Методическая разработка урока литературы. «ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ В. МАКАНИНА «ЛАЗ»
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русской

литературы

 

2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественного

текста.

 

3) Вызвать интерес к чтению современной русской литературы.

 

4) Сформировать нравственную личность учащегося через осмысление

проблем, заявленных автором в произведении.

           

                                               5) Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы учащегося.

 

                                               6) Осознать и осмыслить ценностные ориентиры сегодняшнего

молодого поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon makanin_-_laz.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

«ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ

В. МАКАНИНА «ЛАЗ»

Проблематика повести В. Маканина «Лаз»

Цель:                        1) Продолжить знакомство с лучшими образами современной русской

литературы

2) Овладеть приемами анализа и синтеза при чтении художественного

текста.

3) Вызвать интерес к чтению современной русской литературы.

4) Сформировать нравственную личность учащегося через осмысление

проблем, заявленных автором в произведении.

        

                                5) Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы учащегося.

                                6) Осознать и осмыслить ценностные ориентиры сегодняшнего

молодого поколения.

Метод:                        1) Выявление и формулировка учащимися проблем художественного

произведения.

                                2) Исследование (работа с текстом произведения).

                                3) Эвристический метод реализуется в домашнем задании.

ХОД УРОКА

(дополнит.)                        «… жили они в каком-то вечном лунном свете, без страданий и боли, с

самого рождения без последа до смерти без трупа, так что можно было

вместе с ними обливаться слезами, не испытывая страданий и

горестей, и миновать не одерживая победы и не добиваясь успеха».

                                                        У. Фолкнер

Презентация (с комментарием) 6 слайдов

(выступает заранее подготовленный ученик)

Творчество и личность В. Маканина

Вопросы на выявление общего                - Интересно, что читая произведения В. Маканина, тебе восприятия произведения                        кажется, что все это  уже тебе знакомо. Невольно, при

чтении ты становишься соавтором писателя. И долго

потом тебя «не отпускает» прочитанное, вспыхивая в

тебе, теребя и знобя душу. Слог в прозе Маканина

 является то, что писатель не просто создает прозу, а

мыслит глубоко и сильно, бесспорно, надеясь (а как же

иначе!) на мыслящего читателя – соавтора. Проза

Маканина – это настоящее звучание жизни.

1. Кто главный герой повести «Лаз»? (Виктор Ключарев,

интеллигент).

2. Какое чувство осталось у вас после прочтения

повести?

- Какой-либо эпизод  показался вам страшным?

3. Кто вам симпатичен в повести и чем?

4. Как вы изобразили пространство повести? (нарисуйте).

У кого так же? Нарисуйте в тетрадях, так как работа на

сегодняшнем уроке будет строится именно на

пространственном звучании повести.

- Посмотрите на тему урока. В чем, по-вашему, цель

урока? (обозначить круг проблем, тревожащих автора,

выяснить, насколько они жизненно актуальны в

сегодняшнем дне).

- Над  какими же, по-вашему, проблемами, предлагает на поразмышлять автор?

«ВЕРХНИЙ МИР»

«Добрый человек»                Слова утешения и поддержки                Неравнодушие

          (стр. 80)                  (любовь, сын Денис)                        (жизнь души в Ключареве:

- помощь О. Павловой;

«социальный характер»                                                        - женщине на улице;

(ссора с водителем)                        Смерть Павлова                        - умирающей собаке;

         (стр. 49)                                                                        - тревога о судьбе друзей

                                        Толпа                                        Сон Ключарева

Равнодушие и непонимание

                                (сопротивление усредненности)                (желание правды)

        Ключарев между двумя

         мирами («слово» стр. 60)

                        Смерть мужчины в кафе                        Равнодушие:

                                (стр. 66)                                - медпомощь

                                                                        - смерть в кафе

        Слова пусты                                Угода толпе                - нежелание вникать в

(стр. 61, 13)                         (Что ей понравится?                   проблемы «наверху»

Кто ей нужен? )

Могила                                                                        Палки для слепых

(стр. 56)

«НИЖНИЙ МИР»

        - Итак, вспомним, что критика обозначила стр. творчества Маканина – «социальное человековедение».

        - Опираясь на это понятие, скажите, кто живет «наверху» и «внизу»?

        (люди (в) – (н) интеллигенция).

        Согласны ли вы с расхожим мнением критики, что «наверху все плохо», а «внизу все хорошо»? (нет, это не так, ведь проблемы и в том, и в другом мире одни и те же).

        

        - Что же имеет ввиду критика, говоря «хорошо» и «плохо»? (материальные блага и только)

        - Давайте подумаем, через какие образы заявленные ключевые проблемы в людской среде реализуются в «верхнем мире»? Каков характер непонимания между людьми «наверху»? (социальный характер конфликта).

        Эпизод: ссора с водителем автобуса (стр. 49).

        - Перейдем «вниз». Для чего Ключарев спускается в лаз? (стр. 60 «Ключарев слышит присутствие Слова». Как рыба. попавшая в воду, он оживает: за этим и спускался»).

        - К какому из 2-х примеров можно отнести слова У. Фолкнера? – но, давайте вспомним, на что упорно акцентируется в 1-й раз, когда мы видим Ключарева внизу, его внимание?

        Эти слова – квинтэссенция? (искусственности, надуманности, равнодушия).

        Нас настораживает слово искусственное, то есть какое? (ненастоящее). Имеют ли цену внизу слова, столь важные для нашего героя? (нет, они заполняют пустоту в отношениях между людьми).

        Не начавшись, разговор иссякает (стр. 13).

        «накат слов… без страсти» (стр. 61).

        - А что значит слово там наверху, где так страшно, где не люди. а твари, где все – по одному, так как оно так безопасней?

        (Слово действенно. Оно утешает в горе Олю Павлову, оно внушает оптимизм Чурсину и его семье, где без слова, даже невнятно произнесенного, не может жить больной сын Ключарева Денис).

        Таким образом «внизу» слово потеряло свое назначение, люди, говоря друг с другом, не слышат друг друга, что и приводит к равнодушию и непониманию.

        - Есть общая черта, которая проходит через все. Это смерть. А каково отношение к смерти «внизу»? (стр. 66).

        Человека нет так, как будто его и вообще никогда не было.

        - Что же происходит «наверху»? (смерть Павлова) воззвала в страшное время к чувству долга, и необходимость сопережить горе его жены, к пониманию собственной нужности в мире, которого нет? Или есть? Наверху, как ни странно, не звучит слово равнодушие. Давайте вспомним  поступки Ключарева, которые говорят о его неравнодушии, о том, что душа в нем живет? (О. Павлова, помощь женщине, умирающей собаке, долг в отношении к жене, любовь к больному сыну Денису (стр. 31), мысли о друзьях, беспокойство за них).

        - Какие приметы равнодушия дает нам автор, говоря о жизни «внизу»? (смерть мужчины в кафе, нежелание вникать в то, что происходит наверху).

        Д/З         1 вариант стр. 72

        - суета в кафе «Зал отношения к будущему». В чем ее смысл? (люди боятся думать о том, что будет, уходят от ответа, бросая бумажки, живут интересом «сегодня». а не «завтра»).

                2 вариант стр.78

        - эпизод «Сон Ключарева». В чем его смысл? (наконец Ключарев говорит туда, вниз, о том, что наиболее, что он должен сказать им. Ответ – его слова, идущие от сердца, отвергнуты, они не захотели их понять, услышать, побоялись растревожить свою степенную жизнь.

        Спокойствие = равнодушие = непонимание.

- Как вы думаете, почему повесть заканчивается «добрым человеком в сумерках»? (надежда, Ключарев и друзья – не оазис безжизненной пустыни и разрухи, есть добрые люди. Доброта – это то, что так не хватает этому миру).

- Что же именно, по мнению писателя Маканина, Лаз – один из героев повести (стр. 75).

- Как вы определили жанр повести? (антиутопия)

- Ваше мнение: проблемы, обозначенные автором повести, разрешимы? (нет)

А для чего тогда вопросы, задаваемые нам (думать, размышлять, прогнозировать на себя, на свою совесть – свои мысли).

Я пишу о людях. Может  быть в мои мысли проникают разного рода образы и символы. я не знаю. Когда хороший плотник что-нибудь строит, он забивает гвозди туда, куда следует… Из шляпок, может быть, и образуется причудливый узор. Но он вовсе не для того забивает гвозди.

У. Фолкнер

Д/З. Письменное размышление

        1. Почему повесть Маканина «Лаз» не оставила меня равнодушным.

        2. О чем я задумывался, прочитав повесть В. Маканина «Лаз»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).

Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему  «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция)....

Методическая разработка Урок литературы по повести Н.В.гоголя "Портрет"

В методической разработке предлагается конспект урока по повести Н.В.Гоголя "Портрет". Приложения прилагаются....

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....