственные качества.

                                        Методы обучения:

  • беседа,
  • выступления учащихся.

                              Вопросы к изучаемой проблеме:

  • По какой причине и когда приехал Толстой в Казань?
  • Годы учения.
  • В университете.
  • « Комильфо».
  • Образ Н. Иртеньева.
  • «Толстовские» места в Казани.
  • История создания рассказа «После бала».
  • Почему Толстой писал: « Без ужас, омерзения и боли сердечной не могу вспомнить об этих годах» ?
  • Роль казанского периода в формировании его личности.

                                Сопутствующее повторение:

  • фамильное древо Толстых,
  • нравы светского общества,
  • культурная жизнь Казани в сер. 19 века,
  • история открытия казанского университета ( факультеты, режим, правила поступления ).

                             Внутрипредметные связи, интеграция:

  • жанр повести,
  • прототип,
  • театр,
  • французский язык,
  • «Правила жизни» писателя.

                                 Планируемые умения и навыки:

  • знание текста повести,
  • устные сообщения.

                        Формы организации учебной деятельности:

  • план сообщения,
  • ответы учащихся,
  • письменная работа- стилизация.

            6. Тема урока: Казанские «университеты» М. Горького.

                                                 Цели урока:

  • выяснить, какую роль сыграл казанский период в жизни Горького,
  • помочь учащимся разобраться в особенностях переломной эпохи,
  • развить монологическую речь,
  • содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

                                        Методы обучения:

  • Поисково – исследовательский

                             Вопросы к изучаемой проблеме:

  • О чем говорится в произведениях Горького «Детство» , «В людях» ?
  • Как Горький оказался в Казани?
  • Казанские знакомые.
  • Горький и народники.
  • Горький и Шаляпин.
  • Начало сознательного пути.

                               Сопутствующее повторение:

  • деятельность народников,
  • возникновение марксизма,
  • торговые отношения.

          Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:

  • татарская литература,
  • реализм,
  • история,
  • музыка,
  • жанр рассказа.

                       Планируемые умения и навыки:

  • навыки исследования, изучения мемуаров, критической литературы,
  • умение отбирать главное, систематизировать.

                 Формы организации учебной деятельности:

    -выступления учащихся,

  • опрос,
  • групповая работа.

7.Тема урока: История трех посещений г. Казани В. В. Маяковским.

                                   Цели урока:

  • дать сведения о трех посещениях Казани Маяковским,
  • расширить знания по русской литературе,
  • развить навыки анализа лирических произведений,
  • пробудить в учащихся чувство сопричастности к изучаемым темам.

                  Вопросы к изучаемой проблеме:

  • Выступление в зале Дворянского собрания.
  • Маяковский глазами публики.
  • Поэт и студенты.
  • Стихотворение «Казань» . История создания.

                Сопутствующее повторение:

  • футуризм,
  • реализм,
  • история открытия КГУ,
  • Маяковский «Как я пишу стихи».

 Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:

  • особенности стиля писателя,
  • татарская литература,
  • история Татарстана.

                   Планируемые умения и навыки:

  • значение произведений поэта,
  • навыки письменного анализа,
  • умение чувствовать слово.

           Формы организации учебной деятельности:

  • совместный письменный анализ стихотворения,
  • выступления учащихся.

8.Тема урока: «Люблю тебя, мой край родной…». Обобщающий урок.

                                           Цели урока:

  • обобщить изученное,
  • сформировать представления о литературном процессе, о его связи с жизнью,
  • развить навыки рассуждения, сопоставления, обобщения,
  • воспитать нравственные качества.

                                    Методы обучения:

  • беседа

                        Вопросы к изучаемой проблеме:

  • В чем роль нашего края в огромной и разнообразной деятельности писателей?
  • Их воздействие на культурную, духовную и литературную жизнь?
  • Самые яркие, запомнившиеся моменты курса.
  • История продолжается…
  • Обобщение.

                        Сопутствующее повторение:

  • все изученное в течение курса

Внутрипредметные и межпредметные связи, интеграция:

  • география,
  • история,
  • живопись,
  • музыка,
  • татарская литература.

          Формы организации учебной деятельности:

  • зачетная письменная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Литературное наследие малой родины"

Программа элективного курса в 5 классе...

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Презентация урока к программе элективного курса «Литературное краеведение Самарской области» по теме «Великое рядом с нами».

В данном материале для элективного курса "Литературное краеведение Самарской области" содержится материал о связи с нашим краем русских писателей....

Рабочая программа элективного курса "Литературная Югра" для 7 класса

Программа элективного курса «Литературная Югра» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программ...