Дети подземелья
план-конспект урока по литературе

Белых Лариса Вениаминовна

Конспект урока в 7 для детей с ОВЗ (8 вид)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korolenko_deti_podzemelya.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 7 для детей с ОВЗ (8 вид)

Тема урока: В.Г. Короленко "Дети подземелья".

Цель урока: Познакомиться с произведением.

Задачи:

  1. работать над увеличением объёма памяти через мыслительную деятельность:
  2. развивать словесно - логическую память;
  3. воспитывать мотивацию к учению.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний обучающихся.

- Назовите писателя, биографию которого мы изучаем.

- Назовите его годы жизни.

- Что заставило Короленко предпочесть бесконечные ссылки?  (совесть, молчание, покорность)

-  Как вы считаете, какими принципами обладал В.Г. Короленко?  

 (честностью, справедливостью, человеколюбием)

3Проверка домашнего задания:

Выборочное чтение (по заданию учителя). Пересказ по плану.

  1. Годы жизни и место рождения писателя.
  2. Семья.
  3. В гимназии.
  4. Во время урока.
  5. Протест против непримиримости и насилия.
  6. Помощь голодающим.
  7. Начало творческого пути.
  8. Результат творчества В.Г. Короленко.

4. (чтение учеником доклада) готовил вместе с учителем.

        В Якутии Короленко начал писать повесть «В дурном обществе», а по возвращению в Петербург он заканчивает её. В сокращении для вас она публикуется под названием «Дети подземелья».
        Повесть создавалась тогда в условиях, вовсе не подходящих для литературного творчества. В то время были противоречия между юридическими установлениями царской России и внутренней тягой человека к справедливости, братскому единению. Мы с вами узнаем черты Короленко -  старшего в образе судьи, отца главного героя - Васи. Суровость, кристальная честность и неподкупность - вот основные принципы его жизни. Даже представители «дурного общества» отзывались о нём более чем уважительно. Вася, только что потерявший мать, не интересующий отца, предоставленный самому себе знакомится с обитателями старой часовни с нищими детьми Валеком и Марусей.
Не случайно так много внимания уделил писатель чувствам действующих лиц, их переживаниям, страданиям, бедам.
Читая эту повесть, я надеюсь, ребята, в ваших сердцах будет пробуждаться сочувствие и уважение к героям этого произведения.

Вопрос учителя:

По каким законам живём мы с вами? (по законам Конституции)

Чтение учителем 1-й части повести. Разбор заголовка. «Дети подземелья».

Вопрос учителя: Какая часть речи преобладает в заголовке повести?   («Я» и «мой» - это местоимения)

Словарная работа: часовня.

Работа над текстом:

  1. Чтение цепочкой по абзацам.
  2. Чтение по предложению.
  3. Чтение за диктором.
  4. Чтение понравившегося места.
  5. Выборочное чтение (как все звали Васю?).
  6. Нахождение по данному началу всего предложения:

«Я помнил, как, бывало, просыпаясь...» «Я любил её страстно...»

6. Работа на доске.

  1. Выбрать слова и выражения, передающие душевное состояние мальчика и взрослого человека: суровый, одинокий, страдающий, подавленный горем, понимающий, переживающий, замкнутый, ищущий ласки и доверия.
  2. Начните свой ответ так:

Отец был суровым... Вася был...
Далее предлагается обучающимся проект работы над повестью.
Этот проект будет носить социальный характер, а, следовательно, и возникают социальные проблемы, которые не находят эффективного решения в обществе того периода жизни обитателей часовни.

  1. Отсутствие у детей прочных навыков выживания при существующих законах.
  2. Неумение защитить себя в сложных обстоятельствах.
  3. Безграмотность жителей часовни.
  4. Равнодушие окружающих к людям, попавшим в беду.

  Подготовьте краткий пересказ по темам.

Глава 1.       «Одиночество главного героя»
Моё мнение: «Бродяжничество Васи»
Глава 2.      «Я приобретаю новое знакомство»
Моё мнение: «Социальная группа детей и взрослых, находящихся в часовне».
Глава 3.      «Знакомство продолжается»
Моё мнение: «Новое знакомство Васи с обитателями часовни»
Глава 4.       «В ожидании неприятностей»
Моё мнение: «Боязнь гнева отца»
Глава 5.      «Кукла»
Моё мнение: «Я виноват перед тобою...»

8. Итог урока.

Как называется повесть, которую мы начали изучать? 
Кто главный герой повести?
Назовите автора повести.
Тестирование (тесты прилагаются)

Тест

1.    Какое лицо стало у отца после смерти матери?

А)   угрюмое 
Б)   веселое 
В)   суровое

2.  Как все звали Васю?

А)  негодным
Б)  бродягой 
В)  умным

3.   Какие руки были у больной матери

А)  нежные
Б)  грубые 
В)  ласковые

4.  Чем загоралось сердце Васи, считая себя испорченным мальчиком?

А)  жалостью
Б)  сочувствием 
В)  ненавистью

5.    Как любил Вася Соню?

А)  страстно
Б)   жестоко 
В)  безнадежно

6.    Как смотрела на Васю старая нянька?

А)  горько 
Б)  досадно 
В)  доброжелательно

7.   Чего Вася не встречал в доме?

A)   ни привета
Б)   ни ласки
B)   ни денег

8.    В чем хотел убедиться Вася в часовне?

A)   в пыли 
Б)   в чистоте 
B)   в жестокости

Итог урока: Прочитать повесть и  подготовиться к внеклассному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Золотое правило морали" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Бинарный урок по теме "Золотое правило морали" в повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" стал обобщающим по литературе и обществознанию...

Тест по книге Короленко В.Г. "Дети подземелья"

Два теста по два варианта к книге Короленко В.Г....

Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Литературная игра состоит состоит из четырех  туров: «Теория»                                    10 ...

Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Литературная игра состоит состоит из четырех  туров: «Теория»                                    10 ...

Урок литературы по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Урок литературы по повести  В.Г. Короленко «Дети подземелья».Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи....

Среди "серых камней". (5 глава повести В.Г. Короленко "Дети подземелья").

Урок литературы для 5 класса. Тема урока: Среди "серых камней" (по 5 главе повести В.Г. Короленко "Дети подземелья")....

Презентация-тест для интерактивной доски к уроку литературы в 6 классе.В.Г.Короленко "Дети подземелья".

Данную презентацию можно использовать для проверки внимательности  чтения....