Урок литературы "Добро и зло в сказке "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Шовгорова Альмана Зулаевна

Нравственное воспитание при изучении сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" На уроке применены следующие методы и приемы: прием "Яркое пятно", прием "Удивляй", проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная, фронтальная, групповая работа, рефлексия, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок24.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

                           Учитель русского языка и литературы МКОУ «Элвгинская СОШ» Шовгорова Альмана Зулаевна

Тема урока: «Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели урока: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью средств выразительности в создании художественного образа.

Задачи: 1. Образовательные: формировать умение анализировать художественное произведение.

2. Развивающие: способствовать развитию речи обучающихся, творческих способностей, обогащению их словарного запаса.

3. Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость через эмоциональное восприятие произведения.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Освоить в ходе изучения произведения понятия «добро» и «зло»; способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения.
  2. Метапредметные: умение организовать свою деятельность на уроке; определять уели и задачи; умение самостоятельно вести поиск; выбор необходимой информации; высказывать свои суждения, подтверждая фактами; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.
  3. Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; принятие жизненных ценностей.

Формируемые УУД:

  1. Личностные (создание ценностных ориентиров; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу)
  2. Регулятивные (формирование умения формулировать тему урока, цель урока, умение разрешать учебную задачу, мобилизовать энергию и знания для достижения цели)
  3. Познавательные (умение делать выводы, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)
  4. Коммуникативные (развитие умений работать с информацией; сотрудничать в группе; строить монологическое высказывание; точно выражать свои мысли)

Методические приемы: повторение, исследование, формулировка выводов, обобщение, ИКТ, проект, «яркое пятно», «домысливание», «исключение»

Технология: проблемная ситуация, здоровьесбережение, групповая, индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация Power Point; видеоролик; раздаточный материал.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организацион ный момент. Этап мотивации.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

Улыбаются друг другу, настраиваются на позитивную деятельность

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Создание проблемной ситуации. Приём «яркое пятно»

Урок наш предлагаю начать с просмотра восточной притчи. Внимательно послушайте и подумайте, о чём в ней говорится.

О чём эта притча?

Что подразумевается под белым волком, чёрным волком?

Как вы понимаете слова старика: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»

Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Какую сказку вы изучали на прошлом уроке?

Связав притчу и сказку, попробуйте сформулировать тему урока

Просмотр видеоролика

О добре и зле

Добро и зло

Если человек совершает плохие поступки, то он кормит злого волка. Если хорошие дела-доброго волка.

Тема: Добро и зло в сказке «Тёплый хлеб»

Формирование умения выделять существенные и несущественные признаки

Формирование умения обмениваться необходимой информацией для общения и деятельности; умения строить монологическое высказывание

Приём «исключение»

Основа «яркое пятно»

3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения учащихся

Приём «Лови ошибку»

-Правильно. Откройте тетради. Запишите число. Тему урока

 Работа над эпиграфом урока «Умел ошибиться - умей и поправиться»

Направляет на формулирование цели и задач урока по опорным словам:

1. Проанализировать…

2. Выявить примеры…

3. Закрепить…

                                                    Игра «Лови ошибку!»

Зачитываю детали произведения.

1. Действие сказки разворачивается в деревне Башмачки.

2. В деревне считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он

3. Панкрат рассказал Фильке легенду про злого мужика и солдата.

4. Филька разломил буханку, посолил и протянул коню. Конь сразу взял хлеб

Записывают.

Если человек совершил что-то плохое, то нужно суметь исправить свою ошибку

---------------------

Находят ошибки в деталях произведения

-Бережки

-Конь –общественный

-Бабка –

рассказала.

-Но конь не сразу взял хлеб

Установление причинно-следственных связей (П)

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

IV. Физкультминутка

Цель: изменить деятельность детей и этим ослабить утомление

--------------

V. Этап самостоятельной работы. Работа в группах.

Проектно-исследовательская деятельность 

-Ребята, давайте представим, что мы жители деревни Бережки. Мы все очень замерзли. Покажите, что нужно делать, чтобы согреться. Согреем наши руки, ладошки, ушки, щёки, пальчики.

- Мы восстановили в памяти детали сказки. А теперь предлагаю поработать в группах. У нас три творческие группы

 Прочитайте свои информационные листы, распределите роли и приступайте к работе. Время на создание проекта – 10 мин.

                                         Задания для 1ой группы:

А) Что такое эпитет?

Б) Рассмотреть иллюстрацию, озаглавить. Найти в тексте и выразительно прочитать отрывок, соответствующий сюжету. Выписать из данного отрывка эпитеты.                                                                            («Филька обидел коня»)

В) Работа по словарю:

Христарадники- нищие

Наотмашь- со всего размаха

Злорадный окрик- окрикивают вызывающего антипатию

Г) Перевести на калмыцкий язык:

Сказка-тууль

Зима-увл

Конь-морн

Мальчик-ковун

                                         

Выполняют физкультминутку

Эпитет-образное определение предмета.

(раненый конь, Дьявол, злорадный окрик, удивительные дела)

-нищие

-со всего размаха

-когда окрикивают вызывающего антипатию

– извлечение из текстов необходимой информации

– установление причинно-следственных связей

– построение логической цепи рассуждений, доказательство

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

– осознание ответственности за общее дело

– анализ, синтез, сравнение, обобщение

VI. Защита проектов

VII. Приём «Удивляй»

Задания для 2ой группы:

А) Что такое олицетворение?

Б) Озаглавить иллюстрации. Найти в тексте и выразительно прочитать отрывки. Выписать из данных отрывков примеры олицетворений.

В) Работа со словарем:

Дюже-                                                                                очень, сильно

Камердинер-                                                                                    слуга

Пешни-                                                           лом с деревянной ручкой

                                                Задания для 3й группы:

А) Что такое эпиграф?

Б) Озаглавить иллюстрацию. Найти в тексте и выраз.прочитать отрывок.

В) Перевести на калмыцкий язык:

Добрый-                                                                        цаган седклтя

Хлеб-                                                                             одмг

Соль-                                                                             давсн

Радость-                                                                         байр

Г) Написать сочинение-миниатюру: Подходит ли эпиграф «Умел ошибиться-умей и поправиться» к сказке «Тёплый хлеб»?

           

Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

----------

«Рассказ бабки о злом мужике и солдате»

----«Спасение мельницы от мороза»

-----------

Упал мороз, побил птиц, ударил мороз

Эпиграф-это короткая цитата или выражение перед текстом, выражающая идею произведения

Сочинение-миниатюра

– извлечение из текстов необходимой информации

– установление причинно-следственных связей

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации – осознание ответственности за общее дело

VIII. Итог урока

Подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки.

- Чему научила нас сказка?

Делают вывод, что произведение несёт очень важную мораль: человек ответственен за свои поступки

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

IХ. Рефлексия

Приём «Всё в твоих руках»

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой вы сможете высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которых соответствуют вашему внутреннему ощущению.

Большой палец – урок был интересным и важным для меня

Указательный – урок научил меня доброте

Средний – я понял, что за свои поступки надо отвечать

Безымянный – я понял, что всегда нужно прощать

Мизинец – я ничего не понял

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями.

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

– контроль, коррекция, оценка

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности

–формулирова ние и аргументация своего мнения, учет разных мнений

Х. Домашнее задание.

Даёт домашнее задание на выбор

1. Создание портрета Фильки с помощью программы Foto-robot

2. Составить кроссворд по сказке «Теплый хлеб»

3. Нарисовать понравившийся эпизод из сказки.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по сказке Константина Паустовского "Теплый хлеб"

Материалы содержат презентацию к уроку и мини-проект , созданный учениками...

Урок-презентация "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"

На первом этапе урока повторяются  начальные представления о нравственности, полученные учащимися на предыдущих уроках литературы.  Анализ поступков героя сказки К.Г.Паустовского "Теплый хле...

Урок литературы в 8 классе "Не хлебом единым жив человек"

Урок литературы в 8 классе "Не хлебом единым жив человек"способствует систематизации и закреплению знаний по истории родного села с помощью музейного материала....

Конспект урока к рассказу А.Платонова"Тёплый хлеб" 6кл

Конспект  урока по рассказу Платонова "Тёплый хлеб"...

План-конспект урока литературы в 5 классе "Тёплый хлеб"

план урока русского языка 5 класс "Тёплый хлеб" с применением структур...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...

Урок литературы в 5 классе. «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»

Урок литературы (5 класс) «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» преподавателя отдельной дисциплины «Русский язык и литература» ФГКОУ МКК "...