Литературная гостиная
план-конспект занятия по литературе (5, 6, 7 класс)

Краснослободцева Юлия Владимировна

Литературная гостиная по произведениям А. С. Пушкина для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx51.62 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы собрались сегодня в литературной гостиной. А Что такое гостиная? Каково происхождение этого слова?

В начале 19 века, в аристократических кругах русского общества появилась  традиция собираться вместе для общения. В гостиных читали стихи, слушали музыку, играли в игры, говорили обо всём на свете. А мы сегодня собрались, чтобы поговорить о человеке, чьё имя знаем с детства. Этого поэта называют солнцем русской поэзии.

Это имя – знакомое с детства –

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

П.Г. Антокольский

Когда учителя русской литературы говорят, что Пушкин открыл собственно русскую литературу, в это слабо верится.

Что, до Пушкина не было стихов и повестей? Или, может быть, книг не печатали? Или — не читали? Да и что это за преувеличение: один человек — и открыл всю литературу. Не может быть.

Конечно же, литература уже была, и книги печатались и читались.

В этих словах кроется совсем другой смысл.

В век, когда вся просвещенная и литературная Россия говорила по-французски, знала английский и немецкий, Пушкин показал всю прелесть, напевность, образность, простоту и неповторимое изящество родного языка.

За год до окончания Лицея Пушкин совершает резкий переворот в своем поэтическом языке, и впускает в поэзию живую разговорную речь.

В это трудно поверить, но до Пушкина стихи вообще были мало кому понятны. Сегодня весь русскоязычный мир говорит на языке, созданном Пушкиным. До Пушкина поэзия такой не была, а вот после Пушкина стала только такой.

Послушайте отрывок из поэмы « Евгений Онегин» и обратите внимание, как ярко и выразительно Пушкин изобразил картины зимы. Здесь мы видим и дровни, и ямщика в тулупе, и мальчика на салазках.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

Пушкин подарил России русский язык, на котором заговорила последовавшая за ним русская литература.

Впервые открыл нам поэт глаза на скромную и такую простую, но исполненную неизъяснимой прелести для русского сердца природу средней полосы России. Он любил и научил нас любить утреннюю свежесть наших весен, великолепные снежные панорамы зимы, пышное очарование русской осени.

Вот, например, вспомним,  какой великолепный зимний пейзаж рисует автор в стихотворении «Зимнее утро».

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Поэт создаёт образ зимы с помощью слова, зима у Пушкина – это не бездушный пейзаж, а живое существо:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Пушкин художественным словом мог передать целый мир, в том числе и мир весны:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

И, наконец, любимое время поэта, время его вдохновения, конечно же, осень. Осени он посвятил множество стихов, вот одно из них:

Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Эти строки точно передают пробуждение поэзии в душе вдохновлённого поэта.

Занавес закрыть

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил его замечательные произведения.

Но у  каждого  свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки любимы детьми.

А сам Пушкин не раз восхищался мудростью народной поэзии, особым складом народной речи. «Что за роскошь, что за смысл, что за толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»- восклицал он.

Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной, с увлечением слушал её «небылицы, былины», сказки, записал около 60 песен разных народов и 7 сказок Арины Родионовны. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал поэт брату.

Занавес.

Арина Родионовна. Вот царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого – подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство накормит одним зерном, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что родит  сына. Царь женился на меньшой. В то время война была,  и уехал  царь воевать. Мальчик у царицы уродился чудом: ножки по колено серебряные, ручки по локти золотые; во лбу – звезда. Послали известить о том царя. Но злодеи задержали гонца на дороге, подменили письмо, в коем написали, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. …»

Пушкин записывает и читает

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его для разрешения. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, чтоб заготовить для царицы с чудесным сыном – и бросить их в море... Долго плавали царица с царевичем в засмоленой бочке – наконец, море выкинуло их на землю. Сын заметил это. «Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи, и вышли бы мы на свет». – Господь благослови тебя, дитятко. – Обручи лопнули, они вышли на остров.

Занавес открыть

               Сценка:

               Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.

                Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
И идёт на край долины
У моря искать дичины.

Смотрит - видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил...
Но как раз стрела запела -
В шею коршуна задела -
Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил;

                Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
И царевичу потом
Молвит русским языком:

                Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.   

Занавес закрыть

Но вот дети вырастают, и на их книжных полках появляются такие произведения, как «Повести Белкина», которые были написаны А. С. Пушкиным в Болдино.

Пушкин: Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за вспыхнувшей эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне.

Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время?

Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо.

Написал около 30 лирических произведений. Замечательно.

Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальере», « Скупой рыцарь». Хорошо.

Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…». Ведь это первое моё произведение в прозе.

 Пушкин хотел, чтобы читатели в повестях увидели правду российской жизни. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе. Пушкин не рассчитывал на успех. Так и появился И.П. Белкин – обобщённый образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями.

 Кто такой Белкин?

Пушкин : Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно.

А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком судьба.

«Ох, судьба, судьба! Вне сомнений, ты самая загадочная дама на свете. Иной раз и не понять: шутишь ли ты или осыпаешь нас своими странными капризами.

ведущий:  В повести Пушкина «Метель» рассказывается о двух молодых людях — Маше и Владимире, полюбивших друг друга и решивших соединить свои судьбы, но на их пути встали родители Маши. Влюбленные же решили тайно обвенчаться.

И вот наступил вечер, когда Маша должна была покинуть родительский дом.

  

Занавес открыть

СЦЕНКА

Мария Гавриловна Боже мой! Милая Настя, как я волнуюсь. Этот ужин так долго длился, у меня даже голова разболелась.

Настя Да! Марья Гавриловна, Вы были бледнее обыкновенного и , по-моему, ваши батюшка и матушка заметили ваше беспокойство.

М.Г. Ох, Настя! Владимир Николаевич в каждом письме умолял меня венчаться тайно, скрываться несколько времени, потом броситься к ногам родителей.

Настя Но, барыня, ваша матушка запретила вам и думать о нем, а его принимают хуже, нежели отставного заседателя.

М.Г. Помилуй, Настенька! Не мучай меня. Я уже всё решила. Мы с Владимиром Николаевичем друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию. Так нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Настя Марья Гавриловна! Сегодня днем принесли записку от Владимира Николаевича. Вот она.

М.Г. (читает записку)

«Милая моя Маша! Сегодня вечером моему счастию суждено будет сбыться. Выходи в сад через заднее крыльцо, за садом найдешь готовые сани, садись в них и езжай пять верст от Ненарадова в село Жадрино, прямо в церковь. Твой Владимир.»

Настя Марья Гавриловна, на дворе метель. Послушайте, как воет ветер, вот и ставни стучат. Я Вас одних ни за что не отпущу. Обязательно поеду с вами.

Маша: О Боже, помоги, вразуми меня. Я люблю Владимира и не представляю себе жизни без него, но мы не можем быть вместе. Он беден, но так благороден. Я долго колебалась, строила планы и наконец решилась.. Но я боюсь, что родители никогда не простят меня. В ночь перед побегом мне снились страшные сны. Снился мне Владимир, бледный и окровавленный, лежавший на снегу. Он молил меня быстрее с ним обвенчаться. Снилось мне, будто, как только я сажусь в сани и решаюсь бежать, отец хватает меня и бросает в темное, глубокое подземелье. На душе у меня было неспокойно.

Настя Ну вроде все готово, пойдемте, барыня, быстрей

Занавес закрыть (Варя подставляет второй стул)

ведущий: В ночь перед побегом на улице разыгралась метель.  (звуки метели) С большим трудом Маша нашла дорогу в церковь. Когда она приехала, Владимира еще не было. Долго ждала его Маша. Но вот двери церкви хлопнули, молодой человек показался в церкви. Старый священник обвенчал их. А когда Маша обернулась, увидела совсем не знакомое ей лицо.

 

Что же получается? Она обвенчалась совсем с другим молодым  человеком?

 

ведущий: Маше и Владимиру не суждено было больше встретиться. Грустно, правда? Жаль Владимира, который не смог вынести этого удара и уехал в армию, и больше о нем ничего не было слышно.

(выход Вики)

 Маша вернулась к родителям.  Женихи кружились около милой и богатой невесты; но она никому не подавала и малейшей надежды. Но однажды появился раненый гусарский полковник Бурмин.   Он приехал в отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству с деревней Марьи Гавриловны.

   

Последняя сцена «Метели»

Автор. Бурмин нашел Марью Гавриловну с книгою в руках , настоящей героинею романа. Он объявил, что искал давно случая открыть ей свое сердце, и потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия.

Бурмин: (Тихо) Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований… Добрая, милая Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы… молчите, ради Бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но — я несчастнейшее создание… я женат!

Я женат, я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!

Марья Гавриловна: (Воскликнув) Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте; я расскажу после… но продолжайте, сделайте милость.

(Вика уходит)

Бурмин: Итак, в начале 1812 года, я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал.  И мы поехали в самую бурю, таким образом, очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек, и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди.

Сценка.

Сюда! сюда!

Помилуй, где ты замешкался? невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Пойдем же скорее.

Занавес открывается

(М.Г. сидит на лавочке)

Слава Богу, насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили.

Бурмин: Старый священник подошел ко мне с вопросом:

Прикажете начинать?

— Начинайте, начинайте, батюшка , — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне не дурна… …Священник торопился. Нас обвенчали.

Поцелуйтесь , — сказали нам.

Ах, не он! не он!

Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»

Звук метели переходит в муз.

Марья Гавриловна: (Закричала) Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?

Бурмин: Не знаю, не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. Теперь я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко, и которая теперь так жестоко отомщена.

Марья Гавриловна: (Схватив его руку) Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?

Занавес

Вот так Метель сыграла главную роль в судьбе героев.

И хоть всё заканчивается хорошо, но прежде судьба наказывает и Владимира, и Машу, и Бурмина чередой испытаний за ослушание, за преступные проказы.

Завершить нашу гостиную мы хотели бы словами Пушкина

В 16 лет юный Пушкин написал:
Великим быть желаю,
Люблю России честь.
Я много обещаю.
Исполню ли? Бог весть!


И снова судьба! Она распорядилась так, что поэт стал великим, бессмертным, незабвенным, вечнопамятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...