«Кто он? Святой или убийца? Иль черный ангел во плоти…» (межпредметный урок)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Манаенко Инна Владимировна

Урок с межпредметными связями - получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук, обеспечивает системность в организации учебно-воспитательного процесса в предметной системе обучения, взаимодействие разных видов дидактических связей между учебными темами, курсами, предметами, циклами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_mezhpredmetnogo_uroka.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто он? Святой или убийца? Иль черный ангел во плоти…»

1.Вступление. Видеофрагмент «Стихиры Ивана Грозного»

Учитель читает стихотворение:

Чернее тучи грозный царь,

Он скинул маску лицедея-

Не шут, не вор – но государь.

И стынет кровь на лик глазея.

То ли посланник, то ли бес.

Он в Бога верит, убивая,

И на груди кровавый крест -

Твердит о жизни – смерть вдыхая.

Кто он? Святой или убийца?

Иль черный ангел во плоти?

Им ради жизни, смерть вершиться,

Чтоб душу грешную спасти.

2. Обозначение темы урока:

 Учитель 1: Сегодня в течение  90 минут мы перелистаем  несколько  интересных, но кровавых  страниц из истории России. Я думаю, вы догадались, о ком пойдет речь… «Кто он? Святой или убийца? Иль черный ангел во плоти…»…(ответы учащихся).

 Нельзя не согласиться с мнением, что история не складывается из случайностей, не творится безликими силами. Именно это привлекает внимание не только историков, но и писателей к историческим событиям и людям, которые оставили след в истории человечества.

Учитель 2:  Действительно, цели историка  и литератора близки: оба стремятся передать свое понимание настоящего и прошлого современникам и донести его до потомков. Но если историк стремится к более объективному воссозданию реальности, то писатель пытается творчески  ее переосмыслить. Алексей Константинович Толстой работал над романом  “Князь Серебряный” в течение 20 лет, чтобы повесть времен Иоанна Грозного стала не столько описанием  каких-либо исторических событий, сколько «изображением общего характера целой эпохи и восприятие понятий, верований, нравов русского общества второй половины XVI столетия».

3.Постановка проблемы, цели урока.

Учитель 1: Историческое исследование и художественное произведение имеют много общего. История – это непрерывная череда поступков множества людей. И в первую очередь тех, в чьих руках власть.

1 блок «Да что это за опричнина…?» (Гл. 6)

История

Литература

  • Встреча князя Серебряного с опричниками, возглавляемыми Матвеем Хомяком: « Я…служу верно господину своему и царю в опричниках. Метла у нас при седле, значит, что мы Русь метём, выметаем измену из царской земли; а собачья голова – что мы грызем врагов царских».

  • Какой смысл видит в опричнине сам государь Иван Васильевич? «Не для того поставил я на Руси опричнину, чтобы слуги мои побивали людей безвинных. Поставлены они, аки добрые псы, боронить от пыхающих волков овцы моя...».

Видеофрагмент «Иван Грозный и Филипп»

  • Все ли смирились с опричниной?

Микровывод: Власть от Бога…?

  • этимология слова «опричнина», «кромешники»

Что такое опричнина? Термин «опричнина» был известен задолго до Ивана Грозного. Происходит оно от слова « опричь-кроме. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества .которую после смерти князя выделяли его вдове,»опричь» всех уделов. Древнерусское слово «опричь» (наречие и предлог), согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» — «отдельный, выделенный, особый.

Происхождение слова «опричнина2 использовал А Курбский, который называл опричников «кромешниками»,что заставляло вспомнить о месте ,где господствует «тьма кромешная.

Кромешник — а, м. То же, что ОПРИЧНИК,   озорник, оторвишник, колобродник, архаровец, безобразник, оторвист, хулиган, ухорез, гопник, охаверник   ► Чей свист, чей громкий разговор Во мраке ночи раздается? Кто сей? Кромешник удалой. // Пушкин. Стихотворения //; [Пимен:] Царь Иоанн искал успокоенья в подобии монашеских трудов. Его дворец, любимцев гордых полный …   (Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков)

  • работа с фразеологизмом «тьма кромешная» 

В церковнославянском тексте Евангелия (от Матфея) так называется ад, преисподняя. Выражение это употребляется иносказательно, в значениях: полная, беспросветная  тьма; невежество, тягостная, мрачная жизнь.

  • Иван Грозный сочинял стихири о власти (пословицы)

Не всяк царя видит, но всяк за него Бога молит. (Поговорка времён Ивана Грозного). 

Нельзя Государю без грозы быти! (Словарь  пословиц

В.И. Даля).

Никому не подвластен кроме Христа, сына Божия. (Поговорка,  придуманная  Иваном Грозным).

Микровывод: средства создания художественной модели «опричник-царь-опричнина»

2 блок Образ Ивана Грозного (Гл. 7, 8 )

История

Литература

Видеофрагмент «Пир»

Чем озабочены люди, близко стоявшие к трону? Сам Грозный?

Почему в описании царя много православной символики?

Как это соотносится с его образом, поступками?

Прежде подобная традиция украшения паникадил различными подвесами была широко распространена на Руси. Многочисленные подтверждения этому можно встретить на страницах описей церковного имущества. Подвесы могли представлять собой полукруглые чаши, колокольчики и шёлковые кисти, даже кедровые шишки и кокосовые орехи. Нередко упоминаются и так называемые строфокамиловы яйца. Название это в переводе на русский язык означает «страусовые» (греч. «στρουθοκάμηλος» – страусовый). М.М. Постникова-Лосева указывает на то, что на Руси «в XVII в. на Пасху к паникадилам подвешивали страусовые яйца в серебряной оправе»2. О существовании данной традиции и в более раннее время свидетельствует её упоминание в азбуковниках,

Средства создания художественной модели «царь-царские палаты-быт»:

  • Гл.7 –Описание Александровской слободы- прием противопоставления (трудно описать великолепие и разнообразие этой обители…, дворец ли это или куст куст цветов…или то жар-птица..; особое внимание на описание слободских церквей; тут же были срубы с плахами)

Вывод: «Как не бесстрашен бывает человек, он никогда не равнодушен к мысли, что его ожидает смерть…от рук презренного палача».

  • Гл.8

 лексический ряд-быт: двусветная палата, парча, чары сердоликовые, кружки из строфокамиловых яиц, черпала, кравчий.  

"Наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошел сам царь Иван Васильевич".

Лексический ряд-царская одежда: парчовая одежда, перстяное ожерелье, финифтевое изображение спасителя, богоматери, апостолов и пророков, большой узорный крест, красные сафьяновые сапоги.

Художественные детали портрета: правильное лицо..прекрасно, но черты обозначились резче, орлиный нос, глаза горели мрачным огнем, морщины, редкие волосы в бороде и усах…

Художественный прием: Выражение …изменилось. Еще стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, в покоях поселилось недоброе.

  • «взгляд его был ещё привлекателен. Улыбка его очаровывала даже тех, которые... гнушались его злодеяниями. С такою счастливой наружностью Иоанн соединял необыкновенный дар слова. Случалось, что люди добродетельные, слушая царя, убеждались в необходимости ужасных его мер и верили, пока он говорил, справедливости его казней»;

  • -  «царь...поклонился на все стороны...прочитал вслух длинную молитву, перекрестился, благословил трапезу...». Он даже называл себя иегуменом (это сан церковнослужителя).

  • Сначала совершал казни, а потом шёл отмаливать грехи, читал синодик (листок с именами умерших для поминовения; чаще всего это были люди, казнённые по его приказу. Таких было много. Иногда -целые семьи).

Микровывод: царь страдает от душевных мукОбраз Ивана Грозного убеждает в том, что деспотизм уничтожает живую душу не только в раздавленных властной волей подданных, но и в самом деспоте. Губительность деспотизма.

3 блок «Посмотрика-ка, кем он окружил себя?» Круг новых людей

История

Литература

Гл.7

Он хотел даже обратить дворец в монастырь, а любимцев своих в иноков: выбрал из опричников 300 человек, самых злейших, назвал их братией…

Малюта Скуратов-параклиарх

Афанасий Вяземский –келарь

("Я опричник! Слышишь, боярин, я опричник! Нет у меня чести! Полюбилась мне жена твоя, слышишь, боярин! Не боюся судного дела; всю Москву пущу на дым, а добуду Елену!" - говорит с яростью Вяземский Дружине Морозову, пытающемуся напомнить ему, что он "не разбойник, но князь и боярин!")

Алексей Басманов

Борис Годунов страстно стремясь к "благоустройству земли", решил, что к достижению Добра все пути хороши, и это решение (такое же искреннее, как и желание Добра для России у Иоанна) уводит его все дальше и дальше от настоящего, а не подмененного личным заблуждением Добра. Очень ярко объясняет свою "окольную" позицию сам Годунов в разговоре с Никитой Романовичем Серебряным:

"Видишь ли, Никита Романович, ...хорошо стоять за правду, да один в поле не воевода. Чтоб ты сделал, кабы, примерно, сорок воров стали при тебе резать безвинного?

Так Толстой показывает еще одну разновидность правителя - деспота; он не творит произвол, не отдает приказа о расправах и, тем более, сам не участвует в них. Он просто умело натравливает своих приближенных друг на друга, достигая той же цели, что и кровавый тиран Иоанн - стоять одному, "аки дуб в чистом поле". "Иоанн губит своих врагов со злобою, Годунов безо всякой злобы устраняет их как препятствие. Он вовсе не жесток от природы, но когда он думает, что жестокость нужна для устранения его врагов, она его не пугает".

Микровывод:

Церковно-славянская лексика: келарь, игумен, параклисиарх, тафья, скуфейка,  

  • Портрет Малюты злодей, именем которого матери пугают непослушных детей: "Наружность его вселяла ужас в самых неробких. Лоб его был низок и сжат, волосы начинались почти над бровями; скулы и челюсти, напротив, были несоразмерно развиты, череп, спереди узкий, переходил без всякой постепенности в какой-то широкий котел к затылку, а за ушами были такие выпуклости, что уши казались впалыми". Но особенно страшны глаза, которые отражают всю сатанинскую суть верного раба Иоанна: "Глаза неопределенного цвета не смотрели ни на кого прямо, но страшно делалось тому, кто нечаянно встречал их тусклый взгляд. Казалось, никакое великодушное чувство, никакая мысль, выходящая из круга животных побуждений, не могла проникнуть в этот узкий мозг, покрытый толстым черепом и густой щетиной. В выражении этого лица было что-то неумолимое и безнадежное. 
  • Позиция автора, его отношение к изображаемому персонажу декларируются открыто, выражаясь в оценочных эпитетах ("неумолимое" и "безнадежное" - в выражении лица, "тусклый взгляд", "глаза неопределенного цвета"), метафорических уподоблениях ( "сделал из себя царскую собаку", наружностью он напоминает животное:"...никакая мысль, выходящая из круга животных побуждений, не могла проникнуть в этот узкий мозг, покрытый толстым черепом и густой щетиной")

Можно сравнить со 2 эпизодом «Описание дня празднования Ивана Купалы»

"...все колокола московские раскачивались с самого утра и звонили без умолку. Все церкви были полны. По окончании обедни народ рассыпался по улицам. Молодые и старые, бедные и богатые несли домой зеленые ветки, цветы, березки, убранные лентами. ...Однако к полуденной поре улицы стали пустеть... Воцарилась мертвая тишина. Православные покоились в своих опочивальнях, и не было ни кого, кто бы гневил Бога, гуляя по улицам, ибо Бог и человеку, и всякой твари велел покоиться в полуденную пору: а грешно идти против воли Божией, разве уж принудит неотложное дело.

Итак, все спали. Только на Балчуге, в кабаке, слышны были крики, ссоры, и песни. Там, несмотря на полдень, пировали ратники, почти все молодые, в богатых нарядах. Все были пьяны... Оседланные кони стояли у ворот. К каждому седлу привязана была метла и собачья голова".

. "Дьявольскими, кровоядными полками" называет опричников Дружина Морозов. "Топчут правду, выметают не измену, но честь русскую; грызут не врагов государевых, а верных слуг его, и нет на них нигде ни суда, ни расправы!" - говорит об опричниках боярин Морозов, именуя их действия словами, которые нельзя отнести к человеку: "топчут", "грызут"...

Микровывод:

4 блок Князь Серебряный, Дружина Морозов

Но есть ли люди в окружении И. Г розного, достойные уважения?

Каким вы видите царя и боярина Д.Морозова в главе 34 «Шутовской кафтан»?

В чём хочет убедить нас автор через описание характеров Серебряного и   Морозова?

(Были и в это страшное время люди сильные, волевые, с независимым мнением, благородством, мужеством. Но их бунт – это бунт одиночек.)

И в звук набатного колокола, говорящий о беде, включаются и звуки серебряных колокольцев.

Отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. главные черты характера князя Серебряного - прямодушие и честность. С самых первых страниц романа Толстой выделяет в герое очень важную черту характера - способность идти прямой дорогой, не кривить душой, слушать голос своего сердца. Даже Иоанн испытывает незнакомое ему чувство невольного уважения к Серебряному, "которого смелые поступки возмущали его самодержавное сердце, а между тем не подходили под собственные его понятия об измене. Доселе Иоанн встречал или явное своеволие, как в боярах, омрачавших своими раздорами время его малолетства, или гордое непокорство, как в Курбском, или же рабскую низкопоклонность, как во всех окружавших его в настоящее время.+ беседа с Годуновым

«Лица, подобные Василию Блаженному, князю Репнину, Морозову или Серебряному, являлись нередко как светлые звезды на безотрадном небе нашей русской ночи, но, как и самые звезды, они были бессильны разогнать ее мрак, ибо светились отдельно и не были сплочены, ни поддерживаемы общественным мнением. Простим же грешной тени Ивана Васильевича, но помянем добром тех, которые, завися от него, устояли в добре, ибо тяжело не упасть в такое время, когда все понятия извращаются, когда низость называется добродетелью, предательство входит в закон, а самая честь и человеческое достоинство почитаются преступным нарушением долга!...вы шли прямою дорогой, не бояся ни опалы, ни смерти; и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто на свете не пропадает, и каждое дело..и каждая мысль вырастает. И многое доброе и злое, что, как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах  минувшего

Микровывод:

Он напоминает одного из былинных богатырей. Автор очень подробно описывает его внешность: «Наружность князя соответствовала его нраву.

Князь Никита Романович Серебряный - образ вымышленный. 

Время и пространство – это и люди, живущие в это время и в этом пространстве. Царь в романе появляется только в 8 главе, да и назван роман не его именем – «Князь Серебряный».

- Вслушайтесь: кня{c} {c}еребряный – этот приём называется паронимическая аттракция – сближение по созвучию, которое вызывает ассоциативное сближение по смыслу. Звук колокольчика

Как будто серебряный колокольчик позвал нас в дорогу. Серебро на Руси ценилось выше золота, считалось более благородным, более чистым металлом, хотя в материальном плане оно дешевле золота.

Портрет князя. Какой возникает образ? (гл. 1, гл. 20, гл. 21 – «не могу идти, я обещал царю»)

Мужественный, волевой, крепкий, честный, благородный.

- Какие поступки князя говорят о его благородстве?

 (- слово царю (конец гл. 21)

  - он на стороне слабых (гл. 1)

  - отказывается от предложения Басманова наговором получить себе милость

    (гл. 27)

  - рыцарская прямота

  - верность правде без рассуждений… и др.)

- Где находит свою смерть князь Серебряный?

(В бою. Князь идёт в конце концов против государя. Но гибнет он за Родину. Автор не случайно такой конец ему уготовил. Это почётная смерть. Достойная. Когда казнили – это унижение и потеря чести (без шапки везли на казнь).

РЕЧЬ героев.

 

Микровывод:

5 блок «Душегубства его были всегда облачены в наружность строгого правосудия» (Гл.35)

История

Литература

  • Суд государственный всегда на Руси был ниже суда Божественного. Блаженный – посредник между Богом и народом.
  • Какова оценка автора описываемых событий?

(«Царь, сытый душегубством…» - как вампир, паук, клоп)

  • В главе «Шутовской кафтан» (гл. 34) устами Морозова автор даёт фактически обобщающую оценку деяниям Грозного: «Пока ты жив, уста народа русского запечатаны страхом; но минует твоё зверское царенье …»  (стр. 257) - и это прежде всего оценка грозного человека.

Микровывод:

  • Найдите описание места казни, назовите детали.

(Плахи, виселицы, котёл, дыба; площадь, вся взъерошенная кольями и заполненная виселицами).

  • - Какое чувство вызывают у народа все эти приготовления?

(Страх: «разошлись в испуге», «боязливые лица»)

  • - Давайте охарактеризуем  поле звука, которым заполнено это пространство.

(Говорили шёпотом, «мёртвая тишина», «не слышно шума», «затихли», «безлюдная площадь». И звук будущей смерти – стук топора).

  • - Что из себя представляет поле цвета?

Ни одного огонька не светилось в окнах», «тускло теплились лампады», «чёрные ряды ворон», «бледные боязливые лица», «кровь почуя…»)

  • - Какой эпитет автор подобрал к слову «казнь»? (Торжественная)

- Сочетаются ли эти понятия? (Нет, сочетание абсурдно)

Этот приём называется зевгма – логическое, смысловое, грамматическое несоответствие сочетающихся понятий. Оксюморон – разновидность зевгмы, отличительный признак – сочетание противоположных понятий.

  • - А как выглядел царь в то утро?

(Соответственно событию торжественному: «в большом наряде», «украшен», «блистая дорогими каменьями», собачья голова)

  • - Как он оправдывает свою жестокость?

(«Караю злодеев ради благополучия государства», обуславливает необходимость жестоких мер, насилия.)

  • - Какой эпизод становится кульминацией сцены казни?

(Встреча с юродивым Васей)

  • Как реагирует народ на происходящее? (Страх и негодование. Негодование появляется только когда возникает угроза жизни юродивого.)

Микровывод:

Удалось ли автору «воскресить наглядно физиономию этой эпохи»? Назовём приметы смоделированного автором времени и пространства.

 (слова из последнего абзаца «Мир праху вашему…»)

Видеоклип с песней

Микровывод:

Эпиграфом книги послужили слова, взятые из летописи Тацита на латинском языке. Смысл этих слов таков: «А тут рабское терпение и такое количество пролитой дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью. И я не стал бы просить у читателей в свое оправдание ничего другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно погибающих».

Микровывод:

Художественная модель

Автор «зашифровывает» информацию, которую мы, читатели, интерпретируем, расшифровываем, основываясь на языковых средствах и стилистических приёмах:

- нарушение сочетаемости;

- различные тропы;

- тематические группы;

- семантические поля;

- архаическая лексика, чтобы ярче высветить эпоху, стилизация эпохи.

Можно ли на основе  художественной модели личности Ивана Грозного получить достоверное представление об историческом образе первого русского царя?  

(Художественная  модель-это условно подобная реальному миру картина действительности, которую рисует писатель через образы героев, речь, вещи, пейзаж, поступки, переживания).

Главные герои – вымышленные лица. Главные события тоже вымышлены. И все-таки история живет на страницах романа. И подлинные исторические лица – Иван Грозный и его зловещее окружение – тесно связаны с теми героями, которых придумал автор.

4. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"

Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...

Методические разработки межпредметных уроков

Данная статья посвящена методам преподавания межпредметных уроков. Указаны дидактические требования к межпредметным урокам и показан фрагмент урока физики  с межпредметным содержанием....

Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"(для 9-10 кл.)

Тип учебного занятия: урок  обобщения изученного материала.Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии развивающего, пробле...

Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»

Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:·         учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...

Конспект межпредметного урока по физике в 7 классе « Атмосферное давление и жизнь на Земле».

Цель урока: Расширение и углубление знаний учащихся по данной теме, полученных на уроке и в ходе самостоятельной работы.Задачи урока:1. Обобщить знания об атмосферном давлении, совершенствовать умения...

Черное и Азовское моря. разработка урока.

Черное и Азовское моря. разработка урока в 7 классе....