Помощь по литературе.
консультация по литературе (9 класс)

Лукьянова Наталия Анатольевна

Подсказки по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_v_oge_po_literature.docx64.94 КБ

Предварительный просмотр:

 КЛИШЕ

1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)... 

2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах.

3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность.

4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство...

5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений. 

6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают... (динамичность, движение; плавность, напевность)

7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет...

8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста

автор положил противоположность чувств (Пр.: любви и влюблённости). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.

9. Стихотворения... , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них  позиция лирического героя и совершенно разные  настроения.

10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков)   можно сделать следующий вывод.

План сопоставительного анализа.

Один текст является опорным.

1.     Определите предмет, направление сопоставления (характеры героев, поступки, мотивы, образы и т. д.)

2.     Найдите в обоих текстах элементы, отвечающие заданию.

3.     Соотнесите их между собой.

4.     Найдите принцип, по которому они объединены.

5.     Обозначьте по пунктам общие позиции.

6.     Покажите различия по пунктам.

Фонвизин Д.И.

В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

 

Карамзин Н.М.

Каким предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?

 

Грибоедов А.С.

Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?

Жуковский В.А.

В чем заключается роль эпитетов в стихотворении «Море»?

Как соотносится реальное и фантастическое в балладе В.А. Жуковского «Светлана»?

Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?

Почему поэт обращается к морю, как к живому существу? (По стихотворению В.А. Жуковского «Море»)

 

Пушкин А.С.

Какую роль играют в стихотворении "Я памятник себе воздвиг..." заимствования из старославянского языка, устаревшие слова?

Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?

Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?

Лермонтов М.Ю.

Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?

Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Своеобразие характера Печорина (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

1.1.2. Почему Печорин решает «раскрыть… душу» в разговоре с доктором Вернером?

1.1.1. На основании приведённого фрагмента определите, в чём, с точки зрения самого Печорина, заключается противоречивость его характера?

1.1.3. Сравните поведение перед дуэлью Печорина и Ленского, героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Какие выводы можно сделать по итогам сопоставления?

1.2.3. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова с приведенным стихотворением А.К. Толстого. Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения?

Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня… про купца Калашникова».)

В чем своеобразие любовной лирики М.Ю.Лермонтова?

 

Гоголь Н.В.

В чём схожи и чем различаются Коробочка и Плюшкин? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)

В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

Какова роль «лирических отступлений» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Почему только два героя «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя имеют биографию?

 

Тютчев Ф.И.

Мастерство Ф.И. Тютчева в создании картин природы. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

 

Фет А.А.

Как в лирике А.А. Фета раскрывается мысль о неразрывной связи человека и природы? (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося)

 

Шолохов М.А.

Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

 

Твардовский А.Т.

Почему Василий Тёркин из одноимённой поэмы А. Т. Твардовского стал поистине народным героем? 

 

https://uch-market.ru/image/cache/catalog/NATS/188037-500x500.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...