Развитие креативных способностей учащихся. Часть 1
опыты и эксперименты по литературе (5, 6, 7 класс)

Андреева Алла Юрьевна

В статье обобщается опыт работы учителя с 5--летним стажем в направлении развития поэтических способностей учеников, показаны некоторые результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnyh_sposobnostey_uchashchihsya._chast_1.docx783.99 КБ

Предварительный просмотр:

Алла Юрьевна Андреева,

учитель русского языка и литературы

Московская центральная художественная школа при Российской академии художеств (МЦХШ при РАХ). Г. Москва

Развитие креативных способностей учащихся

Часть 1

        Когда-то Б. Л. Пастернак сказал: «Цель творчества - самоотдача».

        А есть ли учителю что отдавать ученикам? Но можно ли вообще «сделаться» творческой личностью? Без сомнения, многим известным нам мастерам это давалось свыше – и музыкантом, и поэтом, и художником можно стать в 4-х – 5-летнем возрасте, когда ребенок понятия ещё не имеет о теории искусства. Его законы входили в человека непостижимым нам путём: возможно, с генами, или, например, как в Пастернака – с музыкой, звучавшей в их доме, с картинами отца будущего поэта.  В Александра Блока – в обстановке дома деда, профессора Бекетова, - встреч с интеллигенцией. В Есенина, наверное, – с трелями рязанских соловьев, с шепотом трав и дерев, с голубыми туманами Константиново.  Но известны классические примеры, когда поэтами «делали» себя целеустремленные личности: Н. Гумилев, В. Брюсов, В. Кюхельбекер. Мы знаем примеры «привития вируса» стихотворчества в Царскосельском лицее. Там учитель литературы, положив на стол розу, предлагал ученикам «пробовать перья», описать розу стихами. Лучше всех, конечно, получалось это у лицеиста Пушкина.  Стоит заметить, что не всегда талант «прорезается» сразу: «первый блин комом» был у Некрасова с его подражательным сборником «Мечты и звуки». Уже приведенные примеры говорят о том, что на пути приобщения своих воспитанников к творчеству вопросов больше, чем ответов.

        И всё же педагогический опыт показывает, что именно в детском и юношеском возрасте человек начинает восхождение к своей творческой высоте. Какой пик он покорит, во многом зависит от этого периода. Во-первых, неоспоримо, что творческое начало идёт к ребенку от его родителей – способностей, переданных отцом и матерью.  Во-вторых, от желания самого ребенка развиваться и совершенствоваться (абсолютно верно то утверждение, что бездарных детей не бывает, есть неразвившиеся если не таланты, так хотя бы способности).  В-третьих, от наставника – проводника к этим высотам, которым является на школьном этапе его учитель. На последнем моменте, от нас непосредственно зависящем, остановимся подробнее.

        Обратимся к опыту, достойному и изучения, и подражания -  опыту учителя Царскосельского лицея Николая Федоровича Кошанского (1781 - 1831). Когда А.  С. Пушкин писал

                Наставникам, хранившим юность нашу,

                Всем честию, и мёртвым, и живым,

                К устам подъяв признательную чашу,

                Не помня зла, за благо воздадим,

он имел в виду прежде всего этого учителя, которого называл «строгий цензор мой», «Аристарх». Отношения с ним были далеко не гладкими. Много лет пройдёт, прежде чем напишет Кошанский о пушкинском стихе: «Это стих гения».

        Перед учителем, прибывшим преподавать в Лицее, стояла трудная задача: выровнять знания воспитанников. Кошанский начал с азов, с начальных правил, стараясь не обращать внимание на зевоту лучших учеников. Он объяснял им: «Прежде чем писать, надобно научиться мыслить и чувствовать, ещё надобно знать правила. Скажут: Гению правил не нужно, – писал он позднее в своей «Общей риторике», –... Не спорю... Но – сочтите Гениев... И притом не забудьте, что и кедр сначала растет наравне с травою и греется тем же солнышком и питается тою же росою». Сразу же начались захватывающие читки лучших образцов русской лирики и прозы. Но главное: лицеисты вовлекались в творческий процесс. «По временам, – писал Я.К.Грот, бывший питомец лицея, – он поощрял нас пробовать свои силы в стихотворстве и потом читал наши опыты вслух перед всем классом». Он же вспоминал, что Кошанский постоянно побуждал лицеистов упражняться, предлагая то простые, но умно сформулированные темы, то давал выбор самим ученикам, требуя изобретательности в сюжете и изящности формы.

Иной раз Кошанский в лекционном материале использовал притчи и рассказы собственного сочинения, увлекая слушателей. Когда Пушкин писал: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», он осуждал себя за леность, за то, что многое упустил из того, что мог бы получить от лицейских учителей. Но он и так взял от них достаточно: хотя бы отличное знание античных сюжетов или славяно-русских древних писаний. Кошанский был классик и педант в обучении стихосложению. Системность – вот особенность манеры этого учителя. Педагог объективный и строгий, он был принципиальным критиком молодого Пушкина. Но эта строгость и требовательность сыграла неоценимую роль в становлении юного гения. Тому, что Пушкин стал умнейшим и образованнейшим человеком своего времени, заслуга не только собственной гениальности поэта, его самообразования, но и Лицея.

Уверена, в системе этого профессора современный учитель многое почерпнёт для себя.

        Вспомним ещё одно: пушкинский выпуск называл себя не лицеискими, а ликейскими. Одно из прозвищ греческого бога Аполлона, покровителя искусств, - Аполлон Ликейский. На окраине Афин, в Ликее, находился храм предводителя муз. Пушкин и его друзья уже тогда чувствовали себя обитателями божественного поэтического храма.  

        Всё это сказано к тому, что должны быть школы, в которых уже сама атмосфера «обрекает» на творчество.  Именно этот творческий дух витает в стенах Центральной художественной школы при Российской академии художеств города Москвы, где учатся талантливейшие в изобразительном искусстве дети. Да, они будущие художники, скульпторы, архитекторы. Но всех их роднит «особенное» восприятие мира – образное! О. Бальзак точно подметил: «Можно быть учёным с учёными, но с художниками нужно быть поэтом!» А я бы добавила: «В художественной школе надо становиться поэтом!»  

                                Лирическое отступление

                                                Мухтар Шаханов

                                Три уровня высоты

В моём представлении мира,

Существуют три уровня высоты,

Три ипостаси мышления.

   

ПЕРВАЯ - высота птичьего полёта,

Где – от сонных домашних кур,

Деловитых воробьёв

До чванливых журавлей

Шевелит крыльями

Целая армада пернатых.

Они зачастую самодовольно ослеплено

Тем, что якобы могут

Преодолеть

Земное притяжение,

Не обладая способностью

Постичь назначение жизни…

Хотя считается,

Что курица -  не птица,

Поскольку длина её полёта

Всего несколько метров.

Она тоже, к несчастью,

Имеет самое высокое мнение

О своих небольших,

Но всё же

Куриных возможностях.

Что ж, вероятно,

В этом упрямстве и ограниченности

И состоит

Куриное счастье

Высоты птичьего полёта.

ВТОРАЯ высота- уровень могучих лайнеров.

Подняться выше гордых,

Подпирающих небо вершин,

Выше туманов и облаков-

Какая необыкновенная радость!

Однако и в этом случае

Видишь Землю не всю,

А частями.

И незадача в том,

Что, когда не ощущаешь

Предмета во всей полноте,

Сложно составить о нём

Правильное представление.

ТРЕТЬЯ-  космическая высота сознания,

Когда, как на ладони,

Видна вечно добрая,

Вечно грешная наша Земля.

Как хорошо взглянуть на неё

Из звёздных далей,

На всё, чем полна жизнь,

На доброе и злое,

На прекрасное и уродливое,

На людские победы и поражения,

Тем самым высвобождая себя

Из происков корысти

И лукавых сетей

Человеческой зависти

Как важно поддержать

Истинно крылатых,

Тех, которые вырвались

Из всевозможных преград,

Преодолев невежество толпы,

Ибо мир наш держится

Лишь на мужестве смельчаков,

Мыслящих на тревожной орбите

Третьей

Великой

Высоты!...

И если по своей

И Божьей воле

Я сумею подняться

На ту, последнюю высоту,

То старайся понять меня

И чуточку пожалеть

За моё духовное одиночество,

Ведь наше обычное,

Земное счастье

Остаётся внизу,

Не всегда достигая

Таких невообразимых вершин.

«Как важно поддержать истинно крылатых» …

        Зачем такое пространное отступление? А просто в нём – то кредо, которым должен, на мой взгляд, руководствоваться учитель, берущий на себя ответственность руководить развитием творческих возможностей учащихся.

        Что поняла я, осмысливая перспективную цель этого направления педагогической деятельности? Пользуясь образной системой Мухтара Шаханова, скажу: это указать тот пик, ту высочайшую планку в духовности и культуре, которую уже покорило человечество.  Это творения, например, плеяды звезд Золотого и Серебряного века. Знакомство с классикой, с шедеврами мирового искусства, особенно античного - первые шаги к пониманию категории прекрасного, потребность постижения которой руководит порывами всех творческих личностей. Только знание первично. Только оно «окрылит» человека, поможет ему расправить крылья, поможет сравнить убогонькое творческое «пижонство» с настоящим творчеством.

                

Об опасности «высоты полета домашних кур»

                                                …не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

                                                И перьями скрыпя, бумаги не жалеет.

                                                Хорошие стихи не так легко писать.

                                                                А. С. Пушкин

        Очень опасаюсь «высоты полета домашних кур». Это опасность, которая подстерегает и нас, учителей, и учеников на каждом шагу. Как часто мы, одержимые поиском юных дарований, сориентированные   на «фабрику звезд», принимаем ложное за настоящее, становимся всеядны, упиваясь «результативностью» своего труда. При этом страшно вредим ребенку. Пара интуитивно срифмованных строчек (в наше время ещё и с помощью рифмы-онлайн из интернета) порой кажется нам стихотворением, а добросовестно скопированные у мастеров или из того же интернета образы – верхом сочинительства. Этим мы не только дискредитируем себя, но и «подрезаем крылья» воспитанникам, тормозим или вообще останавливаем его подъём. Дети-подростки падки на похвалу, уверенность в себе может быстро перерасти в самодовольство, самокритичность свойственна не всем, особенно если маловато фундаментальных знаний.  Лучший вариант, если подобный «стихоплёт» остановится или станет графоманом -  и будет истязать слух тактичных слушателей, «потребителей» этого словесного сора. Частенько в процессе работы над поэтическим альманахом мы, наставники, оказываемся в центре микро конфликтов, когда дети отказываются «править» свой черновой вариант, не хотят прислушаться к замечаниям и советам, не желая понять, что в его «творении» нет ни одного самобытного образа, что не чувствуется настроение, что отсутствуют или не оригинальны поэтические тропы, что нарушается стихотворный ритм.        

                Подключиться к творческому процессу ребенка?..

        Итак, проблема руководства творчеством сложнее, чем кажется на первый взгляд. Беда в том, что о качестве творческой наработки ученика чаще всего не скажешь открытым текстом. Люди (тем более - дети), тянущиеся к творчеству, - натуры ранимые, обидчивые, «с чудинкой». И их всё же, наверно, лучше перехвалить, чем недооценить. Вот и лавируй: как лучше, как полезнее. Воспитателя спасет только такт, только знание личностных особенностей ученика, только умение деликатно вторгнуться в творческий процесс ребенка. По возможности одобрить те зачатки или действительно ценное, что есть в творческой работе. Или хотя бы просто проявить интерес к задумке «творца», например, спросить: «Я правильно тебя поняла?», «Состояние души лирического героя твоего стихотворения – это твой мир или перевоплощение?», «Это действительно волнует тебя?..».  Дети ценят такое внимание, и общение становится доверительным, а открытость располагает к желанию понять друг друга.  Вот тут и можно указать заинтересованному собеседнику на изъяны, подсказать, в какие теоретические источники заглянуть, каким образом выверить качество формы и содержания своей работы. Такой самоанализ часто срабатывает с пользой для дела. Так в этом году один ученик, получив в такой ситуации «руководство к действию» - «Основы стихосложения», вернул его с заключением: «Я понял, что я ничего ещё не знаю».  Парадоксально, но с этого благородного недовольства собой начинается путь продвижения к чему-то более совершенному. Пройдя по страницам наших поэтических ежегодников, можно проследить, как из года в год увереннее становятся строки наших доморощенных поэтов, живописнее образы.

«Дрянцо хлещите рифм концом» или «Воспитание смехом»

Как ни странно, но я больше всего люблю в этом направлении этап сочинительства учениками басен, потому с нетерпением жду конца урока и момента работы над рукописями моих баснописцев, учеников 5-х, 6-х классов, и получаю от этого истинное удовольствие. Мне интересно и то, какие пороки больше всего не любят дети этого возраста, и то, как они сумеют преподнести, какой сюжет изберут для своей маленькой стихотворной повести, какие поэтические образы выпишут, как сформулируют мораль.                

        «Достигши своего высшего предела, басня после Крылова исчезает, как особый род литературы, и остаётся разве только в виде шутки или пародии», – утверждает статья в Википедии — свободной энциклопедии. Сомневаюсь. Современный человек (ребёнок-ученик не исключение) имеет житейские и нравственные ориентиры, к сожалению, в окружающих он нередко видит несоответствие им.  Поэтому мои маленькие баснописцы, удивительные моралисты, сочиняют с удовольствием, и, думается, басни выйдут из моды только тогда, когда человечество избавится от последнего порока. Дети высмеивают жадность, нерадивость, нечистоплотность, непослушание, несправедливость, тупость, излишнюю доверчивость, хвастливость, невоспитанность, бестактность и многое-многое другое.

        Уроки творчества – это не только воспитание нравственности. Многие учителя знают, что работа над теоретическим фундаментом идёт трудновато, у кого-то из детей вызывает скуку, кем-то плохо запоминается. Вместо «долбёжки» можно предложить ребенку критически посмотреть на своё произведение, при этом вспомнить жанровые особенности басен. Например, в этом году пятиклассница написала басню «Про Кота-бездельника» (Не будем слишком строги и пока «не заметим», что сюжет уже много раз «обыгран» и в баснях, и в сказках):

Басня про Кота-бездельника

Однажды Кот себе забаву отыскал:

Он целый день на солнышке лежал,

Ходил, мурлыкал, с мышками играл.

Вот осень, в воздухе запахло холодком,

Но котик спит, ему всё нипочём.

Все-все: и даже мелкие зверьки,

И птички, и бельчата, и хорьки -

Построили себе к зиме дома.

А котик говорил: «Пройдёт зима.

Её без домика я как-то проживу.

Чего вы суетитесь? – не пойму».

Пришла такая лютая зима,

И звери дикие укрылись по домам.

А между тем мороз крепчал, крепчал,

Кота за лапки всё сильнее он щипал,

И даже мех беднягу не спасал.

Тогда лишь бедолага пожалел,

Что дома вовремя построить не успел.

Мораль запомнить все коты должны:

Дела откладывать не стоит до зимы.

В первоначальном варианте было продолжение: сердобольные звери пригрели лентяя и перевоспитали его. Здесь, к слову, стоит напомнить, что басня-лиро-эпический жанр. Роль сюжета важна. События должны быть, но они ограничены в своём развитии. К разговору о композиции басни подключились одноклассники, которые тотчас заметили, что такая развязка характерна для сказок, где добро чаще всего побеждает зло. Они же отметили, что басенный сюжет ограничен в протяжённости, он должен выявить порок, высмеять его и покарать. Фрагмент осмысленно был удалён ученицей.

        Ненавязчиво и просто при работе с детскими баснями можно выйти на разговор о жанровых особенностях языка художественного стиля. К примеру, при знакомстве с творчеством одноклассников строгих «судей» в басне «Муха и Львица» «карябает» фраза, её разговорные словечки:

«Нет, мы не забудем обжорство,

Сварливость твою и пижонство!

Или в басне «Лиса и Ворон» Ворон

Кричал во всё своё воронье горло,

Самодовольство из него буквально «пёрло».

Здесь употреблено просторечное слово. Здесь и стоит ещё раз обратить внимание на то, что такие речевые вольности возможны в баснях, но их надо избегать в других лирических набросках.

        Детям легче даётся  стихотворная  форма басен,  которая  допускает  вольный стих — стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности. В басне нашей ученицы «Кот и Медведь» встречаем разностопные срифмованные строки, и они не требуют доработки:

Тут мимо кто-то: или кот, иль кошка-

С грибным лукошком.

        Начинающим баснописцам нравится и то, что в известных им баснях классиков много глагольных рифм, а их подыскать детям проще.

И Ворон ей запел, верней - закаркал,

Орал, вопил, крылами громко шаркал,-

читаем в детской басне «Лиса и Ворон». Таких «лёгких» рифм в нашей подборке много.

        Особенность уроков русской словесности, на мой взгляд, состоит в том, что они должны доставлять удовольствие, воздействуя не только на разум, но и на чувства.

        И я, и ученики смеёмся от души над ситуацией, описанной товарищем, над героем, оказавшимся в нелепом положении, над весёлым комментарием соседа:

А Жук ответом удивил:

-Ведь внешний вид совсем не главное,

Важнее – что же там внутри! -

поучает зазнавшуюся франтиху Лису серьезный Жук в басне пятиклассницы «Лиса и Жук». Глуповатая собеседница «парирует»:

-Ты намекаешь на кишки?

Иль на желудок? Всё исправное.

Жучок сказал: «Тьфу! Глупость явная!

Мои ученики бурно реагируют, но не страшно, что нарушается урочная дисциплина, важнее другое – дети заинтересованы. Никто не отменял, не переоценивал и воспитательную, и интеллектуальную, и дидактическую роль смеха.  Это и разрядка, столь необходимая нашей перегруженной детворе. Это и учение с увлечением. Это и выводы, к которым приходят сами ученики: «Над кем смеётесь? Над собой смеетесь!». Это и доверие учителю, с которым сотрудничают.

Часть 2

        Уроки творчества не стоит искусственно «вклинивать» в учебный процесс.  Им всегда можно «найти место», где они логично подытоживают пройденное, примеряют на практике полученные знания. Как уже говорилось, изучение басен Крылова мы завершаем сочинительством собственных басен. И прямо-таки напрашивается после изучения од М. В. Ломоносова попытаться написать свою оду (Этот учебный год в нашей школе юбилейный – школе 80! – и как нам было ни выразить свое восхищение высоким одическим стилем!) После этого творческого напряжения мысли в зачаровывающей тишине аудитории никто и никогда не забудет, что оды пишутся в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-либо значительного события или лица.

80-летний юбилей школы – явление значительное, а юбилей художественной школы – уникальное. Это хорошо чувствуют наши чуткие к прекрасному дети, поэтому и написали поздравление в стихах. О. Бальзак точно подметил: «Можно быть ученым с учеными, но с художниками нужно быть поэтом!» А я бы добавила: «В художественной школе надо становиться поэтом!»  Размышления многих из них о школе талантливых людей вылились не просто в стихи, а настраивали на торжественный лад и слагались в хвалебные оды.

Радует меня, учителя словесности, и то, что дети осмыслили, запомнили, как в свое время М. В. Ломоносов мастерски расширял границы своего поэтического зрения, и в фокусе его внимания оказывалась не только фигура деятеля, кого чествовал, не только событие, восхваляемое в годовщину, а нечто ещё более значимое: дела, заслуги адресата, хвалебные песни и гимны миру, наукам. Теперь их черёд, поздравляя школу, восславить законы красоты, преклониться перед творчеством, искусством, служителями которых они уже стали, подчеркнуть роль юных, вступающих на этот путь.

Я гимн пропела бы с усладой

На день восшествия искусств,

Но что-то мне вдруг помешало

В альбом излить наплывы чувств.

Отдавая должное терпению учителей, автор восхищается, что

…из болтливых, малых пятиклашек,

Творцов, порой крикливых и смешных,

Восстали юноши - не знали раньше краше! -

И девушки со взором Афродит.

Просматривая работы моих творцов, я удовлетворением констатирую факт: диапазон замыслов классика од Ломоносова услышан, попытки писать на той же волне удались.

Себя авторы од гордо назвали «избранными Олимпом», и чувствуется, что это не гордыня, а осмысление своей ответственности на избранном пути. Подобная мысль в другой оде:

Искусство, словно корни, нас растит.

Как воины, мы за искусство бьёмся.

На этой высоте «парения мыслей» рождаются высокие образы храмов, чертогов, Олимпа, кузнецы талантов. Они выписываются высокими словами оформляются.

 но имеет оттенок приподнятости, торжественности, эмоциональной возвышенности. Как правило, эти оттенки сочетаются с.

Вечор гулял в садах Лицея.

Горят огнями фонари, -

Начинает свою оду любимой школе семиклассница.

Откуда, по какому наитию всплыло в детской головушке – устаревшее поэтическое Вечор?  Вероятно, оттуда же, откуда на этом уроке в рукописях детей появились такие торжественные стилистически окрашенные слова высокого стиля: стезя, пристанище богов, Олимп, очи, бренный, зрячий, взор, обед, услада, лелеет, россыпи и многие подобные. Из античной литературы. Из устного народного творчества: из сказок, народных песен.  Из древнерусской литературы: церковнославянизмы, устаревшие: архаизмы, историзмы.

 Из русской классики. Из недавно выученных од Ломоносова.

        Разумеется, не у всем пишущим и не сразу даётся работа с формой стихотворения. Чаще всего учителя ожидает кропотливая индивидуальная работа – работа с каждым автором – редактирования, правки текста.

Иногда достаточно порекомендовать автору поменять местами слова в строке, чтобы удалить сбивку.

К примеру, в первом варианте авторской рукописи имеем строки:

Здесь каждое творенье чувствами пылает,

А мы, поленья,

Вновь искрим.

Предстоит ещё раз объяснить ребёнку, что такое стопы, что такое ритм, что такое стихотворный размер. Попросим вычертить схему. Получилось вот что:

_́ _́ _ _ _ _́ _ _́ _ _ _ _́ _

_ _ ́_ _ ́_

_́ _ _́

Ничем не обоснованная разностопность налицо, стихотворный размер не выдержан: первая и вторая строки написаны ямбом, третья – хореем. Совместными усилиями: путём перестановки слов, замены не вписывающихся по длине слов на более короткие, объединения второй и третьей строчек в одну- получаем отредактированный вариант:

Творенья наши чувствами пылают

А мы, поленья словно, вновь искрим.

Вычертим теперь схему:

_ _́ /_ _́ /_ _́ /_ _ /_ _́ /_

_ _́/ _ _́/ _ _ ́/_ _́ /_ _́/

Убеждаемся, что теперь чередование ударных и безударных слогов стало упорядоченным. Ученица теперь сама видит, что она писала ямбом.

(Продолжение следует…)

Приложение № 1

Басни и иллюстрации учеников 5-А класса МЦХШ при РАХ

2019 год

Ткачева Мария, 5 – А класс

Невоспитанная Кенгуру

Лисица шла в повозку с лошадьми,

За ней бычок, ворона и сверчок-

Все сели, разместились – и

Заходит Кенгуру, багаж с собой несёт,

Видать, сейчас с Карибов самолёт.

Всем тесно. Только Кенгуру сидит,

И на сиденье чемодан её стоит.

Взяла наушники, свой плеер слушать стала.

Всем плохо. Кенгуру ногой качала

И чемодан плотнее прижимала.

В повозку входят стаи воронят,

А с ними бабушки-вороны, встали в ряд.

И воронята, и старушки - все стоят,

А Кенгуру и чемодан не думает убрать.

Зачем столетним место уступать?!

А между прочим, всех она была моложе,

Но совесть где-то там, за толстой кожей,

Упрятана, её не потревожит.

С подобной кенгуру с тех пор никто не дружит.

А за собой никто такой порок не обнаружит?

Шмарина Мария, 5 – А класс

Упрямый Осёл

Однажды в час обеденный

Осёл жевал репей.

Когда репей был съеденный,

Он думать стал быстрей.

«Где взять ещё добавку?»-

И посмотрел вокруг,

Увидел там полянку:

«Пойду туда! А вдруг!..»

И двинулся он к цели.

Навстречу пёс борзой.

Тот напролом, уверен.

А Пёс кричит: «Постой!

Куда ты путь свой держишь?»

Осёл бурчит под нос:

«Не суйся, пёс, - задержишь-

В чужой вопрос!

Иду на ту поляну,

Поем репья, бурьяну».

Смеялся Пёс, скуля:

«Сухая там земля.

Пойдём со мною лучше

К поляночке покруче».

Осёл вперёд – и точка!

На пса не посмотрел,

Он по камням, по кочкам

Шёл к цели – аж взопрел!

Далёкий путь проделан.

Какой он молодец?

Дошёл он до предела.

Что ж видит удалец?

А нет там ни травинки,

Лишь куст сухой малинки…

На месте бы Осла

Догнать вприпрыжку б Пса,

Но наш герой упрямый:

Он в сотый раз обходит

Поляну вкось и прямо,

Голодных глаз не сводит

С сухой земли и хлама.

Ослов с места не сдвинуть и не уговорить.

Людей, ослам подобных, нам трудно убедить.

Ослами называют их – и так тому и быть!

Митрофанова Глафира, 5 – А класс

Корова и Лисица

В коровник как-то раз разжиться

Пришла голодная лисица,

Но так красива, как царица!

Тонка! А шейка! А ресницы!

Прошлась в презренье от скота

Туда-сюда, туда-сюда…

И видит: в стойле у коровы

Кормов запасники готовы.

Смекнула: «Жирная Корова,

Я поучить тебя готова

Тебе в пример я пригожусь:

Своей фигурой я горжусь.

Хожу я гордо и красиво,

Ты ж, стоя, пузо отрастила.

Пройдись до озера того:

Зарядка красит хоть кого».

И оскорблённая Корова

Пошла до берега крутого,

Дошла до озера того,

Назад. А в стойле – никого.

Ни сена, ни еды – ни крохи.

Лисица унесла и ноги.

Лиса Корову обманула,

С добычей сытной ускользнула.

И так случиться может с каждым,

Коль тупо поведёшься ты.

И от подобных хитрых граждан

Мгновенной красоты не жди.

Борискина Ярослава, 5 – А класс

Простофили

Уж так случилось, что поссорились однажды

Рогатая и Бурый – повод важный:

Коза, конечно, клевер обожала,

Поэтому полполя обожрала.

Медведь малину ловко собирал,

Все ягоды обжора обглодал.

Отправились они на суд к Лисе,

Идут к ней, якобы, при ссорах звери все.

Она себя Премудрой величала

За то, что споры очень ловко разрешала.

Лиса смекает, как поссорить больше?

Как для себя урвать кусок потолще?

И говорит: «Понятна ваша жаль.

Чтоб впредь не одолела вас печаль,

Я заберу у вас ваши поля,

Чтоб вы не ссорились, клочок земли деля.

Оставлю вам совсем-совсем немного».

Вот так хитрюга рассудила строго.

Коза Тупая Голова кивает, мол, суду ты не перечь!

И у Медведя нечего, кроме жирка, отсечь.

Поля как отдали - была плутовка такова!

Вот так отстаивать у Лисоньки права!

Их осенило тут, дошло до дураков:

Лиса оставила их без полей и без кормов.

Вот так бывает часто с теми,

Кто действует по этой схеме,

Кто доверяет всем на свете,

А ими водят просто так!

Кузнецов Матвей, 5 – А класс

Две мыши

Жили в поле две мыши-полёвки.

И одна была быстрая, ловкая,

А другая - жирна и ленива,

Но считала, что очень красива.

Ела первая часто и мало,

Много бегала – корм добывала,

А вторая всё больше лежала,

Лишь за пищей нору покидала.

Вместе вышли однажды в поле,

Не заметили: ястреб в дозоре.

Врассыпную бросились мыши,

Но вторая тащилась потише-

Слишком толстая, неповоротливая.

Спаслась первая – изворотливая.

Спортом надо, дружок, заниматься!

Верь: поможет в иных ситуациях!

Астахова Елизавета, 5 – А класс

Лиса и Ворон

Однажды Ворон, чёрной блещущий красой,

Летел над лесом, заискрившимся росой,

Кричал во всё своё воронье горло,

Самодовольство из него буквально «пёрло»:

«Я лучший из певцов на белом свете,

Об этом знают даже маленькие дети!»

И тут Лиса неподалёку вняла крику,

Сидя на пне, она читала книгу,

А карканье воронье ей мешало.

«Эй, Ворон! - говорит Лиса. – Хвалиться мало.

Коль петь умеешь, так запой ты песню:

Нам будет веселей и интересней!»

И Ворон ей запел, верней - закаркал,

Орал, вопил, крылами громко шаркал:

«Я самый умный из зверей!

Нет равных мне, хоть верь-не-верь!»

Сломался сук, «певец» свалился –

И съела Ворона лисица.

Мораль сей басни такова:

Петь не умеешь – не судьба.

Бездарным нечего гордиться

И нечего в певцы стремиться.

Пентюгова Алина, 5 – А класс

Непослушный котик

Однажды котик Васька

Пошёл гулять без шапки,

Хоть мама говорила,

Раз пять предупредила,

Что сильный ветер дует

И уши он продует,

Но Ваське всё равно.

Набегался Василий

По ветру с другом Петькой,

Пришёл домой – и плакал,

Что уши застудил.

Мораль сей басни такова:

Ты маму слушайся всегда!

Журавлёва Екатерина, 5 – А класс

Муха и Львица

Как часто сварливая Муха,

Набив ненасытное брюхо,

Ни с кем всё равно не делилась

И, крошки сжирая, давилась.

А Львицу все уважают:

Пока не накормит стаю,

И к пище не прикоснётся.

Потом лишь поест и напьётся.

Но вот овдовела Львица,

Пришлось ей к друзьям обратиться.

На помощь к ней стая стремится.

Добро окупилось сторицей!

Но вот помирает и Муха,

Вот всех созвала старуха:

«Вы помните, как вас кормила?

Ушла теперь прежняя сила…»

«Нет, мы не забудем обжорство,

Сварливость твою и пижонство!

Вернём мы тебе всё быстрее.

Была бы ты, муха, щедрее…»

Да, щедрость запомнится людям.  

И жадным дадут «по заслугам».

Гулина Ариадна, 5 – А класс

Скромный цветок

В одном саду росли цветы

Необычайной красоты.

Бутоны красных роз и астры,

Нарцисс, пионы – все прекрасны!

Но был один бутон фиалок,

Который скромен был, неярок.

А рядом с ним, пылая, рос

Бутон роскошных алых роз.

Тут возмутилась мама Роза,

Слова звучали как угроза:

«Послушай ты, цветок невзрачный,

Позор ты, ужас, неудачник!

Вот полюбуйся на меня:

Красивая моя семья!

Я лучше всех и краше, чудо!

Красой детей гордиться буду».

Цветочек, старшей не грубя,

Так думал: «Как она глупа!

Ведь в мире нет цветков таких,

Который был бы некрасив.

Тут всяк по-своему прелестен,

И ароматен, и чудесен».

Ты не спеши ругать и выражать презрение

К тому, с кем у тебя иное примирение!

Киселёва Маргарита, 5 – А класс

Лиса и Жук

Вот как-то в очень жаркий день

Лиса в лесу искала тень.

Жук полз по той же самой тропке,

Лиса сказала – голос громкий:

«Какой противный, мерзкий Жук!»

Жучок ответил ей не вдруг:

«Ты на себя бы посмотрела!»

Лиса в ответ: «Вот ново дело:

Ещё меня с собой сравнил!»

А Жук ответом удивил:

-Ведь внешний вид совсем не главное,

Важнее – что же там внутри!

-Ты намекаешь на кишки?

Иль на желудок? Всё исправное.

Жучок сказал: «Тьфу! Глупость явная!

А нагло так других ругает».

Вот так оно, увы, бывает,

Как басенка о том вещает:

Сама, как пень, глупа была,

Ругала ж бедного жука!

Пред тем, как посмеяться над лисой,

Задумайтесь вы, люди, над собой:

Не говорили ль вы когда-нибудь такого,

Не обижали ль невзначай другого?

Кот и Медведь

Однажды, почему не знаем сами,

Кота послали в лес дремучий за грибами.

Медведь в тот час сидел на мшистом пне

И думал: «Чем бы поживиться мне?»

Тут мимо кто-то: или кот, иль кошка-

С грибным лукошком.

Медведь сказал тут: «Ох-ох-ох!

Ах, здравствуй, давний мой дружок!

С тобою мы не виделись давно».

Кот обернулся – рядом никого,

Медведь окликнул, видимо, его.

Ответил: «Правда, так давно,

Что я не помню, право, ничего».

Медведь прервал: «Я не прощу тебя:

Знакомы ж были долгие года».

Совсем Кот усомнился, растерялся:

«Что сделать, чтобы ты не обижался?»

«Хм… Ладно, дай - ка мне лукошко!»

А Кот подумал: «Съест немножко...

Ну, хорошо! Обидел друга.

Невелика ему услуга».

Отда́л лукошечко Медведю-

Грибы по вкусу медоеду!

Поплёлся Кот обманутый домой,

Как в басне, шёл с пустой сумой,

Его хозяева и плёткой, и ремнём,

Не зная, виноват-то был не он.

Такие мастера способны – ой!-

Играть на памяти чужой!

Как куклой, управляют человеком,

Чтоб было выгодно для них при этом.

Карасик Екатерина, 5 – А класс

Чудна́я лошадь

Однажды конюх в день хороший

Взвёл в стойло ту чудну́ю лошадь,

Была она мелка, хлипка,

Но как горда! Высокомерная слегка.

Взодравши хвост, встряхнувши гривой,

Глядела на других игриво.

И все смотрели с удивлением.

«Не жеребёнок ли?» – с сомнением

Предположила кобылица.

Чудная лошадь возмутится:

«Какой же жеребёнок я?

Вы что: не видите, друзья?

Я тоже кобылица,

Скакать я мастерица!»

Хваля себя, наверно, час,

Так подытожила тот сказ:

«Я пони с стажем скакуна,

Уж это вам не ерунда!

Никто не только не обгонит,

Да что там: даже не догонит!»

И повернувшись задом к ним,

Ушла хвалить себя другим.

Но как-то скачки начались.

Все лошади готовы к старту,

А пони, стыдно говорить,

Детей катает по асфальту…

Вот так и в жизни может быть:

Кто хвалится, ужасно слаб,

Умеет только говорить.

Он слабостей и царь, и раб.

Ворсобина Юлия, 5 – А класс

Солнце и Месяц

Взошёл на небо братец Месяц,

Сияя будто бы кудесник,

Пролил он свет на все кусты,

На все деревья и пруды.

Сестрица Солнце задремала,

Но зависть к брату спать мешала:

Все звёзды неба у него,

У ней же нету ничего.

Друзья и слава, правда, есть,

Но звёздных бус из них не плесть.

-Давай меняться, братец мой!

-Сестра, нормально ль с головой?

Менять монеты на друзей?

Словца не слышал я глупей…

В общении ты ярко светишь,

Среди монет мигом померкнешь.

Всё понимала свет-девица,

Но без монет ей всё ж не спится…

Так и невежда в ослеплении

От блеска злата, как Кощей,

Не чувствует, что это – тление,

Что меркнет он в глазах друзей.

Коркина София, 5 – А класс

Басня про Кота-бездельника

Однажды Кот себе забаву отыскал:

Он целый день на солнышке лежал,

Ходил, мурлыкал, с мышками играл.

Вот осень, в воздухе запахло холодком,

Но котик спит, ему всё нипочём.

Все-все: и даже мелкие зверьки,

И птички, и бельчата, и хорьки -

Построили себе к зиме дома.

А котик говорил: «Пройдёт зима.

Её без домика я как-то проживу.

Чего вы суетитесь? – не пойму».

Пришла такая лютая зима,

И звери дикие укрылись по домам.

А между тем мороз крепчал, крепчал,

Кота за лапки всё сильнее он щипал,

И даже мех беднягу не спасал.

Тогда лишь бедолага пожалел,

Что дома вовремя построить не успел.

Мораль запомнить все коты должны:

Дела откладывать не стоит до зимы.

Сударикова Александра, 5 – А класс

Свинья и Лиса

Однажды встретила Лиса Свинью,

Крутя хвостом, держала речь свою:

«Свинья, а где ж твой мех? В натуре:

По мне, нет меха – нет фактуры.

То значит, верно, что ты дура?»

Свинья внимания на то не обращала,

С достоинством лишь дальше прошагала.

А Заяц, пробегая мимо, слышал всё,

Изрёк Лисе, что думал обо всём:

«Смотри-ка, не сказав тебе ни слова,

Дала урок для злого и тупого!

Свинья мудрее дуба векового».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие креативных способностей учащихся при работе над созданием школьной газеты»

Представленная методическая разработка содержит материалы по организации работы кружка «Школьная газета».  Ведущая идея проекта раскрывается в предоставлении каждому ученику необходимых усл...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Проект « Развитие креативных способностей учащихся в процессе работы в научном обществе учащихся».

Цель проекта- повышение познавательной активности учащихся через углубленное изучение ими  специальных вопросов отдельных областей знаний...

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Развитие креативных способностей учащихся. Часть 2

В статье обобщен многолетний и результативный опыт учителя по развитию творческих способностей учеников....