Урок литературы в 8 классе «Тихая моя родина»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Ирина Николаевна Ершова

Урок литературы в 8 классе  «Тихая моя родина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_8_klasse.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Тема урока

 «Тихая моя родина»

Философская лирика в творчестве поэта 20 века

Цель: 

Обучение анализу текста стихотворного произведения; анализ стихотворения К. Симонова «Родина»

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о философской лирике.
  2. Развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену.
  3. Воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре и истории.

Оборудование: текст стихотворения «Родина» К. Симонова;

видеозапись прочтения стихотворения Л. Гурченко и К. Савва

Элементы используемых технологий: 

технология  создания проблемных ситуаций,

личностно-ориентированный подход,

технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе,

информационно-коммуникационные технологии

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Я рада приветствовать всех вас на нашем уроке.

Чем же будем заниматься?

Конечно же, общаться.

Поговорим?

О чём?

О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Ведь что-то знаешь ты,

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим!

Вдруг будет интересно!

Домашним заданием было найти в словарях определение слова «родина»

Общее значение слова в разных словарях: «родина» - место, где человек родился.

Как выдумаете, к какому виду лирики относятся размышления поэтов о родине? Философская лирика.

2.  Теория.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях.

Родину можно назвать ценностью для современного человека?
В русской поэзии основоположником философской лирики считается Федор Тютчев. Мир, природа, человек в его стихах находятся в постоянном столкновении противоборствующих сил, где человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, на «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, с самим собой.  Темы  стихов современной философской лирики могут быть самыми разными. Ее продолжение и разновидности – это «гражданская лирика» и «религиозная лирика», «мистика и эзотерика». «Гражданская» приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе. 

Лирика предполагает доверительное, откровенное размышление, исходя из конкретного пережитого опыта: не «как бывает вообще» и не «как должно быть», и, уж тем более, не как «ОНИ» делают… ЛИРИКА – ЭТО МИР ОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, реальной или сотворенной фантазией автора, но совершенно конкретной, излагающей ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ.

В названии темы нашего урока – строчка из стихотворения Н. Заболоцкого «Тихая моя родина», которое вам знакомо. Но сегодня на уроке мы прочитаем стихотворение К. Симонова. В ноябре 2015 года мы будем отмечать столетие со дня его рождения. С творчеством Константина Михайловича  вы уже знакомы. Сегодня мы прочитаем еще одно его стихотворение «Родина». По названию вы можете догадаться, что в нем автор пишет о родине,  но попробуем посмотреть на стихи с точки зрения философского размышления поэта о том,  в чем для него ценность родины.

(Раздать листы с текстом стихотворения «Родина»). Обратите внимание на дату создания стихотворения – 1941 год.

Из жизни Симонова: в течение 1941 года Константин Симонов учился на курсах военных корреспондентов. 15 июня 1941 года получил воинское звание интенданта второго ранга. С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в  осажденной Одессе.

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.

Видео: стихотворение К. Симонова «Родина» читает Людмила Гурченко

(ссылка на видео   https://www.youtube.com/watch?v=z1OpXoMcVlo  ) и Константин Савва (ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=vJd468Oqt18 )

Вопросы для анализа:

1.Ваше впечатление от стихотворения в исполнении Людмилы Гурченко? В исполнении К. Савва?

2. Еще раз внимательно прочитайте стихотворение. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

3.Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали.

4.В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?

5. Перечитайте последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

6.Образ родины в стихотворении Симонова?  В чем счастье человека, родившегося на этом «клочке земли»?

7. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Письменная работа.

(В какой момент жизни человек задумывается о малой родине? Почему в трудные для страны годы обостряется «чувство родины»? Так ли важно ощущать связь с малой родиной? В ряду духовных  ценностей на каком месте может быть ценность малой родины? С какими твоими собственными размышлениями совпало стихотворение Симонова?)

Рефлексия.

Какой момент урока был для вас наиболее интересным? Когда вы чувствовали себя эмоционально взволнованным? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 7 классе "Тихая моя Родина"

Изображение природы в произведениях русских поэтов....

Разработка урока "Рубцов Николай Михайлович «Тихая моя Родина»"

Цель урока:  познакомить учащихся со стихотворением Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина», отработать выразительное осознанное чтение. Конкретно рассмотреть понятие «Родина»(своё отношение, а также расс...

Урок литературы 11 класс."Тихий Дон"- роман-эпопея о всемирной трагедии.

Урок построен с применением элементов технологии "кейс-метод".Используется составление кластера в ходе обсуждения проблем,затронутых в романе.Происходит формирование у учащихся умений строить и высказ...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Урок литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"

Конспект урока литературы по теме "Тихая" родина в творчестве Н.Рубцова"...

Конспект урока литературы "Они отдали жизнь за Родину, они погибли не зря..." (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие...")

В процессе урока раскрывается  основная  мысль  автора  о  несовместимости  понятий  «война»  и «женщина»...