« Родился я с песнями в травном одеяле…»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Интегрированный  урок  литературы, музыки и МХК11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_literatury.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Делая поэзию Есенина и музыкальные произведения,созданные на его стихи  композиторами различных эпох , главной темой предстоящего урока, преподаватели заранее отбирают несколько стихотворений и романсов о Родине, о  природе, которые наиболее созвучны с его собственными мыслями и настроением.

 Вопросы и задания к уроку распределяются среди учащихся, которые самостоятельно ищут ответы на них. Они же готовятся играть роли литературоведов, собравшихся на беседу за « круглым столом» , и отвечать на неожиданные вопросы с места, которые заранее продумывают все ученики.

Интегрированный  урок  литературы, музыки и МХК11 класс.

Тема урока:« Родился я с песнями в травном одеяле…»

Цель урока: способствовать формированию эстетического вкуса, посредством изучения связи музыкального, поэтического, культурологического восприятия учащимися поэтического мира народно- песенной лирики С. Есенина через групповую и  индивидуальную работу.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Развитие музыкального вкуса, речи, дикции.

-Повышение интереса к творчеству С. Есенина, фотографии, киноискусству, музыке.

-Расширение кругозора

-Умение находить и определять литературно- художественные образы.

Метапредметные:

Регулятивные:

-Формирование умения высказывать своё предположение на основе разговора с учителем;  умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  умение прогнозировать предстоящую работу.

Познавательные:

-Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций .Самостоятельно проводить исследования, на основе применения методов наблюдения- видеоряд, сравнительный анализ музыкального произведения, слушания музыки.

Коммуникативные:

-Формирование умения слушать и понимать других;строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;оформлять свои мысли в устной форме. Научить сотрудничать в группе, навыкам самостоятельной, индивидуальной работы, самопроверке знаний, умению слушать и оценивать других, навыкам коммуникативной рефлексии. Выражать собственную точку зрения по теме урока.  Делать выводы в конце беседы, диалога; мотивировать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

- Формирование умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции, делать выводы в конце беседы, диалога; мотивировать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование:

Музыкальный материал на уроке:  «Отговорила роща золотая» ( 1921), « Не жалею, не зову , не плачу»(1924), « Клен ты мой опавший» ( 1925), « Забава»(1923) ,      « Письмо матери»(1924)

Виды деятельности: групповая, индивидуальная.

Тип урока:Интегрированный,литература+ музыка+ МХК.

Организационный момент (Экспозиция):

 Слова учителя:

-Когда мы говорим о Есенине , то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ( Первый слайд презентации) ласково смотрящего на мир , из которого он сумел  извлечь золотые россыпи народной поэзии.

 В бревенчатом с голубыми ставнями домике где родился поэт, среди сотен отзывов посетителей есть и такой: « Поэзия Есенина заражает силой правды, глубиной любви к Родине. Она дарит счастье открытий.»

( Слайд 2)

Ход урока:

Формулирование темы урока учащимися:

( Примерные ответы обучающихся)

Формулирование главного вопроса урока,(проблема)

 Мелодика, лиризм, философичность , образность, стихотворений  Есенина  как основа для создания произведений ( песен , романсов)  композиторов- романтиков разных эпох.

Основной этап урока:

Литературовед 1:

-Из автобиографии Сергея Есенина

   Родился в 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей.

   Рос под призором бабки и деда.

   Бабка была религиозная, таскала меня по монастырям. Дома собирала всех увечных, которые поют по русским селам духовные стихи от «Лазаря» до«Миколы».

 Рос озорным и непослушным. Был драчун. Дед  иногда сам заставлял драться, чтобы крепче был.

 Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка.

 Учился в закрытой учительской школе.

Дома  хотели , чтоб я был сельским учителем.

   Когда отвезли в школу, я страшно скучал по бабке и однажды  убежал за 100 с лишним вёрст пешком.

   Дома выругали и отвезли обратно.

   После школы с 16 лет до 17 ил в селе. 17 лет уехал в Москву и поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. 19 лет попал в Петербург проездом  вРевель к дяде.  Зашёл к Блоку, Блок свёл с Городецким, а Городецкий с Клюевым. Стихи мои произвели большое впечатление.

   Все в один голос говорили, что я талант.

   Я знал это лучше других.

Учитель литературы:

- Образы которые рождают воображение, когда вы вступаете в поэтический мир С. Есенина- это береза, рябина, клен.

( вставка иможенизм)

 Жадно вглядывался он в картины природы:  с трепетом ожидал восхода солнца, засматривался на очертания старого леса, на поля, покрытые зеленеющей рожью и васильками. В детстве и отрочестве он был счастлив.

 Мы думаем все это и отразилось на становлении его как певца родных просторов , певца Родины.

 -Учитель музыки: 

 Вы не задумывались ,почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они настолько лиричны, настолько проникновенны и образны, что  сами ложатся на музыку.

Почему же стихи Есенина, положенные на музыку, называют романсами? И что такое – романс?

Слово «романс» пришло в Россию в середине XVIII века из Испании, где первоначально обозначало стихотворение на испанском («романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение с инструментальным сопровождением. Романсом первоначально называли положенное на музыку стихотворение на французском языке, а песней или бытовым романсом - на русском.
Одноголосое исполнение песни и дало начало русскому романсу. 
Отличие романса от песни не всегда однозначно: может быть, в романсе  более детализирована мелодия, она более связана со стихами, поэзия всегда возвышенна, а музыкальное сопровождение особенно выразительно. Как нам кажется, основное отличие романса от песни в том, что в песне не всегда предъявляются высокие требования к словам – у современных исполнителей поп-музыки они порой и вовсе невразумительны или же состоят из монотонно повторяющихся нескольких фраз. В романсе же важно каждое слово, проще говоря, без хороших стихов романса нет, какой бы ни была красивой мелодия.

В романсе обычно простой сюжет, он говорит о человеческих переживаниях: любви, измене, разлуке, одиночестве, памяти о прошлом, о смерти... Чувства в романсе выражаются прямо, открытым текстом.
Особенность романса - доверительная, но не фамильярная интонация по отношению к слушателю. Романс никогда не осмеивает чувства, какими бы незначительными они ни были, а всегда побуждает к сопереживанию

Как видим, все  характеристики романса соотносятся с творчеством Есенина.

Романсов и песен на стихи Есенина  множество. На одно только перечисление  уйдет много времени. Необходимо, однако, отметить, что много песен-романсов на стихи поэта написал композитор Григорий Пономаренко:

«Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Выткался над озером», «Сыпь, тальянка, звонко», «Пускай ты выпита другим», «Заметался пожар голубой», «Вот оно, глупое счастье», «Королева», «Несказанное, синее, нежное…», «Никогда я не был на Босфоре».

Кроме Г. Пономаренко, на стихи Есенина писали песни-романсы А.Вертинский («В том краю, где желтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чем вы кричите?»), Н. Кутузов(«Береза»), Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай, Баку!»)  и многие другие. Авторы некоторых песен и вовсе неизвестны, например, неизвестен  автор всеми любимого романса «Клен ты мой опавший», а также песен «Устал я жить в чужом краю», «Пой да пой, на проклятой гитаре…», эти песни считаются народными.

Индивидуальная самостоятельная работа

Какие из предложенных вам стихотворений С Есенина легли в основу романсов, а какие стали  песнями?  

Приложение 2

 Ответы обучающихся.

Прослушивание романса «Клен ты мой опавший»

( видеофрагмент в исполнении Николая Сличенко)

Вставка………………………………………………

Прослушивание видеофрагмента «Не жалею, не зову…

 Литературовед 2:

- «Не жалею, не зову…» 1921 тема стихотворения была навеяла Есенину лирическим отступлением « О юности» в  «Мертвых душах» Н.В. Гоголя.

Здесь грустная элегическая интонация не выливается в трагедию, так как путь человека от расцвета ( юности)  к увяданию ( зрелости, старости) естественен. Поэт понимает, что « увяданья золотом охваченный» он « Не будет больше молодым», что « страна березового ситца не заманит шляться босиком» ( то есть уже не будет восторгов и безумств юности). Очарование юности, полнота жизни – это дым,сон («Жизнь моя, иль ты приснилась мне!»). Но все же поэт благодарен судьбе за то, что «Пришлось процвесть и умереть».

В стихотворении « Отговорила роща золотая» 1924г. Тема подчиненности человеческой жизни законам природы , расставание с молодостью, подведение итогов получила дальнейшее развитие. Опять лирический герой соотносит, сопоставляет свою жизнь с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания. Особое значение здесь приобретают олицетворения , параллелизм, сравнение, еще и еще раз подчеркивающее  закон мироздания: лирический герой прощается с прошлым, « роняет грустные слова», и ему вторят « роща золотая», отговорившая « веселым языком»,  и журавли, которые «печально прилетая, уж не жалеют больше ни о ком».

Несмотря на то, что «  каждый в мире странник», цепь мироздания, закон жизни и вселенной не прекратится, не прервется: не  обгорят рябиновые кисти « от желтизны не пропадет трава». И уход лирического героя так же закономерен, как закономерны увядания и падения листьев с деревьев.


Кульминация.

Итог урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Родился я с песнями в травном одеяле..."

Сценарий для проведения открытого мероприятия, посвященного песенному творчеству Сергея Александровича Есенина....

Урок на тему "Родился с песнями в травном одеяле" по творчеству С.А.Есенина в 11 классе.

урок- презентация, цель которого заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно- поэтическим творчеством Сергея Есенина...

"Родился я с песнями в травном одеяле..."

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной поэту-песеннику Сергею Есенину. Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить вн...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."

Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...

Занятие с детьми с ОВЗ. Аппликация из размоченной бумаги "В лесу родилась ёлочка" (по мотивам одноимённой детской песни).

Представляю конспект занятия, которое я проводила с детьми с ОВЗ (2-й вариант обучения) в группе продлённого дня 10-11 классов. Занятие проводилось в рамках методической темы: "Использование техник...

Музыкальная гостиная. История создания новогодней песни «В лесу родилась ёлочка»

Внеклассное мероприятие "Музыкальная гостиная . История создания новогодней песни "В лесу родилась ёлочка"...