Урок литературы по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Пикалова Марина Анатольевна

Урок литературы по повести  В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_povesti_v.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по повести  В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Цели: создание педагогической среды, ориентированной на формирование у обучающихся познавательного интереса к чтению, развитию речи.

Задачи: Углубить представление учащихся об идейно-художественном своеобразии повести В.Г. Короленко «Дети подземелья.

Совершенствовать умение определять роль портрета и пейзажа в художественном произведении.

Воспитывать стремление к здоровому образу жизни, умение сострадать ближнему.

Оборудование: 

портрет В.Г. Короленко, иллюстрации И.И. Пчелко; пейзажные зарисовки.

Ход урока:

Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое

горе и перестал носиться со своим.

                                В.Г. Короленко.

1. Сообщение темы и цели урока

-О каком произведении мы продолжим сегодня разговор?

-Цель нашего урока: не только обобщить знания о прочитанном произведении, но и выяснить, какова роль портрета и пейзажа в художественном произведении; а также поговорить о здоровом образе жизни.

2. Вступительное слово учителя.

-Мы живём с вами в 21 веке, намного позже тех лет, когда была написана повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Гениальность большого писателя В.Г. Короленко заключается в том, что он заглянул со страниц своей книги к нам, в будущее,  на много лет вперёд, показал общие черты прошлого и настоящего и дал укрепление нравственного, физического и психологического здоровья.

3. Словарная работа

- Вы сказали, что это повесть. Докажите своё мнение.

- Какие сюжетные линии мы отмечаем в повести? (История становления личности; история представителей «дурного общества»)

4 Проверка домашнего задания

- Дома вы должны были ответить на вопрос: «Что имел в виду Тыбурций, когда сказал Васе: «…может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?» Прочитайте свои размышления по этому поводу.

Вывод: Повесть заставляет нас задуматься не только о нравственном, но и физическом здоровье.

   - Кто из героев был очень слаб здоровьем и страдал физически?

   Выборочный пересказ.

Расскажите, какой была последняя осень Маруси

    Работа с книгой:

-Откройте 7 главу, найдите и зачитайте описание осени.

- Каким другим словом можно назвать описание природы? (пейзаж)

- Как связана природа с жизнью девочки?

- Чего не хватает Марусе, чтобы быть здоровой?

- Давайте попутешествуем: перенесёмся в то далёкое время. Вот мы рядом с Марусей.

- Как уберечь её от физического нездоровья?

- Что мы можем посоветовать Марусе? (Работа парами с таблицей.)

- Давайте и мы позаботимся о своём здоровье.

- Физминутка.

Закрываем глаза. Представим, что вышли на свежий воздух, дышим лесной свежестью, кругом зелёная трава, поют птицы, светит яркое солнце. Что я нарисовала? (пейзаж) Тянемся к солнышку, набираемся энергии космоса. Снимаем усталость, расслабляемся.

- Описывая тяжёлую жизнь героев повести, Короленко широко использует еще одно художественное средство. Какое? Ответите сами.

- Задание «Узнай героя».

а) «Это был мальчик лет 9, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые локоны лохматились над чёрными задумчивыми глазами (портрет)

б) Можем ли мы по портрету судить об отношении автора к герою? Докажите на примере портрета Маруси.

в) Кто изображен на иллюстрации? По каким признакам догадались? Какая деталь в портрете говорит, что это умный, внимательный человек ? (глаза) Портрет Тыбурция.

    Давайте прокомментируем «заключение» повести.

- Сколько лет прошло со дня смерти Маруси? Как вы догадались?

- О чем могли читать Вася и Соня у могилы Маруси?

- Какие обещания могли давать?

- Есть ли в наше время дети, жизнь которых похожа на жизнь маленьких обитателей часовни?

Чем можно им помочь? (Ответы уч-ся)

Домашнее задание.

Всем вам жалко Марусю. Я предлагаю вам побыть в роли писателя: измените финал повести. Напишите сочинение на тему: «Я хочу, чтобы Маруся осталась жива». Ребятам, у которых возникнут трудности с написанием сочинения, я предлагаю заполнить карточку, с которой мы работали в классе, с обратной стороны  (Чтобы быть здоровым, мне нужно…

   Итог урока.

- Прочитайте эпиграф. Как вы его понимаете?

- Эти слова В. Короленко мало прочитать,  их нужно пропустить через себя, пережить вместе с героями все трагические моменты и стать добрее, милосерднее, внимательнее друг к другу. С этой задачей вы справились великолепно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по повести А.Платонова «Юшка». Любить «всем теплом и светом свое

Урок  по повести А.Платонова «Юшка».  тема: " Любить  «всем теплом и светом своего сердца».Воспитанию человека, добрых чувств в нем   посвящен урок по рассказу А.Платонова «Юш...

Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»

1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русскойлитературы 2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественноготекста. 3) Вызвать интерес к чтению современной рус...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Разработка урока литературы по повести Степана Сарыг-оола "Повесть о светлом мальчике" глава "Шагаа" 7 классе

Урок является продолжением изучения автобиографических произведений. Ребята знакомы с творчеством Л.Толстого и М.Горького.В тувинской литературе это произведение считается одним из щедевров. Оно включ...

Творческая мастерская на уроке литературы по повести В.Распутина «Уроки французского»

Данный материал может быть использован на уроке литературы при изучении повести В.Распутина «Уроки французского»....