Развитие креативных способностей учащихся. Часть 2
опыты и эксперименты по литературе

Андреева Алла Юрьевна

В статье обобщен многолетний и результативный опыт учителя по развитию творческих способностей учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алла Юрьевна Андреева,

учитель русского языка и литературы

Московская центральная художественная школа при Российской академии художеств (МЦХШ при РАХ). Г. Москва

Развитие креативных способностей учащихся

Часть 2

        Уроки творчества не стоит искусственно «вклинивать» в учебный процесс.  Им всегда можно «найти место», где логично подытоживается пройденное, где закрепляются полученные знания. Как уже говорилось, изучение басен Крылова мы завершаем сочинительством собственных басен. И прямо-таки напрашивается после изучения од М. В. Ломоносова попытаться написать свою оду. Например, этот учебный год в нашей школе юбилейный – школе 80! – и как нам было ни выразить своё восхищение высоким одическим стилем! После творческого напряжения мысли в зачаровывающей тишине аудитории никто и никогда не забудет, что оды пишутся высоким стилем в честь какого-либо значительного события или лица. 80-летний юбилей школы – явление значительное, а юбилей художественной школы – уникальное. Это хорошо чувствуют наши чуткие к прекрасному дети, поэтому и писали поздравления в стихах. О. Бальзак точно подметил: «Можно быть учёным с учёными, но с художниками нужно быть поэтом!» А я бы добавила: «В художественной школе надо становиться поэтом!»

Радует меня, учителя словесности, и то, что дети осмыслили, запомнили, как в своё время М. В. Ломоносов мастерски раздвигал границы своего поэтического видения, и в фокусе его внимания оказывались не только фигура деятеля, кого чествовал, не только событие, восхваляемое в годовщину, а нечто ещё более значимое: дела, заслуги адресата, например, взлёт наук или установившийся при этом деятеле мир. Теперь черёд моих воспитанников: поздравляя школу, восславить законы красоты, преклониться перед творчеством, служителями которого они уже стали, подчеркнуть роль юных, вступающих на этот путь. Вот пример такого расширения границ осмысления в оде семиклассницы:

Я гимн пропела бы с усладой

На день восшествия искусств,

Но что-то мне вдруг помешало

В альбом излить наплывы чувств.

Отдавая должное терпению своих учителей, автор другой оды восхищается тем, как

…из болтливых, малых пятиклашек,

Творцов, порой крикливых и смешных,

Восстали юноши - не знали раньше краше! -

И девушки со взором Афродит.

Итак, рассматривая работы моих творцов, я с удовлетворением констатирую факт: попытки писать в диапазоне Ломоносова удались.

Известно, что на молодых современников М. В. Ломоносов возлагал свои надежды на процветание России. Мои юные авторы од гордо назвали себя «избранными Олимпом», и чувствуется, что это не гордыня, а понимание своей ответственности на избранном пути. Подобная мысль в оде шестиклассницы:

Искусство, словно корни, нас растит.

Как воины, мы за искусство бьёмся.

На этой высоте «парения мыслей» рождаются высокие образы храмов, чертогов, Олимпа, ку́знецы талантов. Они выписываются словами высокого стиля, придают слогу оттенок приподнятости, торжественности, эмоциональной возвышенности. Как правило, эти оттенки сочетаются с наплывами лирики:

Вечор гулял в садах Лицея.

Горят огнями фонари, -

так начинает свою оду любимой школе наша семиклассница. Интересно, откуда, по какому наитию, всплыло в детской головушке – устаревшее поэтическое наречие «вечор»?  Вероятно, оттуда же, откуда на этом уроке в рукописях детей появились такие торжественные стилистически окрашенные слова высокого стиля: стезя, пристанище богов, Олимп, очи, бренный, зрячий, взор, обет, услада, лелеет, россыпи и многие подобные. Из античной литературы. Из устного народного творчества: из сказок, народных песен.  Из древнерусской литературы: церковнославянизмы, устаревшие: архаизмы, историзмы.  Из русской классики. Из недавно выученных од Ломоносова.

        Разумеется, не всем пишущим сразу даётся работа с формой стихотворения. Чаще всего учителя ожидает кропотливая индивидуальная работа, трудоёмкое редактирование, правка текста, требующая деликатного подхода. К примеру, в первом варианте авторской рукописи имели строки:

Здесь каждое творенье чувствами пылает,

А мы, поленья,

Вновь искрим.

Образ есть. Форма оставляет желать лучшего. Предстоит ещё раз объяснить ребёнку, что такое ритм, что такое стихотворный размер, что такое стопы. Затем попросим вычертить схему написанного. Получилось вот что:

_́ _́ _ _ _ _́ _ _́ _ _ _ _́ _

_ _ ́_ _ ́_

_́ _ _́

Наглядно, что стихотворный размер не выдержан. Первая строка длиннее других, смысла в таком утяжелении нет. Совместными усилиями: путём перестановки слов, замены не вписывающихся по длине слов на более короткие, объединения второй и третьей строчек в одну - получаем отредактированный вариант:

Творенья наши чувствами пылают

А мы, поленья словно, вновь искрим.

Вычертим теперь схему:

_ _́ /_ _́ /_ _́ /_ _ /_ _́ /_

_ _́/ _ _́/ _ _ ́/_ _́ /_ _́/

Вместе с автором убеждаемся, что теперь чередование ударных и безударных слогов стало упорядоченным. Ученица сама видит, что хаотично собранные ею слова после некоторых наших манипуляций полились стройным ямбом.

 Так неназойливо ученик приобщается к прекрасному, синтезируя собственный опыт с общекультурным, соизмеряя с ним свои возможности.

В заключение предлагаю коллегам посмотреть результат работы этого года с учениками МЦХШ при РАХ – проект «Поздравление с юбилеем».

Поздравление школе учеников 6-А, 7-А, 7-Б классов

Под знаком Аполлона и Венеры

Мы поздравляем школу с юбилеем!

Здесь постигаются каноны красоты.

Я верю: мы не зря сюда пришли.

Лосева Анна, 7 – А класс

Ты защищаешь нас своим крылом,

Мы все твои птенцы, твои мы дети,

И восемьдесят лет твоим теплом

Сердца и души детские согреты.

Антонова Арина, 6 – А класс

Погорелова Анна, 6 – А класс

Ах, сколько лет искусству!

Художественной -  восемьдесят лет.

И в этом зданье, с виду неприметном,

Искусство появляется на свет

И освещает мир прекрасным блеском.

И искры эти, как один поток,

Сливаясь в реку бурного творенья,

Несутся с запада и юга на восток

И прорывают силу вдохновенья!

И начинаем мы тогда творить,

С любовью мы искусству предаёмся.

Искусство, словно корни, нас растит.

Как воины, мы за искусство бьёмся.

Пан Ангелина, 7 – А класс

***

Мы возрождаем классику в искусстве,

Но в будущее метим далеко.

И сколько счастья в том высоком чувстве!

Искусство будто сладкое вино,

Которое мы залпом выпиваем

И алой кровью воплощаем на холсте.

Без вдохновения мы будто выгораем,

Но школа сгинуть нам не даст в огне.

И будет восхваляться она вечно

Как храм изящества и силы наяву!

И восемьдесят лет спасает безупречно

Искусства нынешнего тяжкую судьбу!

Степанова София, 7 – Б класс

Надпись скульптурам Аполлона и Афродиты

Вы встречаете наше шествие

На пути для многих безликом.

Мы ж проходим по краю лезвия,

Оставляя следы-улики.

Ваши вестники новому рады,

Свет искусства несём на ладонях,

А цветы оставляем в награду

Мы всем тем, кто сейчас нас не гонят.

Мы напишем ваши портреты-

Образ ваш на листе и в багете.

Кондрашов Ермолай, 6 – А класс

***

О, школа, ты начало всех начал!

Здесь нас встречает статуя Венеры,

И Аполлон безмолвным стражем стал.

О, как же вдохновляют эти стены!

Вхожу я, осенённый их заботой,

И чувствую: всё светится во мне.

Ту россыпь искр я выплесну в работы:

И страх, и злобу, и любовь – в огне.

Я никогда об этом не забуду,

Длинна, сложна у творчества стезя,

Но знаю: эту школу помнить буду,

За всё, за всё добром благодаря.

Самохвалова Мария, 7 – Б класс

***

Мы будущее искусства!

Мы празднуем наш юбилей:

Покажем, на что же способны

Мы в этот прекрасный день.

Мы всё разрисуем на свете,

Раскрасим от «А» и до «Я»!

В искусстве нам нет предела:

Есть высшая цель мастерства.

Наполненные вдохновеньем,

Пульсирующим в крови,

Мы будущее искусства!

Мы пламенной страстью горим!

Цецегова Алиса, 7 – А класс

***

Искусство – вот апофеоз природы,

Но знай: тебе таланты дарит Бог.

И вот пишу я вдохновенно эту оду

Про свет, красо́ты и фантазии полёт.

А в школе нашей юбилей мы отмечаем.

Наставники дают святой обет:

«Дадим мы наставленья, друг, советы,

Благословим достичь высот, побед».

Малкина Елена, 7 – А класс

***

Я гимн пропела бы с усладой

На день восшествия искусств,

Но что-то мне вдруг помешало

В альбом излить наплывы чувств.

Под тайным знаком Афродиты

Основан был лицей атлантов.

С искусством ныне мы на «ты».

Лицей наш, кузница талантов,

Лелеет чувство красоты.

Учителя растят гигантов.

О, Аполлон, прими мольбы!

Ходоренко Александра, 7 – А класс

***

О, школа, ты прекрасна без натяжек!

Каким терпеньем надо обладать,

Чтоб из младых, дурашливых букашек

Изящных бабочек искусно создавать!

Чтоб из болтливых, малых пятиклашек,

Творцов, порой крикливых и смешных,

Восстали юноши - не знали раньше краше! -

И девушки со взором Афродит.

Шкляр Устинья, 7 – Б класс

***

Сегодня собрались мы вместе

Под сенью стен твоих, лицей!

Мы будем дружной, внятной песней

Превозносить хвалу тебе.

Ты собирал нас отовсюду,

Чтоб в жизни путь нам указать,

Чтобы традиции мы чтили,

Свободой творчества дыша.

Мы, как птенцы, тобой согреты,

Окрепнем – взлёт! И кто куда…

Но наши узы, наши скрепы

С тобой, лицей, душа моя!

Осиновская Анна, 7 – А класс

***

О, школа! О, лицей родимый!

Люблю твой стиль

неповторимый!

Здесь красота! Здесь new искусство!

В эскизах наших-

жизнь и чувство.

Мы, мастера, мешаем колер…

В искусстве каждый

подневолен.

Душа лицея как мембрана!

Ошибка каждого

                как рана.

А мы умеем рисовать!

Чур! – наш лицей

не обижать!

Новикова Екатерина, 6 – А класс

***

Наша школа – кузница талантов.

Неслучайно собрались мы здесь.

К сожалению, года так быстро мчатся:

Школе уже восемьдесят лет.

Сколько же известных живописцев

Наша школа вырастить смогла!

Пройдёт время – будут новые художники,

Школе уже будет больше ста.

Навсегда останешься в истории,

И в искусстве твой заметен след.

А пока ещё мы просто школьники,

И не больше, чем избранники планет.

Коваленко Божена, 6 – А класс

***

Ты, наша школа, как небесный храм,

Впускаешь только избранных Олимпом.

И под бесстрастным взором Аполлона

И возвышающей изящностью Венеры

Мы познаём законы красоты.

И только здесь всеведущий учитель

Покажет к совершенству верный путь.

Ты, школа, как пристанище богов.

Здесь все стихии собрались: огонь и пламя,

Они во всех очах сияют страстно

При каждом взмахе кистью над холстом!

Творенья наши чувствами пылают,

А мы, поленья словно, вновь искри́м.

С годами мы самоотверженно и громко

Несём искусство в этот бренный мир,

И отблеск пламени у всех мы вызываем.

И школу благодарно вспоминаем.

Зуева Александра, 7 – А класс

В садах лицея

Подражая Пушкину

Вечор гулял в садах лицея,

Горят огнями фонари.

Вдруг вижу скорбь в твоём лице я,

Ах, что случилось? Говори!

А ты посмотришь на шиповник 

И, слёзы кротко уронив,

Ты скажешь: «Вот смотри, садовник!

Он не учтив, не говорлив...

А дети в этой школе славны,

И без забот, но без суббот,

Средь них ребёнок, взрослый - равны!

Веселье, грусть - невпроворот!»

А я отвечу: «Что ж ты плачешь?

Да, всем легко и хорошо,

Хоть злость людскую не упрячешь,

И взрослый часто раздражён».

Ты вытрешь слёзы, улыбнёшься,

Увидишь Господа чертог!

Прошепчешь, к храму повернёшься...

Спаси нас, Бог! Спаси нас, Бог!

Урадовских Иван, 6 – А класс

Искры

О, школа, знаю: ты начало всех начал!

Поверь: лишь здесь искусства тяжкий молот

Способен так из тех, кто очень молод,

Вмиг высечь искры из таланта, что молчал.

Сольются искры в пламя вдохновений,

Прекрасных, ими созданных творений.

Узланер Полина, 7 – А класс

Размышления о школе.

И в шутку, и всерьёз

Лицей! Лицей! МЦХШ!

Туда ребята все спешат.

Рисунок, живопись, «компо́за».

На той розетке вьётся роза.

Штрихи, мазок – и всё не так…

Мы начинаем всё с листа.

Фон синий, красный, голубой.

Софит не светит за тобой…

Стремление – закон успеха.

И «перваков» не слышно смеха.

Уроки: физика, литра…

И в школу ходим мы с утра.

Ведь наш лицей, то гордость мира,

Рождает в нас искусств кумира.

Восьмидесятый юбилей.

Все в вестибюле ждут гостей.

Гулять хочу, но вот проблема:

Беру работу на колено.

Просмотр, выставки – ах, жесть! -

Устала я – верчусь я здесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие креативных способностей учащихся при работе над созданием школьной газеты»

Представленная методическая разработка содержит материалы по организации работы кружка «Школьная газета».  Ведущая идея проекта раскрывается в предоставлении каждому ученику необходимых усл...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Проект « Развитие креативных способностей учащихся в процессе работы в научном обществе учащихся».

Цель проекта- повышение познавательной активности учащихся через углубленное изучение ими  специальных вопросов отдельных областей знаний...

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Развитие креативных способностей учащихся. Часть 1

В статье обобщается опыт работы учителя с 5--летним стажем в направлении развития поэтических способностей учеников, показаны некоторые результаты работы....