М.Ю. Лермонтов. Баллада "Три пальмы". Опыт инсценировки
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
Урок внеклассного чтения в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.34 МБ |
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ. Михаил Юрьевич Лермонтов «Три пальмы» (выступает 6 класс)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Здравствуйте, ребята! Сегодня ученики 6 класса представят вам инсценировку баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и после этого проведут викторину. Смотрите внимательно, мы начинаем!
Слайд 1
Выходит ЧТЕЦ: Михаил Лермонтов. Три пальмы. (Восточное сказание)
Слайд 2
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
На сцене ТРИ ПАЛЬМЫ и родник.
Слайд 3
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
Появляется СТРАННИК и падает, не дойдя до родника.
Слайд 4
И стали три пальмы на бога роптать:
ПАЛЬМА 1«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
ПАЛЬМА 2Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
ПАЛЬМА 3 Не прав твой, о небо, святой приговор!»
Слайд 5
И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Показывается караван с ПОГОНЩИКАМИ, ВОСТОЧНЫМИ КРАСАВИЦАМИ и ДЕТЬМИ и кружит по классу
Слайд 6
Мотаясь висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
Появляется АРАБ на коне.
Слайд 7
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.
АРАБ жонглирует копьем.
Слайд 8
Вот к пальмам подходит шумя караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Караван подходит к пальмам, ВОСТОЧНЫЕ КРАСАВИЦЫ идут с кувшинами за водой к ручью.
Слайд 9
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
Выключается свет. ПОГОНЩИКИ срубают пальмы, разводят костер и дети играют пальмовыми листьями.
Слайд 10
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
Караван собирается и уходит.
Слайд 11
И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
ЧТЕЦ раскланивается и уходит.
Слайд 12
Выходят ВЕДУЩИЕ.
Викторина для начальной школы
Кто написал стихотворение? | Михаил Юрьевич Лермонтов | |
В каком году? | 1839 г. | |
Что означает выражение «под кущей зеленой»? | Листья, крона деревьев, зелень. | |
Каково значение слова «вьюк»? | Вьюк— ноша животного, кладь, специально подготовленная для укрепления и перевозки вьючным животным. | |
Что означает слово «шатер»? | Временная легкая постройка для жилья, род палатки из тканей, кож или ветвей | |
Кто такой араб? | Народ, говорящий на арабском языке и населяющий государства Западной Азии и Северной Африки. | |
Каково значение слова «фарис»? | Всадник, конный воин, кавалерист; рыцарь. | |
Что означает слово «караван»? | Ряд вьючных животных (верблюдов, мулов и др.), перевозящих грузы и людей по степям и пустыням. | |
Что такое «стан»? | Место, где путники остановились для отдыха; место стоянки. | |
Что означает слово «урочный» | Установленный, определенный, условленный (устар.). | |
Почему пальмы роптали на Бога? | Их мучило тщеславие – красоту пальм никто не видел | |
Что привело их к гибели? | Их мечты сбылись – ими теперь любовались люди. Однако люди срубили пальмы, чтобы разжечь костер. | |
К какому выводу приводит нас поэт? | У Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? |
*Для средней школы.
Как хорошо вы знакомы с творчеством М. Лермонтова?
Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова? Благодаря этому человеку, он почти избежал своей первой ссылки. | Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. | |
Более 800 композиторов написали музыку на стихи М.Ю. Лермонтова. Какими музыкальными инструментами владел сам поэт? | Фортепиано, скрипка, флейта. | |
Горы, оказавшие большое влияние на жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. | Кавказ. | |
Какое стихотворении М.Ю.Лермонтова, по словам Л.Н. Толстого, послужило зерном для создания романа «Война и мир»? | «Бородино» | |
Закончите строчку из стихотворения М.Ю. Лермонтова, ставшую афоризмом: «Всё это было бы смешно…» | «…Когда бы не было так грустно» | |
В каких стихотворениях М.Ю. Лермонтова идёт речь о деревьях? О каких? | «Три пальмы», «Листок» — дуб, чинара, «На севере диком» — сосна, пальма и т.д. | |
Это стихотворение сделало М.Ю.Лермонтова популярным, из-за него он отправился в ссылку, именно оно было передано царю как «воззвание к революции». О каком стихотворении идёт речь? Кому оно посвящено и в каком году написано? | «Смерть поэта». Написано это стихотворение на смерть А.С. Пушкина, соответственно, в год его смерти – 1837. | |
«Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть» О ком эти строки? | М.Ю.Лермонтов напил эти строки о себе и своём отце после его смерти. | |
Н.В.Гоголь сказал о М.Ю.Лермонтове: «какая-то несчастная звезда». Почему он так сказал? | свободный ответ | |
Где и как погиб М.Ю.Лермонтов? | В Пятигорске на дуэли с Н.Мартыновым |
А еще мы нашли для вас ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ!
Слайды 13, 14, 15, 16, 17
Какая образность! — так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина — так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом
стихе...».
Ведущие раздают призы участникам викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Три пальмы". Движение тела, брошенного под углом к горизонту.
Интегрированный урок литературы и физики на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова "Три пальмы". Сделан анализ художественно-изобразительных средств, примененных в стихотворении. По физике разобран раздел ...
Конспект урока литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. "Три пальмы"
Конспект урока составлен с учётом спицифики работы сдетьмис ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха)...
Конспект урока по литературе в 6 классе М.Ю. Лермонтов "Три пальмы"
Методическая разработка урока по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/23/picture-450779-1400824600.jpg)
Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."
Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-226247-1548583254.jpg)
Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. Три пальмы"
Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-880537-1484973240.jpg)
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Восточное сказание
Методы и методические приемы:1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (презентация); практические (анализ текста, выполнение заданий по указанию);2) по способу...