Занятие спецкурса по литературе на тему : « Пушкинские реминисценции в романе Ф. М. Достоевского « Идиот»».
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Аннотация:   данное занятие расширит рамки знакомства с судьбами, творчеством А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского,  будет способствовать  развитию исследовательского и ассоциативного мышления обучающихся,  формированию навыков самостоятельной работы с художественными полотнами, позволит  эффективно организовать учебную деятельность , включающую в себя  сопоставительный анализ , позволяющий провести исследование, изучить и проанализировать критическую литературу, литературоведческие труды, приобщит обучающихся к системе культурных и нравственных ценностей нашего общества.

 

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман « Идиот», литература, реминисценция, анализ текста, А. С. Пушкин, пушкинские реминисценции, сопоставительный анализ, идейное созвучие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_spetskursa_po_literature.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятие спецкурса по литературе на тему  :  « Пушкинские реминисценции в романе Ф. М. Достоевского « Идиот»».

 

                                                                Голоскевич  Светлана Ивановна ,

                                              учитель   русского языка и литературы

ГБОУ " Школа № 806" , г.Москва

sveta18071963@yandex.ru

 

Аннотация:   данное занятие расширит рамки знакомства с судьбами, творчеством А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского,  будет способствовать  развитию исследовательского и ассоциативного мышления обучающихся,  формированию навыков самостоятельной работы с художественными полотнами, позволит  эффективно организовать учебную деятельность , включающую в себя  сопоставительный анализ , позволяющий провести исследование, изучить и проанализировать критическую литературу, литературоведческие труды, приобщит обучающихся к системе культурных и нравственных ценностей нашего общества.

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман « Идиот», литература, реминисценция, анализ текста, А. С. Пушкин, пушкинские реминисценции, сопоставительный анализ, идейное созвучие.

Введение.

Проблема Пушкин и Достоевский в литературоведении находит довольно широкое освещение в общем плане. По данной теме существуют интересные работы общего характера. Есть   исследования, посвящённые сопоставлению конкретных произведений того и другого писателя:  Н.Д.  Тамарченко  «Пиковая дама»  А.С. Пушкина и « Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и, наконец, в ряде статей рассматривается вопрос о пушкинских реминисценциях в отдельных произведениях Достоевского: О. Д. Корзухин « Пушкинские традиции в жанрово- стилевом синтезе романа Ф.М. Достоевского «Бесы», Р.И. Поддубная « Отражение «Выстрела» Пушкина в творчестве Достоевского» и другие.

Одной из серьёзных работ, посвящённых интересующей  теме, является статья профессора Д.Д.Благого в его последней книге « Душа в заветной лире». Здесь приводятся примеры пушкинских реминисценций в произведениях Достоевского, ещё и ещё раз подчёркивается воздействие творчества А. С. Пушкина на развитие русской и мировой литературы вообще и на творчество Достоевского, в частности.

Следует отметить, что введение новых сложных форм, трудных для восприятия, привело к тому, что творчество Пушкина 30-х годов было не понято читателями и критиками. Одним из первых, кто понял новаторство Пушкина - реалиста, был Ф. М. Достоевский, который берёт на вооружение его принципы отражения реальной жизни. Но несмотря на полное принятие пушкинских традиций, писатель в то же время ищет новые пути к читателю.

Большой интерес в изучении темы « Пушкинские реминисценции в романе Достоевского « Идиот» представляются примечания к данному произведению, которые составили И. А. Битюгова (  « Идиот», п.п. 1-5, 9, раздел о принципах публикации подготовительных материалов к роману, планы и наброски) , В. В. Дудкин ( « Идиот», п.9,восприятие романа за рубежом), Н. И. Соломина ( « Идиот», п.6-7, реальный комментарий к роману и подготовительные материалы к нему).

Но гениальность Ф. М. Достоевского  заключалась в том, что проблемы, всю жизнь волновавшие его, носили поистине глобальный, общечеловеческий характер. Он создал такие духовные ценности, которые сохраняют непреходящее значение и для нас сегодня. Речь идет не только о художественном совершенстве, о мастерстве психологического анализа, а и о тех прогнозах и жизненных уроках, которые содержатся в его произведениях.

Поскольку количество часов, отведённых учебным планом на изучение литературы, не всегда позволяет организовать плодотворную работу с текстом на уроке, прекрасная возможность появляется в рамках спецкурсов по литературе .

На одном из таких занятий  возник вопрос о  реминисценциях, в частности, пушкинских реминисценциях в творчестве Ф.М.Достоевского.

Было решено провести занятие - исследование .

Цели:  познакомиться с понятием « реминисценция»,  прочитать роман Ф.М. Достоевского « Идиот», используя навыки сопоставительного анализа, найти  пушкинские реминисценции .

При анализе романа  в свете поставленной проблемы были использованы   следующие теоретические  положения:

 понятие А.Квятковского о том, что  реминисценция- это намеренное или невольное воспроизведение автором  знакомой фразовой или образной конструкции из другого художественного произведения.

(Реминисценция - один из важнейших элементов художественной системы, она является интереснейшим художественным средством, которое бесконечно расширяет смысловое пространство текста. )
Она рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателей, выполняет функцию напоминания:
чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую. 

Кроме того, имеет место такая художественная перекличка двух авторов, которая перерастает в принципиальное идейно-эстетическое созвучие.

(В этом случае чужой текст может не воспроизводиться, а если звучит, то это лишь сознательное подчёркивание автором своего идеологического родства с цитируемым художником.)

Большая часть занятия была посвящена выявлению случаев обращения Достоевского к пушкинскому творчеству в романе  « Идиот». Обучающиеся сделали вывод о том, что Ф. М. Достоевский   обратился к пушкинской лирике, в романе выявилось прямое цитирование  стихотворения 1829 г. «Жил на свете рыцарь бедный…».  Они конкретизировали, что в  данном случае мы имеем дело с реминисценцией I типа.

М.С. Альтман, советский писатель и переводчик, считает, что стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» имеет связь с романом Сервантеса. Это наблюдение очень важно для понимания пушкинского образа.


Вчитываясь в текст романа,  было обращено внимание  ещё на один пример прямого цитирования строк ( произведение И.А.Крылова «Лев да Осёл»).

 (Лев, как и в басне Крылова сказано:  Могучий Лев, гроза лесов,
От старости лишился силы.
А я, ваше превосходительство, -- Осел.
- С последним я согласен, -- неосторожно вырвалось у генерала).

В процессе чтения фрагментов романа обучающимися были выявлены реминисценции второго типа ( идейное созвучие).

Они обратили  внимание на то обстоятельство,  что в творчестве Пушкина и Достоевского огромное место занимала тема чудовищной власти денег. В романе «Идиот» Достоевский устами Лебедева дает следующую характеристику своего времени: «… все в нынешний век на мере и на договоре, и все люди своего только права и ищут: мера пшеницы за динарий и три меры ячменя за динарий» … да еще дух свободный, и сердце чистое, и тело здоровое, и все дары божии при этом хотят сохранить».

 В монологе Гани Иволгина слышен отголосок пушкинского «Скупого рыцаря», той же темы могущества денег

Ганя восклицает: «… Вы вот думаете, что я семьдесят пять тысяч получу и сейчас же карету куплю. Нет-с, я тогда третьегодный старый сюртук донашивать стану и все мои клубные знакомства брошу. У нас мало выдерживающих людей, хоть и все ростовщики, а я хочу выдержать.»

Следует отметить, что большинство старшеклассников способны выявить реминисценции первого типа. С реминисценцией же второго типа наблюдаются  сложности, так как  они  носят  неявный характер, требуют серьёзных знаний  произведений литературы и их основных идей.
По окончании исследования обучающиеся выделили общие элементы художественной системы, объяснили их сходство, сделали вывод о том, что в романе Ф.М.Достоевского « Идиот» дана характеристика изображаемой эпохи в полном соответствии с пушкинской оценкой, т.е. нашли реминисценции .

В заключение следует отметить, что  тема « Достоевский и Пушкин» привлекает всё большее внимание исследователей, становится всё более и более актуальной. Ещё Белинский верно почувствовал то обстоятельство, что писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей. В результате  сопоставительного анализа романа « Идиот» и произведений А.С.Пушкина  выявилось следующее:

1.        стихотворение Пушкина « Жил на свете рыцарь бедный» является одним из литературных источников образа князя Мышкина и помогает выявить сущность авторской позиции в отношении к герою и к своей идейно-художественной задаче в романе « Идиот», роман Достоевского содержит в себе многие проблемы, впервые поставленные в русской литературе Пушкиным, в частности : воздействие законов «железного века» на человеческую душу, судьба человека в мире, где господствует могущество капитала, способность человека сохранить в себе подлинно человеческое, несмотря на гибельное воздействие среды и эпохи,

2.как и всё творчество Достоевского в целом, как его литературно-критические работы, как его личные заметки ( « Дневник писателя»), роман « Идиот» содержит в себе прямые восторженные оценки Пушкина как личности и как художника,

в романе обнаруживаются художественные приёмы в создании образов, идущие от Пушкина, несмотря на довольно частую обращённость научно-критической мысли к данной проблеме, она далека от разрешения , поскольку данная тема - одна из существеннейших тем истории развития русской литературы, которая до сих пор не может считаться научно решённой.

Спецкурсы по литературе в старшей школе позволяют эффективно организовать текстовую деятельность обучающихся, актуализируют дидактический потенциал художественного полотна, обеспечивают непрерывный процесс коммуникации: сотворчество учителя, ученика и автора.

                               

                                     Литература.

1.Альтман М.С. Литературные параллел : К произведениям Пушкина и Достоевского.- В кн.: Страницы истории русской литературы. М.,1971.

2.Достоевский Ф.М.  Полн. собр. Соч.  в 30-ти т.-Л., 1973, т. 8

3.Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинёв,1981.

4.Пушкин А.С. Изб. соч. в 2-х т., -М., 1980, т.1

5.Пушкин А.С. Изб. соч. в 2-х т., -М., 1980, т.2

6.Сдобнов В.В. Читатель в творческом сознании Пушкина и  Достоевского: Несколько наблюдений.- Калинин, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-заседание-ареопага на тему "Авторская позиция в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Я предлагаю коллегам конспект нестандартного  урока литературы в 10 классе. Он будет интересен и для педагогов, и для учащихся, так как сложный во всех отношениях роман Достоевского требует...

Исследовательская работа на тему: « Художественная символика в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является одним из лучших произведений писателя. Значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. До...

Конспект урока литературы в 10 классе на тему "Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского " ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

Содержание урока     расширит представления учащихся о неразрешимости  противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит  от ...

"Пушкинские реминисценции в романе В.В.Набокова "Машенька"

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе...

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе по теме "Изображение положительно прекрасного человека в романе Ф.М. Достоевского "Идиот" "

В курсе литературы 10 класса необходимо знакомство учащихся с романом Ф.М. Достоевского "Идиот". В этом произведении главный герой, Лев Николаевич Мышкин, является духовным двойником писател...

Тема «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок литературы в 10 классе Тема: «Двойники» Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....