Конспект урока литературы в 7 классе
методическая разработка по литературе

Галактионова Ольга Стефановна

Урок литературы в 7 классе "Во имя жизни..." (по рассказу Е.Носова "Живое пламя")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 1» города Велижа Смоленской области

«Во имя жизни…»

(по  рассказу Е.Н.Носова «Живое пламя»)

(Конспект урока литературы в 7 классе)

Выполнила:

Галактионова Ольга Стефановна,

учитель русского языка и литературы

Велиж

2019г


Цель:  определить идею рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»; совершенствовать навыки анализа текста.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знание сюжета рассказа Е. Носова;
  • понимание идеи произведения;
  • владение элементами анализа текста;
  • умение определять идейно-тематическое своеобразие рассказа.

Метапредметные:

  • Регулятивные: уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе.
  • Познавательные: производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.
  • Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе, сотрудничать; уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку  зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: 

  • формирование положительного отношения к учебной деятельности;
  • воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, его прошлому, прошлому малой родины, чувства ответственности и долга перед Родиной;
  •  формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Элементы технологии: технология развития критического мышления, информационно-коммуникативная, исследовательская.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал для групповой работы

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебник: Коровина В.Я., Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях. –М .: Просвещение, 2018г.


Ход урока

  1. Целеполагание. Мотивация.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам  предстоит интересная работа. Посмотрите на экран. О каком периоде истории нашей страны мы будем говорить? (показ слайдов с фотографиями памятников войны Велижа и Велижского района, звучит песня «Маки…» в исполнении Ю.Антонова )

(Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне1941-1945 гг.)

- Какие фотографии были на слайдах? (памятники Велижа и Велижского района, связанные с Великой Отечественной войной)

- Какие памятники вы узнали? (братское захоронение на Лидовой горе, памятник жертвам гетто, в честь 4-й ударной Армии и др. )

- В истории нашей Родины есть немало событий, о которых мы помним всегда.  Одним из таких событий стала Великая Отечественная война1941-1945 гг. И наш тихий городок не обошла стороной война. Об этом свидетельствуют множество памятников, разбросанных по территории Велижского района. А что за песня звучала? Почему именно она?

(мы читали рассказ Е.Носова «Живое пламя», там описываются маки)

- Подберите однокоренные слова к слову памятник  (память, памятный)

 - Нужно ли помнить об этих событиях? Зачем? (наши прадеды воевали, отдавали свои жизни, чтобы мы сейчас могли жить; забывать об этом мы не можем)

- Тема сегодняшнего урока:

«Во имя жизни...» (по  рассказу Е. И. Носова  "Живое пламя") слайд1

Работа в группах – заполнение таблицы (1 и 2 части)              

Знаю

Хочу узнать

Узнал

(Предполагаемые ответы:

Знаю: когда была война; подвиги, которые совершили люди в этот период; содержание рассказа «Живое пламя» и др.

Хочу узнать: почему так называется рассказ, вспомнить события Великой Отечественной войны, больше узнать о главных героях рассказа, почему для рассказа взяли описание маков, какая тема поднимается в рассказе, в чем его основная мысль и др.)

     2. Актуализация знаний.

1)  Сообщение ученика о писателе.                                            слайд2               

2) Беседа по содержанию.

- Давайте обратимся к содержанию текста. Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

(Он писатель, снимает комнату у Ольги Петровны)

- Расскажите об Ольге Петровне.

(Тётя Оля одинока, затаенная печаль переполняет ее сердце. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но скорбь иногда выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны).

- Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце.

(Тихий старенький домик, сочувственно оглядев меня, как-то сгорбившись)

 - Ощущается ли присутствие Алексея? Докажите словами текста. Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?

- (Алексей – сын Ольги Петровны. «Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал»,  «Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом …». Тетя Оля вспоминает его с любовью, теплотой.)

- Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

 (Чтобы унять душевную боль.) 

- Почему тётя Оля не любила сеять маки?

         (считала его сорняком, который портит вид клумбы)

3.Открытие новых знаний и применение их на практике

1)  Работа в группах (прием «двойной дневник»)

- Выберите и выпишите  из текста  цитаты, в которых автор говорит о том, что:

1)Через две недели клумба тёти Оли пестрела цветами.
2)Жизнь маков тетя Оля сравнила с жизнью людей.
3)На клумбе было уже не три мака.

4)Маки символизируют память.

- Прокомментируйте цитаты.

Цитаты

Комментарии

 «Клумба стояла неузнаваемой».

Примерные ответы: на клумбе было много разных цветов, но выделялись маки своей яркостью, и все цветы по сравнению с ними побледнели

 «И у людей так бывает…»

Можно жить долго и спокойно, так и не совершив главного поступка в своей жизни, а можно прожить короткую, но яркую жизнь, совершив подвиг.

«А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков».

По всей клумбе теперь росли маки, они были похожи на ковер.

«А снизу…подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.»

Живой огонь маков напоминает вечный огонь, а это память.

- Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам?  (напоминали о короткой, но яркой жизни сына) Слайд3

2) Анализ художественных средств.

- Прочитайте выразительно отрывок-описание маков.

- Какие слова подобрал автор, чтобы маки своим внешним видом превзошли всю эту аристократию. Найдите художественные средства, с помощью которых описываются маки.

Сравнения: маки - зажженные факелы с живыми, весело пламенеющими языками пламени

Эпитеты : полупрозрачные алые лепестки, трепетно-ярким огнем, густым багрянцем, озорной, обжигающей яркостью, буйно пламенели, весело пламенеющими

Метафоры : языки пламени, наливались багрянцем, стоит прикоснуться – опалят, слепили яркостью, маки пламенели, маки погасли

- Двое учащиеся получили индивидуальное задание к уроку, они работали исследователями и вот что узнали о маках.

3) Сообщение учеников о маках                                                      слайд4

Красный мак – символ Памяти.

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

4) Беседа с учащимися

- Что произошло с Алексеем? (погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...)

- Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. Мы можем вспомнить и подвиги других летчиков, которые защищали родную землю ценою своей жизни. Кого вы можете назвать? (Алексей Маресьев, Николай Гастелло и др.)

- Я хочу напомнить вам о подвиге Александра Петровича Мамкина, летчика 105-го гвардейского авиаполка гражданского воздушного флота, который был похоронен в деревне рядом с Велижем, а позже его перезахоронили на Лидовой горе. В ночь с 10 на 11 апреля 1944 года в подбитом запылавшем самолете он вывез из оккупированной зоны сирот Полоцкого детского дома. Боль, которую испытал лётчик-герой Александр Мамкин в горящей в кабине самолёта, трудно даже представить. И совершенно немыслимо то, что, терзаясь этой болью, человек справился с управлением и спас детей. Александр Мамкин погиб, но живут на земле более 80 потомков спасенных им сирот, называющих себя детьми Мамкина. (Видеофрагмент)

- Как вы думаете, страшно ли было тому, кто совершал такой  поступок?

- Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?

- Каким образом передается чувство памяти в рассказе Носова?

- Могут ли цветы передавать определенные чувства человека?

- Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?

- А что мы с вами можем сделать, чтобы не забыть? Где живёт наша память?

- Маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Они напоминали  вечный огонь, который не дает нам забыть о подвигах людей. Это наша память. Давайте и мы сегодня зажжем свечу и вспомним погибших на войне. (Учитель зажигает свечу, и учащиеся передают по кругу под музыку. Ученик читает стихотворение)                                                                                            слайд5

Полыхает огонь тёмной ночью и днём.

Мир и скорбь от него в сердце каждое льётся.

У святого огня на мгновенье замрём.

Много разных огней – этот вечным зовётся.

Перед вечным огнём ветераны молчат.

Память прожитых лет на висках серебрится.

Вспоминают они не пришедших солдат,

И скупая слеза обжигает их лица.

Светлый мир в каждый дом внёс советский солдат,

Но проклятая смерть сердце пулей пронзила.

Славный подвиг живёт в этих вечных огнях.

Недожитая жизнь в обелисках застыла.

На гранитной плите пусть не все имена.

Ей простим недочёт, ведь она из гранита.

Но героев своих свято помнит страна.

И никто не забыт, и ничто не забыто.

4. Рефлексия

- Возвращаемся к заполнению таблицы З-ХУ-У: что узнали? (Какова основная мысль рассказа? Почему рассказ так называется?) (работа в группах, учитель помогает сформулировать основную мысль)

  • В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.
  • Маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти о яркой, но недолгой его жизни, живым огнем.
  • Каждый человек делает свой выбор в жизни: можно прожить короткую, но яркую жизнь, а можно жить долго и спокойно, так и не совершив в жизни главного поступка – все в ваших руках.

Слово учителя

- Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Во имя нашей жизни погибли наши деды и прадеды, чтобы мы сейчас могли смеяться, радоваться, наслаждаться.  Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

Домашнее задание (по выбору)                                                            слайд 6

  1.  Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.
  2. Подготовить рассказ  о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.
  3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
  4. Написать эссе «Проблема памяти в рассказе «Живое пламя».

Рефлексия   деятельности                                                             слайд7 

Прием «Выбор начала фразы из рефлексивного экрана» (учащиеся выбирают и высказываются одним предложением)

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Меня удивило…
  8. Урок дал мне для жизни…


Источники

1.https://mirznanii.com/a/362140/smysl-rasskaza-nosova-zhivoe-plamya

2. https://www.youtube.com/watch?v=BiHMppAlBGY

О.С.Галактионова, учитель русского и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...