Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Богомазова Ольга Александровна

Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_ovz.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  литературы в инклюзивном классе  

Автор: учитель русского языка и литературы Богомазова О.А.

Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Роль законов тайги в жизни человека.        

Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст в контексте духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Планируемые  результаты изучения темы

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения, уметь определить значение картин природы в рассказе, давать характеристику герою, объяснять смысл названия рассказа, учиться  ориентироваться в тексте, определять идею рассказа, расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнений и  эпитетов).

Метапредметные  УУД :

  • Личностные: формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде, развитие  интеллектуальных и творческих  способностей учащихся, обогащение   словарного  запаса для свободного выражения мыслей и чувств в  процессе речевого общения,  воспитание любви к родному краю, любви к природе ,родному языку; осознание значения природы в жизни человека.

  • Регулятивные: формирование умения принимать  и сохранять учебную задачу, планировать  необходимые действия, операции, действовать  по плану, определять и формулировать цель на уроке, строить письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • Познавательные:  извлекать фактуальную информацию из текста, понимать  информацию, представленную в разных формах, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
  • Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

***Коррекционно-развивающая работа для обучающегося с ОВЗ (ЗПР) построена с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей:

  • индивидуальное домашнее задание  - тест  (выполняет то, что лучше получается);
  • на уроке включен в группу, но имеет свое индивидуальное задание  соответствующего уровня сложности, если что-то не получается, то имеет возможность проконсультироваться с участниками группы;
  • работа с иллюстрациями – выбрать на выставке рисунок, иллюстрирующий конкретный эпизод;
  • учитывая медленную запись в тетрадь и дневник, обучающийся получает распечатанный материал;
  •  узнать по эпитетам, о чем говорится, и назвать одним словом.

К уроку готовится презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Наше настроение :  жетоны( красный – тревожное, желтый – нейтральное, зеленый – отличное).

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!

Откроем рабочие тетради запишем дату,  оставим 2 строчки для темы.

Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю, показывают жетоны учителю.

Личностные:

  • готовность и 
    способность к саморазвитию и
    мотивация к 
    познанию нового

   

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других.

2.Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.

Фронтальная работа

СЛАЙД  № 1, 2

-Ребята, послушайте меня и догадайтесь о чем мы будем говорить сегодня на уроке!? ( На фоне таежной музыки  учитель задает вопросы):

Она величественна и похожа на океан.

Она щедра и сурова.

Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири.

- Что это? (ТАЙГА)

      - Действительно, это тайга. 

        - Как вы думайте, что скрывает в себе тайга?    (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

     

 Продолжаем слушать музыку тайги…

Он беззащитный и в то же время сильный.

Он сын и одновременно хозяин.

Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

Он совершает ошибку и исправляет ее.

- Кто это?  (Васютка)

Слушают музыку тайги, пытаются понять тему урока.

Делают выводы.

Личностные:

  • готовность и 
    способность к саморазвитию и
    мотивация к 
    познанию нового

   

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других.

3. Постановка учебной задачи. Фронтальное обсуждение. 

СЛАЙД  № 3

Постановка проблемных вопросов.

Фронтальное обсуждение

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова Виктора Петровича Астафьева: «Природа  - не только источник жизни. Она и воспитатель души». (Слайд № 3)

    - Какие проблемные вопросы  ставит перед нами автор? Над чем заставляет нас задуматься  Астафьев?

(Что значит природа для человека?

Спасение Васютки  – чудо или закономерность?

Какие уроки даёт природа герою и читателю? Каковы законы тайги?)

     - Исходя из эпиграфа и проблемных вопросов , давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ее  в тетрадях.

          ( Варианты: «Человек и природа в рассказе». «Уроки мудрости и добра». «Законы тайги» )

А какова же тогда цель нашего урока? Попробуем сформулировать вместе.

  1. Любить, беречь и охранять природу родного края.
  2.  Выяснить значение природы в жизни человека.
  3. Выяснить какова  взаимосвязь человека и природы.
  4. Открыть для себя законы тайги, которые помогли Васютке выжить.

  • Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока.
  • Отвечают на вопросы учителя.
  • Выявляют проблему, которую надо решить.
  • Записывают  тему урока

Регулятивные:

  • определять цель;

планировать деятельность с помощью учителя.

  • обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя.

Познавательные:

  • анализ объектов с целью выявления признаков;

• осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений;
  • участие в диалоге.

4. Самостоятельная работа с проверкой. Включение новых знаний в систему.

Работа в группах.

- Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа получила индивидуальные задания, которые помогут нам, достичь цели урока.

  Мы отправляемся в тайгу вместе с героем.  Для того, чтобы наш поход был не только интересным, но и познавательным, я предлагаю вам, ребята, необычную роль – представьте, что вы не ученики 5б класса, а защитники природы – юные натуралисты. В этом нам помогут наши зеленые галстуки.

ПОМНИМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ!

Задание для 1 группы

  1. Для чего отправлялся Васютка в лес?
  2. Найдите в тексте диалог Васютки с матерью. Прочитайте.
  3. Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Каков первый (главный) закон тайги? Запишите его на листе.

Задание для 2 группы

  1. Как случилось, что не раз бывавший в тайге  Васютка заблудился?
  2. Найдите в тексте эпизод с мухой.

Прочитайте. Почему он важен для понимания состояния Васютки? Какое средство художественной выразительности использует автор?

  1. Какой второй закон тайги он нарушил? Запишите его на листе.

Задание для 3 группы. Работа с пейзажем.

  1. Как  называется словесное описание природы в художественном произведении?
  2. Найдите описание тайги « Тайга…  Тайга… Без конца и края тянулась….»  Прочитайте.
  3. Какие слова использованы при описании тайги для усиления мрачности пейзажа? Как чувствует Васютка себя в этот момент?
  4. **** «Узнай  по эпитетам , о чем говорится,  и назови одним словом»:
  • Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая - ?
  • Небольшое, унылое, подернутое ряской - ?
  • Молочный, клейкий, неподвижный - ?
  • Далекие, таинственные, мерцающие - ?
  • Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая - ?
  1. *** Выбери на выставке любой рисунок. Какой эпизод иллюстрирует данный рисунок?
  2. Какие слова отца и деда помогли Васютке преодолеть страх?  Отсюда следует третий закон тайги. Запишите его на листе. Почему отец и дед считали тайгу кормилицей?
  3. Как  провел Васютка первую ночь в тайге?

Задание для 4 группы.

  1. В чем Васютка видел свое спасение?

На  исходе второго дня Васютка заметил среди мха стебли травы. Приметой чего является трава в тайге? На что надеялся Васютка?  Что  это оказалось?

  1. Чем его удивило озеро? Какая надежда у него появилась?
  2. Почему озеро  стали называть Васюткино озеро? Только ли потому, что его нашел Васютка?

Задание для 5 группы.

  1. Что сделал Васютка, когда увидел рыбосборочный бот?

  1. Составить синквейн «Образ Васютки»

  1. Измнился ли Ваютка после пяти дней, проведенных в тайге?

( Васютка оценил мудрость деда, те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.)

Природа преподнесла Васютке уроки мужества, уроки доброты:

Уроки мужества, уроки доброты

Ты в сердце сохранишь навеки, и

Озеро как символ чистоты Тебе откроется.

Почувствуешь истоки очищения.

Вольется в сердце неба синева,

И звезд на небе тихое мерцанье,

И щебет птиц, и росная трава –

Васюткиного озера сиянье!

Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

Познавательные:

  • извлечение нужной информации;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • оценить степень успешности выполнения задания;
  • корректировка.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений;
  • участие в диалоге.
  • соблюдение правил речевого поведения;
  • вступление в учебный диалог с одноклассниками.

5.Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Зрительная гимнастика.

Зрительный тренажер Базарного В.Ф.

Учащиеся выполняют зрительную гимнастику.

Личностное:

  • установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6. Подведение итогов урока.

Вспомните, какую  цель  мы ставили перед собой в начале урока? (Любить, беречь и охранять природу родного края;  выяснить значение природы в жизни человека, выяснить какова  взаимосвязь человека и природы. Открыть для себя законы тайги, которые помогли Васютке выжить.)

Выполнили ли мы эту цель?

Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека?

  1. Знание законов природы помогает человеку выжить.
  2. Человек и природа неразрывно связаны между собой.
  3. Бережное отношение к природе помогает человеку использовать ее богатства себе во благо ( пища, кров, тепло).
  4.  Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она -  союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Учащийся читает наизусть заранее подготовленное стихотворение В. Шефнера.

Познавательные:

  • представлять информацию в сжатом виде ( кластер)
  • осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза. , сравнения , классификации, делает обобщения, выводы;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивная:

  • оценивание степени успешности достижения цели.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • участие в диалоге.

Личностные:

  • самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности.

7.Рефлексия.

Устно:

  1. Сегодня на уроке я узнал, что…
  2. Урок помог мне…
  3. Урок был интересным, потому что…
  4. После урока мне захотелось…
  5. Я хочу похвалить себя за…

- Чему мы научились сегодня?

- Что нового открыли для себя?

- Что больше всего вам понравилось в характере героя?

- Пошли бы вы с Васюткой в поход, в разведку?

Регулятивные:

  • оценка процессов и результатов деятельности.

8. Домашнее задание.

Домашнее задание:  

  1.  Кроссворд по рассказу «Васюткино озеро»
  2. Сочинение – миниатюра «Чему я научился у Васютки?»
  3. ****Тест для обучающего с ОВЗ

1.  Жанр произведения:

а) рассказ;                  б) повесть;                 в) сказка-быль.

2.  В основе произведения лежит

а)  повествование о трудной работе рыбаков и охотников;

б) изображение природы Сибири;

в)  повествование о приключениях героя.

3. Васютка бродил по лесу

а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;

б) выполняя поручение отца;

в) ради удовольствия.

4.  Птица, которая "увела" Васютку в тайгу:

а) тетерев;      б) глухарь;     в) кедровка.

5. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:

а) в озере есть водоворот;   б) озеро проточное;   в) ветер принесёт непогоду.

6. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там                  а)  речка;      б) болото;         в)  озеро.

7.  Васютка решился использовать последний патрон, потому что:

а)  его заметили с бота;

б)  его не заметили с бота;

в)  он был очень рад рыбакам.

 

8.  Родные Васютки:

а)  были уверены в том, что он сам найдётся;

б)  потеряли надежду найти его;

в)  продолжали искать и надеяться.

9.  Главному герою удалось спастись в лесу благодаря

а) богатейшей природе;

б) тёплой осенней погоде;

в) умениям и навыкам таёжного жителя.

10.  Найдя озеро, Васютка

а)  стал известным на всю страну;

б) зазнался;

в) принёс пользу стране.

11.  Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:

а)  "С тайгой надо дружить!";

б) "Тайга хлипких не любит!";

в) "В тайге одному делать нечего!".

Спасибо за работу! Молодцы! Наше настроение? (Жетоны)

 Делают выбор, записывают домашнее задание.

Регулятивные:

  • умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе (5 класс)

Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе(5 класс) по теме: "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".Роль законов тпйги в жизни человека."...

Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе (5 класс)

В технологической карте подробно представлена работа с обучающимся с ОВЗ(ЗПР)....

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

"Дыхание растений" Технологическая карта урока биологии в инклюзивном классе. 6 класс

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков по теме "Дыхание растений" в инклюзивном  6 классе....