Образовательные технологии
статья по литературе

Игнатьева Екатерина Владимировна

Описание образовательных технологий, используемых в образовательной деятельности учителем русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательные технологии27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, используемые в профессиональной деятельности 

   Выбирая педагогические технологии, которые будут «работать» на поставленную цель,  учитывался самый главный фактор: интерес школьника, уровень его участия в работе.

   1. Одной из основных технологий формирования УУД, ключевых компетенций и поставленной перед нами цели являются информационные технологии в обучении русскому языку и литературе. Без информационных технологий сегодня нет современной школы. Информационные технологии позволяют мне добиваться достаточно высоких результатов обучения, используя «пакет» дидактических и технических средств. Первым этапом работы я выбрала работу с текстами, со словарями, учу ребят вслушиваться в телепередачу, анализировать, составлять сначала устные рецензии, сжато пересказывать.

   Для анонсирования новой темы применяю презентации, как способ контроля использую тестирующие программы.

Считаю, что информационные технологии на уроках русского языка и литературы являются очень важным средством повышения качества образования.

Компьютер является и объектом изучения, и средством обучения, и инструментом решения учебных задач. Применение компьютера должно вписываться в учебный процесс, тем более, когда мы воспитываем высокую нравственность и культуру языка, развиваем коммуникативные навыки.

Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая её временными рамками, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением, оперативно реагирую на изменение педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

На уроках русского языка и литературы мои ученики часто выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии) с использованием ИКТ. Например, оформление сборника стихов любимого  поэта «серебряного века» (исследовательского характера) с использованием технологий обработки информации,  создание  проектов, составление обобщающих таблиц, алгоритмов действий, схем. Ребята  выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника), которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности:

  • cоздавать организационные структуры хранения данных, создавать, именовать, сохранять объекты;
  • пользоваться экранной справочной системой;
  • строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики);
  • создавать информационные объекты различной формы представления с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках гуманитарного профиля.

Компьютерные тесты служат средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний;  дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного, которое практикуется с заболевшими детьми,  уехавшими на соревнования и т.п.

Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворительного результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Медиатексты в электронном формате, художественные тексты применяю на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.

Учащиеся, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках, например: «В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка», «Русские словари», «Большая русская биографическая энциклопедия», создают слайды по следующим разделам:

- словарно-орфографическая работа;

- работа с литературоведческой статьей;

- обзор творчества поэта, писателя;

- подготовка доклада о писателе, поэте;

- изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

Я стала активно использовать на уроках разного вида диаграммы, которые дают возможность в наглядном виде увидеть результат работы ученика по решению учебной задачи или проблемы. Например: при изучении раздела «лексика» учащиеся знакомятся со словарным запасом слов. В предложенном тексте находят слова, входящие в активный словарь, и слова, входящие в пассивный словарь: неологизмы, архаизмы, историзмы. Итог работы - диаграмма, которая демонстрирует соотношение активного и пассивного словаря в данном тексте. Или ученики проводят опрос, в ходе которого задают вопросы, связанные с лингвистикой или филологией, обрабатывают полученную информацию, наглядно представляют в виде диаграммы.

Так же осуществляю проблемное обучение посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания, для написания реферата, научно- исследовательской работы. Работа в сети Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учителя и учеников, дает возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в области образования, науки и культуры. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности).

Моя деятельность как учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируются учебно-информационные умения и навыки.

 Использование компьютерных технологий повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке); повышают качество контроля знаний и  интереса к изучению предмета, улучшают качество образования, активизируют творческий потенциал ученика и учителя.

   Для того, чтобы грамотно работать с информацией, развивать коммуникативные навыки, учиться культуре языка на основе высокохудожественных текстов, материалов, я  использую в работе:

- продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия»;

- компьютерный учебник по русскому языку;

- орфографический тренажер по русскому языку «Грамотей»;

- копилку ЦОР;

- библиотеку электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура».

Говоря об Интернете, Рунете и его ресурсах, надо сказать, что приобщение учащихся к сетевой словесности – это возможность преодолеть читательскую индифферентность школьников. Киберпространство – более комфортная для подростков среда. На многочисленных форумах и в блогах можно прочесть отзывы сверстников, сравнить их с собственным отношением к произведению, высказать публично свое суждение. Живая мысль при этом не ограничивается рамками урока и учительского плана. На этапе формирования навыков аналитического чтения это психологически очень важно.

       Катализатором кибербеседы является непрерывный диалог. А диалогичность – важнейший коммуникативный навык для современного человека. Диалогичность важна не только в общении, в том числе педагогическом, она является залогом продуктивности анализа художественного произведения. Сеть учит пользователя свободе мысли и чувства, свободе самовыражения, информационная среда Интернета представляет собой скрытую лабораторию, где тексты порождают тексты.

Однако свобода без границ имеет и негативные стороны: разрушение нравственных основ личности, а ведь цель нашей работы как раз обратная: воспитание духовно-нравственной личности с высокой культурой коммуникации. Поэтому знакомство с киберсредой должно происходить под руководством учителя, способного подготовить школьников к восприятию той или иной информации; огромное значение в выборе информации имеет уровень нравственной воспитанности школьника.

Сетевые ресурсы целесообразно использовать на уроках разных типов в качестве вспомогательного материала и самостоятельного предмета изучения.

Наиболее продуктивны такие формы работы: урок-обзор по сетевой литературе в 11 классе, урок-экскурсия «Вольный город киберпоэтов»,  читательская конференция «Мое открытие Рунета», составление литературных интернет – проектов.

   Указанная технология отвечает поставленным нами задачам: развивает важнейшую ИКТ-компетентность, формируя ключевые навыки: культуры общения, самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций (а также собственно навыков использования ИКТ).

   

2. Формируя общую культуру речи, работая над повышением качества образования, огромное внимание уделяем грамматике, которой большое значение придавал К.Д.Ушинский, работая сразу над грамматикой, развитием речи и воспитанием проникновения в речь, её глубинный исторический смысл. Работа над грамматикой русского языка – это работа ежедневная, формирующая важнейшую предметную лингвистическую компетенцию.

Ушинскому принадлежит большая заслуга введения и широкого распространения в России звукового метода обучения чтению. Из различных разновидностей этого метода Ушинский рекомендовал аналитико-синтетический звуковой метод письма-чтения. На основе этого метода были разработаны методические советы П.С.Тоцкого, которые стали моим незаменимым инструментом для выработки орфографической зоркости и языковой чуткости, особенно у  слабых учащимися, у ребят с ОВЗ.

   Переработанную методику П.С. Тоцкого, отдельные методы использую для работы со слабыми учащимися на дополнительных занятиях, которые провожу после уроков вне расписания с согласия родителей.

В течение первого года ребята учили после уроков словарные слова и выполняли орфографическое списывание текстов, читали «орфографически» по методике Тоцкого.  

Следующим этапом стали самостоятельные занятия с контролем два раза в  неделю. Делаю вывод позднее, что ученик, писавший диктант минимум с двадцатью ошибками и заголовком «массква серце расии», а спустя 1-2 года сдавший экзамен самостоятельно на «тройку» – это достижение.  Учащийся не просто научился достаточно грамотно писать и читать, но и проникать в законы родной речи, вслушиваясь в нее, понимая ее, видеть закономерности текста, слышать текст. Особенно это касается не просто слабых, немотивированных школьников, а педагогически запущенных. Поставленная цель достигается нами и в данных случаях, но на более скромном уровне.

   Говоря об учебных и внеурочных результатах моей педагогической деятельности в течение этих лет, следует сказать, что по результатам диагностики растет процент качества знаний по русскому языку в среднем на 5-15%, по литературе в среднем на 20%; средний балл по результатам мониторингов и сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе выше среднего по России (71; 69; 72); ученики активно участвуют во многих предметных олимпиадах, которые проводятся в школе и районе, в олимпиадах и конкурсах Новосибирской области и России.

За последние пять лет в связи с возникшим интересом к изучению русского языка и литературы большое количество ребят приняло участие в олимпиадах и конкурсах во внеклассной работе, есть  победители и призеры разных уровней: района, области, РФ. Участие ребят во внеклассных мероприятиях по результатам обучения на занятиях факультативов и спецкурсов также приносит свои положительные плоды.  

Исходя из основных показателей уровней усвоения знаний, в 2016 году можно было сделать следующие выводы:

Творческий уровень усвоения знаний преобладает

Творческий (скрытый) уровень усвоения знаний преобладает

Продуктивный уровень усвоения знаний преобладает

Репродуктивно-творческий уровень овладения знаниями  

у 16 % уч - ся

у 28 % уч - ся

у 42 % уч - ся

у 14 % уч – ся

Поэтому было ясно, что необходимо работать не только над повышением уровня знаний каждого ребенка, не только с ребятами, у которых имеется низкая мотивация к изучению гуманитарных предметов, статус ОВЗ, но и, конечно, с творческими, одаренными учениками.               

   Работа с одаренными детьми построена следующим образом:

  1. По результатам диагностики учебных или творческих  достижений ученики приглашается на заседание НОУ, спецкурса, факультатива;
  2. Разрабатывается индивидуальная образовательная траектория;
  3. Организуется участие ученика в исследовательской или другой творческой деятельности, выступление его на олимпиадах и конкурсах различных уровней;
  4. Выстраивается система работы с данными учащимися помимо факультативных занятий: дополнительные занятия, участие в проектах.
  5. Распространяется опыт ученика и учителя на страницах конкурса Портфолио газеты «Первое сентября», конференциях и Круглых столах.
  6. Кроме повышения собственного уровня развития, у ребенка есть и дополнительная мотивация: повышение рейтинга, награды, грамоты, призы.

   

3. В процессе работы большое внимание уделяю проблеме педагогического общения, учебного диалога на уроках русского языка и литературы. Как определял А. А. Леонтьев: «Технология общения – это прежде всего средство не деятельности учителя, а средство реализации личности учителя в его профессиональной деятельности».

Помня о главенствующей роли личности учителя в формировании и развитии учащегося, считаю, что учитель  обязан обладать коммуникативной компетентностью, но и, развивая ее в ребенке, важно самому развивать ее в себе, ведь «уча других, мы учимся сами». Поскольку общение – основная форма познавательной деятельности, то от профессионального общения учителя с учеником зависит более половины общего успеха. Здесь важно все: владение невербальными средствами общения, проксимика, интонация, мимика, язык телодвижений.

Ориентиром  для меня стала классификация «родной» Т. А. Ладыженской, выделившей четыре основных функции языка «внешнего вида учителя». Свободно владеть навыками самоконтроля за выразительностью звучащей речи, жеста и мимики, уметь автоматически выбрать оптимальный вариант воздействия на слушателей в конкретной ситуации – такова, я считаю, задача профессионального самообразования учителя. Активно содействовать формированию тех же навыков у школьников – следующая важная задача для эффективности педагогического общения.      

4. В основном учебном процессе работаю в рамках предметно-ориентированной технологии уровневой дифференциации и технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дается меньший объем материала, а другим – больший, а за счет того, что, предлагая ученикам одинаковый его объем, я ориентирую ребенка на различные уровни требований к его усвоению. Внешняя дифференциация в школе, в принципе, применима.  Сегодня есть профильные классы или классы с углубленным изучением цикла предметов. Активно работает НОУ, факультативы и т.д. Внутренняя же дифференциация должна быть необходимой чертой всех типов школ. Поэтому я стараюсь учитывать индивидуальные особенности учеников, планирую дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определяю характер своей помощи ученику. На группы по уровню знаний учеников никогда не делю. Считаю, что это унижает человеческое достоинство ребенка и снижает мотивацию. В дифференцированной системе обучения мое внимание направлено и на ребят, испытывающих трудности, и ребят с ОВЗ, и на одаренных учеников, и на большую часть учащихся, у которых преобладает продуктивный уровень усвоения знаний.

Стандарт образования по русскому языку выделяет два уровня подачи материала – базовый и профильный, но существует и третий – углубленное изучение, вот поэтому я и делю содержание обучения русскому языку по трем уровням сложности (по Е. А. Рябухиной).

Технология РКМЧП – целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Д. Клустер, кстати, утверждает, что творческое и критическое мышление не связаны. Мой же опыт говорит как раз об органичной связи критического мышления с творческим. Все необходимые стороны критического мышления лучше всего проявляются в письменной работе. Ученики, овладевшие письмом, всегда имеют свое мнение и убедительно аргументируют его.

Чтобы побуждать желание писать творческие работы, мы организуем стенды, куда помещаем лучшие этюды, эссе. Стараюсь учить творчеству на образцовых текстах, как советовал К.Д.Ушинский.  (Например, М. Цветаева, эссе о басне Крылова «Волк и ягненок»). Для анализа текстов одним из приемов является использование дневников, этот прием дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. В левом столбике – фрагменты текста, в правом – комментарии ученика.

Я очень ценю технологии личностно-ориентированного образования и считаю их принципы основой своей деятельности (использую метод проектов и педагогические мастерские), диалоговые технологии обучения.   Ребенок для меня всегда являлся субъектом образовательного процесса, определяя со мной учебную цель, планируя, активно участвуя в образовательном процессе, анализируя результаты. Личностно-ориентированная педагогика сегодня способствует формированию у моих учеников интеллекта и речи, критического и творческого мышления, конечно, учитываю при этом возрастные и психологические особенности учеников. В лицее большую помощь оказывает психологическая служба.

   Важнейшей чертой личностно-ориентированного образования считается понимание и взаимопонимание, потому что это общение, сотрудничество, диалог. Без такого диалога достичь поставленной цели невозможно.   Использую в работе такие формы урока, как педагогические, творческие мастерские. Хотелось бы сказать, что особенно пятиклассникам- шестиклассникам очень нравится работать в творческой мастерской: чувствуется равенство, нет соперничества, вдохновляет положительная оценка работы, ответственность каждого и важность самого процесса дела – все это привлекает учеников, дает стимул к познанию.

   Именно мастерская создает условия того, чтобы учащиеся сами добывали и осмысливали знания по предмету. От фазы индукции до рефлексии ученики пробуют учиться самостоятельно, но и я в любую минуту окажу помощь, обнаружив такую потребность.

   Нравится ребятам также работать над учебными проектами. Пользуясь в практике методом проектов, я становлюсь организатором исследовательской деятельности учеников. Именно проект вовлекает ученика во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов. В год мои ученики работают над 2-3 большими проектами в группах или индивидуально. В конце года проводим итоговую конференцию, где и проходит защита проектов. Лучший проект рекомендуется на доработку и участие в научно-исследовательской конференции. Надо сказать, что даже слабые учащиеся с удовольствием работают над проектами, участвуют в конкурсах и олимпиадах, поскольку оценивается и приветствуется даже самый малый результат ребенка.  

Используемая мною технология учебного диалога является ведущей в технологии личностно-ориентированного образования, ведь диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает моим ученикам овладеть диалогическим способом мышления, обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности.    

   В итоге осознанного выбора педагогических технологий с их набором методов, средств обучения в моих классах по результатам мониторинга наблюдается качество освоения учебных программ, повышение уровня знаний. Положительная динамика позитивного отношения учащихся к предмету повышается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...