урок в 5 классе по повести Короленко "В дурном обществе" (методика смыслового чтения)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Лукьянова Ирина Геннадьевна

Это первый урок по повести Короленко, нацеленный на работу с текстом 1-3 глав. На уроке дети учатся внимательно вычитывать текст, обращая внимание на значение художественного слова, его смысловую ёмкость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_korolenko.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

УМК по литературе В.И.Коровина. 5 класс.

Первый урок изучения повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Цель урока:

на основе разных видов чтения выполнять анализ образа героя произведения

Планируемые результаты изучения темы.

Предметные:

  1. Владеть навыками чтения и анализа персонажа художественного произведения
  2. Выполнять устное словесное рисование

Личностные:

  1. Стремиться к приобретению новых знаний и умений
  2. Анализировать личностные достижения по теме
  3. Формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному

Регулятивные:

  1. Соотносить известную информацию с новыми знаниями
  2. Определять последовательность действий для выполнения учебной задачи

Коммуникативные:

  1. Сотрудничать с учителем и одноклассниками
  2. Формулировать собственное мнение о прочитанном
  3. Высказывать собственную точку зрения
  4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Познавательные:

  1. Извлекать информацию из текста
  2. Излагать содержание прочитанного текста
  3. Сопоставлять информацию из разных частей текста
  4. Устанавливать причинно-следственные связи
  5. Делать выводы

Ход урока.

Организационный этап.

      Урок начинается со взаимного приветствия учителя и учеников. Проверяется готовность к уроку (Все ли принесли тексты произведения?).

Мотивация учебной деятельности учащихся.

        С какой повестью какого автора вы познакомились к сегодняшнему уроку? Запишите в тетради её название и имя автора. (Можно вызвать кого-либо из ребят сделать это на доске). Имя автора этого произведения для нас, нижегородцев, хорошо знакомо, потому что не раз Короленко посещал наш город. Посмотрите, что написал о нашем городе Владимир Галактионович:

Нижний Новгород дал мне радушный

прием долгих скитаний, и те дружеские

связи, которые у меня завязались в

этом периоде, заставляют меня

вспомнить о нём, как о второй родине.

         Просмотр восьмиминутного видео о местах Нижнего Новгорода, связанных с биографией и творчеством писателя. Вот и вы познакомились с одним из самых известных произведений Короленко для детей.

        К этому уроку учащиеся самостоятельно познакомились с текстом 1-3 главы произведения Короленко. Урок начинается с беседы, подготовит учащихся к поиску ответа на вопрос: «Почему мальчик из хорошей семьи превратился в бродягу?»

Попросим ребят представить небольшую провинциальную улицу, на которой находится много домов-усадеб. Пройдём немного по ней и заглянем за забор одной из усадеб. Там увидим яблоневый сад, за которым виднеется дом. Перед ним лужайка, где играет маленькая девочка с куклой под присмотром няни. Как вам кажется, счастливая ли семья живёт в этом доме?

А какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»? (записываем на доске)

Давайте вернёмся в наш дом. В нём живёт Вася, герой повести Короленко. Посмотрите, что говорит сам мальчик о своей жизни в этой, на первый взгляд, счастливой семье: «Я начал бродяжить». Как понимаете это слово?

Что же привело к тому, что мальчик из хорошей семьи стал бродягой?

Постановка цели и задач.

          Ответить сразу на этот вопрос невозможно, так как учащиеся в пятом классе воспринимают события повести на уровне эмоционального пересказа, а в тексте эти изменения практически не фиксируются внешне, а связаны с внутренним миром героя. Поэтому, выслушав мнения ребят, которые чаще всего сводятся к тому, что пересказываются отдельные эпизоды из жизни Васи, а сами изменения отмечаются только в связи его отношений с отцом и Тыбурцием, указываем на то, что в какой-то степени всё, о чём они говорили, справедливо, но не даёт конкретного ответа на поставленный вопрос. Чтобы найти этот ответ, куда нужно обратиться? У кого искать подсказки? Всегда находится кто-то из учащихся, кто ответит, что в тексте, нужно обратиться к автору и его произведению. Что необходимо найти в тексте произведения? Что для этого надо сделать по-другому, не так, как было сделано дома? (Внимательно вычитать текст, увидеть то, что было пропущено).

Усвоение новых знаний.

         Предлагаем обратиться к тексту 1-3 глав и внимательно перечитать первый абзац в начале повести (в тетрадях на протяжении разбора текста на полях и на доске фиксируем те качества героя, которые отмечаем). Она начинается с фразы: «Моя мать умерла, когда мне было 6 лет». Какую информацию нам несёт это предложение? Как в народе называют детей, оставшихся без попечения кого-либо из взрослых? (вводится тема сиротства).

          Второе предложение: «Отец … забыл о моём существовании...» Так ли бы поступили вы по отношению к Васе в подобной ситуации? Чего не находит мальчик в отношении к нему отца? Кого он теряет со смертью мамы? Найдём в тексте объяснение причин этой ситуации (трещина между отцом и сыном пролегла до смерти мамы: судья не замечал мальчика из-за своего счастья, а потом не замечал из-за тяжёлого горя. Но до этого с Васей была мама, которая компенсировала ему отсутствие любви отца своей любовью). Как усиливается в этом предложении тема сиротства Васи? (общее горе не сблизило, а ещё больше разъединило отца и сына).

            Третье предложение сообщает о сестре, сохранившей привязанность отца, благодаря сходству с матерью. Какой итог находит в этом предложении тема сиротства? Подводим первый итог: как чувствовал себя Вася в кругу семьи после смерти мамы? Чего ему не хватало?

         Затем просим перечитать 1 и 3 главы и выписать из них сравнения, которые использует автор для описания Васи, и объяснить их роль («как дикое деревцо в поле», «как молодой волчок», «как зверёк», «как пугливый зверёк»). Следует также обратить внимание на глаголы, предшествующие этим сравнениям. Что нового открывается в образе мальчика благодаря этому приёму?

         Перечитываем сцену разговора Васи и судьи на скамейке в саду. Подчёркиваем (выписываем) глаголы, которые связаны с описанием состояния мальчика. Используя приём устного словесного рисования, отвечаем на вопросы: Каким видите Васю и судью во время разговора? Понимают ли они друг друга? Что нового открывается в Васе? (у него чуткая душа, он умеет сострадать).

         Как относятся к Васе дома? Просим не просто ответить, но и подтвердить примерами из текста. («все называли меня бродягой, негодным мальчишкой…укоряли в дурных наклонностях»).

Хорошо ли, на ваш взгляд, было мальчику в этой семье?

Вернёмся к нашим ассоциациям. Посмотрите, было ли у Васи всё это?

Найдите в 3 главе страшный вывод, который делает мальчик: «С шести лет я испытал уже ужас одиночества». Как понимаете это словосочетание?

Хотелось ли бы вам оказаться в такой семье? Что делал Вася, чтобы избавиться от ужаса одиночества?

Контроль усвоенных знаний, обсуждение ошибок и их коррекция.

         Подводим общий итог: просим учащихся записать ответ на вопрос в тетради в форме мини – рассуждения. Что способствовало превращению мальчика из хорошей семьи в бродягу? Затем парами учащиеся обмениваются тетрадями, обсуждают полученные результаты, при необходимости корректируют их. Мнения нескольких учеников выслушиваются, обсуждаются (лучше взять не столько сильных, сколько слабых учащихся, так как именно по их рассуждениям будет ясно, насколько понят текст).

Информация о домашнем задании.

      Чтобы углубить восприятие и понимание героя даётся домашнее задание. Необходимо внимательно перечитать 1-3 главы и написать экскурсию по Княж-городку, в котором живёт Вася, от лица мальчика, обращая внимание на его любимые места, то, чем они ему дороги  и т.д. Можно посоветовать ребятам посмотреть в Интернете картины Б.М.Кустодиева «Провинциальный городок», М.В.Добужинского «Вильно. Улица», С.Н. Ноаковского «Польский костел 18 века», Ю.Феддерса «Кладбище», «Развалины замка в Кокнесе», чтобы лучше представить описанный в повести городок.

Рефлексия.

      Подводя итог урока, задаём вопрос учащимся: что мы делали сегодня на уроке, какие ответы на какие вопросы искали, что помогло нам найти ответы на эти вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей.

Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко  «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей....

Технологическая карта урока по географии в 6 кл "Атмосферное давление" технология смыслового чтения

В  2014-2015 учебном  году наша школа продолжила работу по внедрению ФГОС второго поколения в среднее звено. Я провела несколько пробных работ по смысловому чтению и ужаснулась тому, что, че...

Урок развития речи по повести Короленко "Слепой музыкант"

Урок посвящен анализу повести Короленко, кроме этого большое внимание уделяется нравственной составляющей; учащиеся учатся отвечать на проблемные вопросы,в конспекте делается акцент на словарную работ...

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"

Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Материалы к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко " В дурном обществе"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г Короленко " В дурном обществе". Представлены иллюстрации, словарный материал, вопросы по тексту повести, кроссворд, литературоведческ...